Это может восхищать или бесить, но мы живем в эпоху Хэмилтона и Феттеля. За 10 лет они выиграли 121 Гран-при
Доминирование двоих.
«Формула-1» пережила много эпох. В середине 50-х великий аргентинец Хаун-Мануэль Фанхио менял машины, как Златан Ибрагимович – команды, но это не мешало ему доминировать четыре года подряд. Последний титул Фанхио взял в 46 лет.
Эпоха противостояния Айртоны Сенны и Алена Проста тоже продолжалась четыре года, причем в сезоне-1988 оба выиграли 15 из 16 гонок. Была фантастическая пятилетка Михаэля Шумахера, которая сделала его легендой даже для тех, кто ничего не слышал о «Ф-1».
Но до 2010-х в «Формуле-1» еще не было случая, когда целое десятилетие определяли двое: Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель забрали 9 чемпионских титулов из 10, выиграли 121 из 198 проведенных Гран-при (61%).
Это может восхищать или бесить, но мы живем в эпоху Хэмилтона и Феттеля. Оба оказались в нужное время в нужных местах, а остальным не хватило удачи или мастерства. Кроме Феттеля и Хэмилтона, за 10 лет первыми клетчатый флаг видели всего 10 человек. При этом многие уже завязали с «Формулой-1».
Прямых противостояний было совсем мало
Льюис и Себ не так часто сходились в схватке за чемпионский титул. В годы доминирования Феттеля англичанин всего раз сражался за чемпионат в сезоне-2010. Но тогда вместе с ним за победу боролись Марк Уэббер и Фернандо Алонсо, а до предпоследнего этапа шансы сохранял и Дженсон Баттон.
В следующий раз Хэмилтон и Феттель зарубились лишь в 2017-2018 годах. У пары было много сражений на трассе, иногда доходило даже до скандалов – как в Баку-2017, где Льюис устроил сопернику фантомный брейк-тест перед уходом сейфти-кара, а вышедший из себя Себ бортанул «Мерседес» колесами.
Но полноценной борьбы за титул до последнего не вышло в обоих случаях: в 2017-м Феттель пострадал из-за провалов командного мостика «Феррари» и проблем с надежностью, а год спустя испортил все сам чередой аварий и разворотов.
Хэмилтон воспользовался ошибками и взял два титула.
Победы Феттеля: гениальный конструктор и загадочно быстрые болиды
Превратить целое десятилетие в одну из самых предсказуемых эпох в истории «Ф-1» помогли две радикальные смены технического регламента: именно после них доминировали оба чемпиона.
«Формула-1» середины нулевых считалась вершиной аэродинамической мысли: машины отличались массой мелких закрылков и винглетов, антикрылья были технологическим шедевром, и все это вместе генерировало потрясающий уровень прижимной силы. Но одновременно создавало проблемы для обгонов: аэродинамические элементы столь сильно возмущали воздушный поток, что преследовать и атаковать соперника было практически невозможно. 15-20 успешных атак за Гран-при – да, тогда это был отличный результат.
Перед сезоном-2009 Международная автомобильная федерация (ФИА) кардинально изменила правила игры: упростила аэродинамику, ставшую менее эффективной, но и более благоволящей обгонам, вернула слики, разрешила KERS (систему восстановления кинетической энергии). Как это уже не раз бывало, перемены встряхнули пелотон: делившие победы в 2008-м «Макларен» и «Феррари» ушли на второй план, еще одна из команд-лидеров «БМВ-Заубер» вовсе стала середняком. А вперед вырвались «Браун», реализовавший наследие ушедшей «Хонды», и «Ред Булл», который сделал долгожданный рывок благодаря смене регламента.
Если успех «Брауна», выигравшего сезон-2009, до сих пор считается чудом, то резкий прогресс «Ред Булл» не такой. Команда долго и упорно выстраивала эффективную структуру, которой рулил гениальный конструктор Эдриан Ньюи. Поначалу догнать лидеров не удавалось даже с ресурсами концерна «Ред Булл». Но смена регламента подарила равные изначальные условия с топами – и «Ред Булл» своего не упустил. Как раз тогда в команду пришел молодой Феттель, сенсационно забравший дождевой Гран-при Италии на «Торо Россо».
