Она была не скоростной…
Некоторое время назад в тренерском чате, где обитают стажеры Rocket Scienze, разгорелся спор о ярлыках, которые мы сами на себя навешиваем. Началось все с того, что я сказала, что считаю себя не скоростной, т.к. традиционно медленно бегаю короткие отрезки (200, 400 и так далее метров). На тренировках мне всегда лучше даются длинные интервалы и всяческие темповые – мне нужно время, чтобы вработаться и начать дышать. А мои лучшие качества как бегуна раскрываются на марафонской дистанции, где скорость играет не такую важную роль, как, в частности, выносливость – готовность эту скорость поддерживать, а также умение справляться с объективными факторами, которые могут повлиять на конечный результат. Чем короче дистанция, тем меньшее значение будут иметь такие условия как - погода, меняющийся рельеф, невовремя развязавшиеся шнурки, выпавший гель, неистовствующие внутренние демоны и неразрешенные детские травмы. Оговорюсь, что короткой дистанцией я считаю даже полумарафон - когда бежать нужно и быстро, и долго.
В общем, есть всего несколько вещей, в которых я уверена в отношении себя: я люблю белое вино и эклеры, а скорость – не мой конек. Взять, вот, к примеру, мой первый марафон из трех (Бостон, 2015): я тогда даже «десятку» из 40 минут не выбегала и «половинку» из 1:30. При прочих равных надеяться на быстрый марафон не приходится. Однако же я надеялась, и мои надежды (и мольбы) были вознаграждены.
Девочки-любительницы, которые на тренировках бегают 200 метров по 32 секунды, кажутся мне богинями. Самое быстрое, что я видела на часах в лучшие свои дни – 34 секунды. Один раз и в самом конце тренировки, когда терять уже было нечего. «Оксана, натренировать это более чем возможно», говорит мне Антон (Черныш). Я же знаю, что умру, но не пробегу за 32 секунды. Или пробегу и умру.
«А кого вообще считать скоростным?», ставит вопрос ребром другой мой сокурсник - Женя. Летят друг за другом в чат сообщения. 200 метров за 32 секунды – разве ж это быстро? Где критерии «скоростного» человека? Если один раз пробежать 200 за 32, станешь ли ты быстрым? Откуда вообще взялись эти 32 секунды? А скоростной и быстрый – это одно и то же? Марафон по мастеру спорта – это показатель скорости? Кипчоге быстрый, Болт быстрый, Килиан быстрый и Искандер тоже быстрый. Но все по-разному быстрые. Что же это, получается, у каждого своя «быстрота»?
Среди моих собеседников, конечно же, доминировало мнение, согласно которому относя себя и других бегунов к «скоростным» или «не скоростным», я автоматически присваиваю нам всем категории, которые в действительности существуют только у меня в голове.
Ребята-тренеры вспоминают случаи, когда ученик с порога заявлял: «я не для десятки» или «я не для трешки». На вопрос «как ты это понял?», такой ученик обычно редко находит что-то вразумительное в ответ. Он просто чувствует себя таким или не таким бегуном. Не редкость, что многие люди навешивают на себя ярлыки, даже не попробовав того, к чему закрывают себе доступ. Или попробовав, но быстро сдавшись.
Бывает также, что такие ярлыки на нас навешивают другие люди, когда говорят это нам «дано или не дано». Борьба с ярлыками считается героической – мол, мы больше, чем думаем о себе, пределов нет и все такое прочее. И если тебе говорят, что у тебя что-то никогда не получится, велик соблазн всех убедить в обратном. Нас неизменно вдохновляют и восхищают такие истории успеха – когда некто бросает вызов и достигает высот, вопреки предрассудкам и мнению большинства.
Однако, по моему мнению, не все так однозначно. И то, что мы называем ярлыками, не всегда имеет отрицательную коннотацию. Как говорил Эрих Фромм в «Бегстве от свободы», все люди равны, но все люди разные. Никто из нас не универсален и у каждого из нас есть склонности к чему-либо. Иными словами, какое-либо качество (или качества) у нас, как правило, развито чуть лучше, чем прочие. Это субъективный факт, существующий объективно.
