11 мин.

Отсутствие противопоказаний

На неделе скоропостижно завершился очередной мужской чемпионат России по волейболу. «Зенит» опять чемпион, «Белогорье» снова в Лиге чемпионов, а «Динамо» все еще с глобальными проблемами. Sports.ru подводит оперативные итоги ушедшего в историю сезона, выделяя его главных героев и неудачников, отмечая два тренерских открытия и один провал.

Триумф

Давно не случалось такого, чтобы в нашем чемпионате был один очевидный фаворит. Два – обычное дело, два с половиной или три – почти привычный бонус, а вот один-единственный, пожалуй, не случался со времен доминирования Белгорода в начале 2000-х. И вот случился. Не то, чтобы казанский «Зенит» сделал в этом году какой-то особенный скачок в собственном развитии, просто его основные конкуренты вследствие кризиса глобального, экономического, или локального, игрового, оказались не в состоянии поддержать прошлогодний уровень.

Казань, впрочем, это должно волновать меньше всего. Летом Владимир Алекно провел почти образцовую селекцию, залатав уязвимые места в чемпионском составе – Алексей Вербов закрыл позицию либеро, а Сергей Тетюхин, Максим Пантелеймоненко и Антон Куликовский – позицию доигровщиков. И если последний играл в итоге мало и после суперсезона в «Факеле» ожиданий по разным причинам не оправдал, то Пантелеймоненко (8-е место по результативности в общем списке игроков Суперлиги по итогам регулярного сезона и 2-е по эйсам) быстро стал одним из лидеров «Зенита».

Казанцы начали регулярный чемпионат с 10-ти побед кряду, завоевали Кубок России, после Нового года пережили ощутимый спад, но 1-е место в Суперлиге удержали, а к плей-офф снова вышли на пик формы и с 9-ю победами в 10-ти матчах (и 27-ю в 32-х сетах) стали безоговорочными чемпионами. Оговорки, впрочем, все равно нашлись – с точки зрения внутреннего сезона «Зенит» все сделал идеально, а вот в Лиге чемпионов февральская функциональная яма оказалась роковой: в первом же раунде того плей-офф команда Владимира Алекно уступила греческому «Олимпиакосу». Это, в отличие от 3-го места на осеннем клубном чемпионате мира в Катаре, прошедшего по чудаковатым правилам, всерьез подпортило впечатление от триумфа казанцев.

Главные роли в «Зените» по-прежнему играют неразлучные американцы Ллой Болл и Клейтон Стэнли (диагональный, впрочем, сезон провел небезупречно, но в решающих играх снова не подвел) и вернувшийся в клуб Сергей Тетюхин (великим его уже можно называть или подождем окончания карьеры?), а также уже упомянутые Вербов и Пантелеймоненко. В центре сетке суперзвезд нет, зато есть надежные Николай Апаликов (в плей-офф 2-3-е место по эйсам и 6-е место по очкам на блоке), Александр Абросимов (4-е место по очкам на блоке) и ветеран Александр Богомолов. Скамейку казанцев самой длинной в лиге не назовешь (и в определенный момент это вышло на первый план), но именно с нее в сборную России пробился диагональный Алексей Черемисин, единственный из «Зенита», кто заявлен на Мировую лигу. Наличие Стэнли, впрочем, пока не позволяет ему полностью раскрыться, как наличие Болла вполне ожидаемо свело к минимуму игровую практику запасного связующего Дениса Гаркушенко. Из основной обоймы осталось упомянуть только либеро Владислава Бабичева, роль которого с приходом Вербова тоже стала минимальной.

Основные игровые козыри «Зенита», помимо выдающегося опыта лидеров, – подача, с которой, к примеру, в финале так и не справился Белгород, а также отсутствие проблем в других компонентах. Хороший прием, отличный пас Болла и могучая атака – в хорошей форме Казань выглядит неудержимой. Смущать может разве что средний возраст команды (Боллу 38, Тетюхину и Богомолову 34, Стэнли 32), но стратегические вопросы омоложения уже адресованы скорее межсезонью, чем сезону.

Возвращение

Шансы «Локомотива-Белогорье» перед началом сезона плавали в мутной воде построения новой команды, но в итоге именно подопечным Геннадия Шипулина удалось выстрелить. Особая гордость Белгорода, как обычно, собственная молодежь – универсалы Дмитрий Ильиных (23 года, доигровка + диагональ), Денис Бирюков (21 год, скорее все-таки доигровка) и Дмитрий Мусэрский (21 год, первый темп + диагональ, но скорее все-таки первый темп) уже в сборной. Туда же вернулся и Тарас Хтей, который провел выдающийся чемпионат и возродил загрустившую было карьеру.

До нынешнего сезона многие думали, что карьера Станислава Динейкина не загрустила, а умерла, однако ж Шипулин рискнул вернуть ветерана в элиту и не прогадал – во второй половине сезона Динейкин стал основным диагональным и едва ли не лидером «Локо». Роль другого ветерана, связующего Василиоса Курнетаса, который появился в Белгороде к Новому году, оказалась чуть более противоречивой, но несомненную пользу принес и грек. Второй легионер, поляк Лукаш Каджевич, и вовсе стал одним из носителей невесть когда постигнутого им белгородского духа.

