14 мин.

Безумная история «Брауна» в «Формуле-1»: команду купили за 1 фунт, выступали без денег, но выиграли чемпионат

Теперь это «Мерседес».

Десять лет назад в «Формуле-1» произошло невероятное: едва не исчезнувшая команда без денег сенсационно разнесла всех конкурентов и выиграла чемпионат мира. В «Формуле-1» было много историй, когда андердог выигрывал Гран-при, но ни разу не забирал весь сезон. До 2009 года. Это гоночное «Чудо на льду» – что-то подобное вряд ли когда-нибудь повторится.

«Браун» – одна из команд, прошедших через несколько смен владельца и переименований.

В 1958 году британский инженер Кен Тиррелл основал гоночную команду, и под вывеской «Тиррелл» коллектив просуществовал 40 лет, прежде чем его выкупил табачный концерн British American Tobacco. Новые владельцы не ограничились простым переименованием команды: наняли новых ведущих сотрудников, закупили новое оборудование и переехали на новую базу в Бракли. «БАР» (Бритиш-Американ Рейсинг) прожил до конца 2004 года, после чего полностью перешел под контроль «Хонды», которая сделала из него заводскую команду.

Однако большие ресурсы не привели к титулам. Если в первый год «Хонда» выступала прилично, а Дженсон Баттон даже выиграл Гран-при Венгрии-2006, то потом все пошло не так. В сезоне-2007 гоночные машины японской компании выделялись только оригинальной ливреей с изображением планеты Земля – в плане результатов все было хуже некуда. «Хонда» не справилась с переходом на шины «Бриджстоун» и едва опередила дочернюю команду «Супер Агури».

В 2008-м «Хонда» пригласила на роль босса Росса Брауна – одного из архитекторов непобедимой «Феррари» начала XXI века. Не помогло: даже шальной подиум Баррикелло не помог подняться выше девятого места в Кубке конструкторов. Отсутствие результатов и маркетинговой отдачи вместе с разгорающимся мировым экономическим кризисом заставили «Хонду» задуматься об уходе из «Формулы-1». И пожалуй, еще никто в «Ф-1» не совершал большей ошибки.

Инженер худшей команды «Ф-1» придумал деталь, сделавшую «Браун» чемпионом

Росс Браун, приходивший работать на долгосрочную перспективу, всячески отговаривал японских боссов от ухода. Дело в том, что коллектив уже вовсю разрабатывал машину для сезона-2009, в котором кардинально менялся регламент – главными в нем были радикальные ограничения в области аэродинамики. Как и сейчас, целью была борьба с «грязным» воздухом, затрудняющим обгоны.

«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий

Ради сезона-2009 японцы отказались от развития безнадежного шасси 2008 года. В «Хонде» запустили три полностью независимых параллельных проекта нового болида – путем сравнений работы трех групп команда выбирала оптимальный путь развития. Летом 2008-го первый прототип был собран – и в нем было предусмотрено ноу-хау, о котором большинство конкурентов даже не подумало.  

2008

2009

Автором идеи стал японский инженер по имени Мина из «Супер Агури» – безнадежного аутсайдера, покинувшего «Ф-1» после четырех Гран-при сезона-2008 из-за перекрытия финансирования от «Хонды». Он входил в группу инженеров под руководством Бена Вуда, оставшуюся бы без денег и работы, если бы не Росс Браун, который привлек их к работе над новой машиной.

Мина внимательно изучил новые правила и предложил концепцию двойного диффузора – элемента обвеса, оптимизирующего воздушные потоки под днищем машины. Диффузор «Брауна» отличался от решений соперников наличием специального горизонтального отверстия для более эффективного перераспределения воздуха в задней части болида и увеличения сцепления на ведущей оси. Мина сам и собрал первый двойной диффузор в конце июля, после чего концепция болида 2009 года была окончательно определена.