Скажем, кому-то дано писать длинные тексты, а кому-то лучше дается работа с цифрами и Excel-таблицами. Кто-то лучше запоминает текст, кто-то аудиал. Кто-то любит котов, кто-то собак. Ну а кто-то бегает коротко и быстро, в то время как другой - долго и помедленнее. Это просто люди – разные. «Причем здесь вообще ярлыки?», задаюсь я вопросом в поисках ответа.
По мне так это норма. Которую, конечно, можно воспринять как вызов и попытаться натренировать, скажем, любовь к собакам. Может быть, получится даже достичь определенных успехов. Но в глубине души, гуляя утром с лабрадором, вы все равно будете любить кошек, общение с которыми будет для вас неизменно легче и радостнее.
Я люблю марафоны и никогда не испытывала желания выйти на дорожку, чтобы принять участие в соревнованиях, например, на восемьсот или тысячу метров. Я быстрее соглашусь пробежать два марафона подряд, чем один раз 800 на скорость. У меня просто нет тех качеств, которые нужны на этих дистанциях – взрывной скорости и умения ее терпеть. Что немаловажно, мысли о дорожке и шиповках не возбуждают моего внутреннего спортсмена. Для меня там не хватает психологии - драмы, если хотите. А без этого мне скучно. Я, если честно, не понимаю, зачем вообще зашнуровывать кроссовки, если бежать предстоит меньше трех минут. Такова моя природа, и я бегаю в полном согласии с ней. И если это ярлык, то он мне не давит - как цвет волос или глаз, с которым я родилась. А кто-то другой находит в беге на сколько-то метров настоящий спорт, драйв, адреналин и удовольствие. Наконец, есть примеры того, как бегают и то, и другое, и третье.
Однако «ярлык» не следует понимать как приговор.
К примеру, известно, что у отдельно взятого человека, по общему правилу, преобладают медленные мышечные волокна (ММВ) или быстрые мышечные волокна (БМВ). Предположить, к какому типу (ММВ или БМВ) вы относитесь, можно и без проведения специальных тестов. Зачастую спортсмены-БМВ лучше выступают на коротких дистанциях и тяжело переносят длительный бег. ММВ устойчивы к усталости, поэтому больше любят кроссы, объемы, переменный бег, длинные интервалы. БМВ обожают силовые тренировки, особенно прыжковые. ММВ, напротив, тяжело дается развитие силовых качеств. Разнится и механика бега – упругий бег и короткий контакт с поверхностью у БМВ против тягучего, «с залипанием», бега ММВ. Когда речь заходит об индивидуализации нагрузки, то, как правило, для ММВ и БМВ будут различаться: время, которое необходимо для того, чтобы выйти на пик формы, предпочтительные «работы» для развития ПАНО, а также то, на что нужно делать акцент (например, у ММВ плохо развиты анаэробные качества, в отличие об БМВ, которые отличаются большей анаэробной емкостью).
Может ли ММВ стать скоростным, а БМВ – выносливым? Долгое время считалось, что соотношение типов волокон, а также их количество определяется генетически и не подлежит изменению. Однако последние исследования говорят о том, что типов мышечных волокон больше, чем два - каждая мышца представляет собой смесь из быстрых, медленных и всевозможных промежуточных волокон. Более того, данное соотношение варьируется не только от человека к человеку, но и от одной мышцы к другой. И, главное, в наших силах заставить мышцы работать как БМВ или как ММВ. Конечно же, полностью изменить соотношение и тип преобладающих волокон не получится и отрицать влияние генетики мы не можем: нам всегда будет легче даваться что-то одно - наращивать мышечную массу и скорость или же поднимать выносливость. Однако совершенно точно ММВ может стать более скоростным, а БМВ – более выносливым.