Двойной диффузор «Брауна» обеспечил команде титул, но вызвал в паддоке споры и возмущение, причем больше всех негодовал именно Ньюи. Впоследствии Эдриан признавался, что именно после того случая решил активно использовать серые зоны регламента и искать спорные, но эффективные решения. Начал он как раз в 2010-м – с того сезона машины «Ред Булл» четыре года подряд превосходили конкурентов.
Ключевым элементом успеха машин Ньюи 2010-2011 годов был выдувной диффузор – элемент в задней части болида, оптимизирующий воздушный поток под днищем. Выхлопные газы направлялись на боковые поверхности заднего диффузора, что увеличивало прижимную силу и позволяло быстрее проходить повороты. Ньюи разместил выхлопные трубы у самого днища болида RB6 и сделал два отверстия в диффузоре.
Решение «Ред Булл» позже переняли соперники, но нигде оно не работало настолько эффективно. И Феттелю удалось идеально приспособить к стилю пилотажа выдувной диффузор: тот обеспечивал стабильное поведение задней части болида и давал полную уверенность в машине. Себ не без труда выиграл сезон-2010, но уже в 2011-м конкурентов у него не было. Его напарник Марк Уэббер справлялся не так успешно: он боролся лишь в 2010-м.
В 2012-м выдувные диффузоры запретили, но Феттель все равно побеждал. На протяжении четырех лет машины «Ред Булл» превосходили конкурентов в аэродинамике, работе с шинами, картографии мотора. И разгадать причину удавалось не всегда. Например, весь 2010-й конкуренты ломали голову, каким образом «Ред Булл» добивается низкого расположения переднего антикрыла при том, что оно закреплялось согласно регламенту и проходило все положенные тесты на гибкость. А машина 2013-го оказалась настолько хороша, что ее подозревали чуть ли не в наличии связанного с KERS трэкшн-контроля – но в обоих случаях ФИА признала полную легальность техники.
Феттель в это время выносил соперников и делал себе имя, иногда не стесняясь грязноватых приемов – Гран-при Малайзии-2013 и «мульти-21» ему не забудут, наверное, никогда. Четыре титула подряд возвели Себа в ранг суперзвезды «Формулы-1». Но не сделали легендой – за величием немец и ушел в «Феррари» в 2014-м. Однако в «Ф-1» уже появилась новая доминирующая сила.
Победы Хэмилтона: немецкая машина для убийств
В годы гегемонии Феттеля Льюис тоже был в топе и каждый сезон выигрывал гонки. Но «Макларен» так и не дал возможности побороться за второй титул: команде все время чего-то не хватало, чтобы провести сезон стабильно. Хэмилтон рискнул и перед сезоном-2013 перебрался в «Мерседес», не поднимавшийся выше четвертого места в Кубке конструкторов.
Главной надеждой Льюиса была смена моторного регламента, ожидавшаяся в сезоне-2014: были все основания предполагать, что турбированный гибридный V6 «Мерседеса» окажется хорош. Но мало кто предполагал, что настолько.
«Мерседес» готовился к переменам раньше всех: разработка шасси и мотора PU106A Hybrid стартовала еще в 2010-м, сразу после покупки «Брауна». Параллельно команда переманивала лучших специалистов: в Бракли перешли технический директор «Макларена» Падди Лоу, крупный специалист по аэродинамике Лоик Бигуа, бывший технический директор «Феррари» Альдо Коста.
Все это окупилось: гигантское превосходство «Мерседеса» стало очевидным с первого же Гран-при сезона-2014. Но если в случае «Ред Булл» залогом побед было аэродинамически сверхэффективное шасси, то для «Мерседеса» им стал мотор, оставивший конкурентов далеко позади.
Как и у Себа, у Хэмилтона была лучшая машина. Первые три года превосходство «Мерседеса» было таким, что единственным соперником Хэмилтона был напарник Нико Росберг: почти все гонки они разыгрывали между собой – и Льюису у Нико приходилось выгрызать каждый титул.
Дошло до открытой войны: в 2014-м – столкновение и взаимные обвинения после Гран-при Бельгии, закончившимся сходом Льюиса. В 2015-м – бросок Хэмилтоном кепки с номером 2 напарнику на колени после победного Гран-при США. В 2016-м – знаменитый крэш в Барселоне, подаривший первую победу Максу Ферстаппену.
В том же сезоне Хэмилтон потерпел поражение от Росберга: немец собрался и выдал мегаперфоманс длиной в чемпионат. А затем ушел и оставил Льюиса выигрывать в одиночестве – Валттери Боттас за три года показал, что может обыграть партнера в отдельных гонках, но не на дистанции сезона.
