Тимо Вернер: история о мокром порохе
После того, как Тимо Вернер промахнулся по воротам «Ренна» с линии вратарской, тренер Фрэнк Лэмпард всеми силами старался защитить своего игрока от нападок.
«Подобные вещи случаются», - объяснял Лэмпард, когда его спросили после игры, как это возможно для нападающего за 50 миллионов фунтов стерлингов, полностью лишенного опеки, промахнуться с пяти метров по воротам. «Тимо хотел забить, но мяч неудачно отскочил к нему, и по своему опыту могу сказать, что все выглядит намного проще, чем есть на самом деле. Это была сложная ситуация».
Однако на видео не видно, что мяч отскочил. Видно только, что Вернер ударил по нему слишком сильно и неудачно, но Лэмпард за свою жизнь забил 177 голов в Премьер-лиге и 23 в Лиге чемпионов. Человек забил 200 голов за Челси на максимально возможном уровне, и когда он ссылается на что-то из своего опыта, то дискуссия об этом больше не идет. Та конкретная ситуация была помещена в архив, и Вернеру эта ситуация пошла в карму, но проблема по сути своей не была решена.
Тимо не забивает в восьми матчах Премьер-лиги подряд, а если добавить к этому Лигу чемпионов, то он не забивал 722 минуты подряд. Для нападающего, за которого заплатили 50 миллионов фунтов стерлингов, это явно чересчур долго, и Лэмпард похоже начал это осознавать, заменив его в перерыве в предпоследнем матче лиги, и оставив его на скамейке запасных в игре против «Астон Виллы».
Когда мы смотрим на весь сезон в целом, то приходим к выводу, что Вернер - один из самых постоянных игроков для Лэмпарда. Он отыграл 1734 минуты и не был на поле лишь только в одной из 24 игр, сыгранных «Челси» за весь сезон - против «Барнсли» в Кубке Английской футбольной лиги, который «Челси» выиграл со счетом 6: 0. В этом контексте тот факт, что Лэмпард заменил его в перерыве с «Арсеналом» и оставил на скамейке запасных против «Виллы», заставляет задуматься о том, все ли свои кредиты доверия потратил ли Вернер?
Нельзя отрицать, что немец забивает не так много голов. Он забил их восемь в первых 12 играх всех соревнований, выглядел как трансфер-хит, лучший, кого приобрел Челси в межсезонье, а затем остановился.
Порох намок, и он не только больше не забивает, как в играх на старте сезона, но и, относительно часто, Вернер упускает хорошие моменты, плохо принимает мяч и допускает технические ошибки.
Из главной трансферной звезды команды он превратился в лавочника (если судить о последних телодвижениях наставника «Челси» в отношении немецкого нападающего). Из всего этого, у меня возникает вопрос, кроется ли проблема в Вернере или все же история несколько глубже, чем нам пытается показать своим поведением Фрэнк?
Измененная роль
Конечно, большая часть проблемы действительно кроется в Вернере. Если покопаться в истории его карьеры, то еще тренеры академии «Штутгарта» отмечали некоторые психологические проблемы игрока, из-за которых у него под зрительским давлением возникали ситуации пред- панической атаки. И игрока заменяли. Последний раз в Бундеслиге, Вернер имел подобную проблему уже играя в «РБ» при Хаззенхютле, но с приходом Нагельсманна она была решена и публичное давление более не тяготило нападающего.
Как бы ни защищал его Лэмпард, нападающий за 50 миллионов евро не может промахиваться с пяти метров. Однако, подобным манером как с «Ренном», он промахнулся в матче с «Ньюкаслом», а в Премьер-лиге упустил еж восемь четких моментов, которые мы называем отличными возможностями.
К тому же рост количества потерянных мячей и технических ошибок убедительно свидетельствует о том, что Вернер находится в кризисе самоуверенности. Проведя только один успешный дриблинг из пяти против «Вест Хэма», он не пробовал ни одного против «Арсенала» и «Астон Виллы». Следует отметить, что он не играл полный матч, в этих двух играх, проведя на поле всего 64 минуты, однако, нулевой дриблинг - очень хороший показатель неуверенности человека, добившегося 58-процентного успеха в дриблинге в АПЛ...
Впрочем, это не значит, что проблема только в Тимо и что его можно охарактеризовать как плохого игрока и считать неудачным трансфером.
Вернер - очень хороший игрок, умеющий забивать голы, в прошлом сезоне он забил 28 голов в Бундеслиге, допустив всего три промаха. Он быстр, хорош физически и индивидуально опасен, и он отличный нападающий, который может как играть в пас со своими товарищами по команде, так и сам поразить ворота.