В общем, причудливое сочетание азартной молодости, поверившей в себя зрелости и неодряхлевшего опыта дало диковинные результаты. Белгород ударно провел вторую половину регулярного чемпионата и даже одно время пытался конкурировать с «Зенитом» (а в итоге стал вторым и избежал встречи с Казанью до финала), а в плей-офф добрался до решающих матчей, пройдя по пути новосибирских одноклубников.

5-матчевый полуфинал «Локомотивов» – пожалуй, лучшее, что было в этом сезоне. Не с точки зрения качества игры, быть может, но уж точно с точки зрения сюжета, азарта, интриги, воли. Новосибирск выиграл первый и третий матч и первую партию пятого и все же оказался сломлен. Чуть более возрастная команда Андрея Воронкова в битве на износ уступила напору белгородцев и вместе с этим упустила возможность попасть в Лигу чемпионов.

А вот Белгород после трех лет отсутствия возвращается в главный евротурнир. Чтобы успех нынешнего года получил развитие, «Локо» необходимо летом решить две задачи: сохранить лидеров и укрепить позиции либеро и связки. Со свободными защитниками у Шипулина была настоящая беда – Степанян и Кашицын неплохо действовали в защите, но плохо на приеме (особая сложность – планеры) и в целом амбициям клуба, конечно, не очень соответствуют. Пасующий Сергей Багрей – перспективный парень, здорово сыгранный с остальной белгородской молодежью, он прибавлял по ходу сезона и, к примеру, 3-й матч финальной серии провел блестяще, но без опыта на такой позиции невероятно сложно. Опыт есть у Курнетаса, но, пожалуй, класс грека, как и его физические данные, непревзойденным не назовешь. То, что белгородцы с такими проблемами на двух ключевых позициях добрались до финала, говорит об огромном потенциале крайних нападающих и фантастической игре центрального Мусэрского (второй по результативности в серии плей-офф и лучший на блоке), а также о насквозь радужных перспективах белгородцев в случае решения этих проблем.

Открытия

Сезону 2009/10 удалось сделать пару очень ярких открытий, причем речь идет не только об игроках (редкому сезону это не удается), но и о тренерах. Первого из специалистов зовут Андрей Воронков. На 43-летнего тренера без опыта работы в элите сделал ставку Новосибирск и, пожалуй, не прогадал. «Локомотив» сначала был очень близок к тому, чтобы завоевать Кубок – в финале железнодорожники проиграли «Зениту», ведя 2:0 по партиям, – потом занял третье место в регулярном чемпионате и едва не вышел в финал плей-офф, проиграв затем и серию за 3-е место. Маловато для исполнения мечты, но вполне достаточно, чтобы признать дебют Воронкова успешным. Ему пришлось сходу строить практически новую команду, пусть и из квалифицированных игроков.

Если явление Воронкова было запланированным, то дебют Юрия Чередника стал следствием форс-мажорных обстоятельств. В роли таковых выступили провальный старт московского «Динамо» и невозможность главного тренера Павла Борща продолжать работу с командой. По наиболее распространенному мнению, этому специалисту не хватило авторитета, чтобы его авторитарный стиль принес успех в таком клубе, как «Динамо». Борщ проиграл 4 матча из 6-ти, свалил все на тренера сборной и бывшего тренера «Динамо» (и тот, и другой – Даниэле Баньоли, которого после неудачи сборной на чемпионате Европы критиковать вошло в моду), поссорился с игроками и уступил место Череднику, до того работавшему с дублем. Юрий вел себя принципиально иначе – спокойно, рассудительно и доброжелательно. В помощь ему оказалось возвращение бразильского доигровщика Данте.

При Череднике «Динамо» начало набирать обороты, выправило ситуацию в чемпионате и добралось до «Финала четырех» Лиги чемпионов. Раздобыть трофеи, правда, москвичам так и не удалось – второе место в Европе расположилось по соседству с двумя третьими местами во внутренних соревнованиях, а негативный эффект усилил разгром 0:3 (и 0:9 по сетам) от «Зенита» в полуфинале. Не обошлось напоследок и без скандала – Семен Полтавский закончил и без того не лучший для себя сезон, в котором он проиграл конкуренцию ветерану Роману Яковлеву, ссорой с Чередником. В интервью «Спорт-Экспрессу» диагональный обозвал свою команду колодой карт и винегретом, потом был выведен из состава на серию с Новосибирском и, вероятно, летом покинет клуб. А вот Чередник, вероятно, в нем останется – несмотря ни на что, его дебют получился скорее успешным и есть осторожное ощущение, что Юрий может вырасти в большого тренера. Симпатию, во всяком случае, он вызывает практически у всех.