«Хонда» продала будущую чемпионскую команду за один фунт

Из-за мирового кризиса в «Хонде» все больше склонялись к уходу из «Ф-1»: японские руководители вызвали Брауна и его заместителя Ника Фрая и объявили о предстоящем прекращении всех операций. Тем не менее, Росс сделал мощнейшую ставку на машину 2009 года: изо всех сил сопротивлялся закрытию коллектива и просил ограничиться сокращением бюджета. Но заразить «Хонду» энтузиазмом не удалось: 5 декабря 2008 года концерн официально объявил об уходе из «Формулы-1». 700 человек могли лишиться работы.

Тем не менее, в Бракли продолжили готовиться к новому сезону. Браун и Фрай начали переговоры о выкупе команды у «Хонды». Самым сложным был моторный вопрос – японские двигатели уже не были доступны, и Брауну пришлось ездить в Маранелло и Штутгарт в надежде договориться о поставках моторов от конкурентов. В итоге Росс пришел к соглашению с «Мерседесом»: сначала лишь устному, но затем закрепленному официально. Однако двигатели команда получила чуть ли не перед самым стартом сезона.

Несмотря на объявленный уход, «Хонда» не бросила коллектив, подобно другим автоконцернам – японцы передали команде всю необходимую недвижимость, оборудование, а также деньги, оставшиеся от бюджета на сезон-2008, и 50 миллионов долларов на зарплаты сотрудникам в 2009 году.

5 марта 2009-го команда официально перешла под контроль Росса Брауна – «Хонда» уступила ее за символический 1 один фунт стерлингов. 54% акций коллектива отошло Россу, 31% достался другому руководителю Нику Фраю, еще 15% были распределены между четырьмя другими директорами.

Вопреки распространенному мнению, Браун не сам придумал переименовать команду в честь самого себя. Идея принадлежала юрисконсульту Кэролайн Макгрегори. Другими вариантами были «Пьюр Рейсинг» и «Тиррелл», но все же остановились на «Брауне» – по словам Росса, ему это польстило. 

«Браун» пропустил почти все тесты. А затем всех шокировал

Из-за нехватки ресурсов и сложностей с моторами «Браун» не успел подготовить машину вовремя. Чтобы установить движок «Мерседес», инженерам пришлось укоротить заточенное под «Хонду» шасси на 15 см, а также переделать коробку передач. Заднюю подвеску подняли на 8 мм, а из-за возможных проблем с распределением веса команда отказалась от внедрения системы KERS. И это было еще не худшим вариантом: моторы «Феррари» были похожи на силовые установки «Хонды» еще меньше – ради них шасси пришлось переделывать еще сильнее.

Дженсон Баттон впервые вывел машину на трассу 6 марта, на укороченной версии «Сильверстоуна». Конкуренты к тому моменту накатали уже тысячи километров. Ну а затем болид BGP001 приехал в Барселону и взорвал паддок.

«Браун» оказался быстрым с самого начала, но во всей красе показал себя на третий день: Дженсон Баттон проехал ошеломляющий круг, после которого все начали обсуждать BGP001. Одни заявили, что команда из Бракли просто пускает пыль в глаза ради привлечения спонсоров, другие тут же записали «Браун» в фавориты сезона. Например, вице-чемпион Фелипе Масса признал, что «Феррари» даже с квалификационными настройками не догонит андердога.

Росс Браун в интервью Motor Sport Magazine вспоминал, что команда в тот момент даже скрывала истинный темп:

«Несколько наших первых быстрых кругов не признали – люди предполагали, что Дженсон срезал шиканы. Но мы осознали, что наши расчеты оправдались. Мы уже ездили с приличным количеством топлива, но добавили еще, чтобы немного всех успокоить. Но было ясно, что у нас есть преимущество в секунду или больше.

Нам и в голову не приходило, что мы можем претендовать на титул. Мы существовали в режиме выживания лишь ради выхода на старт и не помышляли о победах. Но как только вывели машину на трассу, то поняли масштаб появившихся возможностей».

