15 мин.

«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были...» Людмила Белоусова

Вчера из Швейцарии пришла печальная весть: не дожив чуть менее двух месяцев до своего 82-летия, от онкологического заболевания скончалась Людмила Белоусова.

Вместе с партнером и супругом Олегом Протопоповым она была двукратной олимпийской чемпионкой (1964 и 1968 гг.) в парном катании, четырежды поднималась на высшую ступень пьедестала почета мировых и европейских первенств, была шестикратной чемпионкой СССР.

Белоусова-Протопопов

ЧМ 1965 года

 Белоусова и Протопопов олицетворяли собой целую эпоху в спорте высших достижений, потому что им удалось сделать то, что дано лишь немногим даже среди самых выдающихся – создать свое направление, которое на многие годы вперед определило развитие мирового фигурного катания.  И не только того его вида, в котором прославились Людмила и Олег: как многие представители парного катания, так и одиночники и танцоры не раз говорили в своих интервью, какое влияние оказали на них Белоусова и Протопопов при выборе музыки для программ, при создании их хореографического рисунка. Планка, заданная нашими чемпионами – высочайшее эстетическое чутье, безупречность линий и отточенность хореографии, - была тем эталоном, к которому стремились, наверное, все, но достичь которого удавалось немногим. 

Белоусова-Протопопов

1968 год

Людмиле и Олегу, в арсенале которых элементы, считающиеся ультра-си на тот период развития фигурного катания, появились далеко не сразу, самим пришлось пройти долгий и нелегкий путь от неприятия и критики их стиля до его восторженного поднятия на щит. А потом, когда техническая составляющая их программ уже перестала удовлетворять требованиям момента, они еще несколько лет упорно не хотели с этим смириться и продолжали бороться за попадание в сборную, хотя их шансы на это становились все призрачнее.

Белоусова-Протопопов

ЧЕ 1966 года

Можно по-разному относиться к этому яростному отстаиванию Людмилой и Олегом своего и только своего стиля, к их нежеланию признавать всевластие времени и стремлению оставаться не льду во что бы то ни стало, несмотря на годы. Это дело других – признавать или не признавать, а они никогда и ни в чём ни на йоту не изменили себе и своим принципам: стремлению донести сначала до зрителей и судей, а потом уже только до зрителей не просто красоту катания на коньках по льду под музыку, а эстетику катания, отличающегося культурой движений, где каждый жест осмыслен, одухотворен и теснейшим образом связан с музыкой. Поэтому, наверно, многим из тех, кто смотрел на них, казалось, что они своими коньками извлекали музыку прямо изо льда.

Белоусова-Протопопов

1968 год

 И, наверно, титулы и медали отходят здесь на второй план. Нет, конечно, они были очень важны для Белоусовой и Протопопова – в конце концов, спорт он на то и спорт, чтобы стремиться к достижению наивысших результатов. Но как показала вся их дальнейшая жизнь, медали никогда не были для них самоцелью: главное, что было для них непреходяще – утверждение высших эстетических идеалов в фигурном катании. И в этом именно они преуспели, как никто другой ни до них, ни после них.

Белоусова-Протопопов

1965 год

 Для создания эстетически сильного впечатления на льду они не пренебрегали ни малейшей деталью. Вот что говорила, например, Майя Петровна Беленькая о начале спортивного пути Олега Протопопова: «Когда он (Николай Александрович Панин. – Л.М.) приходил во Дворец пионеров и смотрел, как катаются фигуристы, с которыми занималась Нина Васильевна Леплинская, он всегда говорил: «Хальтунг, битте!» Мы у Нины Васильевны спрашиваем: «А что такое хальтунг?» Она говорит: «По-немецки это апломб. Осанка».

Этот «хальтунг!» на самом деле сыграл большую роль в становлении нашей ленинградской школы. Самое главное, как считал Николай Александрович, - постановка корпуса. Умение выглядеть на льду как король, когда чувствуешь, что ты лучше всех, держишься прямее, хореографически у тебя все лучше, чем у всех – это оттуда идет.

