Вероника Попова. Когда вершина долгого подъёма выходит из-за облаков
О спортивном пути и главном заплыве лучшей кролистки России.
Спортивные карьеры бывают разными. Иной раз это одиночный взлёт на вершину в юном возрасте и последующее угасание, сопровождаемое ностальгическими воспоминаниями былого триумфа и настоящим осознанием его величия. Иногда высокую планку удаётся удержать и заработать себе большое имя, став в глазах окружающих великим. Есть и множество безликих карьер, которые незаметно для всех начались, незаметно шли, незаметно завершились. Таких, к сожалению, большинство. Таковы законы спорта и жизни.
Каким должно быть образцовое течение спортивной карьеры? Это постепенное совершенствование и следующий из этого постоянный прогресс. Или, если отбросить излишний идеализм (всё-таки пути не бывают беспрепятственными и локальных спадов не избежать), сохранение возрастающего тренда в результатах. Прогресс - хорошее слово. Оно, в общем-то, заложено в самом понятии "спорт". И, казалась бы, поход по такому пути наиболее логичен и естественен для спортсмена. Но так получается далеко не всегда. Даже реже, чем можно было бы предположить.
Когда начальная точка пути находится где-то между небом и землёй - гораздо ниже многих талантов, которых на своём пути каким-то образом необходимо опередить, - в этом случае прогресс наиболее необходим. Но в то же время он наиболее сложен и в конечном счёте наиболее ценен. При этом нет никакой гарантии, что его будет достаточно, и осознание этого добавляет дополнительные сложности.
Карьера Вероники Поповой начиналась именно там - где-то посередине. Вырваться из небольшого городка в юниорскую сборную страны - это достижение. Смотря на множество подобных случаев, вроде бы банальное, но достижение. С другой стороны, профессиональный спорт - это айсберг: если ты не на самом верху, то никто тебя не заметит. А плавание - вдвойне. В то время, в 2007-м году, до видимой области этого ледяного камня 16-летней девушке было далеко. Она была похожа на тех, кто приходит один раз по счастливому однодневному билету, и больше никогда не возвращается.
Именно в таком свете ситуация долгое время и представлялась. Пока не наступил Чемпионат России 2010-го года. Тогда, на стыке десятилетий, Попова добавила к основному для себя баттерфляю кроль, который, начиная с того момента, и стал её основной специализацией. Оба этих стиля плавания в то время в России представляли из себя пустыню. Говорить, что Вероника после двух побед стала в этой пустыне деревом надежды, наверное, было ещё преждевременно. Но для неё это был новый и куда более серьёзный билет в большое плавание, ведущий к подножию манящей, но для кого-то неприступной, горы, вершина которой скрывается за густыми облаками.
Способна ли её покорить 19-летняя девушка из Санкт-Петербурга? Тогда это ещё требовалось определить. Но, на самом деле, со стороны ситуацию было сложно назвать оптимистичной. Значительное улучшение результатов после 19 лет - случай для женского плавания не самый тривиальный. Тем не менее это произошло: в 2011 году Вероника обновила рекорды России на всех коротких кролевых дистанциях - от 50 до 200 метров. Эта ступень в её спортивном развитии позволила наконец-то отметиться высоким результатом и на международной арене - шестым местом на Олимпиаде в Лондоне на 200-метровке.
Каким было это шестое место и что оно значило? Это был успех, близкий на тот момент к её максимуму. Максимуму, которого с запасом не хватало до того, чтобы бороться за медали.
Сезон 2013-го года был слабым. Помню, во время то ли чемпионата России, то ли Универсиады я с сожалением задумался о том, что через пару лет Вероника уже вряд ли сможет не то что выигрывать чемпионаты страны, но и с трудом будет попадать в эстафетный состав. Не столько из-за неудач (на самом деле, довольно относительных), сколько из-за многообещающих результатов молодого поколения. Но в женском кроле эти перспективы ни к чему не привели, хотя именно здесь они просматривались едва ли не наиболее ярко.
