5 мин.

Битва трикселей... против грибов

Японский этап Гран-При получился самым скучным чуть ли не по всем видам, но с лихвой компенсировал это эпичной битвой в женском катании. Битвой трикселей. И грибов - по печальной традиции женского катания последних лет.

В короткой программе первенствовала Елизавета Туктамышева, но с совершенно постыдным для фигурного катания как вида спорта копеечным отрывом от японки Сатоко Мияхары. Одна лишь разница в базовой стоимости между тройным акселем и двойным составляет 4,7 балла, несмотря на снижение стоимости трикселя перед этим сезоном на 0,5 балла. А при чистом исполнении, какое имело место у Елизаветы, ещё получается и существенная разница в надбавке. Чем покрыла Мияхара эту пропасть - одним судьям известно. И их совести. Особенно учитывая то, что и остальные её "прыжки" - не ровня настоящим прыжкам Туктамышевой. Подпрыжки сомнительной докрученности Мияхары должны оцениваться на 0 и 1 в надбавках, 2 - как самый максимум. И только в том случае, если техническая бригада не нашла недокрут или неправильное ребро (на лутце).

Другая японка, Рика Кихира, проиграла битву трикселей в короткой, недокрутив и упав с прыжка. Но в произвольной сделала оба (первый - в уникальном, историческом для женского катания каскаде с тройным тулупом), сделала и всё остальное безошибочно. И победила - как в битве трикселей, так и в целом на соревнованиях, с фантастической технической оценкой в 87 баллов в произвольной. Довольно хороша и в компонентах, пусть пока ещё и не Асада. Но Асадой и быть не надо - чтобы получать высочайшие компоненты, как мы знаем и сегодня ещё раз убедимся ближе к концу поста, достаточно быть представителем влиятельной федерации фигурного катания и получать её поддержку. Так что только от японской зависит, как далеко пойдут оценки Рики уже в этом сезоне (при более-менее приличной стабильности).

Елизавета Туктамышева исполняет более мощный, зрелищный тройной аксель, но в произвольной не совсем удался выезд - закрутило в тройки. Зато всё остальное, подобно японской коллеге, сделала чисто. И, по большей части, на высочайшем уровне качества, в частности вернувшийся легчайший лутц-тулуп в классическом исполнении фигурного катания - без МХАТовских пауз, как бывает у всяких-разных нахваливаемых юниорок.

Учитывая то, что в произвольной программе количество прыжковых элементов ещё больше, техническая пропасть, разделяющая их с Мияхарой, должна ещё расширяться. Однако Сатоко как начали безбожно тянуть ещё в короткой, так и вытянули всё же вперёд Туктамышевой. На копейки - типичное в фигурном катании издевательство. Хорошо, что Рика всё сделала и всё же выиграла, иначе с таким издевательством над здравым смыслом фигурное катание можно было бы закрывать как вид спорта. Идёт грандиозная битва тройных акселей, а в топ всеми правдами и неправдами тянут недокрученные подпрыжки "над газеткой".

С лавровым венком здорово придумали. Как в Античности - победителям Пифийских игр (вторых по значимости после Олимпийских). Лишний раз подчеркнули торжество спорта

Торжество неполное, по причинам, уже указанным выше. И по другим, о которых пойдёт речь сейчас. Можно, как Аделина Сотникова, говорить, что девочка заслужила, наработала рейтинг годами стабильных подпрыжек, с которых в принципе сложно упасть, а если теми же годами отрабатывать до божественного уровня докруты на льду - то и подавно. Но просто удивительно слышать про какую-то компонентную Мияхару.

Компонентную в чём? С одинаковым безразличием и полным отсутствием выразительности Мияхара под любую музыку иногда делает неплохие с хореографической точки зрения взмахи руками. В музыку попадает - наверное, да. Но все делают взмахи и попадают тоже многие. Всё это неплохой уровень, но, полагаю, ни у кого не поднимется рука назвать это катание робота каким-то там образцом или близко к оному. Никто, кроме пары фанатов, не вспомнит, не назовёт сходу ни одной её программы. Ни одна из них не запомнилась вообще ничем. Абсолютная пресность.

