7 мин.

Чемпионат Европы как он есть

Начнём с одиночных видов. В женском катании, наверное, действительно должна была победить Евгения Медведева. Но с отрывом буквально в несколько баллов. Я не считаю (и такого никогда не было в фигурном катании), что отпрыгавшая свои программы юниорка - заведомый победитель. Это исключительно веяние новейших времён, "внезапно" свалившееся счастливым грузом именно на Медведеву. Выводы тут очевидны.

Юниорское катание, с пантомимой в начале и "взятием трубки" в конце. Между этими двумя моментами всё пресно и скучно, хореография не выражает ничего и представляет собой совершенно одинаковые размахивания руками всю программу. К слову, это одна и та же программа уже третий год, с тех самых юниорских времён. Меняются только пантомимы в начале и конце. Флутц кому-то, может, уже набил оскомину, но никуда не деться, если он есть:

Всю карьеру ставили "е", в том числе по юниорам, где судейство гораздо лояльнее. И даже на Чемпионате России в 2015-м году ещё ставили. И вдруг всё пропало. За другие прыжки точно также завышают надбавки, как за лутц с неправильного ребра. Ошибки на дорожке не думают и смотреть, завышая уровень и безбожно завышая надбавки за исполнение шагов и поворотов на коротких дугах практически без скорости. Огромные компоненты за мастерство катания, которое очень среднее.

Компонентами надо как минимум поменяться с Погорилой (а на самом деле, Медведева и на 69 не катается), "е" на лутце со снижением базы и штрафом, соответствующие реальному качеству исполнения надбавки за элементы - и уже нет никакой "космической Медведевой", а есть реальная девочка-попрыгушка юниорской комплекции. С реальными, земными оценками. Баллов в 210. Ну а с чего она должна получать намного больше, чем Елена Радионова два года назад на той же Европе? Класс одинаковый, к тому же Елена трижды на две программы исполняет самый дорогой прыжок в 3 оборота - лутц, поскольку не имеет никаких проблем с ребром на нём. А у Медведевой они огромные и явные.

Всё ещё это вполне могло быть победой, так как другим тоже немножко подкидывают на фоне совершенно неприличных оценок Медведевой. Однако это не имеет никакого значения, когда катается такой мастер, как Каролина Костнер. Отличная пластика, прекрасные линии, проникновенное катание, шикарное владение коньком - просто приятно посмотреть. Не прыганием единым живо фигурное катание.

Бронза Костнер - это настоящий триумф этого Чемпионата Европы. Триумф великой итальянки. Она почти столь же крута, как Евгений Плющенко, не столь давно ещё выходивший на европейский лёд. Да, видно, что это уже не пик их возможностей, но не тренироваться несколько лет, а потом за полгода набрать форму и кататься ТАК, как Костнер на этом чемпионате или Плющенко пять лет назад - это просто браво! В то время как привычные соперницы давным-давно покинули фигурное катание, Каролина просто рвёт границы долголетия в таком мимолётном виде спорта, как фигурное катание, где часто карьера раз - и прошла. Это подлинное величие - оставаться конкурентоспособной в таком возрасте, в котором большинство, в том числе нынешние лидеры, далеко не факт, что хоть на один тройной сподобятся.

Путь Костнер выбрала правильный - в первую очередь, восстановить технику. И обратилась к одному из лучших специалистов в мире по этому вопросу - Алексею Николаевичу Мишину. Мы не знаем, был ли это предел её возможностей, или Каролина сумеет добиться дальнейшего прогресса - именно от этого зависит уровень её дальнейших притязаний. Но, полагаю, это далеко не самое главное. Костнер давно всем всё доказала и может кататься просто в удовольствие себе. И зрителям.

В мужском разряде победил Хавьер Фернандес. Подобно Медведевой, его баллы не вписываются ни в какие рамки приличий. Даже Ханю снижают компоненты при неудачных прокатах, но Фернандеса очень любят в Европе. Он - её лицо в фигурном катании. И европейские судьи обожают безмерно. Да так, что постоянные ошибки на прыжках практически не сказались на заоблачной сумме за произвольную. Хотя должны были быть отражены в том числе и в компонентах - в представлении, в скольжении, связках (часто терял скорость из-за отсутствия выездов и вынужден был заново её набирать).