Из игроков-открытий, помимо белгородцев и Пантелеймоненко (открытие, впрочем, относительное, но на топ-уровень он вышел именно в этом году), выделяются доигровщики Николай Леоненко (Новосибирск) и Алексей Спиридонов («Искра»). Первый уже не юн (25 лет), но до перехода в «Локомотив» звездой не считался. Не считается, пожалуй, и сейчас, однако долгое время ему удавалось выигрывать конкуренцию у опытного Александра Корнеева и показывать очень впечатляющую игру в атаке, где его эффективность так и осталась выше 50% (что для этого амплуа очень неплохой результат). Конец сезона, правда, Леоненко по разным причинам не удался, но он даже попал в расширенную заявку сборной России на Мировую лигу (правда, не попал в итоговую).

Алексею Спиридонову, напротив, всего 21, и он сумел максимально воспользоваться кадровой контрреволюцией в Одинцове. Уход Абрамова и Жибы, травма Калинина и сложности с адаптацией в России Лео Минейро открыли Спиридонову путь в основу. В итоге он вошел в десятку лучших бомбардиров регулярного чемпионата. Его куражная и временами нагловатая игра, пожалуй, останутся одним из символов сезона. В сборную Алексея пока не позвали, но он сочетает в себе именно те качества, которых ей в последнее время не хватает. Одинцовская публика в этом году видела какого угодно Спиридонова, но на равнодушного Спиридонова ей посмотреть так и не довелось.

Провал

Команда Спиридонова, «Искра», впервые за 13 лет не попала в еврокубки, но назвать ее выступление провалом вряд ли у кого получится. Подопечные Сергея Цветнова, снова возглавившего подмосковный клуб, сражались очень достойно резко усеченными ресурсами и дошли до финала Кубка ЕКВ, где небезнадежно уступили лишь «Кунео», будущему чемпиону Италии (с поражением «Динамо» от «Трентино» сравнивать необязательно). На финиш внутреннего сезона «Искру», правда, не хватило – команда скатилась на 6-е место и в первом же раунде плей-офф проиграла Новосибирску.

А вот к кому применить слово «провал» слишком жестоким не будет, так это к «Уралу». То, что удалось Воронкову в Новосибирске, совсем не получилось у Зорана Гайича в Уфе. Из весьма именитых игроков (Старович, Мельник, Бовдуй, Вереш, Самсонычев, Матковский и другие) серб так пока и не сумел собрать боеспособную команду. Настолько не сумел, что «Урал», располагающий одним из самых солидных бюджетов в лиге, даже не пробился в плей-офф и вынужден был бороться за выживание. Что неудивительно, выжил – вниз вновь отправились екатеринбургский «Изумруд» и наспех сколоченная «Тюмень», которой удалось в регулярном чемпионате выиграть всего 2 матча.

Слова

«Мы слабее «Зенита» во многих элементах. Сказывается неопытность некоторых наших игроков, особенно на приеме. Как ни старался наш тренерский штаб подкорректировать тактику, стабильная подача соперника не позволяла поднять голову – и приходилось возвращаться к старой схеме. Маленький шансик зацепиться был только в субботу. Но тогда мы не забили несколько переходящих мячей, и «Зенит» нас за это сразу наказал. В Белгороде такие ошибки допускать нельзя. И сдаваться мы не собираемся, хотя... «Зенит» – достойный чемпион. Это надо признать. Так что шансов на выигрыш серии у нас практически не осталось. Игроки казанского клуба – не те люди, чтобы упустить победу в такой ситуации. Что же касается нашей команды, то и мне, и руководству области, и спонсорам «Локомотива» надо внимательно проанализировать, в чем мы сдали, отчего не можем бороться с «Зенитом» на равных. За Казань сейчас выступают несколько волейболистов, которые раньше делали погоду в Белгороде. Мы же взамен «со стороны», по сути, никого не приобрели, продолжая делать ставку исключительно на внутренние резервы. Может, стоит пересмотреть трансферную политику клуба?» – признался Геннадий Шипулин после второго матча финальной серии с «Зенитом» (цитата из «Спорт-Экспресса»). Речи главного тренера белгородцев в этом сезоне наделали немало шуму.

Цифры

Сергей Тетюхин стал первым в истории 8-кратным чемпионом России (6 раз он выигрывал с Белгородом, 2 – с Казанью). 7 титулов по-прежнему у Вадима Хамутцких, по 6 – у Андрея Егорчева, Александра Косарева и Алексея Кулешова.

Самым результативным игроком регулярного сезона (по данным volleyservice.ru)с огромным отрывом стал диагональный (и доигровщик) «Ярославича» (и сборной России) Максим Михайлов – 598 очков (503 в атаке, 50 на подаче и 45 на блоке). Второй, Тодор Алексиев, набрал всего 384 очка. В плей-офф лучшим бомбардиром стал диагональный новосибирского «Локомотива» Николай Павлов – 199 баллов. По среднему количеству очков за партию и здесь лидирует Михайлов, вот только «Зенит» ограничил его выступления тремя матчами 1/4 финала.