11 мин.

Прославленные номера в хоккее

№6. Часть 1

Добрый день дорогие друзья! Сегодня я расскажу о советском защитнике, всю свою основную карьеру игравшем в московском "Динамо", а после почти 5 летнего перерыва уехавшего играть в Венгрию. Легенде ХК Динамо под игровым №6.

Валерий Васильев

Валерий Васильев родился 3 августа 1949 года на станции Волхово в Новгородской области в семье капитана Советской Армии, специалиста по минированию Ивана Александровича Васильева и Валентины Петровны Васильевой. Отца убили через два месяца после рождения Валерия: он погиб от выстрела конвоира, сопровождавшего поезд до Ленинграда с зэками и принявшего его за попытавшегося бежать заключенного. В конце 1949 года Васильевы переехали в Горький, к родне матери. Жили скромно, но не бедствовали. К тому же у него со старшим братом Олегом был доходный бизнес. Они проводили свободное время на улице, промышляя ловлей и продажей птиц. При этом семья жила на территории стадиона "Динамо", и это позволяло ему заниматься спортом. В 10 лет мальчика взяли в хоккейную секцию, где его первым тренером стал Игорь Петрович Троицкий, а в 15 лет Васильев уже играл защитником в классе "Б" за мастеров горьковского "Динамо". Однако удержать молодое дарование в Горьком в то время не было никакой возможности — Москва забирала всех подчистую.

В конце 1967 года Васильева перевели из горьковского "Динамо" в клуб рангом выше — "Торпедо", где он отыграл три заключительные встречи чемпионата. Там его и приметил тренер московских динамовцев Аркадий Чернышев. После матча "Торпедо" с московским "Динамо" великий тренер в безапелляционном стиле забрал у 18-летнего парня паспорт со словами: "Приедешь за ним в Москву". Молодой хоккеист приглашение принял и уже летом поехал с командой на сборы в Эстонию. Кстати на базе в Новогорске Валерию в первый же день удалось познакомиться с легендарным Львом Яшиным, в то время защищавшим цвета не только футбольного, но и хоккейного "Динамо". Новичок сразу понравился Льву Ивановичу, знаменитый голкипер даже похвалил его за пару удачных бросков на тренировке.

В "Динамо" Васильев играл в защите в паре со Станиславом Петуховым. Но уже ближе к концу сезона его напарником стал опытнейший Виталий Давыдов, у которого молодой защитник старался перенять все лучшие навыки. Великолепные физические данные игрока специалисты оценили сразу, в силовой борьбе с ним мало кто мог сравниться. Сам он говорил, что недюжинная сила и крепкое телосложение достались ему от деда, двухметрового здоровяка с кулаками-гирями.

По окончании сезона-1967/68 тренер сборной СССР Николай Пучков пригласил Васильева на первый в истории чемпионат Европы среди юниоров, на котором сборная СССР заняла второе место, уступив золото команде Чехословакии, а молодого динамовца назвали лучшим защитником первенства. В следующем сезоне на таком же турнире сборная стала первой.

Его ценили за отличное катание, умение вовремя подключаться в атаку и чисто выполнять силовые приемы. Мало того, столкновения и силовые приемы для Васильева, в отличие от многих других мощных защитников, никогда не были самоцелью. Лишь в самых крайних случаях, когда терпеть чью-то наглость и жесткость было уже нельзя, он атаковал соперников "на поражение". Ну а главным его достоинством было умение зажечь партнеров своим примером.

25 февраля 1970 года в 20-летнем возрасте Васильев получил приглашение в главную команду страны, в сборную СССР и отправился с национальной командой на чемпионат мира в Швецию. В первых матчах за сборную играл в паре со своим опытнейшим одноклубником Виталием Давыдовым. Дебют получился прекрасным — на шведском чемпионате мира советская сборная взяла золото, однако в следующем году в состав команды оборонец не попал. Причиной тому стали нарушения режима. На одну из тренировок Васильев и нападающий ЦСКА и сборной СССР Виктор Полупанов пришли с 15-минутным опозданием. За старших на тот момент были Давыдов и нападающий ЦСКА Анатолий Фирсов. Если Давыдов партнеров по команде защищал, то Фирсов, несмотря на то, что мог пожертвовать отношениями с друзьями, доложил тренерам о нарушении дисциплины со стороны игроков. На следующий день оба нарушителя были отчислены из сборной. Впоследствии в играх между "Динамо" и ЦСКА, за который выступал Фирсов, старший тренер армейцев Анатолий Тарасов старался выстраивать план на игру таким образом, чтобы тройка Фирсова не выходила на лед в тот момент, когда там находился Васильев, так как он любил жестко встречать соперников, особенно Фирсова.

