9 мин.

Прославленные номера в хоккее

№7. Часть 4

Добрый день дорогие друзья! Сегодня продолжим знакомиться с игровым №7 и следующий наш герой советский хоккеист, спартаковец, у которого имеется легендарный брат близнец, также хоккеист. Возможно его достижения не такие обширные и победоносные по сравнению с другими выдающимися личностями советского хоккея и он оставался в тени своего брата на протяжении своей хоккейной карьеры, но оставить без внимания эту 7 нельзя. Хотя бы только за то, что звено в которой он играл было легендарное и могло составить конкуренцию игрокам из "непобедимого" ЦСКА и в сборной было на первых ролях. К тому же, после завершения карьеры, он стал выдающимся спортивным телекомментатором.

Евгений Майоров

Евгений Майоров родился 11 февраля 1938 года в Москве вместе со своим братом-близнецом Борисом. Он родился на 20 минут позже брата и обладал более спокойным и мягким характером. В те далекие годы, в тяжелое послевоенное время, почти каждый мальчишка гонял во дворе летом футбольный мяч, а зимой — хоккейную шайбу. Семья жила в Сокольниках рядом со знаменитым Ширяевым полем, где в то время часто тренировались мастера футбольного "Спартака". Сначала мальчишки наблюдали, потом играли сами, оба брата были приняты в детскую клубную команду "Спартак". Летом играли в футбол, а зимой в русский хоккей. А позднее Александр Игумнов взял их в хоккей с шайбой, именно в зимнем виде спорта они оба и сильно преуспели.

С первых шагов в спорте, так же как и в жизни, стало ясно, что братья не похожи. Борис был очень честолюбивым и амбициозным человеком, безусловно, очень одаренным от природы. Евгений же был мягче, гибче, хотя и у него характер был совсем не прост. Тем не менее в жизни и в спорте эти два талантливых и непростых человека всегда стояли друг за друга горой.

Когда в 1952 году его брат Борис попал в юношескую команду "Спартака", для Евгения места не нашлось и тогда он попросился вратарем. Его приняли и он два года отыграл в раме.

Мысли о каком-либо другом клубе, кроме "Спартака", возникнуть не могло. В 1956 году Евгений Майоров становится игроком московского "Спартака". Причем не только хоккейной команды, но и футбольной, за которую в сезоне 1958/1959 провел несколько матчей в дублирующем составе. Однако приоритетным видом спорта для Евгения оставался хоккей. Он был прекрасным техничным игроком, порой их с братом не могли различить, а когда к дуэту прибавился Вячеслав Старшинов, тройка стала настоящей грозой соперников. Их тройка считалась одной из лучших в чемпионате Советского Союза. Они забросили много решающих шайб, особенно ярко болельщикам "Спартака" запомнилась решающая шайба, заброшенная Евгением в матче за чемпионство с ЦСКА в 1962 году. Игроки ЦСКА в те годы практически всем составом входили в сборную СССР. И, казалось, обыграть эту команду было невозможно. Так считали многие, но только не "Спартак". Все, кто вышел в тот день на лед, играли с такой страстью и вдохновением, что это не могло не принести свои плоды. И во многом именно благодаря вдохновенной игре Евгения Майорова "Спартак" тогда одержал одну из красивейших своих побед.

Впервые Евгений Майоров получил вызов в молодежную советскую сборную в 1959 году. Вместе с ним конечно же попали туда его напарники по тройке, брат Борис и Вячеслав Старшинов. После этого была сборная клубов, а затем - основная команда. Атакующее "спартаковское" звено, состоящее из братьев Майоровых и Старшинова, отмечалось не только сыгранностью, им была присуща комбинационная игра, основанная на импровизации. Атакующий порыв и непредсказуемость направления удара заставляли теряться их соперников. Заканчивались все эти путающие противника действия острой передачей и точным завершающим броском одного из братьев или центрфорварда Старшинова.

Первые награды не заставили себя долго ждать. В 1961 году Евгений Майоров стал бронзовым призером чемпионата мира в Швейцарии, а два года спустя - победителем мирового и континентального первенства в Швеции. А в 1964 году состоялся настоящий триумф сборной СССР, в состав которой входила легендарная тройка — были завоеваны золотые медали чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр. Причем весомый вклад в победу внесло именно спартаковское звено. На Олимпиаде в матче с канадцами наша сборная долго проигрывала и только после блестящего гола, забитого Евгением Майоровым и сравнявшего счет 1:1, была одержана важная победа. На том турнире, у него было - 3 заброшенные шайбы и 3 результативные передачи в 6 поединках.

Казалось, что славное время побед и феерического успеха будет продолжаться бесконечно. Но жизнь подчас преподносит неприятные сюрпризы. Из-за конфликта с главным тренером сборной Анатолием Тарасовым Евгений Майоров был выведен из ее состава. Как оказалось – навсегда. Вместо Евгения Тарасов решил пригласить в состав нападающего ЦСКА Анатолия Ионова. Борис Майоров считает, что толчком послужил вояж сборной в Колорадо-Спрингс для участия в мемориале Брауна. Решающий матч с чехами, обязательно надо было выигрывать, чтоб стать победителями турнира. Трое выбыли. У Бориса Майорова и Вениамина Александрова была беда с коленями. Повезли в клинику на обследование. Вручили наколенники и сказали, что играть можно, но осторожно. А у Евгения в очередной раз вылетело плечо. Это была старая травма – хронический вывих плечевого сустава.

И перед матчем Тарасов спрашивает: "Играть можете?" Борис и Александров ответили утвердительно. А Евгений ответил: "Не могу. Болит". И все, больше не приглашали.

