7 мин.

Кто стучится в дверь ко мне?

Бюджетные ограничения, вводимые в «Формуле-1» со следующего года, расширение количества мест в паддоке с 24 до 26-ти плюс явные намеки на послабления для вновь прибывающих команд, проявившиеся еще пару лет назад, в сочетании со столь же явным желанием руководства ФИА ослабить позиции автоконцернов, породили волну пересудов о желающих воспользоваться благоприятными обстоятельствами для дебюта в королевских гонках. Кто они, эти претенденты?

У «Формулы-1» всегда был неплохой резерв – работала пирамидальная структура малых формул, подводящая к вершине не только гонщиков, но и механиков, инженеров – и целые команды. Судите сами: нынешняя «Торо Россо» – это бывшая «Минарди», поднявшаяся в Формулу 1 в 1985 году из «Формулы-2». Несколько раньше оттуда же пожаловал «Тоулмен», превратившийся затем в «Бенеттон», а ныне живущий под брендом «Рено». Из «Ф-3000» пожаловал «Джордан» – ныне «Форс-Индия». Даже «Макларен» получил мощное усиление, когда команда в 1980-м была слита с «молодежным» проектом Рона Денниса «Проджект 4».

Интерес к «Формуле-1» давно уже проявляет целая группа менеджеров команд GP2. Вот с этой категории и начнем.

ART Grand Prix

Французский проект, запущенный Николя Тодтом и Фредериком Вассером в 2005 году. Вассер заработал огромный авторитет в «Формуле-3», где его собственная команда дебютировала под брендом «АСМ» во второй половине 90-х годов. С 2003-го его команда – бессменный чемпион Евросерии «Ф-3» (в 2003-м в личном зачете победил гонщик «Премы» Райан Бриско, но командный титул остался за «АСМ»). Уровень организации гоночного дела по достоинству оценили Жан и Николя Тодты – в результате на базе «АСМ» появился совместный проект в GP2, который с 2007 года стал единым для всех команд Вассера/Тодта: GP2, GP2 Asia, «Ф-3» и в перспективе GP3. Ходили слухи, что именно этот конгломерат должен стать базой для молодежной программы «Феррари», о которой было заявлено примерно год назад. Николя Тодт действительно заправляет делами нескольких гонщиков, в числе которых Фелипе Масса и Себастьян Бурдэ. В общем, платформа для перехода на самую высокую орбиту, подготовлена неплохая.

«Если ты занят в этом бизнесе, то естественно, мысли твои всегда направлены к «Формуле-1», – сказал Николя Тодт в интервью интернет-еженедельнику GP Week. – Я никогда не скрывал, что если там будут резко сокращены расходы, я подумаю о переходе. Но если я вступлю в «Ф-1», то не для того, чтобы там выживать. Нас интересуют хорошие результаты в гонках и хорошие экономические показатели. Нынешние решения, хотя они еще и не все приняты, направлены в нужную сторону, но в будущем, думаю, появится больше возможностей обзавестись там собственной командой. В общем, если все и дальше будет складываться, как сейчас, если действительно будут приняты заявленные решения, я подумаю о переходе».

iSport International

Британская команда, основанная в 2004 году бывшим менеджером Petrobras Jr Team Полом Джексоном. В ее составе в GP2 блистали Скотт Спид, Тимо Глок и Бруно Сенна, подтвердив, что дело свое Джексон и его сотрудники, знают крепко.

В апреле Пол обронил фразу о том, что его команда вполне готова и к переходу в «Формулу-1». Не всеми это заявление было воспринято однозначно, но Джексон позднее подтвердил свой интерес: «Если быть точным, я хотел бы понять суть новых предложений и уже затем оценить свои силы для перехода в «Формулу-1». Как раз сейчас мы этим и заняты – и должен вам сказать, нас удивил уровень интереса со стороны потенциальных инвесторов. В общем, хотя мы пока и не готовы делать какие-либо заявления, можно сказать, что есть вероятность того, что мы решимся на это. Я веду массу переговоров с различными заинтересованными сторонами – как в техническом, там и коммерческом направлении. Мы знаем, что есть всего три свободных места, и интерес к ним весьма высок, так что нам надо убедиться в том, что мы располагаем всеми необходимыми ингредиентами, прежде чем всерьез подавать заявку».

