6 мин.

Николо Дзаньоло: Молодой принц Рима

Дэнни Эйндж, несомненно, принадлежит к наиболее перспективным гроссмейстерам в лиге НБА, когда речь заходит о создании команды, способной бороться за лидерство. Хотя футбол вряд ли сравним с американской системой закрытых лиг и лимитов зарплат, безусловно, есть уроки, которые эти два мира профессионального спорта могут извлечь друг из друга. Вероятно, эти уроки по полной извлекает Джеймс Паллотта, совладелец и президент AS Roma.

Когда Паллотта пришел в клуб в 2011 году, он также являлся совладельцем и членом совета директоров Эйнджевого Boston Celtics, он стал первым американским владельцем итальянского футбольного клуба, от него ждали новых свершений. Когда новый босс связал нити управления столичным клубом и понял, что «Ювентус», совершая первоклассные маркетинговые шаги, установил монополию, которая не может в финансовом отношении быть конкурентноспособной римлянам здесь и сейчас, он решил смотреть на все, что происходит в подведомственном ему клубе в долгосрочной перспективе.

«Вы не можете быть мировым брендом, если у вас нет собственного стадиона», — сказал он в одном из своих первых интервью. Так скоро появился Stadio della Roma, — проект, который включает в себя строительство нового стадиона и целого комплекса зданий, которые принесут значительный доход клубу вместо текущей стоимости аренды Олимпико. Расположенный недалеко от римского аэропорта с дизайном, вдохновленным Колизеем, стадион должен стать новой достопримечательностью города. Если, конечно, все не пойдет по сценарию лондонского «Тоттенхэма», с серией отсрочек открытия стадиона.

Но строительство нового стадиона может диктовать темп других клубных дел, особенно когда речь идет о большем объеме инвестиций; это в полной мере испытали на себе «шпоры», а до них и один из их главных соперников — лондонский «Арсенал». Спортивная политика должна была быть скорректирована, и Паллотта привел человека, который смог доказать, что может создавать деньги и грамотно сводить дебит и кредит.

Рамон Родригес Вердехо, более известный как Мончи и ранее отмеченный за свою работу в «Севилье», является частью клуба вот уже скоро как два года. Но, несмотря на все успехи, которые включали сенсационное изгнание «Барселоны» из Лиги Чемпионов и выход клуба в полуфинал турнира, положение «Ромы» на рынке оставалось прежним. Сезоном ранее Мохаммед Салах был продан в «Ливерпуль», та же участь постигла Алиссона Беккера перед началом этого. Хотя Мончи неделями убеждал фанатов, что бразилец «все же останется в клубе», денежное давление Ливерпуля на Рамона было слишком сильным. Римлянам удалось выручить историческую сумму за вратаря, но это было знаком того, что остальная часть турнира будет проходить в контексте, который американцы называют Moneyball.

Нежданная звезда перестройки

Когда команда НБА не может конкурировать за самый верх, у них есть два варианта: попасть в средняки или попробовать еще раз, сосредоточившись на поиске будущей звезды, вокруг которой стоилась бы команда-победитель. Boston Celtics работали довольно хорошо в последние годы, и Паллотта хотел, чтобы Мончи с «Ромой» двигались в том же направлении.

Поэтому «Рома» была готова приняться за работу, которая в тот момент могла показаться бездумной и слабой, но сможет принести очень много команде в долгосрочной перспективе. Трансферное окно клуб закрыл с плюсом в 20 миллионов евро; кроме Алиссона, были проданы Кевин Строотман в «Марсель» (25 миллионов) и Раджа Наингголан в Интер (38 миллионов), это просто отличный ценник, учитывая, что оба игрока приближаются к закату своей карьеры. Из 150 миллионов евро, вырученных в начале сезона, 130 были вложены в поиски замены ушедших игроков и усилению скамейки запасных, надеясь, что некоторые из купленных игроков окажутся «сектором приз» и станут новыми звездами.

Опытные Хавьер Пасторе и Стивен Н’зонзи из-за травм и как следствие слабой формы не принесли того, что в Риме ожидали от них, а молодой Джастин Клюйверт, 19-летний вундеркинд, от которого ожидали слишком многого, теперь «ищет себя».

Однако его сменщик по позиции Николо Дзаньоло неожиданно удивил всех.

Он попал в «Рому» как часть пакета «Интер за Наингголана». Миланский клуб имеет долгую историю настоящей «утечки мозгов»; но по правде говоря, мало кто ожидал, что этот молодой человек станет решающим игроком для команды, показав просто ошеломительные результаты в своем первом сезоне в Риме. В серой игре «Ромы», сопровождающейся беспрецедентной ротацией состава, он стал единственным по-настоящему ярким пятном; недавно он забил два гола в 1\8 финала Лиги чемпионов против «Порто», несмотря на то, что играл на фланге, а не на своей естественной позиции, став самым молодым итальянцем с двумя голами в стадии плей-офф Лиги чемпионов.

«Интер», однако, не первый клуб, который отказался от Дзаньолы. История молодого итальянца похожа на историю Харри Кейна, которого «Арсенал» отверг в детстве, поэтому он приехал играть в «Тоттенхэм», который находился по близости, где ему также пришлось спуститься на дно состава, чтобы затем, своей игрой получить первоклассное доверие и пройти в основу. «Арсеналом» Дзаньолы была «Фиорентина», затем он попал в Примаверу «Интера» благодаря «Виртусу», в составе которого он поиграл в нижней лиге, а после отверг предложение «Ювентуса». Никаких 14 голов и 11 передач в молодежной команде ему не хватило для того, чтобы выйти на поле в основном составе «Нерадзурри», и вместо игры за «Интер», Дзаньола стал разменной монетой в традиционной бизнес-модели миланцев.

Хайп продолжается

В феврале 2018 года он забил гол за «Интер» в Лиге чемпионов среди юниоров, а через год уже забил за «Рому» в «правильной» Лиге чемпионов. Насколько это было неожиданно перед началом сезона, лучше всего говорит тот факт, что Анте Чорич — еще один талант, привезенный Мончи — в настоящее время получает почти в два раза больше Дзаньолы. Вот почему первым шагом римской администрации будет повышение зарплаты и закрепление нового контракта, потому что не пройдет слишком много времени, прежде чем заинтересованные клиенты постучат в дверь римского клуба.

Юноша уже получил вызов в Скуадра Адзурру, что только повышает шумиху. Опасаясь оказаться на задворках международного футбола, итальянцы решили максимально продвигать таланты, которые несут в себе потенциал для лучшего будущего, поэтому несколько других молодых игроков недавно также получили вызовы. Как и «Рома», сборная Италия также требует формулы восстановления и выхода из среднего уровня.

«В мире три миллиарда любителей футбола, и я бы хотел, чтобы «Рома» была их второй любимой командой», — сказал однажды Паллотта. Проблемой для римлян было отсутствие игроков, которые зачаровывали бы своей игрой на поле, и были бы харизматичны вне его. То, чего у клуба не было с тех пор, как закончил карьеру игрока «император Рима» Франческо Тотти.

Получил ли Рим в лице Дзаньоло молодого принца?