У Тарасова своя точка зрения и своя правда. "… Расскажу, как Анатолий Ионов попал в сборную страны в 1965 году. Перед началом первенства мира по хоккею, которое проходило в небольшом финском городке Тампере, стало ясно, что в сборной открылась вакансия: Евгений Майоров не может выступать в ее составе. В то время как все его товарищи, непрерывно совершенствуя свое мастерство, с каждым годом играли все надежнее и увереннее, Евгений не рос как хоккеист. Он и раньше был значительно слабее своих партнеров по звену, но мы вынуждены были мириться с этим: не было более сильной замены. Но вот несколько хоккеистов по классу своей игры "достали" Евгения. Кроме того, и это очень важно, изменился характер нашей игры: современный хоккей требует, чтобы каждый спортсмен был бойцом. А Евгению не всегда хватало силенки и выдержки…".

Казалось, это стало переломным моментом в карьере Евгения Майорова. Все реже Евгений показывал свой бойцовский и задорный настрой, матчи проходили уже не так ярко, и хоккеист перестал напоминать себя прежнего. А в сезоне-1966/67 практически прекратил со "Спартаком" тренироваться. Изредка появлялся в составе, к тому же в тот момент устроился на работу в НИИ авиационной технологии на Петровке. Но 50% матчей в чемпионате СССР все же сыграл и золотую медаль 1967 года получил.

В 29 лет Майоров решил закончить карьеру игрока. 7 мая 1967 года в "Лужниках" прошел последний спартаковский матч с его участием. По окончании игры Старшинов и братья Майоровы съехались в центре площадки, сложили руки друг другу на плечи и простояли несколько минут, обнявшись. Этот трогательный момент многих заставил прослезиться…

После расставания с любимым делом Евгению Майорову пришлось начинать все сначала. Уйдя из НИИ, он вернулся в "Спартак" в качестве старшего тренера с которым он добыл серебряные медали чемпионата СССР. Год спустя он уехал в Финляндию, где стал играющим тренером в клубе "Вехмайстен Урхейлиат". В его составе Евгений провел 16 поединков, в которых забросил две шайбы. Окончательно расставшись с игровой карьерой, Майоров некоторое время поработал в качестве спортивного комментатора на телевидении. В 1972 году заступил на должность директора столичного СДЮШОР "Спартак".

В начале 1980 годов к нему обратился легендарный спортивный комментатор Николай Озеров с предложением снова поработать на телевидении. Под его руководством Евгений Майоров постиг журналистское мастерство. В кратчайшие сроки он стал одним из наиболее популярных спортивных комментаторов Советского Союза.

Он отличался от большинства комментаторов тех лет, работавших вместе с ним. Яркое спортивное прошлое позволяло привносить в репортаж тонкое понимание всех нюансов игры, своевременно реагировать на изменение тактических перестроений команд, описывать прошедший эпизод с позиции действующего спортсмена. Главное достоинство его репортажей — умение грамотно и ненавязчиво помочь зрителям усваивать хоккей, не отвлекая и не раздражая их. Некоторые отмечали в его репортажах суховатость, но это была его тактика — стараться не выражать открыто и явно свои чувства, не навязывать их зрителям. Позднее Евгений Майоров принял активное участие в организации телевизионного спортивного канала "НТВ-Плюс", где мониторил работу "Футбольного клуба" и раздавал советы молодым Уткину и Дмитрию Федорову. В 1996-м он придумал и запустил первый конкурс комментаторов – так на телевидение пришли Юрий Розанов, Тимур Журавель, Илья Казаков, Роман Трушечкин.

Уже тогда Евгений Майоров знал, что смертельно болен. Ему диагностировали боковой амиотрофический склероз, это редкая и тяжелая болезнь нейронов. Она заключалась в постепенном, но неизбежном отмирании всех нервных окончаний тела. Экс-хоккеист очень быстро терял вес, а самочувствие постоянно ухудшалось. Многочисленные консультации у ведущих европейских и американских докторов не смогли улучшить состояние здоровья Евгения Майорова.

В октябре 1997 года, очень сдавший и высохший от болезни Евгений Майоров уговаривал брата вместе прокомментировать матч. И Борис согласился, встретились в Сокольниках. Когда он поднялся в кабину, то увидел сидевшего Евгения и курившего какую-то дамскую сигарету. Курить он так и не смог бросить, даже оказавшись смертельно больным, просто перешел на совсем слабый табак.

Примял ее в пепельнице и сказал: "Больше я не работаю. Сил нет, все".

А 10 декабря 1997 легендарного хоккеиста и спортивного комментатора не стало.

Его похоронили на Ваганьковском кладбище, а через год в 1998 коллеги присудили ему телевизионную премию ТЭФИ в номинации "Лучший спортивный комментатор года". Уже посмертно…

Его достижения:

Олимпийский чемпион 1964

Чемпион мира 1963, 1964

Бронзовый призер чемпионата мира 1961

Чемпион Европы 1963, 1964

На чемпионатах мира и Олимпийских играх сыграл 20 матчей, забросил 11 шайб

Чемпион СССР 1962, 1967

Серебряный призер чемпионатов СССР 1965, 1966

Бронзовый призер чемпионатов СССР 1963, 1964

В чемпионатах СССР сыграл 260 матчей, забросил 127 шайб

Входил в список 34 лучших хоккеистов СССР в 1964 году

25 октября 1997 года именной свитер с номером 7 был поднят под своды домашней арены "Спартака"

17 февраля 2014 года введен в Зал славы отечественного хоккея