16 мин.

Нейтан Чен: «После Олимпиады хочу оглянуться назад и сказать: мне было приятно пройти этот путь»

Совсем немного времени осталось до старта серии Гран-при сезона 2021/2022 и первого этапа Skate America в Лас-Вегасе. На этом соревновании свой олимпийский сезон откроет трёхкратный чемпион мира в мужском одиночном катании Нейтан Чен, который помимо фигурного катания любит играть в баскетбол, не расстаётся с гитарой и проводит свободное время с друзьями. В новом подкасте для Olympic Channel спортсмен рассказал о своей подготовке к Олимпиаде в Пекине и о том, что ждёт его после.

Я с нетерпением жду начала сезона. Конечно, это очень важный сезон, олимпийский сезон, который бывает всего лишь раз в четыре года. Все фигуристы очень ждут начала сезона. У меня ещё не было соревнований, но я с нетерпением жду своих этапов Гран-при. Конечно, Олимпийские игры – это очень важный старт. Так и должно быть. Каждое соревнование перед Олимпиадой – это хорошая возможность чему-то научиться, стать лучше, чтобы на Играх выйти на пик своих возможностей. Со мной работает замечательная команда. Мы делаем всё возможное, чтобы на Олимпиаде выступить наилучшим образом.

Видео-фрагменты интервью для Olympic Channel.

Этот сезон отличается от других, потому что в этот раз ты не участвовал соревнованиях серии Б или челледжерах. Скажи, существует ли для тебя какая-то разница, если ты начинаешь сезон сразу с этапов Гран-при?

Да, я не участвовал в соревнованиях серии Б и других турнирах, и это будет довольно интересно [начать сразу с Гран-при]. С другой стороны, за всю карьеру я, наверное, поучаствовал всего в одном или двух соревнованиях серии Б, так что могу сказать, что для меня в этом нет ничего необычного. В то же время, раньше в начале сезона я участвовал в Japan Open. К сожалению, в этом году из-за пандемии не было возможности поехать туда. Как бы там ни было, у меня уже достаточно опыта подготовки к Гран-при, у меня отличная команда. Они помогают мне справляться и делают всё, что нужно, чтобы к этапам Гран-при я подошел в той форме, в которой нужно. С нетерпением жду своих этапов.

 За период с 2018 по сегодняшний день ты как-то изменился как человек? Есть ли какие-то вещи, которые ты узнал о себе за это время и которые ты пытаешься использовать сейчас, чтобы справляться с давлением? Кажется, за эти годы ты стал гораздо более зрелым человеком.

Я люблю фигурное катание, люблю проводить время на льду, люблю соревноваться. В стрессовой ситуации легко забыть об этом, легко зациклиться на результатах и оценках. Думаю, это очень вредно для спортсмена, для фигуриста. Во время тренировок и соревнований ни в коем случае нельзя забывать о том, насколько сильно и за что ты любишь то, чем занимаешься. Мне кажется, за эти годы я научился именно этому. Особенно за тот период – два года после Олимпиады – когда я уехал учиться и не мог тренироваться столько же, сколько тренировался до того. А еще в начале пандемии, когда у нас не было льда. Сейчас уже льда достаточно, и я могу тренироваться столько, сколько мне нужно. Я понял, насколько мне повезло, что у меня есть такая возможность – выходить на лед, тренироваться и каждый день делать то, что я так сильно люблю. Стараюсь не забывать об этом.

cred. yaguchi_toru

Ты как-то говорил об отдыхе, восстановлении и психологическом настрое. Какую роль для тебя играет психическое здоровье? И что ты делал для того, чтобы позаботиться о себе в этом плане?

Мне кажется, психическое здоровье – это то, о чём каждый человек должен постоянно заботиться каждый день. Я начал работать со спортивными психологами, и возможность поговорить с кем-то обо всем, что происходит в спорте и за его пределами, была очень важна. На твоём пути всегда находится то, что тебе помогает, и то, что мешает. Нужно научиться понимать, что есть что, и сосредоточиться именно на том, что приносит пользу.

