8 мин.

«Игра Шведа порой выглядит перебором». Андрей Кириленко – о новой сборной России

Конфликт между ФИБА и Евролигой привел к тому, что в четырех стартовых турах отборочного турнира Кубка мира-2019 многие европейские сборные были вынуждены обходиться без ряда своих ведущих игроков – тех, кто выступает за клубы, участвующие в главном еврокубке. С серьезными проблемами столкнулась и наша национальная команда – пока за нее не играли ни лучший снайпер прошлогоднего Евробаскета Алексей Швед, ни большинство баскетболистов ЦСКА. Зато у главного тренера сборной России Сергея Базаревича появилась прекрасная возможность проверить в деле наш ближайший резерв.

В ноябре и феврале за главную команду страны в официальных матчах дебютировали четверо – Петр Губанов, Никита Балашов, Евгений Валиев и Иван Ухов. Среди них хотел бы выделить Губанова. Во-первых, его и новичком-то назвать сложно – это достаточно опытный игрок. Во-вторых, он единственный из этой четверки, кто стабильно получает в своем клубе много игровой практики. Постоянно находится в тонусе. Более того, является одним из лидеров «Нижнего Новгорода». Это один из тех игроков, за которых я особенно рад. Которые в своих клубах играют много и агрессивно.

Лично для меня попадание Петра в сборную вообще не стало сюрпризом. Он выглядит довольно симпатично даже в сравнении с нашими основными четвертыми «номерами». Огромный «плюс», когда тяжелый форвард выходит играть высоко и имеет бросок с периметра. В атаке Губанов вообще действует довольно близко к разыгрывающему. Но в этом и его «минус» – необходимо играть более сбалансированно, быть более активным под кольцом.

В двух последних матчах с Францией и Боснией нашей сборной, конечно, не хватало именно давления под щитами. Игроки были активны, здорово бежали, быстро перемещали мяч. Тем не менее, угрозы из-под кольца в атаке и мощи при защитных действиях было недостаточно.

Я бы не стал говорить, что в этом какая-то большая наша проблема. Но на это необходимо обратить внимание. Существует негласное правило: кто выигрывает щит, тот выигрывает матч. А уж свой выигрывать необходимо. Мы же слишком часто отдавали мяч соперникам. Это может аукнуться команде в дальнейшем.

Наверное, в этом составе сборной был недостаток больших и высоких игроков. Однако многое зависит еще и от заряженности на борьбу за подбор. Плюс это вопрос внимательности и слаженности – ее должна вести вся пятерка, находящаяся на площадке.

Да, Губанову уже 30 лет. Однако возраст не имеет принципиального значения. Это сформировавшийся игрок, который просто поздно «выстрелил», поздно заиграл на высоком уровне. А свой уровень Петр отлично показал в «Финале четырех» Кубка России.

Мне нравится, когда, несмотря на то, что многое может не получаться, игроки берут инициативу на себя. Как тот же Иван Стребков в «Нижнем Новгороде». Необходимо постоянно быть заряженным на атаку. В нужный момент уметь не только отдать передачу, но и обыграть соперника, забить как в проходе, так и с дистанции. Это как раз то, чего не хватает многим российским игрокам, которые привыкли к тому, что самое главное – командная игра.

Я прекрасно помню свое восприятие баскетбола. Как поначалу старался подыгрывать команде. Но чем дольше выступал в НБА, тем больше стал понимать, что нужно брать на себя инициативу. Это, конечно, не значит, что надо стараться действовать только индивидуально. Необходимо находить баланс между командными и индивидуальными действиями.

В этом плане игра Алексея Шведа порой выглядит даже перебором. Но и это неплохо. Хорошо, когда есть постоянный «движок», который хочет во что бы то ни стало найти путь к кольцу. Сейчас также играет и Дима Кулагин. Иногда получается найти «золотую середину» Сергею Карасеву. Когда соперник не может понять, что от него ждать – проход, передачу или бросок по кольцу. Однако после ярких игровых отрезков Карасев, бывает, в какой-то момент «выключается». Почему? Может быть, это происходит из-за усталости. Или из-за желания больше сыграть на команду. Но когда получается найти правильный баланс, можно из хорошего игрока превратиться в звезду.

Если Губанов смог показать, на что он способен, то Балашов – пока для меня в какой-то степени загадка. Я не так много видел игр с его участием. Это высокий прыгучий игрок с хорошими данными. Чуть-чуть Никите не хватает правильной позиции на площадке. Может быть, чем дольше он будет присутствовать в сборной, чем больше получит опыта, тем комфортнее будет себя чувствовать в команде.

