12 мин.

«Хоккей – в его ДНК». Первый номер драфта-2019

За пару месяцев до драфта мы встретились с Джеком Хьюзом в его доме в городе Кэнтон (штат Мичиган). По телевизору шла трансляция архивных кадров с одного из предыдущих драфтов. «Под первым номером 2013 года уходит…», - начинает отец Джим. «Ага. Маккиннон, Барков, Друэн, Джонс, - подхватывает Джек, немного запинаясь на пятой строчке. – Если вы подскажите мне команду, то я, наверное, вспомню дальше». Хорошо: «Каролина». «Точно, они взяли Линдхольма. А под шестым номером ушел Монахан, верно?»

Некоторые люди просто рождены, чтобы играть в хоккей. И Джек Хьюз – один из них. Одна из первых фотографий в жизни Хьюза запечатлела 12-дневного младенца в свитере «Детройта». Через несколько лет, когда Джим работал помощником главного тренера в команде из АХЛ «Манчестере», совсем маленький Джек любил сидеть на трибунах и, жуя попкорн, наблюдать за всем происходящим. Это завораживало его не меньше, чем сверстников новый выпуск программы «Улица Сезам». Когда семья переехала в Торонто, Джек иногда стал ездить с отцом, которому нужно было просмотреть очередного потенциального новичка. Хьюз даже завел для этого специальный блокнот, в который записывал свои наблюдения.

Когда Джек достаточно подрос, чтобы быть допущенным к обсуждению общесемейного фэнтези-драфта, он подошел к этому со всей серьезностью. Хьюз облачался в костюм и рассказывал, что однажды станет генеральным менеджером команды. Даже сделал себе несколько визиток.

Родившийся в США и выросший в Канаде, Джек Хьюз, можно сказать, с первых шагов двигался к звездной хоккейной карьере. Другие варианты даже не рассматривались. Джим четыре года играл в защите за колледж Провиденса, став даже капитаном команды. Как он вспоминает, легендарный американский тренера Бен Смит однажды назвал его «главным засранцем в лиге, играющем очень грязно». Но потом он же добавил, что «это хороший игрок, умеющий неплохо двигать шайбу». Мама Джека, Эллен, попала в спортивный Зал славы университета Нью-Гемпшира в качестве хоккеистки и футболистки. В составе сборной США она выступала на чемпионате мира 1992 года и даже попала в символическую сборную турнира. (Она отдала свою серебряную медаль в спортивный Зал славы Массачусетса, но награда с тех пор куда-то пропала).

В их семье жил Вильям Нюландер, когда только приехал в Северную Америку. Он часто брал Джека и других братьев Хьюзов – Куинна и Люка – на тренировки. «Мы до сих пор делаем эти упражнения, - признается Джек. – Мы называем их «Фишки Вилли». На аватарке профайла защитника Джейка Гардинера в Twitter красуется фотография с ним во время Зимней классики 2014 года, которая проходила в Мичигане. Рядом с ним пристроились Джек с братьями.

Хоккей – в ДНК Джека. Все пошло от Джима. Выиграв Кубок Тернера в качестве помощника главного тренера команды Интернациональной хоккейной лиги «Орландо» в 2001 году (последний год существования ИХЛ), Джим перевез семью сначала в Бостон, а потом - в Манчестер, где продолжал тренерскую деятельность. Затем он в 2006-м перебрался в Торонто, когда тогдашний генеральный менеджер «Лифз» Джон Фергюсон-младший (и бывший партнер по «Провиденсу») взял его на роль ассистента тренера в «Торонто Марлиз». (Потом Джим стал директором клуба по работе с игроками, но был уволен в 2015 году).

Семья осела в Торонто на продолжительное время. Там Джим отдал троих сыновей в Greater Toronto Hockey League, а также предоставил им возможность тренироваться под присмотром лучших специалистов по развитию индивидуальных навыков. Джим сам пристально следил за прогрессом детей. Вот фотография, как отец занимается с сыновьями на уличном, открытом катке. И это не просто забава с шайбой, а настоящая тренировка. Каждое упражнение дается с определенным смыслом. В общем, Джек не представлял себя вне хоккея, верно?

«Даже не знаю, что на это ответить. Мне кажется, что я мог бы добиться успеха и в чем-то другом. К примеру, я очень любил играть в бейсбол. Мне кажется, что получалось неплохо. А если бы я уделял гольфу столько же времени, сколько хоккею, то, может, мог бы стать неплохим гольфистом. Если бы я действительно захотел чего-то другого, то смог бы преуспеть в этом».

Хоккейный мир уже успел познакомиться с Джеком Хьюзом и узнать его, как прекрасно развитого атлета, который не боится оказаться в свете софитов и умеет справляться с давлением. Если Джек и испытывает какой-то дискомфорт из-за постоянных разговоров о драфте, то не подает вида. Когда за столом вновь заходит разговор о драфте, что Джек достает свой телефон и ищет сайты, где можно спрогнозировать драфт. «Ладно, чего тянуть? Давайте сделаем это». Он запускает приложение и начинается симуляция. После 10 попыток каждый раз он оказывался под первым номером.