Мы работаем вместе со спортивными психологами несколько месяцев, и это очень полезно. У специалиста, [с которым я сейчас сотрудничаю], большой опыт. Здорово, что есть человек со свежим взглядом, который помогает мне разобраться с мыслями и настроиться психологически. Таким образом, этот специалист отвечает за психологическую подготовку, помогает мне и просто как психолог. Здорово, что такой человек есть в моей команде.

Давай представим такую ситуацию. Ты стоишь в центре катка, диктор произносит твое имя. Пусть это будет соревнование какого угодно уровня – от серии Б до Олимпийских игр. Какие эмоции ты испытываешь в этот момент? И научился ли ты с годами лучше справляться с ними?

Когда только начинается программа, или я только выхожу на лед на соревнованиях, я стараюсь прежде всего сконцентрироваться на том, чтобы всё сделать хорошо в плане техники (по крайней мере, я думаю именно об этом). Я стараюсь сосредоточиться на ключевых моментах, которые мне нужно выполнить, чтобы откатать программу настолько хорошо, насколько могу. Как только включается музыка, я стараюсь передавать историю такой, как сам ее представляю, или такой, какой ее задумала Ше-Линн. В программе ты стараешься показать какого-то персонажа, и это не обязательно ты сам. Можно пытаться передавать собственные эмоции в программе, можно изображать кого-то другого. Это зависит от музыки, от программы, от первоначальной задумки. Что касается моих ощущений, то музыка играет очень большую роль, и я стараюсь передавать образ. Между музыкой и движением должен быть баланс.

То же самое можно сказать и о технических элементах. И здесь все зависит от тренировок. Весь процесс подготовки – это рутина, мы повторяем каждое движение на льду много-много раз. Никто не выходит исполнять какой-то элемент впервые сразу на соревнованиях. В любой программе есть какие-то части, где можно подышать, немного передохнуть, и, напротив, где нужно потратить больше сил. Всё это планируется заранее. И всё это отрабатывается на тренировках день за днем. Конечно, на соревнованиях подключается множество других переменных, которые ты не можешь предугадать. Там зрители и судьи смотрят на тебя, и это совсем другой опыт. Но как бы там ни было, я всегда стараюсь сосредоточиться на своей программе, на музыке. Для этого я стараюсь выбирать ту музыку, которая мне нравится, что-то такое, что мне приятно послушать. Это помогает мне оставаться сосредоточенным на том, что нужно сделать. А дальше уже тело либо действует на автопилоте, либо я думаю лишь о каких-то определенных вещах, а всё остальное стараюсь выбросить из головы.

cred. Владимир Песня / РИА Новости

Мы уже говорили об этом, но давай ещё раз вернемся к теме психического здоровья. Какие советы ты мог бы дать молодым спортсменам, исходя из своего личного опыта?

Если бы у меня была возможность что-то сказать самому себе в более юном возрасте или молодым фигуристам, я бы сказал, что самое важное – это надёжная команда. Мне повезло работать с прекрасными людьми. Один в поле не воин, поэтому всегда важно иметь рядом других людей с опытом в разных сферах, которые будут помогать тебе добиваться своих целей. Мне очень повезло с командой.

Эти люди будут делать свою работу, и тебе нужно доверять им, каждый член команды будет играть свою роль. В то время, когда ты не занят непосредственно фигурным катанием, переключайся на что-то другое, занимайся собой, общайся с другими людьми. Нужно найти для себя что-то такое, что не будет связано с фигурным катанием и спортом. Думаю, этому я тоже научился со временем. Можно, к примеру, заниматься фигурным катанием, потом пойти домой и продолжать думать лишь о фигурном катании, но в таком случае не получится должным образом восстановиться и отдохнуть. Такой образ мыслей оказывает на нас большое давление сам по себе и негативно влияет на психическое здоровье.