Что у Балашова не отнять, так это желания бороться. Он очень старается, выкладывается до конца, и в этом плане сложно просить от него большего. Они очень похожи друг на друга с Валиевым  – эдакие старательные «чернорабочие». Но если им правильно найти позицию на площадке, они встанут на ступень выше.

Сейчас у сборной возникали сложности на позиции четвертого-пятого «номеров», главной задачей которых является обеспечение надежности у себя под кольцом. По прошедшим играм на этих ребят сложно рассчитывать как на тех, кто сможет «взять» свой щит. Но в то же время у них есть немало возможностей, чтобы сделать шаг вперед.

А большое количество фолов – как раз следствие того, что мы уступаем в борьбе под щитами. Поздно реагируем на бросок, пытаемся действовать со своими игроками уже после того, как проиграли позицию. Хотя этим необходимо заниматься еще до броска. Твой оппонент всегда должен быть в поле зрения. Порой его просто достаточно отсечь от мяча. Мы же в момент броска идем на щит, а не в игрока, чтобы лишний раз не предоставить ему пространства. Соперники же, имея чуть больше свободы, слегка подталкивают тебя, кладут корпус, и в результате мы проигрываем борьбу за подбор.

Помню, когда мы играли в сборной с Витей Хряпой и Сергеем Моней, то практически всегда выигрывали свой щит. Даже у более высоких соперников. Потому что быстро «находили» своего игрока и просто «уводили» его из-под кольца.

Безусловно, российской сборной не хватает центровых. Сейчас это должны быть не просто высокие и мощные игроки, но также бьющие и бегущие. Такие, как Новицки, Йокич или Порзингис. Конечно, когда у нас на площадке есть Тимофей Мозгов, мы прекрасно знаем, что это – большая надежность под своим щитом. И что в 90 процентах случаев мяч окажется у нас. Тем более, что очень уверенно действуют на подборе и Воронцевич с Курбановым.

Но что делать, если, как было сейчас, их нет в сборной? Значит, тем, кто играет вместо них, нужно обратить свое внимание на правильном выборе позиции, на борьбе на раннем этапе. Необходимо учиться и работать над тем, чтобы предвосхищать ситуацию. В дальнейшем это поможет и самим ребятам, и станет хорошим подспорьем для сборной России.

Наш четвертый новичок – Иван Ухов. Такие игроки, как он, очень нравятся мне тем, что когда они выходят на площадку, то ни в коем случае не отдают инициативу сопернику. В большей степени это было заметно в матче с Францией, когда Ухов сразу «вгрызся» в своего игрока. Эдакий цепной пес в защите.

Плюс всегда импонируют игроки, которые долго растут в одном клубе. Иван прошел в Перми все ступеньки – от ДЮСШ до профессиональной команды. Вместе с «ПАРМОЙ» вышел из первого дивизиона Суперлиги в Единую лигу ВТБ. И по-прежнему играет в клубе заметную роль, благодаря чему и попал в сборную.

По мне Ухов – это отличный пример для молодых игроков. Знаю, что он много тренируется, работает над собой. Это пример того, когда упорство и труд обязательно будут вознаграждены.

Вообще я – очень позитивный и спокойный человек. Однако, когда стало понятно, что играть в квалификации Кубка мира в сильнейшем составе сборная не сможет, у меня появилось беспокойство за то, какой будет команда. Но после двух «окон» это беспокойство ушло. Я переживал не за то, как мы сыграем – за то, что у нас может не оказаться боеспособной команды. Но она есть. И достаточно сбалансированная. Пусть пока не по позициям, а только по личностям. Но ушло опасение за то, что сборная России не сможет хорошо играть в будущем.

Благодаря ситуации недопонимания со стороны ФИБА и Евролиги у нас появилась уникальная возможность проверить свое новое поколение. Проверить следующий эшелон игроков, которые потихоньку «заходят» в сборную и будут в ней основными в ближайшие 8-10 лет. Для многих нынешних лидеров Кубок мира и, надеюсь, Олимпиада в Токио фактически могут стать последними турнирами.

Я – реалист. В 32-35 лет игрок потихоньку начинает заканчивать. Отлично, что в Пермь смог приехать Виталий Фридзон. Он – молодец, очень помог команде, за что я ему благодарен. Но для него выступление в Токио – это максимум. После Олимпиады будет просто стыдно обращаться к Виталику за помощью.

Уже сейчас он находится в положении Мони и Хряпы. Это игроки, наделенные опытом, которые и сейчас могут помочь сборной, но которые уже отдали ей свой долг сполна. Они могут вообще не играть, но быть при национальной команде. Их игровой опыт, а также опыт того, чего они достигли в сборной, могут сильно помочь новому поколению игроков.

Топовое фото: globallookpress.com/Depo Photos