Баттон в те дни сильно волновался: «Когда мы увидели времена на первых тестах [в Сильверстоуне], то подумали: «О нет, наша симуляция ошибается, потому что выходит, что мы быстрее всех на 1,5 секунды. А после первых кругов в Барселоне я вернулся в боксы и сказал: «Парни, баланса нет, нужно найти его под быстрые повороты, а машина настроена на медленные». Но [гоночный инженер] Эндрю Шовлин просунул голову в кокпит и сказал: «Приятель, ты на 0,6 секунды быстрее всех». Мы поработали с балансом, и думаю, закончили день с 1,2 секунды преимущества над остальными».

Члены команды бросились делать ставки на «Браун»

Перед сезоном букмекеры принимали ставки на титул Баттона из расчета 80/1. Неудивительно, что, едва поняв потенциал машины, сотрудники команды ринулись в букмекерские конторы.

«На тестах те, кто работает в боксах, не всегда знают, сколько топлива на борту. Но все понимают, когда машина реально быстра. При этом пилоты всегда требуют, чтобы им поставили новые шины и залили поменьше топлива. Мы так и сделали, после чего Дженсон проехал круг, кажется, на 2,5 секунды быстрее чем кто-либо. Когда после этого я обернулся, в боксах никого не было – все были за ноутбуками, пытаясь побыстрее сделать ставку»,– рассказал спортивный директор «Брауна» Рон Мидоуз.

Шовлин подтвердил правдивость истории: «Я позвонил домой, чтобы предложить сделать ставку. Хотя сейчас понимаю, что мы поставили маловато. У меня как раз родился первый ребенок, и когда медсестра пришла проверить, все ли у нас в порядке, она обнаружила мою жену, сидящую на букмекерском сайте. В 8:30 утра».

Двойные диффузоры пытались запретить. Не вышло

На Гран-при Австралии в «Брауне» больше всего боялись упустить свое – в команде уже понимали, что построили лучшую машину, но не знали, как долго продлится их превосходство. Но все прошло почти идеально: в квалификации Баттон и Баррикелло забрали первый ряд, а в гонке взяли дубль (Баррикелло поднялся на вторую ступень после столкновения ехавших вторым и третьим Кубицы и Феттеля).

Сказку «Брауна» попытались закончить в самом начале – после финиша группа команд во главе с «Ред Булл» подала протест на диффузоры «Брауна», «Тойоты» и «Уильямса». Исход разбирательства предсказать было трудно: с одной стороны, в паддоке считали, что двойные диффузоры не нарушают правила, являясь легальным использованием серых зон. С другой – отклонение протеста приводило бы к увеличению расходов других команд, которым пришлось бы срочно внедрять аналогичные конструкции.

«Все соперники пытались сфоткать нашу машину вблизи, поэтому в Мельбурне мы ждали наступления темноты, прежде чем отправлять машину на инспекцию. Ник Томбасис из «Феррари» прибежал с фонарем и камерой и пытался сфотографировать машину снизу. Но все же есть определенный этикет в плане шпионажа за другими командами. Вдруг появился Росс и сказал: «Если ты не #########, я утрамбую этот фонарь тебе в задницу», – рассказал Шовлин.

Дело дошло аж до Независимого апелляционного суда ФИА, который в итоге признал двойные диффузоры полностью соответствующими регламенту. Больше всех негодовал Эдриан Ньюи: на заседании он заявлял, что «скорость болидов BGP001 создает небезопасную обстановку на трассе». Именно после этого Ньюи изменил принципу строить машины в духе правил и на следующий год выкатил выдувной диффузор – другой пример использования лазеек в регламенте, принесший Себастьяну Феттелю четыре титула.

Самое смешное, что в 2008-м сам Браун недвусмысленно намекал на серые зоны в новых правилах и предлагал от них избавиться. В разгар разбирательств он заявил: «Еще год назад я предлагал общими усилиями устранить существующие в новом техническом регламенте возможности для разной интерпретации, максимально упростив и уточнив формулировки. Но тогда это никого не заинтересовало. Зато сейчас вдруг обнаружилось столько интересующихся!».