Расскажи о своих новых программах и том, с кем ты работал над постановкой.

В этом сезоне обе программы для меня поставила Ше-Линн Бурн. Я уже работал с ней раньше, и у нас прекрасные отношения. Мне нравится с ней работать. Не так давно она переехала в Калифорнию, я тоже живу и тренируюсь в Калифорнии, так что хорошо, что у меня есть возможность видеться с ней несколько раз в неделю и продолжать работать над программами. Там всегда найдётся то, что можно улучшить. Она замечательный специалист, мы уже проделали большую работу, и я доволен тем, что у нас получилось.

source: postandcourier.com

Было ли в подготовке программ к сезону что-то еще помимо работы с Ше-Линн Бурн? Например, хореография, какие-то другие занятия вне льда…

Готовясь к сезону, я в основном работал с Ше-Линн. Она отвечает за всю хореографию, все шаги, движения. Однако в последние несколько лет я также работал с другими специалистами. Например, с Мишель Миллз. Она очень хорошо разбирается в балете и помогала мне в работе над артистизмом и чисткой программ. В остальное время я работаю с Рафаэлем [Арутюняном] и другими тренерами над техникой и другими аспектами катания.

Как давно вы работаете с Ше-Линн? Кажется, вы неплохо поладили, и она стала для тебя своего рода ментором.

Верно. Я думаю, Ше Линн – замечательный человек. Она приносит с собой на каток море позитива. Когда бывает трудно, такой позитив очень важен. Мне нравится, что она, скажем так, всё рационализирует – движения, презентацию. В итоге не возникает ощущения наигранности, все движения кажутся абсолютно естественными, а это именно то, к чему я сам всегда стремлюсь. У неё все получается так легко, за её работой очень интересно наблюдать.

Что мне всегда в тебе нравилось, так это то, что у тебя есть жизнь помимо фигурного катания. Как фигурист ты очень хорош, и тем не менее. У тебя есть гитара, ты играешь в баскетбол, общаешься с друзьями… В твоей жизни был период, когда ты занимался не только фигурным катанием. Расскажи об этом.

Да, был такой период, когда моя жизнь не была посвящена фигурному катанию на 100%. Я начал заниматься фигурным катанием в 3 года, так что не важно, чем ещё я занимаюсь, этот спорт всегда будет важной частью моей жизни. Конечно, я люблю то, чем занимаюсь, и ни за что не стал бы ничего менять. Но в колледже я, скажем так, узнал, что за пределами катка есть целый мир. Появилась возможность попробовать что-то новое, найти себе хобби, которое никак не связано с фигурным катанием. Это очень мне помогло. Так я смог проводить время на льду с большей пользой, я стал получать гораздо больше удовольствия от фигурного катания, потому что я понял, что то, чем я занимаюсь на льду, - это своего рода работа для меня, и стараюсь получать удовольствие от своего занятия. Потом я ухожу со льда и получаю не меньше удовольствия от занятия другими вещами.

Во время учёбы в Йеле у тебя было совсем другое расписание. Что изменилось, когда ты вернулся в Калифорнию, в свою зону комфорта? Что тебе больше всего нравится сейчас?

Я очень скучаю по колледжу. И я рад, что после этого сезона смогу вернуться к учёбе. Но я также рад вернуться в Калифорнию. У меня появилось больше времени для тренировок, вокруг меня такие же ребята-фигуристы. Сейчас моя жизнь более структурирована, не приходится постоянно решать какие-то другие вопросы. У меня есть чёткое расписание, я могу приходить на каток в определённое время. В колледже было не так. Например, сегодня у меня экзамен, значит, я не смогу кататься в такое-то время. Сейчас многое устроено по-другому. Я могу тренироваться каждый день в одно и то же время, могу делать на тренировках то, что мне нужно. Это очень хорошо. А ещё в Калифорнии хорошая погода, пляж рядом, здесь круто.