Разница в том, что с приходом в «Челси» его роль полностью изменилась по сравнению с тем, какую он играл в «РБ Лейпциг».
В прошлом сезоне Вернер в Бундеслиге совершал 3,78 удара по воротам за 90 минут игры. В текущем сезоне, у него в среднем 2,26 удара во всех соревнованиях, а впереди него по среднему количеству ударов в матче идут такие игроки как Тэмми Абрахам, у которого 3,12 удара, а также Хаким Зиеш, Кристиан Пулишич и Оливье Жиру, результат которых еще лучше. Вернера вытолкнули на фланг и дали роль, в которой его значимость снизилась, а значит, снизился и вклад, который он мог бы внести в команду.
Лучше всего это показал матч с «Саутгемптоном». Лэмпард старался играть по схеме 4-2-3-1, и Вернер играл центрального нападающего. Пулишич был на правом фланге, Мейсон Маунт - слева, Кай Хаверц играл на позиции десятки. И Тимо Вернер был великолепен. Он забил два гола и сделал результативную передачу, но атака «Челси» вращалась через него, и он очень хорошо справлялся с этой ролью дирижера.
Проблема видится в том, что Лэмпард недавно перешел к игре в стандартную схему 4-3-3, в которой Хаверц играет глубже в поле, а Вернер играет роль левого нападающего, который может войти в центр, только когда Бен Чилвелл поднимается высоко, чтобы обеспечить ширину атаки. Роль левого фланга довольно жесткая, и это чувствуется на поле.
Потерянная свобода
Плохая игра Вернера в атаке на левом фланге в основном объясняется тем, как «Челси» играет в защите.
Единственный способ, при котором система 4-3-3 с Жоржиньо в качестве опорного полузащитника может действовать в обороне, - это тот, что два других полузащитника активно помогают ему с оборонительными задачами. Учитывая, что Н’Голо Канте и Матео Ковачич, Хаверц или Маунт во второй «восьмерке» расположены довольно узко и не могут закрыть широкие позиции или поменяться флангами, Лэмпард просит Вернера опускаться, чтобы помочь левому защитнику в оборонительной фазе.
Вернер - дисциплинированный игрок, который постоянно выполняет эту обязательную часть игры и исполняет тактические задачи тренера беспрекословно, поэтому он опускается в защиту, помогая Чилвеллу и компании. Но ты можешь сказать орлу, что он фазан, но станет ли орел после этого фазаном?
Проблема в том, что этот аспект важности Вернера для стабильности обороны обходится дорого всей команде.. в Атаке.
Защитные требования от Вернера поставили его в плохую исходную позицию для контратаки, а она, безусловно, самый сильный аспект его игры. После того, как «Челси» получает мяч, Вернер обычно находится глубоко на своей половине поля, и перед ним остается около 70 метров, которые он должен пробежать, прежде чем попадет в ситуацию для возможности нанесения удара.
В Лейпциге все было совершенно иначе. Как правило, он был самым выдвинутым вперед игроком, пока команда находилась в фазе защиты. Проще говоря, Вернер был тем игроком, который, как только соперник ломал первую линию обороны и сумел передать мяч на половину поля Лейпцига, оставался высоко и ждал, пока его товарищи по команде отберут мяч и вынесут его вперед. Он располагался в игре практически всегда на одной линии с последним защитником, выжидая, чтобы он мог атаковать на пространстве и, фактически, отдыхал большую часть игры, совершая победные рывки к воротам соперников.
Результатом такого свободного статуса в команде стало то, что Вернер сделал больше всего касаний в штрафной из всех атакующих полузащитников и нападающих в Бундеслиге. Мало того, ему отправляли по 35 передач за игру, что больше, чем получал даже Роберт Левандовски. В то же время у него было самое большое количество прогрессивных передач среди нападающих.
Короче говоря, Вернер имел полную свободу в Лейпциге. Он был первым игроком в команде, большая часть мячей доставалась ему, и он мог выбирать, тянуться ли к флангу, появляться ли в центре как «десятка» или атаковать из глубины под нападающим. У него была привилегированная роль в переходе к обороне, он ждал возможности, а когда «Лейпциг» атаковал в контратаке, у него обычно было около 40 метров до момента удара и ему требовался в среднем только один дриблинг-забег, чтобы нанести его. Как правило, перед ним был только один защитник, и когда Вернер его обыгрывал, то попадал в ситуации, как сказали бы математики, «с большей вероятностью».