Если уж мы заговорили о генетике, расскажу о том, как однажды проходила генетическое тестирование. Оговорюсь, что не все считают подобные исследования достоверным источником информации. Как бы то ни было, результаты теста меня, честно признаюсь, удивили. Но, поразмыслив немного, я была склонна согласиться с его выводами. Мы начали с того, что я всегда считала себя жутко выносливой. Однако оказалось, что мой генетический профиль отличается, прямо скажем, средненькой выносливостью и весьма посредственной способностью выдерживать длительные нагрузки. Генетический тест выявил у меня… повышенный скоростной потенциал. «Это означает, что у вас хорошие спринтерские качества», черным по белому было написано в отчете, который я получила. Исходя из этого был составлен рейтинг видов спорта, к которым я имела предрасположенность, в порядке убывания таковой. Как вы думаете, на каком месте в этом чарте находится (ультра)марафонский бег? Правильно. На последнем и предпоследнем. У меня нет предрасположенности к тому, чем я занимаюсь вот уже десять лет. И если верить генетикам, мне следовало выбрать гиревый спорт, регби или, на худой конец, бег на 3 км с препятствиями. «Вам показан любой спринт (бег, конькобежный спорт, шорт-трек, плавание на короткие дистанции)», заключили генетики, повергнув меня в некоторый шок. «Скажите еще, что к эклерам у меня нет предрасположенности», подумала я. Генетики смягчились и добавили: «При желании можно заниматься активными быстрыми видами танцев - рок-н-ролл, ирландские танцы...».
Прежде чем отправиться на поиски студии ирландских танцев, я решила уточнить, что такое «предрасположенность». То ли это, что мы привыкли называть талантом? Не совсем. Генетика будет обусловливать первые результаты и последующий прогресс. Если вам «дано», то вы сходу и без усилий пробежите десятку. Наверняка, каждый из вас знает, как минимум, одного бегуна, который без специальных тренировок, что называется, за компанию, бегает марафоны из трех часов. Генетика также определяет условно конечный уровень - некий горизонт видимости, до которого может дойти человек. Но, прежде всего, генетическая предрасположенность – это ресурс. Человек с предрасположенностью к какому-либо занятию будет более успешен в нем за счет того, что ему понадобится приложить гораздо меньше усилий, чем другому человеку, у которого такой предрасположенности нет. Проще говоря – для того, чтобы чего-то добиться в марафонском беге, мне нужно тренироваться три раза в день, в то время как моей сопернице, у которой такая предрасположенность есть, - один. В какой-то момент мы, может быть, даже сравняемся в результатах. Но через несколько лет из-за того, что я тренировалась трижды в день, я неминуемо закончусь. А тот, кому это дано, продолжит бегать. Упорные занятия тем, для чего вы не созданы, приведут к более быстрому изнашиванию организма и большим рискам для здоровья, что рано или поздно не в лучшую сторону скажется и на результатах. Предрасположенность (то самое «дано или не дано») - это относительная лёгкость достижения результата, сопряженная с удовольствием - как на физическом, так и на эмоциональном уровне - от того, что ты делаешь.
Таким образом, мои представления о себе как о «не скоростной» зиждутся на том, что я никогда не пробовала добиться чего-либо в беге на короткие дистанции. Моим приоритетом всегда был марафон, а двухсотметровые интервалы – всего лишь элемент пазла подготовки к нему. И, вот, что еще интересно. В топ моего «генетического рейтинга» попали такие виды как бокс и, в частности, кроссфит, который существовал в моей жизни задолго до бега. И то, и другое мне ужасно нравится. И если интервальная тренировка на стадионе нередко ассоциируется у меня с наказанием за мои многочисленные грехи, то в зал, где нужно тягать гири и бить кувалдой по покрышке, я неизменно бегу вприпрыжку. Не в последнюю очередь потому что там мне ничего не нужно достигать. Да и про ограниченность ресурса я склонна соглашаться с учеными. Сейчас мне уже приходится прыгать выше головы, просто чтобы бегать как раньше, а, чтобы прогрессировать, нужно прикладывать или больше усилий, или менять их вектор.
Оценить мое владение инструментом можно в этом ролике
Меж тем, знать путь и пройти его – не одно и то же.
Генетика не определяет нас, хотя и имеет воздействие, которое сложно, да и глупо, отрицать. Например, такое качество как (аэробная) выносливость примерно на 60% зависит от генетики. То есть, у нас все еще есть 40% результата, на которые мы можем повлиять. Показатель МПК, как и способность его к улучшению, также во многом определяется генетикой. Однако при правильных тренировках у каждого из нас есть возможность достичь своего лимита МПК. При этом одному бегуну для этого понадобиться больше времени, чем другому, и чем ближе вы будете к своему генетическому потенциалу, тем медленнее будете прогрессировать[1]. Скорость можно повысить с помощью тренировок, но сделать это будет сложнее, чем если речь идет о выносливости. Я встречала суждения о том, что, например, на стометровке за весь период спортивной карьеры, начиная с детского возраста, можно увеличить скорость всего в 1,5-2 раза. В то время как выносливость может вырасти в десятки раз, т.к. в меньшей степени обусловлена влиянием генов[2].