Чему ты научился у Юзуру Ханю за эти годы? Какие его качества как спортсмена тебе больше всего нравятся?

Юзуру Ханю – прекрасный пример для всех. Я всегда старался брать с него пример, еще когда он сам катался в юниорах. Он с легкостью прыгал тройные аксели, а я тогда едва справлялся с обычными тройными. А ещё примечательно, что он соревновался с фигуристами разных поколений и преуспел. Он был успешен тогда, когда я еще даже не начал выступать, он успешен и сейчас. Он соревновался с талантливыми фигуристами трех поколений и побеждал. Это показывает, насколько он талантлив и мотивирован. Победить на Олимпийских играх – нелёгкая задача. Победить и продолжать дальше, находить в себе мотивацию, прогрессировать. Я вот так точно не смогу. Это очень вдохновляет. Он действительно двигает фигурное катание вперед таким образом, каким раньше никто не делал. Он прокладывает путь, и это невероятно.

photo cred. ISU Figure Skating

За эти годы у вас, ребята, сложились хорошие отношения. Не знаю, можно ли назвать их дружбой, но что для тебя значит то, что рядом с тобой выступает такой чемпион?

Что мне особенно нравится в фигурном катании (может и не больше всего нравится, но тем не менее), это то, что мы все на льду соревнуемся прежде всего с собой. Между нами нет прямой борьбы лицом к лицу. Нам прежде всего приходится преодолевать собственные страхи и всё такое, а соперники в это время находятся на расстоянии. Когда мы на льду, мы стараемся делать всё, что сможем. Когда мы не на льду, мы уже не соперники. Мы становимся обычными людьми, и это, мне кажется, именно то, что делает наш спорт особенным. Мы можем поддерживать дружеские отношения друг с другом. Да, на льду наши отношения основаны на соперничестве, и мы оба будем делать всё возможное, чтобы победить. Для этого мы и выходим на соревнования.

Вне льда всё совсем иначе. Мы обычные люди, мы можем общаться, можем дружить, мы можем поддерживать и мотивировать друг друга, мы помогаем друг другу становиться лучше. Думаю, это самое крутое, что есть в фигурном катании. У меня хорошие отношения с Юзуру и с другими фигуристами. Повторюсь, это делает наш спорт особенным.

Чему ты научился в предыдущем олимпийском сезоне? Ты как-то собираешься использовать тот опыт?

Самое важное, чему я научился в сезоне 2017/2018 и на всех остальных соревнованиях, это то, что каждый день приходится работать на максимум. Когда мы приходим домой, мы можем быть физически и морально истощены. Конечно, приходится много работать, заставлять себя, проявлять настойчивость и стремиться вперёд. Однако в таком графике важно находить время на отдых и восстановление. Многие этого не понимают. Не буду говорить за всех, но я точно не понимал, когда был моложе.

 Сезон 2017/2018 был очень сложным для меня. Я очень хотел попасть в олимпийскую команду и, возможно, выиграть медаль. Тогда мне казалось, что если я потренируюсь ещё часа четыре, а потом ещё какое-то лишнее время проведу в спортзале, то у меня всё получится. В результате у меня оставалось гораздо меньше времени на восстановление. Мне всё время казалось, что я стою на месте и совсем не прогрессирую. Это сказывалось на моей уверенности в себе. Так что, думаю, сейчас важнее всего найти баланс между изнурительными тренировками на льду, отдыхом и восстановлением. Я должен заботиться о себе.

Спортсмены часто говорят, что учатся на своих поражениях. То, что ты сказал, я нахожу очень интересным в том плане, что многие испытывают страх перед неудачей. Очевидно, в Пхёнчхане с тобой было именно так. Возможно, это как-то помогло тебе иначе посмотреть на ситуацию, подумать, что ты все еще в строю несмотря на неудачу?