НХЛ нужны такие игроки, как Хьюз. И он готов стать первым выходцем из Национальной программы США по развитию игроков, который готов сразу дебютировать в лиге. Это звание могло принадлежать Патрику Кэйну, Остону Мэттьюсу или Джеку Айкелу, но на момент выбора новичков они были старше Джека, так что в год драфта были вынуждены играть в другом месте.

Когда речь заходит об аналогиях и сравнениях, то Джек оказывается в интересной категории. Его не считают талантом, который появляется раз в десять лет (вроде Сидни Кросби или Коннора Макдэвида), хотя он не так далек от этого. Представьте Патрика Кэйна, который играет в центре. Наверное, это самое оптимальное сравнение для Хьюза. Как и Кэйна, его отличают скорость и невероятная техника. И пусть ему пока не хватает физики, Джек готов дебютировать в лиге, где все больше и больше ценятся игроки способные протащить шайбу. «Я считаю, что Джек превосходит всех остальных конкурентов на драфте, - говорит директор отдела скаутинга телеканала TSN Крэйг Баттон. – Разве только бросок вызывает некоторые вопросы. Но над этим можно поработать. В других аспектах, по-моему, ему нет равных. Он лучше остальных».

И такое мнение сопровождает Джека уже не первый год. Те, кто следит внимательно за хоккеем, слышали эту фамилию еще с тех пор, как он заявил о себе в Торонто. В последний год карьеры в детской команде (а ведь федерация хоккея Канады отказала ему в присвоении «исключительного статуса» и не допустила к выступлению в юниорской лиги Онтарио в 15 лет) Хьюз забил 58 голов и набрал 159 очков в 80 матчах. Он всегда стремился играть больше на партнеров, чем самому угрожать воротам напрямую. Его атакующие таланты даже породили в среде фанатов движение «Loose for Hughes». Победителем этого конкурса, в итоге, стало «Нью-Джерси».

Как-то партнер по команде Мэттью Болди пришел на тренировку в майке с этим слоганом. Вскоре она стала очень популярной среди молодежи. Однако Хьюз не стал подаваться на провокацию: «С моей стороны носить его было бы верхом наглости».

На протяжении нескольких лет Хьюз считался безальтернативным претендентом на звание первого номера драфта-2019. Даже не самая яркая игра на последнем молодежном чемпионате мира, где он выступал с травмой, не ударила по его статусу. И пусть финский феномен Каапо Какко заметно сократил разрыв. В конце концов, именно он забил решающую шайбу в финале. Хьюз также отметился результативным действием в главном матче, но только передачей.

Каако превосходит Джека в физике. К тому же последний год он провел в профессиональной команде, набрав 38 очков в 45 матчах чемпионата Финляндии. Его 22 точных броска побили местный рекорд для 18-летних игроков, который прежде принадлежал Александру Баркову. Но вы упомянули рекорды? На юниорский чемпионат мира (U-18) Хьюз уже приехал в статусе самого результативного игрока в истории NTDP. Прежде это звание переходило от Кэйна к Филу Кесселу, а затем – к Клэйтону Келлеру. Он также установил рекорд по количеству результативных передач в одном сезоне и занял второе место по очкам за сезон.

Команда 2001 года с Хьюзом во главе обещает быть одним из лучших выпусков за всю историю. Каждый игрок может быть выбранным на драфте-2019. Каждый! Семь человек претендуют на первый раунд, в том числе и лучший снайпер в истории программы Коул Кауфилд. «Скажу более, 2001 год – лучший в истории NTDP. Просто невероятный. Сразу несколько человек из этого состава играют ключевую роль в юниорской сборной США», - добавляет Баттон.

Кажется, в доме Хьюзов все спокойно. Во всяком случае, пока в комнату не врывается Люк. 15-летнего юношу переполняет энергия, и он что-то активно пытается доказать отцу.

Сразу вспоминается, что скауты отмечают, что Люк в этом возрасте выглядит интереснее, чем старший брат – Куинн. К тому же он самый крупный из братьев. Как и они, в предстоящем сезоне он начнет выступать за NTDP. Там он должен провести два года и выйти на драфт-2021. Если он попадет в числе первых 32 пиков (к тому времени в лиге уже будет «Сиэтл»), то семья Хьюзов станет второй в истории, в которой три брата ушли в первом раунде. (Четверо братьев Саттеров из шестерых удостоились этой чести в период с конца 70-х и до середины 80-х).

«Эй, Люк, может, присядешь? Угомонись, приятель. Харе воду мутить», - обращается Джек к брату. Они просто не разлей вода. При каждой возможности они убегали на каток. Люку, как младшему было сложнее всего, пытаясь угнаться за старшими братьями. Куинн и Джек родились в Орландо, а Люк появился на свет уже в Кэнтоне. Когда отец работал в Торонто, то ребятам не давали бесплатные билеты на матчи. Зато у них было возможность прийти на арену пораньше и занять стоячие места. Вместе с ними всегда приходил и Коди Кларк (сын легенды «Кленовых листьев» Уэндела Кларка), который был выбран во втором раунде драфта-2018 «Вашингтоном».