Таково же и её танго - совершенно пресное. С одной стороны, я не сторонник чрезмерных, наигранных эмоций (так называемое "выпускание медведей"), как бывало и бывает у некоторых отечественных партнёрш в танцах на льду. С другой стороны, танго - это чувства, эмоции, искусство самовыражения. Всё, что у Мияхары отсутствует напрочь.

А скольжение у Мияхары посредственное. Достаточно разобрать исполнение шагов и поворотов в дорожке шагов, чтобы легко в этом убедиться, что мы сейчас и произведём. Извиняюсь, что гифки нарезать не удалось - все видео удалены педантичными японцами, большое не грузится в онлайн-редакторы. Итак, ссылка на видео, посекундно весь блеск скольжения Мияхары:

1:45:30 очевидные тройки вместо твизлов, ещё и с явной потерей баланса и переходом в анти-эстетичную, откляченную позу;

34 Скобка с моментальным приставлением второй ноги на выходе (ошибка);

40 Выкрюк с приставкой на лёд второй ноги на повороте; к слову, она у Мияхары всё время "гуляет" неподалёку ото льда для подстраховки - это есть показатель не слишком высокого класса;

45 Неправильный чоктау (плоское ребро на выходе);

52 корявая, "зажёванная" петля (с плохим самопересечением траектории и второй ногой на льду до окончания исполнения);

1:46:03 и второй чоктау - мимо, отсутствует как таковой отрыв второй ноги.

Многовато ошибок для якобы божественной катальщицы. Вообще от дорожек Мияхары при ближайшем рассмотрении нередко начинает сочиться кровь из глаз - настолько там "каша" и трудноразличимо всё бывает. Вполне понимаю техническую бригаду, однажды обнулившую ей дорожку целиком.

Для сравнения, шаги курильщика - шаги здорового человека (в гиф-мейкеры видео почему-то не загружается, так что снова извиняюсь):

2:09 чистая петля и вслед ей вторая такая же;

Дальше несколько декоративных элементов и камера отдаляется, но мы-то с вами разбираемся, и видим блок крюк-выкрюк-крюк, начинающийся на 2:26;

2:35 твизлы с усложнением (поднятой вверх рукой);

2:41 чистейший чоктау в связке с крюком, выкрюком и петлёй, великолепный блок, плавное, правильное скольжение (в отличие от Мияхары, которая, например, крюки, ко всему прочему, нередко проходит через пятку, что в тех же танцах на льду считается слабым исполнением).

Плюс взрослое, выразительное катание с настроением и создающее настроение у зала. Неслучайно в сезоне 14/15, в отсутствие компонентных монстров вроде Костнер или Асады, Елизавета получала больше всех и во второй оценке, в том числе и значительно больше Мияхары, которую с тремя-четырьмя стабильными недокрутами никто как соперницу тогда и не рассматривал, пока она вдруг не обошла не совсем удачно откатавшуюся на Чемпионате мира Елену Радионову.

Затем женское фигурное катание поросло грибами, и в обмен на разные русские рекорды по бартеру у Мияхары стали пропадать недокруты и разрастаться компоненты до тех, которых у неё в реальности, пожалуй, и нет. Деятельность чиновников - сугубо вредная для российского женского катания, по моему глубокому убеждению. Так, Мияхара за счёт всего этого уже "обыгрывала" Анну Погорилую в финале Гран-При-2016. А сейчас, при равном и объективном подходе к оцениванию всех, японку могла бы побеждать и Станислава Константинова при своих удачных прокатах, но с той огромной "подушкой безопасности", что есть у первой, это просто невозможно, причём ни при каких прокатах.