Однако опасения относительно того, что в Лондоне был достигнут глобальный и уже никогда не преодолимый максимум, не соответствовали реальности. В 2014-м году после улучшения личного рекорда на 200 метров на секунду (1:55.93) и подтверждения высокого уровня по ходу сезона, стало понятно, что возможно многое, если не всё. Но покорение очередного тяжёлого яруса всё-таки осталось незавершённым. Из-за неудачи на чемпионате Европы.
То, что произошло в 2014-м и подтвердилось спустя год четвёртым местом на чемпионате мира - это высокий уровень. Это большой и, пожалуй, даже удивительный прогресс. Но в противовес есть и тенденции мирового плавания. Тенденции всеобщего роста результатов. Когда 1:56.0 становится недостаточно для того, чтобы являться претендентом на достижение самых высоких целей. И в Рио эти тенденции поглотили все надежды.
Нынешний сезон ничего не предвещал, если смотреть глазами стороннего наблюдателя. Стандартный Чемпионат России, стандартный "Маре Нострум" - всё по 1:57.XX. Это был сценарий, который мы уже где-то видели. Но то, что произошло в полуфинале чемпионата мира - это глобальный переворот. Переворот в подготовке Вероники, в её результатах. Переворот и в моём восприятии едва ли не всего чемпионата мира. 1:55.08, третье место по итогам полуфинала - это то, что меня потрясло. Из разряда, когда очень желаешь, но уже не веришь, и всё же получаешь. Единственное "но": необходимо добавить приставку "почти". Потому что предстоял ещё финал.
Финал. Первый большой финал, в котором есть шансы стать призёром. И шансы высокие. Первый, в 26 лет. Тот момент, когда вершина долгого подъёма выходит из-за облаков. Когда приходит настоящее осознание того, что она близка и достижима.
Хотя я далеко не первый год смотрю плавание, я только сейчас обратил особое внимание на фактор волны. Плавание - это не только сиюминутная физическая и психологическая готовность. Когда борьба идёт за сотые, такая нефундаментальная составляющая, как волна от впереди идущего соперника, может приобретать определяющий характер. Наиболее характерна она, конечно, для эстафет, но и для личных дисциплин, где имеется достаточно высокое тактическое разнообразие, также имеет место быть.
Перед финалом я размышлял в том числе и по этому поводу. Отсутствие на соседней дорожке Эммы Маккеон, которая проявила себя в качестве локомотива первой половины, не воспринималось позитивно. С другой стороны, Кэти Ледеки способна плыть первую половину ещё сильнее Эммы и вдобавок к этому додерживать скорость на второй. Так что расклад сидения "под крылом" Ледеки тоже смотрелся перспективно.
Финал! По соседней дорожке плывёт главный и практически безоговорочный фаворит соревнований Кэти Ледеки. 50 метров - вровень, 100 метров - минимальное отставание в три десятых, 150 - всё то же самое. Финишные метры. Ледеки становится ближе. И всё решается в касании. Нет никакого корпуса, вся разница в касании.
Если абстрагироваться от всего остального, и воспринимать только борьбу с Ледеки, кажется, что всё прекрасно. Даже безотносительно того, в чью пользу сыграло это касание. Но если раскрыть остальные шесть финальных дорожек, посмотреть на секунды, выясняется, что этот заплыв противоречив. И в конечном счёте трагичен. 1:55.26, четвёртое место.
Оказалось, что это была ещё не вершина, это лишь ещё один ярус долгого и тяжёлого подъёма. Не является ли он бесконечным?
Но и это уже высоко, и как приятно на такой высоте найти уютный горный домик в виде медали комбинированной эстафеты.
***
2012-й год, Лондон
— Если укрепить дух, то вы тоже сможете плыть 200 м кролем на уровне 1.53? На 4 секунды быстрее? (прим. - Эллисон Шмитт выиграла Олимпиаду с результатом 1:53.61)
— Нууу… Почему нет? Надо больше тренироваться.
Порой хочется найти магию цифр или какую-нибудь простую закономерность. 2011-й год - 1:57.0, 2014-й год - 1:56.0, 2017-й год - 1:55.0. Найти и продолжить: 2020-й год - 1:54.0. А не материализоваться ли этому оптимистичному ответу через три года в Токио?