"Я Фирсова возненавидел, сказал в лицо: „Ты неправильно сделал“ — и стал колотить на льду при первом удобном случае, буквально охотился на него. Потому Тарасов против меня Фирсова не выпускал. Время все лечит, позже мы снова сблизились, даже дружили", — спустя годы рассказывал сам Васильев.

Его отмечали за храбрость. Васильев мог пойти в любое единоборство, подставить грудь под летящую шайбу, его бесстрашие отмечали не только у нас в стране, но и за рубежом. Он был жестким защитником, не жестоким, но мог "навалить" так, что после этого иногда хотелось перестать играть в хоккей. Как человек он был жизнерадостным и с открытой душой. Ради товарища готов был отдать жизнь.

Превосходная игра Васильева в "Динамо" в следующем сезоне помогла ему вернуться в национальную дружину и стать ключевым ее игроком. В тот год вместе с национальной командой он стал олимпийским чемпионом Игр-1972 в Саппоро. Правда, на чемпионате мира в Чехословакии хоккеисты из СССР сумели занять только второе место. Но уже в следующем 1973 году, когда первенство проходило на родине, они вернулись на высшую ступень пьедестала почета и не сходили с нее еще два года, победив в Финляндии и ФРГ.

Особой страницей в биографии хоккеиста стали матчи с заокеанскими профессионалами. Он принимал участие в первой Суперсерии Канада - СССР, в котором советская команда упустила победу в самом конце турнира. Динамовец считал себя ответственным за это обидное поражение.

"Этот гол в последнем матче Суперсерии-72 с канадцами врезался в память, наверное, навсегда. Меня в том эпизоде за 40 секунд до сирены, когда Хендерсон забил ключевой гол, мой напарник Ляпкин смутил. Я пошел на шайбу, он - тоже, хотя должен был стеречь пятачок. Получилось, что друг другу помешали. Хотел шайбу отдать, а Юра бросился вперед и перекрыл направление передачи. Я на мгновение замешкался, шайба соскочила с крюка, и канадцы тут же ее в ворота запихали. В раздевалке мне потом Бобров ни слова не сказал. Я сам себя "казнил", - вспоминал Васильев.

Со временем, правда, все забылось, было и присуждение звания Заслуженного мастера спорта, выигранные чемпионаты мира, победные Олимпиады, Суперсерия-74 и розыгрыши Кубка Канады — 1976 и 1981. В 1973, 1977 и 1979 годах хоккеист был отмечен на чемпионатах мира как лучший защитник. Интересно, что столь высокой почести трижды удостаивался лишь один человек в мировой истории — легендарный Николай Сологубов.

После ухода из сборной Бориса Михайлова, Васильев был назначен капитаном сборной СССР. Именно под его "патронатом" была одержана одна из самых выдающихся побед в нашей хоккейной истории — на Кубке Канады 1981 года, когда под знамена североамериканских сборных были призваны лучшие игроки НХЛ. Профессионалы составляли большинство и в командах Швеции и Финляндии, но успех советских спортсменов на том турнире превзошел все ожидания. Со счетом 6:3 были повержены "Тре крунур", 4:1 уступили американцы, финны были биты 6:1, а в финале на монреальском льду от канадских звезд не осталось камня на камне — 8:1.

После заключительного матча премьер-министр Канады Пьер Эллиот Трюдо торжественно вручил Валерию Васильеву Кубок Канады. Но вскоре в раздевалку советской сборной под трибунами монреальского "Форума" в сопровождении полицейских пришли председатель оргкомитета турнира и хранитель Галереи хоккейной славы в Торонто и забрали только что завоеванный советскими хоккеистами приз, заявив, что победители получат копию, а сам Кубок Канады вернется в Торонто.

Однако соревнование проводилось под эгидой Международной лиги хоккея на льду (ЛИХГ), в уставе которой говорилось, что команде-победительнице каждого турнира вручается определенный заранее спортивный трофей. После этих разъяснений, сделанных президентом ЛИХГ, канадцы согласились передать Кубок Канады победителям. Была достигнута договоренность, что канадцы доставят этот приз в Москву и вручат во второй раз сборной СССР по ходу предстоявшего в декабре традиционного розыгрыша приза "Известий".