2020-й может продолжить их эру
Следующий сезон станет последним перед очередной радикальной сменой регламента. «Мерседес», выигравший шесть последних сезонов, точно не растеряет форму за зиму. «Феррари», скорее всего, тоже не отстанет: команда рано начала работу над машиной 2021 года и еще больше нарастила и без того немалый объем инвестиций.
Как минимум Хэмилтон точно будет бороться за седьмой чемпионат. Более того, он будет главным фаворитом. Что касается Феттеля, то все зависит от двух факторов: насколько подходящую ему машину построят в Скудерии или на что еще способен явно сдавший Себ – особенно в условиях жесточайшего прессинга со стороны молодого напарника.
Но в любом случае, оба явно будут бороться за победы. И скорее всего, снова заберут большинство из них – как и в последние 10 лет.
Что стало с другими победителями Гран-при в прошедшем десятилетии?
Нико Росберг: 23 победы
Чего добился: чемпионского титула и красивого ухода.
Что делает сейчас: отдыхает от гонок, работает экспертом и главным ютуб-блогером «Ф-1».
Фернандо Алонсо: 11 побед
Чего добился: пяти лет легких страданий в «Феррари», и четырех – полноценного БДСМ в «Макларене».
Что делает сейчас: готовится к «Дакару» и еще одной гонке «Инди-500».
Макс Ферстаппен: 8 побед
Чего добился: стал самым молодым победителем Гран-при в истории и переписал другие рекорды с приставкой «самый молодой».
Что делает сейчас: альфа-самец в «Ред Булл». Но посматривает в сторону «Мерседеса».
Дженсон Баттон: 8 побед
Чего добился: выступал на уровне, а временами и круче самого Хэмилтона. Последние годы в сдавшем «Макларене» провел впустую
Что делает сейчас: закончил с японской кузовной серией Super GT (где стал чемпионом) и собрался проехать «Ле-Ман»
Даниэль Риккардо: 7 побед
Чего добился: раскатал Феттеля в единственном совместном сезоне в «Ред Булл», на равных сражался с Ферстаппеном, достал всех коллег предложением «шуи» на подиуме.
Что делает сейчас: гоняет за «Рено», утешаясь 27-миллионной зарплатой.
Валттери Боттас: 7 побед
Чего добился: иногда пилотировал как чемпион, временами – как середняк. В глазах болельщиков уже превратился в нового Рубенса Баррикелло – то есть, безнадежного второго пилота.
Что делает сейчас: перед сезоном-2019 обещал обновить себя до версии 2.0, но сильнее не стал. Теперь, по его собственным словам, готовит апдейт до версии 2.77 (77 – гоночный номер финна), чтобы уж точно всем показать
Марк Уэббер: 7 побед
Чего добился: почти выиграл титул в 2010-м и всеобщего респекта. А еще – выиграл все в гонках на выносливость за «Порше».
Что делает сейчас: завершил карьеру, дает много интервью.
Кими Райкконен: 3 победы
Чего добился: неплохо ворвался в «Ф-1» после двухлетней командировки в ралли. В «Лотусе» радовал, в «Феррари» – больше огорчал, но временами напоминал себя образца 2000-х.
Что делает сейчас: докатывает карьеру в «Альфа Ромео», воспитывает детей и наслаждается жизнью.
Шарль Леклер: 2 победы
Чего добился: феерично стартовал в «Феррари», в первый же сезон лишив Феттеля статуса первого пилота, продлил контракт с командой до 2024 года.
Что делает сейчас: готовится ко второму раунду противостояния с Феттелем.
Пастор Мальдонадо: 1 победа
Чего добился: стал самым нелогичным и сенсационным победителем за десятилетие. А также – главным крэшером «Ф-1» и всеобщим любимцем.
Что делает сейчас: развлекается в гонках на выносливость.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Athit Perawongmetha, Alex Grimm, Charles Coates, Clive Rose, Mark Thompson, Paul Gilham; globallookpress.com/Jean-Francoi/ZUMAPRESS.com, s04/ZUMAPRESS.com; twitter.com/_Franglish; twitter.com/DemonFM
Единственный сезон с интригой, когда Росберг сподобился навязать борьбу. И все 9 лет ТОСКИ!!!
Если бы не было Абу-Даби 2010 и Интерлагоса 2012 - вспомнить вообще нечего.