6 мин.

Интервью с тренером по легкой атлетике Светланой Ильиных

«То, что я имею сейчас, в том числе и семью, это всё благодаря лёгкой атлетике»

Светлана, считаете ли вы своё детство, проведённое в подвижных играх на свежем воздухе, счастливее детства нынешнего поколения?

В какой-то степени да. Было больше живого общения, приключений, подвижных игр. Постоянно приходилось придумывать что-нибудь новенькое, чтобы не было скучно. Во дворе кипела жизнь. Сейчас эта жизнь тоже кипит, но в большей степени в телефоне. Нынешнее поколение, мне кажется, больше надеется на кого-то, чтобы их развлекали, чем изобретает что-то самостоятельно.

После того как вы всё-таки выбрали лёгкую атлетику, не скучали по занятиям в балетной школе?

Балет, воспоминания о нём и творчество в целом у меня всегда шли рядом со спортом. Когда училась в школе, не только выступала на соревнованиях, но и пела в вокальном ансамбле, танцевала в хореографических постановках. А когда стала тренером, на второй год работы в школе решила принять участие в школьном конкурсе талантов и поставила со своими ребятами балет «Щелкунчик». В постановке задействовала и девочек, и мальчиков. С этим номером наша команда атлетов стала лауреатом 1-й степени. Это меня очень вдохновило. И после этой победы мы каждый год, помимо подготовки к соревнованиям, готовились и к этому творческому конкурсу.

Какие воспоминания у вас остались о первом тренере?        Правильно я понимаю, что стать тренером было частью вашего плана ещё в школьные годы?

Мой первый тренер Леонид Алексеевич Клевачёв заметил меня после городских соревнований между школами, где я заняла первое место в беге на 200 м, и пригласил на тренировку. Пошла из любопытства. Я тогда училась в восьмом классе. Это приглашение кардинально изменило мою жизнь. В старших классах я уже точно знала, куда буду поступать, кем хочу стать. И то, что я имею сейчас, в том числе и семью, это всё благодаря лёгкой атлетике.

Вы окончили школу с золотой медалью. Замечали за собой так называемый синдром отличника, который также мог проявляться в спорте?

Уточню, школу я окончила с серебряной медалью. Была только одна четвёрка по физике. Институт — с красным дипломом. Синдром отличника был всегда, с раннего детства. Для меня была важна успешность. В учебе, спорте, творчестве. Если нет успешности, дело не приносит радости. А успех — это мой источник вдохновения.

Какие есть плюсы и минусы обучения на спортивном факультете?

Самый главный минус — сформировавшееся у многих мнение, что на спортивный факультет поступают только те, кто плохо учился в школе и не смог больше никуда поступить. Когда я подавала документы, в приёмной комиссии посмотрели на мои баллы по ЕГЭ, оценки по предметам и спросили: «А вы точно на этот факультет идёте, ничего не перепутали?». Плюсы, конечно, есть. Возможность заниматься любимым делом и превратить это дело в профессию. Выезды на сборы и соревнования в течение года без вреда для учёбы. А ещё коллектив на 90 % мужской, с которым проще и интересней общаться.

Лёгкая атлетика — индивидуальный вид спорта. Главная задача тренера, на ваш взгляд, создать дружескую атмосферу в команде или в первую очередь сохранить дух соперничества?

Соревновательный момент всегда должен присутствовать, но и от коллектива многое зависит. Каждый ребёнок должен почувствовать, что он — часть единого целого. Я всегда подчеркиваю этот момент на тренировках и соревнованиях. Девиз нашей команды: «Пока мы едины, мы непобедимы!». Когда ребята чувствуют свою важность и нужность, появляется чувство ответственности. Результат не заставит себя долго ждать.

В тренировочном процессе по лёгкой атлетике большое значение имеет разнообразие условий его проведения. Занимаетесь ли вы с ребятами из команды «Луч» за пределами зала и стадиона? Например, в парке или в лесу.

Разнообразная тренировочная деятельность — очень важный момент в процессе подготовки. Чтобы поддерживать интерес к занятиям, нужно уметь включать фантазию, импровизировать. Наши тренировки не ограничиваются лишь стадионом и залом. Это и лесопарковая зона, и исторические места нашего города. Было и такое, что мы с командой уходили в поход с палатками на пару дней и там тоже тренировались. Даже на выездных сборах я старалась каждый тренировочный день проводить в разных местах. А когда выезжаем на соревнования на поезде, если приходится ехать пару дней, то всегда тренируемся на разных станциях.

В свободное от тренировок время у вас есть командное творческое хобби — участие в творческих конкурсах вокального, танцевального и театрального искусства. Какие идеи для номеров являлись непосредственно инициативой ваших учеников? Доверяете ли вы им выбор музыки?

Участие команды в творческих конкурсах — это моя инициатива. Надо отдать должное ребятам, что бы я ни придумала, они на всё легко соглашаются, доверяют мне, моему вкусу, а я, конечно же, учитываю их возможности и предпочтения.

В этом году ваша семилетняя воспитанница установила рекорд России в прыжках в длину с места с результатом 188 см. Вы сразу увидели в ней талант?

Да, девочка проявила себя ещё в детском саду. Она победила в городских соревнованиях по многоборью среди дошкольников и сразу обратила на себя моё тренерское внимание. Здесь, конечно, большая заслуга её родителей, которые с раннего детства занимались развитием своего ребёнка. Её мама и папа тоже спортсмены в прошлом, оба выпускники факультета физической культуры и до сих пор участвуют в соревнованиях на любительском уровне.

Благодаря лёгкой атлетике у вас появилась семья. А можете ли вы назвать своей второй семьей команду «Луч» или это слишком громкие слова?

Есть прекрасное выражение: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Моя команда — это, скорее, дело для моей души. А когда в дело вкладываешь душу, то оно становится для тебя родным.

Как складывались отношения с мужем, который является вашим же воспитанником. Не смущало, что вы его тренер?

Как потом признался мой муж, он решил прийти ко мне на тренировку только потому, что я ему понравилась. Он даже не знал, что такое лёгкая атлетика. Краем уха услышал, как я приглашала ребят на тренировку, подошёл и тоже решил записаться.

Буквально с первых тренировок я поняла, что ко мне пришёл очень талантливый парень. Так и получилось. В первый год занятий он выиграл абсолютно все старты сезона, выполнил норматив первого взрослого разряда и вплотную приблизился к уровню к. м. с. в беге на 60 м. На тот момент это был самый результативный мой воспитанник. Я воспринимала его исключительно как своего спортсмена и главного помощника. Он помогал в проведении тренировок, соревнований, был замечательным организатором.

Он не скрывал, что ходит на тренировки только из-за меня. Я относилась к его словам несерьёзно, с юмором. Даже советовала ему обратить внимание на девочек из нашей команды. Он упорно и ненавязчиво шёл к своей цели, просто был рядом и помогал во всём. Многие мои обязанности брал на себя. И через четыре года я поняла, что отношусь к нему, как уже к родному человеку. Без него будет всё не то и не так. А дальше классика жанра. Он делает предложение руки и сердца, а я понимаю, что это на 100% мой человек. Через год у нас рождается прекрасная девочка.

Светлана, каким советом вы можете поделиться с юными легкоатлетами?

Самое главное — верить в себя, в свои силы. Ставить цель и идти к ней, иногда даже ползти, но не сдаваться. Пусть не всё получается сразу. Падения будут. В спорте, как и в жизни, не бывает всё гладко. Нужно стараться превзойти в первую очередь не соперника, а себя. Неважно, кто твой соперник. Победи себя вчерашнего, тогда победишь всех остальных.