У братьев Хьюз был доступ к лучшим тренировочным базам Канады, но свое мастерство они предпочитали оттачивать на открытых катках. «Невозможно устать, когда ты играешь на улице. Знаю, что так многие говорят. Но истину этого утверждения ты познаешь только на личном опыте. Мы проводили там часы напролет, а потом возвращались домой, чтобы посмотреть матч «Торонто» с приятелями. К нам в дом приходили 8-9 друзей. У нас все мысли были только об одном: хоккей, хоккей, хоккей».

Пока Джек дает интервью, Эллен приносит ноутбук, на котором показывает редкие кадры из домашнего видеоархива. Вот ему 5 лет. Он играет против ребят на год постарше. У него шлем с логотипом «Марлиз» и профессиональная клюшка. Когда Джек видит, с какой легкостью он уходит от соперников, то улыбается: «Я выгляжу как обезьяна Джек», - это отсылка к фильму «Шайбу! Шайбу!»

Это запоминающееся время в жизни братьев. Не так давно Куинн дебютировал в НХЛ в составе «Ванкувера» и сразу же отметился голевой передачей. Люк пробился в состав команды NTDP U-17 и был выбран на драфте ОХЛ «Сагино» под 281-м номером. Куинн был выбран в 2015 году под общим 49-м номером «Сарнией». Через два года Джек должен был уйти под общим первым пиком в «Бэрри», хотя он заранее дал понять, что не собирается выступать в юниорской лиге. Однако это не помешало «Миссиссоге» рискнуть и все же потратить на него пик первого раунда. Эллен шутит, что именно после этого многие команды ОХЛ отказались от Люка и поэтому он упал так низко. «Для меня это все равно был праздник, - вспоминает Джек. – Восьмой номер…» Затем он поворачивается к брату: «Если бы тебя не выбрали… Приятель, 15 раундов… Тебе бы стоило выбрать другой спорт».

«Говори, что хочешь, - насупился Люк. – Раз ты так решил общаться, то я пойду лучше порублюсь в NHL 19».

Но не стоит думать, что Джеку Хьюзу все дается просто. Он понимает, что у него изначально было преимущество перед многими сверстниками. И только в плюс ему пошло то, что его врожденные таланты и любовь к игре подкрепляли трудолюбие и профессиональная поддержка со стороны различных специалистов.

Правда, кое-чем пришлось пожертвовать. Этим летом братья сидят в своем доме, так как Джеку предстоит драфт, а Люка вскоре ждет тренировочный лагерь. Пока другие сверстники где-то отдыхают на каникулах. «Опыт родителей очень помог нам. Они посвятили всю жизнь хоккею и знали, к чему нас готовить».

Можно сказать, что Джек является белой вороной даже в своем родном доме. Джим играл в защите, как и Эллен. Куинн и Люк также стерегут свою синюю линию. А Джек играет в центре. Лишь раз в жизни он сыграл в защите, когда еще учился в начальных классах школы в Торонто. Правда, тренеры быстро поняли, что миниатюрный парень с отличной техникой – это не лучший вариант для игрока обороны. В любом случае, финальное решение было за отцом: «Я всегда говорил и буду повторять: без него ничего бы этого не было. С самых юных лет он не только поддерживал меня, но и планомерно готовил к будущему в профессиональном хоккее. В 12 лет он говорил мне то же, что и 21-летнему проспекту. Нам повезло, что у нас в доме жил тренер НХЛ, который учил нас игре. Он приходил на наши матчи, разбирал наши действия, давал советы и подсказки. Даже когда мы просто смотрели хоккей по телевизору, то потом все равно разбирали действия игроков. Так шаг за шагом он делал нас лучше».

Именно это и делает Джека Хьюза таким особенным игроком. С детства его окружали специалисты, многие из которых сейчас занимают важные посты и должности в различных клубах НХЛ. Неудивительно, что парень так уверен в своих силах. Он даже признается, что больше нервничал во время драфта ОХЛ, чем сейчас.

Когда тебе 15, объясняет он, ты беспокоишь о том, сколько у тебя подписчиков в Instagram. В мае этого года ему исполнилось 18 лет. Он приучил себя к тому, что нужно сохранять спокойствие и просто играть в хоккей: «Это самое лучшее, что ты можешь сделать. Каждый игрок в НХЛ сталкивается с давлением, с грузом определенных ожиданий. В конце концов, им платят серьезные деньги. И хотят видеть соответствующую отдачу».

Видимо, Джеку Хьюза очень скоро предстоит вновь проявить себя. И эта уже не будет игра с братьями на уличной коробке. И рядом не будет отца, который всегда готов подсказать. Но нам кажется, что у него все получится. В конце концов, к этому он готовился всю свою жизнь.

Источник: The Hockey News Magazine.

«Все это время ты работал ради того, чтобы стать лучшим». Послание фаворита драфта-2019

«Это наш бриллиант». Новый финский вундеркинд, который нокаутировал Канаду