Максим Ковтун наконец-то справился со своими сложными программами, исполнил 4 четверных на две программы, и почти все - исполнил блестяще. И взял более чем заслуженно "серебро". Разумеется, почивать на лаврах не стоит. Это не должно остаться разовой акцией. Надо закрепить результат, а дальше, возможно, двигаться вперёд. К тем самым легендарным пятью квадам, которыми его с юного возраста неразумно пичкали прошлые тренеры. Но пока - ничего такого, надо закрепить результат, как было сказано. Ковтун побил все личные рекорды - прекрасная работа спортсмена и тренера Инны Германовны Гончаренко.

Мужской турнир - вероятно, самый конкурентный в Европе. Не всегда и не всё у всех получается, но в последнее время стабильно находится по несколько человек, претендующих на пьедестал. На этот раз на него претендовали Йорик Хендрикс и Морис Квителашвили. Если Йорик ещё получил свои заслуженные оценки, то Морис, собрав в произвольной вторую технику на турнире, был оценён довольно скромно. За Российскую Федерацию в компонентах он получал всего на два балла ниже, чем теперь за Грузию, при этом раньше он по несколько раз пускал бабочки и протирал лёд, а здесь катался очень хорошо, - это выглядело явно не справедливо.

Не в добрый час родители Хендрикса назвали его Йориком. ФФККР буквально сняла с бедного Йорика бронзовую медаль и соверешенно не заслуженно навесила её на Михаила Коляду, завалившего свои программы. Болельщики часто и, возможно, где-то даже справедливо возмущаются, когда Патрик Чан или Юзуру Ханю получают в короткой за 80 без элемента - теперь у нас тоже есть такой фигурист, зовут его Михаил Коляда. Он же в произвольной получает заоблачные почти 170, завалив оба четверных прыжка и запустив бабочку вместо тройного акселя. Это просто неприлично.

Способы достижения результата привычные - завышенные надбавки за прыжки и за вращения, которые хороши, но не настолько, насколько ставят, и, разумеется, завышенные компоненты, особенно в том, что касается презентации с гримасничанием и кривляниями и хореографии, в которой руки словно манипуляторы у робота - либо прямые, либо согнутые под 90 градусов, другого не дано. Всего лишь несколько положений, словно это какое-то упражнение утренней зарядки. И вечно растопыренные пальцы - как вершина этой "хореографии". Курочка по зёрнышку клюёт, а в конечном счёте получаются полностью неадекватные прокатам оценки и издевательство над спортивным духом.

Да-да, ровно такое, как в танцах на льду, где итальянцы Каппеллини/Ланотте с грубой ошибкой на твизлах обошли Боброву/Соловьёва. Надо помнить, что это (как и результаты других наших пар) - расплата за чьи-то рекорды и бронзяшу для одного очень перспективного одиночника (не взявшего, правда, доселе ни одной серьёзной медали по взрослым к солидному уже возрасту, почти в 22 года). От того ещё более смешно, как ему завышают оценки. Обычно сверх положенного фигуристы получают за имя, а тут имени ну просто никакого. Такой же средний европейский фигурист, как и те, что катались перед ним, но не всем так везёт с Федерацией фигурного катания. Кстати, её можно поздравить - она ещё на этапе Гран-При России хотела повесить медальку Коляде, но тот катался так плохо, а Быченко - таким орлом, что не получилось, хотя они были близки к цели. Теперь же их можно поздравить.

А Каппеллини/Ланотте вовсе вели на золото. Судите сами: отставание от Пападакис и Сизерона составило всего 3 балла, добавить пару баллов за твизлы, вспомнить снятый после разбирательств балл в короткой - и вуаля, результат как минимум не ясен, а скорее всего, при более качественном прокате произвольной итальянцам и компонентов дали бы немного больше - и всё, чемпионы! Вот это был бы номер!

В парах тоже не видно грамотной работы. Понятно, что европейские судьи любят Алёну Савченко примерно как Фернандеса. Но надо же хоть немного с этим бороться! В результате Савченко/Массо с выбросом 2А из прошлого века едва не стали чемпионами. Только железная воля (и запас с короткой) Тарасовой и Морозова позволили им заслуженно встать на высшую ступеньку пьедестала.

А реальное место Савченко, безусловно, третье - просто французов Джеймс/Сипре судьи любят далеко не так сильно, как "выдающуюся парницу современности", с которой Татьяна Тарасова прожужжала все уши - и это во время триумфа нашей замечательной пары Тарасова/Морозов. "Выдающуюся" ещё не столь давно разделывала под орех выдающаяся парница Татьяна Волосожар (а на Олимпиаде, до кучи, - тогда ещё недавно образованная пара Столбова/Климов, что для "выдающейся" стало совсем уж неожиданностью). Теперь обыгрывают и другие.