«Когда мой начальник увидел, как это работает, он вскрикнул «Срань Господня!»
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает, как с помощью современных технологий многие нашли себе работу в НФЛ - некогда одной из самых консервативных организаций в мировом спорте.
ПОРА МЕНЯТЬ КАРАНДАШИ И БУМАГУ НА КОМПЬЮТЕРЫ
Кайл Шэнаханначинал карьеру аналитиком, а теперь он тренер клуба НФЛ
«Мой кабинет, возможно, был самым маленьким на всём стадионе в Тампе. Всего лишь один шкаф, небольшой стол и предмет, с которым никто не умел работать, – компьютер. Если тренер оставлял дверь в раздевалку открытой, то из-за узких коридоров я оказывался в ловушке и не мог выбраться. Руководство команды всё ещё смотрело предыдущие игры на видеокассетах и вручную рисовало свои плейбуки (тактическая основа на каждую игру по американскому футболу, – ред.). И вот меня, 24-летнего координатора по контролю качества посадили в этой комнатушке и предложили повозиться с этой новой для всех техникой», – так рассказывает о начале своей карьеры Кайл Шэнахан - главный тренер «Сан-Франциско Фотинайнерс».
Однако уже пару лет спустя поколение нового тысячелетия заимело определённый вес, и в маленьких шкафах в маленьких кабинетах складировались будущие победы. Молодые люди, впоследствии ставшими тренерами и координаторами в НФЛ лоббировали у своих боссов променять карандаши и бумагу на компьютерные программы. Шэнахан в первые же дни работы конвертировал все плейбуки своего босса Джона Грудена в ХОS. Когда Кайла на посту заменил новый координатор Натан Хэкетт, то в Microsoft Visio уже скопилась база из 17-ти тыс различных тактических находок и предложений Грудена.
Хэкетт и ранее внедрял новые технологии в тренировочный процесс: в 2003 году его наняли на работу в Стэнфордский университет, один из самых передовых во всем мире, выпускники которого прославили Кремниевую Долину. Он был уверен, что в таком месте он сам сможет многому научится. Однако то, что увидел Хэкетт, сильно озадачивало: в самом передовом и технологически развитом университете мира главными инструментами для достижения победы были маркер и карандаши. Весь тренировочный план и процесс контролировались вручную, все плейбуки также рисовались красными и черными карандашами.
«Они делали много рутинной работы, которую можно было сделать гораздо проще с помощью различных программ, таких как Excel, Visio. Я пришел и обучил их, в итоге времени на подготовку команды уменьшилось в разы. Мне они просто говорили, что то, что я делаю, – это очень круто», – вспоминал Хэкетт. Да и отношение со стороны команды к Натану было не совсем обычным: у него не было никакого должного спортивного или it-образования. По специальности Хэкетт был нейробиолог. Сейчас же он занимает пост координатора нападения в «Джексонвилле».
НА РАБОТУ С ВИДЕО УХОДИЛО ПЯТЬ ЧАСОВ, СЕЙЧАС ПЯТЬ МИНУТ
Таких историй в нынешней НФЛ множество. В 2004 году 23-летнего Тодда Даунинга пригласили работать «аналитиком футбольной системы», хотя до этого он вообще ни разу не играл в футбол в колледже. Сейчас же Тодд работает координатором нападения в Окленде. В 2005 году 26-летний работник финансового сектора Роберт Салех отправил по почте в «Хьюстон Тексанс» собственноручно сделанный фильм-исследование о тактике клуба. Сейчас Салех работает с Шэнахеном в Сан-Франциско и занимает там должность координатора защиты.