В 1984 году Васильев готовился к очередной Олимпиаде в Сараево, однако главный тренер Виктор Тихонов решил взять вместо него Игоря Стельнова.

Довелось Васильеву сыграть и на международном клубном уровне, причем в форме заклятых соперников — "армейцев". В середине 70-х "Красная армия", как называли команду за рубежом, провела турне по Северной Америке, и в ее состав взяли двух динамовцев — Валерия Васильева и Александра Мальцева.

Прощальный матч Васильева состоялся в 1984 году — сборная СССР одолела команду Европы со счетом 7:3. Ему было 35 лет. Но спустя пять лет Васильев еще поиграл на профессиональном уровне за венгерский "Уйпешт" вместе с Александром Мальцевым. Он провел 15 игр, в которых забросил три шайбы и выиграл Кубок Венгрии.

После завершения игровой карьеры Васильев вместе с бывшими партнерами по сборной Вячеславом Анисиным и Александром Бодуновым возглавлял созданную хоккейную команду "Витязь" из Подмосковья. Также он выступал в командах ветеранов, работал в структурах клубов МВД и "Крыльев Советов". В 1996–1997 годах тренировал московский "Спартак". Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Почета, Дружбы, медалью "За трудовую доблесть". В августе 2011 года Васильев был назначен советником президента московского "Динамо". Он отвечал за воспитание молодежи и принимал участие во всех мероприятиях под эгидой клуба.

Огромные напряжения не прошли для Васильева даром. Еще в далеком 1978 году в возрасте 28 лет, после победы над сборной Чехословакии на чемпионате 1978 года он перенес первый инфаркт. Впоследствии он перенес еще два инфаркта и операцию на сердце.

"Ополовинили сердце. Уже 12 лет с таким живу. После хоккея у меня вообще много всяких болячек. Все это следствие тяжелых спортивных нагрузок", - рассказывал позднее хоккеист.

Валерий Васильев умер после тяжелой болезни на 63-м году жизни 19 апреля 2012 года.

В чемпионатах страны он провел 619 матчей, забив 71 гол. В чемпионатах мира и Европы, а также в олимпийских турнирах он отыграл 116 встреч, отметившись 18 точными бросками. В "Динамо" и сборной защитник играл под номером шесть.

У него было много прозвищ: Волжский бурлак, Хозяин тайги, но сам он предпочитал определение "Ласковый звереныш".

Как говорил о себе: "Помню, один раз разозлился и гвоздь на палец намотал - "сотку". Но я старался силой своей просто так не пользоваться. Хотел играть в хоккей, а не быть тафгаем. А в Америке я не церемонился. Применял силовые приемы на раз-два. Недаром меня там прозвали Железной жопой и Хозяином тайги".

Его достижения:

Олимпийский чемпион 1972, 1976, серебряный призер Олимпиады 1980

Чемпион мира 1970, 1973—1975, 1978, 1979, 1981, 1982

Серебряный призер ЧМ 1972, 1976, бронзовый призер ЧМ 1977

Лучший защитник ЧМ 1973, 1977, 1979

Входил в состав символической сборной мира на ЧМ 1974—1977, 1979

Чемпион Европы 1970, 1973-1975, 1978, 1979, 1981, 1982

Серебряный призер Европы 1972, бронзовый призер Европы 1976, 1977

Обладатель Кубка Канады 1981, участник розыгрыша Кубка Канады 1976

Участник Суперсерий 1972 года

Серебряный призер чемпионатов СССР 1971, 1972, 1977-1980

Бронзовый призер чемпионатов СССР 1968, 1969, 1974, 1976, 1981-1983

Обладатель Кубка СССР 1972

Обладатель Кубка Торонто 1971

Обладатель Кубка Ахерна 1975

Обладатель Кубка Шпенглера 1983

Обладатель Кубка Венгрии 1989/90

Бронзовый призер чемпионата Венгрии 1989/90

25 октября 1997 года динамовский именной стяг №6 Валерия Васильева вывешен под сводами арены МСА "Лужники"

В 1998 году Васильев был включен в Зал славы Международной федерации хоккея (IIHF)

В 2004 году был включен в Зал славы отечественного хоккея

22 ноября 2015 года игровой №6 под которым играл Валерий Васильев выведен из обращения клубом ХК Динамо