Мы действительно учимся на своих ошибках. Они заставляют нас подумать о том, что пошло не так и как этого можно избежать в будущем. Конечно, тот опыт был не из приятных. И я бы не хотел, чтобы такое повторилось снова. Но такое случается, и я все ещё тот, кто я есть, у меня ещё будут возможности и другие соревнования. Я всё ещё могу добиться своих целей. Что бы ни случилось, я останусь жив, я продолжу работать и двигаться вперед. Победы или поражения не изменят меня как человека.

Прямо сейчас моя главная цель – получать удовольствие от того, что делаю. Я хочу иметь возможность оглянуться назад на свой олимпийский опыт через 5-10 лет и сказать, что мне было приятно тренироваться и готовиться к Играм. Конечно, как спортсмен ты помнишь все хорошие и плохие моменты, но какие-то мелкие детали часто забываются. В памяти остается то, что ты чувствовал, с кем познакомился за это время, и прочие вещи, благодаря которым ты и прошел весь этот путь. А мелочи, вроде того, какой прыжок и где ты прыгнул, часто забываются. Вот это я и хочу запомнить из своей подготовки к Олимпийским играм, чтобы потом оглянуться назад и порадоваться тому, что прошел весь этот путь.

photo cred. Atsushi Tomura / International Skating Union via Getty Images

Сейчас середина сентября [время, когда был записан подкаст], и мы с тобой уже обсуждали, что Олимпийские игры в Пекине совсем близко. Что для тебя успех на Олимпиаде?

Я с нетерпением жду начала сезона. Перед сезоном 2017/2018 я даже себе боялся признаться, что хочу победить. Но я хотел, и это была единственная причина, по которой я тренировался. Конечно, есть у меня такое желание и сейчас. Я хочу кататься настолько хорошо, насколько смогу. Но имея тот опыт и испытав однажды горечь поражения на крупнейшем соревновании, могу сказать, что бояться на самом деле нечего. Моя главная цель – хорошо откатать свои программы, и не важно, выиграю я или проиграю. Победа или поражение вне зоны моего контроля, и мысли об этом только мешают. Но я могу сейчас продумывать каждый свой шаг и сделать всё возможное, чтобы подготовиться наилучшим образом. Если я сделаю всё, что смогу, я буду доволен независимо от результата. Вот о чём я стараюсь думать перед Олимпиадой. Сейчас я очень жду старта сезона и сделаю всё возможное, чтобы отобраться в команду.

После ОИ-2018 ты победил на трех чемпионатах мира. Как ты сам сказал, в сезоне 2017/2018 ты хотел победить, но не получилось. А как ты сейчас справляешься с ожиданиями того, что ты должен победить в Пекине?

Нет, мне бы не хотелось думать о том, что я могу или должен победить в Пекине. Конечно, я хочу. Каждый спортсмен мечтает о победе на Олимпийских играх. Но я не могу это контролировать. Чем больше я думаю о том, что я хочу выиграть и всех победить, тем хуже я выступаю. Не думаю, что мне будет приятно вспоминать об этом потом. Такое мышление не принесет ничего кроме стресса, тем более если это будет моей единственной целью. Однако если я буду думать шире и больше о том, как стать лучше, мне потом будет приятно вспоминать это время.

Конечно, пандемия – непростое время для всех. Но есть ли что-то хорошее в твоей ежедневной рутине?

Больше всего мне нравится то, что каждый день я провожу время на катке с людьми, которых я люблю. Мы все очень много работаем и идём к своим целям, но проводить время вместе, наблюдать за прогрессом друзей и радоваться с ними тому, что происходит в их жизни, очень важно для меня. В этом было даже что-то забавное: из-за пандемии мы приходили на каток, тренировались на одном льду ещё с одним или двумя спортсменами, но не могли видеть лица друг друга. Нам нельзя было поговорить, нельзя было ничего делать вместе, мы только тренировались, делали свою работу и уходили домой. Сейчас мы, наконец, можем общаться, дружить и помогать друг другу.

photo cred. mr_kwu