Белоусова-Протопопов

1965 год

 Помню, Олег Протопопов не очень-то доволен был, когда слышал немецкую команду. Он же здесь блокаду пережил, так что воспринимал такое обращение болезненно. Но осанке, внешнему виду они с Милой Белоусовой всегда уделяли большое внимание. Недаром Олег любил повторять слова Шаляпина, что артист должен не одеваться в костюм, а облачаться».

Ей вторит Алексей Николаевич Мишин: «Да, Олег это хорошо усвоил. Никогда не забуду – как-то утром, к восьми часам, приходит Протопопов на каток. Бабочка «кис-кис», белая рубашка, черный джемпер. Люда – тоже в соревновательном платье. Думаю: «Вот дурак!» Нет, не дурак». (Л. Чернышова, «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).

Белоусова-Протопопов

1962 год

За время своей спортивной карьеры Белоусова и Протопопов работали всего с двумя тренерами. На начальном этапе они тренировались у Петра Петровича Орлова, но, не сойдясь с ним взглядами и творчески, и чисто по-человечески, по истечении определенного периода времени прекратили это сотрудничество.

Далее с ними стал работать Игорь Борисович Москвин. Вот как сам он вспоминает о том времени: «Олег и Людмила – пара легендарная, неординарная. Мы работали вместе восемь лет. Успехи начались, когда мы соединились, и закончились, когда мы расстались. У нас, прежде всего, оказался хороший и очень правильно подобранный коллектив. Каждый отдавал максимум своего таланта, максимум того, на что он годен.

Белоусова-Протопопов

Людмила Белоусова и Олег Протопопов с тренером Игорем Борисовичем Москвиным. 1967 год

Мила, например, была очень хорошей исполнительницей. Она все делала сразу. Ей скажешь: «Головку раз-два, на три поворот сюда, и зубки покажи» - тут же сделает все как надо. Она исключительно двигательно одарена.

Олег чувствовал идею. А я – координатор. Составлял графики тренировок, чередование нагрузок, анализ физического состояния, вел статистику. Выстраивал программу так, чтобы она выглядела наиболее выигрышно. Ведь сейчас на этот момент не всегда обращают внимание, а тогда думали, справа проехать или слева, чтобы выгоднее показать элемент, позу. Каждый технический или художественный элемент имеет свою лицевую сторону. И это очень важно.

Белоусова-Протопопов

Победное трио Белоусова - Протопопов - Москвин в олимпийском Гренобле. 1968 год

Людмила и Олег – первый мой опыт в качестве педагога. Я многому научился и от них, мы взаимно обогащали друг друга. Когда они чего-то не понимали, мне приходилось их убеждать. А убеждать, не веря самому, не сопереживая вместе с ними – невозможно. Поэтому те, с кем ты сопереживаешь, те и есть любимые. С Олегом и Людмилой я долго работал, считай восемь лет. Это достаточно большой период, чтобы срастись – и душой, и взглядами, всем». (Л. Чернышова, «Алексей Мишин. 6.0», СПб, 2007).

Белоусова и Протопопов за время своей долгой совместной жизни стали воплощением преданности не только своим идеалам в фигурном катании  и самому фигурному катанию как таковому, но и друг другу. «Браки совершаются на небесах» - гласит известная поговорка, и она как нельзя лучше характеризует взаимоотношения Людмилы и Олега.

Белоусова-Протопопов

1965 год

 Наверно, именно небесам однажды было угодно свести вместе Людмилу Белоусову, студентку Московского института железнодорожного транспорта и  по совместительству общественного инструктора юных фигуристов в парке имени Дзержинского, что находится в Марьиной роще, и ленинградского матроса Олега Протопопова, приехавшего в Москву на третьеразрядный тренерский семинар в основном для того, чтобы хоть ненадолго вырваться из атмосферы строжайшего ежедневного распорядка.

