4 мин.

Палки в колеса российского футбола

В этом сезоне сразу два футбольных клуба столкнулись с финансовыми проблемами. Сейчас «Тамбов» является главной проблемой для нашей премьер-лиги, ведь если команда снимется с чемпионата, то это будет серьёзным репутационным ударом для лиги. Одно дело, хоть и печальное, когда снимается какой-то клуб из низшего дивизиона, и совсем другое, когда это происходит в высшем дивизионе страны. Именно высший дивизион является рекламой национального первенства, а ситуация с «Тамбовом» не самая лучшая реклама для нашего футбола и лиги.

Да и не стоит забывать историю, свидетелями которой мы были до начала первенства, когда до самого последнего не было понятно, в каком составе наш чемпионат возьмёт старт. Все мы помним ту ситуации с футбольным клубом «Химки», когда новости вокруг этой команды менялись чуть ли не каждый день. Руководство подмосковной команды говорило, что у них есть определенная сумма денег, с которой они готовы взять в старт в чемпионате, но оказалось, что этой суммы недостаточно. И возникает резонный вопрос: а откуда берется эта сумма и чем она обусловлена.

Я беглым взглядом посмотрел на регламенты ФНЛ и РПЛ, и возникает ощущение, что ситуация может быть лучше. В соответствии со статьей 4.2. регламента ФНЛ для участия в лиге клуб должен внести взнос в размере 6 516 730 рублей. Аналогичный взнос в РПЛ составляет 12 500 000 рублей. И здесь можно согласиться с тем, что элитное первенство затратней, чем дивизионы ниже. Судейство финансируется из этих взносов, и финансовая составляющая судей элитного дивизиона выше, что логично. Да и сумма в 12 500 000 рублей для футбольного клуба смехотворная. Но вот дальше возникают вопросы, которые хочется рассмотреть на наглядном примере двух команд, одна из которых выступает в премьер-лиге, а другая в национальной лиге.

Как мы знаем, «Химки» перед началом сезона выступали с заявлением, что готовы выступать в чемпионате имея тот бюджет, который был у них в ФНЛ, но им этого не разрешили, требуя дополнительного финансирования. И возникает вопрос. Финансирования чего? Мы же понимаем, что речь идёт не о разнице между вступительными взносами в размере шести миллионов. Тогда на что? На перелеты? Ох, уж эти перелеты. На зарплаты? Нам зачастую говорят, что все это нужно для улучшенной логистики, которая состоит в том числе и из перелётов. И вот тут на помощь к нам приходят два клуба, о которых мы уже говорили.

Я живу в Казани, болею за наш «Рубин» и в качестве клуба из премьер-лиги я решил взять наш клуб, а в качестве представителя национальной лиги выступит наш соперник по волжскому дерби в лице «Крыльев Советов» из Самары.

Возьмём два этих клуба и посмотрим, сколько километров преодолеют эти клубы в этом сезоне из расчета Казань – город выезда и Самара – город выезда. И сделаем мы это, что логично по маршруту перелет на выезд-возвращение домой.

Мы получим, что казанский «Рубин» за этот сезон преодолеет 33 460 км. Да, сумма внушительная. Но вот только у «Крыльев Советов»  33 510 км приходится только в одну сторону, а с учетом полета назад она составляет 67 120 км. Мы видим, что с точки зрения логистики перелётов, то клубам национальной лиги приходится летать в два раза больше, преодолевая расстояние больше, и как мне кажется, затраты тоже на это выше.

Так для чего же клуб, выходя из ФНЛ в РПЛ должен наращивать свой бюджет? Для того, чтобы увеличивать заработную плату своим футболистам, чтобы потом все ругали их за то, что они получают слишком много? Вот и получается, что этот вопрос мешает тому, что не могу вспомнить, чтобы в элите нашего футбола выступал какой-нибудь самобытный клуб. Пусть даже клуб, который оказался там на год. Почему у нас нет таких клубов, как «Падерборн», «Хоффенхайм», «Дармштадт», «Фамаликан», «Эйбар». Почему у нас в лиге успех должен обязательно сопровождаться в первую очередь финансовыми вложениями, а не грамотным управлением. Нам часто говорят о том, что у нас есть «Краснодар», но мы забываем, что в своё время клуб пробился в элиту российского футбола не по спортивным результатам. В 2010 году команда заняла лишь пятое место в первом дивизионе и лишь из-за отказов клубов «Камаз» и «Нижний Новгород» получила путёвку в элиту российского футбола. Мы сейчас видим, что то, что происходит в «Краснодаре» должно быть ориентиром для многих других, но опять же в основе лежал финансовый вопрос, да Краснодар это не город с несколькими тысячами жителей.

Вот и получается, что в нашем футболе во главе угла так или иначе, но лежит финансовая составляющая. Да и не только в футболе. Недавно министр спорта Красноярского края Павел Ростовцев сказал, что вместо того, чтобы растить своих спортсменов, тренерский штаб просто заманивал спортсменов из других регионов деньгами. Вот и получается, что деньги есть, а управленцев, которые бы могли ими умело распоряжаться – немного. А история показывает, что для успеха нужно просто уметь ими распоряжаться, а если этого умения нет, то результат видят все. Футбольные клубы одерживают одну победу на всех в Европе, а сборная России по биатлону ставит рекорды по количеству стартов без подиума.