Прославленные номера в хоккее
№7. Часть 1
Добрый день дорогие друзья! Сегодня я начну публиковать игровой номер 7. И откроет его советский игрок, талантливый спортсмен, перед тем как придти в хоккей с шайбой, успевший отличиться в футболе и в хоккее с мячом. Он был одним из тех, кто стоял на заре нашего отечественного хоккея, а его напарниками по тройке были легендарные Анатолий Тарасов и Всеволод Бобров.
Евгений Бабич
Евгений Бабич родился 7 января 1921 года в Москве. В детстве он и не помышлял о том, чтобы стать великим хоккеистом. Хотя с утра до ночи пропадал во дворе, участвуя во всевозможных спортивных баталиях. В итоге, до того как добиться успехов на ледовой площадке, Бабич успел проявить себя на футбольном поле. Он входил в состав знаменитой послевоенной "команды лейтенантов" — ЦДКА и играл ВВС. Правда, в чемпионатах СССР по футболу в обеих командах он провел всего 10 матчей. Тем не менее на футбольных полях Бабич был так же ярок, как впоследствии на льду.
Его дебют на футбольном поле помнят все любители футбола. Он вышел в составе команды ЦДКА против тбилисского "Динамо". Бабич открыл счет в матче, в котором решался вопрос, кто возглавит таблицу чемпионата СССР 1946 года. Забивая гол, Евгений Бабич буквально влетел в ворота динамовцев, а вместе с ним оказались в сетке и два соперника, включая вратаря, пытавшихся встать у него на пути.
Кроме того, Бабич дважды выигрывал Кубок СССР по хоккею с мячом — в 1945 и 1946 годах, а затем переключился на хоккей с шайбой в столичном ЦДКА. Выступая в одной тройке с Бобровым и Тарасовым, Бабич забил 22 шайбы в 1948 году. Всего в том сезоне это трио забросило 97 шайб. На долю остальной команды пришлось всего 11 голов. Правда, Бабич никогда не был снайпером. Несмотря на то что он играл скраю, именно он был мозгом этой великой тройки. Его невероятный азарт и энергия заражали товарищей по команде. Он мог в одиночку стремительно прорваться в зону соперника, не опасаясь ни силовых приемов, ни грубой игры. Наоборот, чем жестче против него играли, тем опаснее Бабич становился на льду. Для своих партнеров он был настоящей находкой.
Трудно сказать, сколько бы еще просуществовала эта тройка, если бы Василий Сталин, не решил создать из команды ВВС суперклуб. Так он сначала в конце 1949 года переманил в ВВС МВО Всеволода Боброва, а после волевым решением был переведен Бабич. Но произошла страшная трагедия. Наверное, одна из самых страшных в истории советского спорта. В январе 1950 года самолет с командой Сталина потерпел под Свердловском катастрофу. Все хоккеисты погибли… Но, видимо, судьбе было угодно, чтобы Бобров опоздал к отлету. Бабичу же не успели оформить документы на переход в ВВС. А Виктор Шувалов не поехал в Челябинск по этическим соображениям (он только-только перешел из местного "Дзержинца" к "летчикам"). Вот так в середине XX века образовалась новая тройка, которая трижды становилась чемпионами СССР, в том числе и в 1953 году, когда в отсутствие Всеволода Боброва, пропустившего этот сезон из-за травмы, играющим тренером команды был Евгений Бабич.
Он все время что-то придумывал, и многие из его идей успешно осуществлялись остальными. Не случайно три сезона Шувалов с Бобровым являлись лучшими бомбардирами первенства.
"Играл Бабич очень виртуозно. Он всегда повторял, что один-единственный финт не прокормит, и постоянно что-то выдумывал. Все свои "новинки" он сам долго отрабатывал на тренировках, а потом и нас с Бобровым подключал к розыгрышу этих задуманных комбинаций", — так отзывался о своем партнере Виктор Шувалов.
Ничто не предвещало черной полосы в карьере Бабича, но после триумфа в 1953 году ВВС МВО объединились с ЦДКА в один клуб. С этого момента у Бабича начались проблемы. Освоиться в новой команде Тарасова у Бабича не получалось. Получилось так, что хоккеисты из ВВС были сильнее новых партнеров. А это очень не нравилось своенравному и гордому Анатолию Тарасову. К тому же он не мог простить "изменщику" его уход в ВВС МВО несколькими годами ранее, то и дело усаживая нападающего на лавку. Тем не менее Бабич еще дважды стал чемпионом в составе армейского клуба.
Добился он успеха и в сборной СССР, став чемпионом мира в 1954 и 1956 годах. В 1954 году наши хоккеисты отправились на свой дебютный чемпионат мира в Швецию. В предпоследней игре сборной СССР противостояли хозяева. В заключительном периоде Евгений Бабич раньше защитника подъехал к застрявшей в снегу шайбе, чудом выудил ее оттуда и набросил на пятачок. Каучуковый диск упал прямо перед Шуваловым, который и переправил его в сетку. Этот гол в итоге позволил нашей команде выйти на "золотой матч" с канадцами, которые и были разгромлены со счетом 7:2. В 1956 он выиграл и свое единственное олимпийское золото. Кроме того он вошел в историю как человек, забросивший первую олимпийскую шайбу сборной СССР. Это случилось в игре против сборной Швеции. Наша команда проигрывала 0:1. Бабич сначала сравнял счет, а потом забил и вторую шайбу. В итоге сборная СССР выиграла — 5:1.