Белоусова

1955 год

Вот как вспоминали об этой судьбоносной, как потом оказалось, встрече сами фигуристы: «Олег: «Какая-то группа фигуристов не пришла на тренировку. Образовалось «окно». И тогда кто-то из нас предложил покататься. (…) Каток был настолько мал, что на нем трудно было не встретиться. Мы разбежались и чуть не столкнулись. Чтобы не упасть и не выскочить на доски, мы вынуждены были схватиться друг за друга и по инерции начали вращение. Первое наше парное вращение!

Потом перевели дух и попробовали уже специально сделать вместе «ласточку». И когда она получилась удачно, когда мы почувствовали ее прочность, какое-то шестое чувство подсказало, что мы непременно будем кататься вместе. Мы еще не знали, получится из нас пара или нет. Мы ничего не знали. Мы только очень хотели, чтобы получилась, и очень верили в то, что при желании все может получиться. Мы были и остались навсегда мечтателями. И не жалеем об этом. (…)

Белоусова-Протопопов

1956 год

Людмила: «Если быть откровенными до конца, то ничего общего, кроме любви к фигурному катанию и смутного ощущения, что в парном катании каждый из нас сможет хоть в какой-то степени выразить себя, у нас не было. Даже любовь пришла к нам гораздо позже, хотя и с первого взгляда мне понравился стройный балтийский морячок…(Л. Белоусова, О. Протопопов «Золотые коньки с бриллиантами», М., ФиС, 1971).

В 1957 году Людмила и Олег стали мужем и женой. «В наш век стало обычным такое понятие, как спортивная семья. (…) Белоусова и Протопопов – это тоже спортивная семья. Все свободное от занятий время они проводят вместе. Для некоторых людей это может быть утомительным. Но фигурное катание дает столько радостей, столько интересных встреч, что Людмила и Олег всегда находят общие интересы. Для них чрезвычайно важно постоянно ощущать локоть друг друга, иметь возможность общаться с равным собеседником и знать, что тебя всегда поймут с полуслова.

Белоусова-Протопопов

В свободную минутку... ОИ 1968 года

Когда речь заходит о самых дорогих для этих людей принципах, сразу чувствуется, что Людмила всецело на стороне Олега. Она знает, что Олег – человек очень целеустремленный и его ничто не собьет с найденного пути. И вместе с тем у каждого из них есть свои привычки, вкусы. Людмила любит бывать на природе, повозиться с кошкой или собакой, почитать журнал, сготовить что-то вкусное.

Белоусова-Протопопов

1969 год

Олег предпочитает посидеть над своим дневником, послушать музыку или заняться рыбной ловлей (на Черном море он занимается и подводной охотой). Некоторые житейские вещи они воспринимают по-разному. (…) Олег начинает горячиться. Волноваться при ошибке. А Людмила, напротив, сохраняет выдержку, как будто ничего не случилось. Золотой характер. Если бы не это спокойствие Людмилы, то неизвестно, каким образом  можно было бы выдержать все удары спортивной судьбы.

Белоусова-Протопопов

1983 год

Пять лет подряд Людмила и Олег проигрывали на чемпионатах страны. У них были заметные пробелы в технике. Другая женщина на месте Людмилы давно бы махнула рукой на все – в конце концов, есть и другие радости в жизни. Но тихая и скромная союзница Олега не сдавалась и год от года добивалась все большей чистоты и совершенства каждого жеста и шага на льду». (А.Шелухин, «Что идет впереди славы?», М., «Молодая Гвардия», 1968).

После первой случайной встречи на московском катке, потом, когда фигуристы уже встали в пару, были долгие годы неустанной работы, поиски своего стиля, первые неудачи и первые успехи, кульминацией которых стала победа этого дуэта в Инсбруке в 1964 году – первая олимпийская победа советских фигуристов вообще! Дадим слово Олегу и Людмиле: «Звучит первый трепетный аккорд. Но мы его слышим чуть раньше всех. Мы поднимаем головы. Мы прислушиваемся к несущейся нам навстречу музыке. Мы вглядываемся в трепетный язык олимпийского огня за стеклянной стеной.