Ни один генетический тест с точностью до 100% не скажет, какой спорт вам следует выбрать. Спортивный успех, к счастью, лишь отчасти зависит от комбинации генов. Значение будут иметь место рождения и жительства, тренировки, окружение, стиль жизни, пр. Более того, большинство видов спорта сочетают, как правило, сразу несколько типов нагрузок, которые требуют включения разных генов.
Есть расхожее мнение, что выдающиеся спортсмены обладают какими-то выдающимися генетическими данными. Например, кенийцам приписывается особый ген выносливости, объясняющий их тотальное превосходство на марафоне. Безусловно, спортсменов из Кении и Эфиопии роднят общие антропометрические показатели, которые дают преимущество на дистанции 42,2. Однако спортивные физиологи считают, что на их превосходство влияют, прежде всего, социально-экономические факторы: в частности, то, что будущие чемпионы, проживающие, что немаловажно, в условиях высокогорья, многие километры до школы и обратно бегали босиком. Генетические тесты некоторых олимпийских чемпионов также показывают – предсказанные тестом результаты спортивных показателей у них иногда бывают даже хуже среднестатистических.
С другой стороны, отстаивая абсолютную свободу тела и не признавая, что существуют какие-либо «склонности» и «предрасположенности», мы рискуем пойти против природы. Насколько это целесообразно и, главное, эффективно? Следовать своей природе – легко и приятно. Кроме того, знание себя помогает реализовать врожденный потенциал, который есть в каждом из нас. Понимание своего потенциала в плане нагрузок позволяет оценить сильные свои стороны и сделать ставку на них. В то время как занимаясь всем подряд, сложно добиться настоящего успеха в чем-либо. Поэтому мне представляется важным понимать, куда тебя клонит больше. Там и развитие, и удовольствие от развития.
Подытоживая разговор о ярлыках, сошлюсь на еще одно любопытное исследование, в котором атлетов тестировали на предмет варианта гена CREB-1, который определяет выносливость[3]. Некоторым испытуемым специально сообщили ложные результаты. Те, кто в действительности генетически были выносливыми, но узнали, что у них «плохая генетика», стали бегать хуже. И наоборот - люди, которые генетически не были выносливыми, после получения «хороших новостей» начали прекрасно тренироваться.
Природа водружает над нами потолок. У каждого он свой и далеко не все из нас смогут дойти до него – так высок он бывает. Но природа не ставит нам рамок - зачастую мы ставим их себе сами, в то время как у нас всегда есть выбор, каким быть и чем заниматься. Очевидно, что при наличии таланта (или предрасположенности) все будет получаться значительно проще и быстрее – в беге или в чем-либо еще. Однако не всегда талантливые люди находят в себе достаточно мотивации для того, чтобы раскрывать свой потенциал, именно в силу того, что многие вещи даются им легко. В свою очередь, на результат своего труда может претендовать кто угодно - и это то, в чем мы оказываемся равны. «Терпение и усердие лучше, чем беспутство и гениальность» (Ремарк, «Три товарища»). Развивайте технику, получайте новые знания, набирайтесь опыта - это залог прогресса в любой деятельности, вне зависимости от того, имеете вы к ней предрасположенность или нет.
И обязательно пробуйте новое. Даже если вы не созданы для ирландских танцев – может быть, они созданы для вас.
[1] Изменениям тренировками, как правило, не поддается значение максимального пульса - наибольшее количество сокращений, которое сердце способно совершить в минуту. ЧССmax зависит от человека (возраста, веса, пола) и в большой степени обусловлен генетически.
[2] https://poisknews.ru/themes/medicine/chempionstvo-po-nasledstvu-uchenye-vyyasnili-kak-geny-vliyayut-na-sportivnye-rezultaty/