«Браун» экономил на всем и почти не развивал машину

Денег адски не хватало – сразу после триумфального Гран-при Австралии «Брауну» пришлось уволить 270 сотрудников. Иначе было просто не выжить. Вместо 90 человек на Гран-при приезжало всего 47.

«Браун» экономил на всем: сотрудники весь год летали лоукостерами, а Баттон после одного из рейсов добровольно тащил мусорный мешок, помогая с уборкой салона. Запчасти не выбрасывались, а ремонтировались и снова шли в дело. Ресурсов на модификацию машины не было – она старела от гонки к гонке, в то время как соперники внедряли двойной диффузор и развивали болиды. В Барселону, куда коллективы традиционно привозят большие апгрейды, «Браун» не привез ничего. У инженеров была возможность лишь для нескольких небольших обновлений по ходу чемпионата.

«У нас не было вообще никаких резервов и крайне мало запчастей. Зимой сотрудников проинструктировали свести производство деталей к минимуму – что было неверно истолковано некоторыми как «одна деталь на машину». И после четвертой гонки в Бахрейне все было предельно изношено»,– рассказал старший инженер гоночной бригады «Мерседеса» Саймон Коул.

При этом у команды с самого начала были проблемы с прогревом резины, что сказывалось на прохладных Гран-при. Запаса прочности хватило на семь этапов – Баттон выиграл шесть из них (хотя иногда везло с ошибками соперников), после чего конкуренты наконец догнали «Браун». После этого команда из Бракли стала лишь одним из претендентов на высокие места. 

Со спонсорами все было не очень. «Браун» мог не доехать даже до тестов в Барселоне, если бы не 5 миллионов долларов от Ричарда Брэнсона, решившего продвинуть свой холдинг Virgin через «Ф-1».

Команда постоянно искала новых спонсоров, но другие партнеры – Ray Ban, Henri Lloyd, M I G Investments – приносили мало денег. Коллектив часто заключал контракты лишь на один Гран-при – например, во время этапа в Барселоне «Браун» совместно с Sony Pictures пиарил фильм «Терминатор: Да придет спаситель».

При этом из-за успехов команды отдача от всех вложений была просто невероятной. «Браун» получал кучу эфирного времени, и по итогам сезона-2009 9 из 10 самых эффективных контрактов оказались за ним.

Браун продал команду «Мерседесу» и стал мультимиллионером

Созданного на старте задела Баттону и «Брауну» хватило для чемпионства: на Гран-при Бразилии они официально выиграли оба титула. И без того фантастическая история все же завершилась хэппи-эндом.

А после сезона чемпионскую команду выкупил концерн Daimler, переименовавший ее в «Мерседес». По оценкам Daily Mail, Браун заработал на продаже команды 100 миллионов фунтов стерлингов, а Ник Фрай – 56 миллионов. 

Коллектив получил заводскую поддержку и кучу денег, пришли Михаэль Шумахер и Нико Росберг – но успех «Брауна» повторить не вышло даже близко.

«Мерседес» из года в год занимал четвертое место в Кубке конструкторов. После пары таких сезонов в команде началась перестройка: Браун и глава автоспортивного подразделения концерна Норберт Хауг ушли, власть перешла к Тото Вольффу и Нике Лауде, а технический штаб усилили Альдо Коста и Падди Лоу.

Реорганизация шла параллельно с вливанием средств в разработку нового гибридного мотора V6. С 2014 года и по сегодняшний день это окупается – «Мерседес» непобедим уже шесть лет подряд. Но вряд ли хоть один его титул запомнится так, как фантастический успех «Брауна».

В Голливуде сняли фильм об автоспорте: великолепная игра Кристиана Бэйла, зрелищные гонки в Ле-Мане и нелепые штампы

Хэмилтон – шестикратный чемпион мира. Уже в следующем году он может повторить главный рекорд Шумахера

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Clive Rose, Vladimir Rys, Paul Gilham, Peter Fox / Stringer, Mark Thompson; globallookpress.com/Sutton Motorsports/ZUMAPRESS.com