Роберт Салех (справа) – координатор защиты«Джексонвилля»
Для Хакетта и других молодых тренеров в НФЛ технологический бум в начале нулевых упростил планирование игры и плейбука, открыл дверь туда, куда за пару лет до этого не впускали людей извне. «В начале карьеры тренеры говорили, что мои методы неэффективны. Они не верили в новые технологии, считая, что компьютер никогда не сможет понять сути игры. Сейчас же они доверяют все свои наработки молодым людям, чтобы эти самые компьютеры могли модернизировать их знания. Постоянно встречаю молодых людей, которые работают только за компьютерами. Кажется, один клик мышью может решить исход того или иного матча».
Особенно изменились подготовка и анализ соперника по видео с предыдущих матчей. Раньше аналитики в командах в буквальном смысле резали плёнку и сшивали ее заново, чтобы понять, как играет тот или иной футболист. И работы было так много, что видеокассеты приходилось выбрасывать или удалять запись уже на следующей неделе, ведь НФЛ никогда, даже на сутки не останавливалась на одном месте. Появление специалистов в компьютерных областях привело к резчайшему увеличению времени для работы с командой: если в 1995 году для работы с видео уходило по пять часов в сутки, что уже через десять лет на это требовалось всего пять минут.
«Тренеры команд эволюционируют вместе с технологиями», – считает Салех. – Если раньше коуч знал такое слово, как PowerPoint, это уже было везением. Сейчас же ко мне постоянно подходят тренеры, чтобы узнать, не появилось ли на рынке каких-либо новых технологий».
ЕГО РЕАКЦИЯ БЫЛА «СРАНЬ ГОСПОДНЯ»
Однако не стоит думать, что этот технологический бум сделал нечто революционное в сознании тренеров. Напротив, некоторые из них сами ещё до появления молодежи на «сцене» пытались совершенствовать себя. В 1999 году на место тренера лайнбэкеров был назначен Джек дель Рио. Он меньше всего был похож на парня, который доверял современным технологиям. Ему сообщили, что в офисе команды есть одна операционная система Avid. В итоге Джек на собственные средства приобрел каждому тренеру команды по компьютеру, дабы это упростило анализ моментов.
«Это было моё решение, лишь одна их тех вещей, над которыми я много работал. Я очень сильно боялся стать динозавром, который не знает ничего и не умеет ни с чем работать», – вспоминал дель Рио об этих годах. Сейчас он главный тренер «Окленд Рейдерс».
Нынешний главный тренер «Аризоны» Брюс Эрианс также вспоминает своё первое знакомство с компьютерами: «Я три года работал тренером квотербеков в Технологическом университете Вирджинии. До сих пор помню, как в первые недели моей работы подошёл один из наших аналитиков. Он показал, как можно смотреть фильмы по компьютеру. Меня это шокировало, так всё было быстро. Так что я подошел уже к своему начальнику, координатору нападения. Я ему сказал что-то вроде «смотри, что покажу». И показал, как это работает. Его реакция была «Срань Господня». Он был под впечатлением. Единственное, что мешало работе, – это жесткий диск, который все время сильно жужжал.
Однако лишь единицы становятся главными тренерами или даже координаторами. Сам Кайл Шэнахан признает, что его карьере, прежде всего, помогло работа под руководством Грудена. «Я был как очень умный и старательный студент. Однако даже отличник никогда не сможет стать профессионалом без достойного научного руководителя. Для меня таким был Груден и мне повезло. Увы, многим другим аналитикам не выпало такой чести, и сейчас они всего лишь сидят за компьютерами и клацают мышью. Но я уверен, что в будущем все может поменяться. Нужно лишь доверие, и научится нормально общаться со своими «профессорами».
Раньше Хэкетт работал в «кладовой», которая досталась ему от Шэнахана. Там были вешалки над головою, шкафчик, компьютер. Теперь в его кабинете три HD-экрана, оцифрованные плейбуки с Джо Монтаной и Бреттом Фавром и самые последние модели ПК и программного обеспечения, которые позволяет делать с видео всё, что ему заблагорассудится. Он уверен, что в будущем технологии достигнут таких высот, что один человек будет за пару минут сделать то, что раньше делали десять за целую неделю.