Dams

Французская команда-ветеран. Аббревиатура «ДАМС» означает «Дрио/Арну МоторСпорт». Она была учреждена еще в 1988 году и долгое время была одним из ведущих игроков в Международной «Ф-3000». Рене Арну быстро забросил проект, но его партнер, французский предприниматель Жан-Поль Дрио продолжил движение вперед и в 1995-м уже пытался войти в «Ф-1» с шасси, созданным Эдрианом Рейнардом. В тот раз он не сумел собрать необходимый бюджет, и позднее нашел расширение своих гоночных программ в гонках спортивных прототипов. «Формулы» он тоже не забросил, хотя в 2001 году ушел из «Ф-3000».

Команда Дрио – одна из сильнейших в серии «А1 Гран-при» (ее специалисты обслуживают сборные Швейцарии и Франции; а также российскую команду в 2005 году; рекомендации Дрио сослужили хорошую службу Михаилу Алешину при переходе из 2-литровой «Формулы-Рено» в Мировую серию «Рено»). С 2005 года ДАМС представлена в GP2, где служит базой для молодежной программы «Тойоты» (ее участник, Камуи Кобаяси, только что выиграл азиатский чемпионат GP2).

«На мой взгляд, у команд GP2 появилась великолепная возможность подняться в «Формулу-1», – сказал Дрио GPWeek. – ДАМС конечно же заинтересована в этом, но отлично представляя, какие трудности нас ждут в «Формуле-1», ее запросы с точки зрения технологий и финансов, мы примем решение только в том случае, если сможем положительно ответить на все связанные с этим переходом вопросы. Декларации раздавать легко, а мы предпочитаем действовать консервативно».

Racing Engineering

Испанская команда, основанная отпрыском королевской фамилии Альфонсо де Орлеаном-Бурбоном, уже давно ищет выход в «Ф-1» – собственно, ради этого она и создавалась. Однако к решающему шагу ее владелец пока не готов: «Я не планирую ничего такого на 2010 год, поскольку пока только собираю бюджет. В моих планах такой шаг был задуман на 2011 год. В 2010-м это будет непросто, тем более, если делать ставку на серьезные результаты. Я не хочу выходить в «Ф-1», не заручившись достаточной финансовой поддержкой как минимум на три года вперед. Краткосрочная программа – пустая трата денег и времени для всех, кто в ней участвует. Так что, либо мы сделаем этот шаг по всем правилам, либо не сделаем его вообще. Если в 2011 году места для нас не найдется, что ж, так тому и быть. Мы всегда можем найти себе другие проекты, а бюджет, необходимый для «Ф-1», не оставит нам выбора. Не секрет, что в моем сердце особое место занимает Ле-Ман…»

Кто еще? Список команд GP2, способных подняться на уровень «Ф-1», этим не исчерпывается. К примеру, есть еще одна, владелец которой относится к теме осторожно, тем более что с потенциальными кандидатами все уже решено.

Super Nova

Команда потомственного гонщика и менеджера Дэвида Сирса – один из монстров Международной «Формулы-3000» (в ее составе чемпионами стали Винченцо Соспири, Рикардо Зонта, Хуан Пабло Монтойя и Себастьян Бурдэ) и один из ведущих игроков GP2. Эту команду давно считают серьезным кандидатом на место в «Формуле-1», но Сирс к этой теме подходит очень осторожно. Попробовать он не прочь, но только в союзе с солидными партнерами: «Ни одна из команд GP2 на сегодня не имеет необходимой инфраструктуры, а прыгнуть в «Формулу-1» в пять минут невозможно. К тому же, лично я думаю, что все будущие новички благословение уже получили. Скажем так, разумнее оставаться командой GP2, объединившей свои усилия с кем-то, кто хочет вступить в «Ф-1». К примеру, «Продрайв» и «Астон Мартин» должны выступать единой командой. У «Лолы» Мартина Биррейна есть все необходимое, и если у американской команды действительно есть деньги, вот она и станет третьей».

Итак, Сирс считает почти решенным вопрос о том, что три вакансии в «Формуле-1» в 2010 году заполнят «Продрайв», «Лола» и американская команда Кена Андерсона/Питера Уиндзора. О них – во второй части...