Лэмпард должен что-то делать
В АПЛ, перед Тимо, как правило, половина команды соперника и поэтому больше нет тех относительно легких ситуаций, в которых он набрался бы самоуверенности и из-за которых, в конце концов, его и покупали, потому что немногие могут его догнать в чистом поле. По факту, он остался с мокрым порохом и разочарованием, которое накапливалось с каждой новой неиспользованной возможностью.
Если же мы убираем из уравнения, что он не может отдыхать в фазе защиты, чтобы быть свежим для атаки, и что он лишен возможности дриблинг-забега, который является его величайшей силой, то все равно получаем на выходе, что в системе Лэмпарда его роль гораздо менее свободна, нежели была когда-либо до сих пор в его карьере.
Тимо расположен широко на фланге, где его качества движения без мяча вообще не выходят на первый план, а сам мяч очень редко доходит до него, чтобы он мог творить что-то и помогать товарищам по команде. Нападающий, для которого подвижность всегда была сильнейшим его навыком, превращается в статичное крыло, удерживающее ширину. Все это вместе влияет на уверенность в себе, и проявляется в упущенных голевых возможностях и более 700 минут футбола без забитых мячей, потому что Вернер просто не чувствует себя комфортно на новой позиции и в новой роли, в которой он играет не в своем ритме.
А трагедия ситуации в том, что Лэмпард не может себе позволить такого неуверенного Вернера.
В начале сезона Вернер показал, сколько он может дать «Челси», насколько он хорош на самом деле, когда его ставят в нужное место на поле и дают нужную роль в команде. Френку придется перестраиваться и создавать ситуации, в которых Тимо будет в центре внимания, не спрятан на фланге и не исключен из игры. И голы придут снова, потому что они не происходят сами по себе и не изолированы от более глубокой истории, которая происходит с Вернером в данный момент.
В противном случае, упрямство может стоить места в команде или одному или другому в среднесрочной перспективе.
В 06-07 (3 клуба в полуфинале ЛЧ), 07-08 (3 клуба в полуфинале ЛЧ и английский финал), 08-09 (3 клуба в полуфинале ЛЧ и история с Эвребе). Действительно, никогда не был. Найс аналитика
Да что ж ты будешь делать, опять эта зараза, гад Жажринья виноват. И это при том, что в последних матчах эта падлюка редко появляется в основе, а место единственного опорника занимает Канте.
Но Нголо ведь хороший, он ведь столько бегает и отборов делает, ведь да? Постоянно теряет позицию, из-за чего перед штрафной Челси возникают гигантские дыры, ну ничего, главное в топе по перехватам и отборам. Да, позиционной атаки нет, но это ведь не задача Канте как единственного опорника - участвовать в первых двух-трех пасах, это снова восьмерки играют узко и неэффективно, не опускаются в розыгрыш, а Канте - "золотая корова"
А теперь без дешевой язвительности и серьезно.
В совокупности проблем сегодняшнего Челси, в том числе и с Вернером, уже очевидна неправильная трактовка статистики отделом анализа. Глянем на тепловые карты прошлых сезонов - Вернер там бороздит левую бровку, но это не значит, что он играл крайнего полузащитника/вингера, в качестве которого Тимо решили использовать в Челси (вряд ли там одному Френку такая моча в голову ударила): в Германии он исполнял примерно ту же роль, которую выполняет Сон у Моуриньо - позиционная оборона и рывок в пустое пространство при контратаке без постоянного участия в розыгрыше мяча.
Тоже самое можно сказать и про Канте, которого суют на позицию единственного опорника, судя по его проценту успешных пасов и long balls: данные статистики вкупе с оборонительными у Нголо в сухом рассмотрении (т.е. исключительно цифры) кажутся на уровне. Но на деле Канте тусует мяч назад к защитникам, гораздо острее он действует у штрафной соперника нежели при организации позиционных атак, в отличие от Жоржиньо, который именно ведет позиционный пас, разгружая определенные зоны то подключением в тройку защитников для розыгрыша мяча, то переводами на другой фланг при позиционных атаках в подключения крайних защитников (все тоже самое делает Хейберг в том же Тотенхеме, только у датчанина может физуха по-лучше, что позволяет ему более жестко вступать в отбор)
Все эти периодические кризисы Челси, которые и в прошлом сезоне происходили, кажутся следствием неопытности не только одного Френка: там ведь весь штаб свежий, даже аналитический отдел новый пригнали перед назначением Лэмпарда