Тем не менее в клубе ему было тяжело и он в 1957 году завершил свою карьеру. Правда, ему представился шанс триумфально завершить ее. Чемпионат мира-1957 впервые проводился в Москве. Но… в игре с чехами Бабич получил травму и досматривал уже зрителем свой последний турнир…
В это же время он окончил Военный институт физической культуры и спорта, а также удостоился звания кавалера ордена Трудового Красного знамени. Одновременно с ним повесил коньки на гвоздь и Всеволод Бобров, по рекомендации которого Евгений Бабич стал тренером ЦСКА по хоккею с мячом. Однако за два сезона никаких успехов с командой он не добился. Казалось бы, тренерская карьера Бабича закончилась, не успев и начаться, но в это время в хоккейном ЦСКА звездные игроки выжили из команды самого Анатолия Тарасова. Высоким начальникам ЦСКА вновь пришлось искать нового тренера. Их выбор неожиданно пал на Бабича. Его перевели в ЦСКА, после того, как команда провела полгода под руководством Виноградова, сменившего на этом посту Тарасова. Так, в 1961 году Бабич получил возможность проявить себя на тренерском поприще в хоккее с шайбой.
Он оказавшись на такой ответственной должности, не знал, как правильно действовать. Команде была нужна жесткая рука Тарасова, которой у Бабича не было. Он поменял составы троек нападения, но найти общий язык с прославленными игроками, с которыми в свое время выступал за армейский клуб и сборную СССР, так и не смог. Игроки не стремились пойти навстречу тренеру и бывшему партнеру. В итоге они и "слили" его.
ЦСКА под руководством Бабича начал сезон с того, что в финале турнира на приз "Советского спорта" победил столичный "Локомотив". Но на этом белая полоса закончилась. Армейцы по очереди проиграли железнодорожникам, "Спартаку" и потеряли очко в матче с "Крыльями Советов". Последней каплей стало поражение в игре с "Динамо", в том матче Николай Сологубов, видимо, имевший зуб на Бабича (когда Евгений выступал за ВВС, он рукояткой клюшки буквально вспорол своему бывшему партнеру по ЦДКА живот, едва не поставив крест на карьере великого защитника), раз за разом упускал форвардов бело-голубых. Армейцы потерпели сокрушительное поражение со счетом 5:14. Это стало самой крупной неудачей армейцев за всю историю и Бабича, естественно, сняли.
Позже Бабич работал тренером в ленинградском СКА, немецком "Форвертсе" и омском "Каучуке". Но нигде особых успехов он больше не добился, а золотая медаль 1953 года так и осталась его единственным большим успехом на тренерском поприще.
К сожалению, Бабич так и не сумел найти себя в жизни после окончания карьеры игрока. Из-за неудач на тренерском мостике у него начали сдавать нервы. Он впал в страшную депрессию. Нет, у него была семья, и жил он в достатке, но квартира, машина, и другие материальные блага не могли заменить ему времена славы. В последние годы жизни Бабич работал простым инструктором во всесоюзной организации "Союзспортобъединение". Знаменитый форвард, забивший 160 шайб в 228 проведенных за карьеру матчах, занимался организацией и проведением соревнований, тренировочных сборов.
Он был одним из первых, кто поставил на колени самих родоначальников хоккея. К сожалению, побеждать канадцев и шведов оказалось легче, чем найти себя в обыденной жизни. Его бывшие партнеры также не понимали, что творилось с Бабичем в последнее время. Да и не пытались особо разобраться. На все его жалобы и обещания покончить жизнь самоубийством отвечали шутками или вообще никак не реагировали на явные признаки прогрессирующей депрессии. Хотя когда он играл, всегда был готов прийти на помощь и пожертвовать всем ради друга. За это его друзья и прозвали Нуждой… Помочь же самому Бабичу оказалось некому…
11 июня 1972 года Евгений Бабич, посидев с друзьями в кафешке, пришел домой и повесился в ванной. Ему был 51 год.
Вот что по поводу того трагического дня говорит многолетний партнер Виктор Шувалов: - Ерунда. Нормальный мужик, без закидонов. Бабич еще играл, а в команде к нему по отчеству обращались - Макарыч. Уважали. Но семейная жизнь не сложилась. Пока в разъездах был, Ритка, жена, с каким-то майором шашни крутила. А в тот вечер пришел домой слегка поддавший. Сцепился с женой, слово за слово. Ритка ушла к матери, которая в соседнем доме жила. Вскоре вернулась, увидела свет в ванной. Заходит - а он висит. Кинулась к соседу-пловцу, тот веревку срезал, вытащил из петли, но уже поздно.
"Он был истинным чемпионом трудолюбия, фанатиком среди фанатиков советского хоккея. Он — мыслитель хоккея, законодатель мод в нашей тройке, автор многих творческих открытий", — так о Евгении Бабиче отзывался Всеволод Бобров.
Его достижения:
Чемпион Зимних Олимпийских игр 1956
Чемпион мира 1954, 1956
Чемпион Европы 1954, 1955, 1956
Серебряный призер чемпионата мира 1955, 1957
Серебряный призер чемпионата Европы 1957
Чемпион СССР 1948—1953, 1955, 1956
Серебряный призер СССР 1947, 1954, 1957
Обладатель Кубка СССР 1952, 1954, 1955, 1956
Обладатель Кубка СССР по хоккею с мячом 1945, 1946
В 2004 избран в Зал Славы отечественного хоккея
В 2005 именной стяг Евгения Бабича с №7 вывешен под своды арены ЛДС ЦСКА.