Белоусова-Протопопов

ОИ 1964 года

И уже через мгновение мы ничего не видим, не слышим, не чувствуем, кроме музыки, в которую мы окунаемся и с которой вместе несемся по катку. Снова молчаливое объяснение двух сердец. Снова грозный натиск урагана, от которого партнер старается укрыть партнершу. Снова раскованная радость финала. Теперь уже не омраченная ничем! Трудно говорить о своем собственном катании, о том, что мы показали. Да и не наше это дело. Мы катались на одном дыхании. Мы осушили свою чашу счастья одним залпом.  Овация оглушила нас.

Белоусова-Протопопов

ОИ 1964 года

 Несколько секунд мы стояли, боясь взглянуть друг на друга. Потом мы поехали к бортику, к оглушающему треску киноаппаратов, к жерлам телекамер, к ослепительным вспышкам «блицев». Мы успели посмотреть на свои оценки: они были очень высокими, но сравнить их с оценками Килиус – Боймлера не могли, потому что не знали результатов своих главных соперников. Мы еще стояли у бортика, когда к нам подбежал известный чехословацкий фигурист Карол Дивин: «Выиграли! Вы выиграли! Поздравляю, соудруги!..» (Л. Белоусова, О. Протопопов «Золотые коньки с бриллиантами», М., ФиС, 1971).

Белоусова-Протопопов

ОИ 1964 года

С 1965 по 1968 гг. Белоусова и Протопопов не проиграли ни одного соревнования, собрав весь урожай золотых медалей с ЧЕ, ЧМ и ОИ.

Показательное выступление на ЧЕ 1969 года

1969 год оказался переломным в их карьере – сначала поражение на чемпионате страны от Тамары Москвиной и Алексея Мишина, затем – «серебро» ЧЕ и «бронза» ЧМ. Но даже при этих – в сравнении с предыдущими годами! – неудачах, Людмила и Олег находили в себе силы сказать, что главное для них – это то, что и на европейском, и на мировом первенствах весь пьедестал почета впервые заняли советские пары. За ярчайшим триумфом советской школы парного катания горечь личного поражения ощущалась ими, возможно, менее остро.  

Белоусова-Протопопов

ЧЕ 1969 года

Уйдя из спорта в 1975 году и став безоговорочными звездами Ленинградского балета на льду, Белоусова и Протопопов продолжали исповедовать свои принципы и в этом коллективе.

Белоусова-Протопопов

1990 год

 Когда в 1979 году они эмигрировали в Швейцарию, главным аргументом, определившим их отъезд, они назвали невозможность продолжать на родине свои творческие поиски. Вплоть до недавнего времени они продолжали тренироваться и выступать. Их лебединой песней стало выступление в шоу Гарвардского университета «Вечер с чемпионами» в сентябре 2015 года.

 В последние несколько лет Людмила Евгеньевна мужественно боролась с раком пищевода, прошла несколько курсов химиотерапии, но, несмотря на большую тягу к жизни, ее запас жизненных сил иссяк.

Белоусова-Протопопов

2007 год

 "Людмила – моя скрипка. Без нее нет музыки. Нашей музыки!" – говорил когда-то о своей жене Олег Протопопов. Наверно, это в чем-то символично, что Людмила Евгеньевна ушла от нас в свой День Ангела. Во Вселенной фигурного катания она была, несомненно, мегазвездой, свет от которой будет идти годы и годы.

P.S. А сегодня ночью (честное слово, это совсем не выдумка ради красного словца, а, видимо, потому, что я была под таким впечатлением от пришедшей горестной вести) мне приснился Олег Алексеевич. Он стоял один на небольшом холме под необъятным небом. Я подошла к нему, молча крепко обняла его, и мы долго стояли так, не сказав друг другу ни слова. А что тут можно сказать? Все слова кажутся в этот миг лишенными смысла. Дорогой Олег Алексеевич, нас много, тех, которые с Вами – это всё, пожалуй…