Когда не нужны эпитеты: «We are the Champions!» Субъективные заметки о ЧМ-2021
Вот и ушел в историю чемпионат мира-2021, которого мы с таким нетерпением ждали и на который возлагали столько надежд… Сколько было волнений по этому поводу: состоится или опять будет отменен; если состоится, то в каком виде, учитывая продолжающуюся пандемию; в каком составе и в какой форме подойдут к этому главному старту сезона его участники?.. Вопросы только множились с приближением чемпионата, а ответы на них можно было получить лишь в ходе соревнований, ну а главные – кто займет пьедестал во всех видах – лишь по их окончании. Но недаром говорят, что «все хорошо, что хорошо кончается» - для нашей сборной этот чемпионат стал одним из самых удачных в истории, а в женском одиночном разряде так и вовсе самым успешным. Но обо всем по порядку.
Открывала соревнования, вопреки обыкновению, короткая программа женщин. Именно в этом аспекте фигурного катания у нашей команды были наибольшие шансы на успех, и еще задолго до чемпионата пресса и соцсети взахлеб соревновались в своих прогнозах относительно того, кому из наших трех красавиц улыбнется фортуна. Из соперниц во внимание в основном принимались японки и американки.
Ну а из европейских фигуристок, кроме наших, вне конкуренции по интересу публики была прелестная бельгийка Люна Хендрикс. Она в течение нескольких сезонов, борясь с травмами, тем не менее уверенно поднималась вверх в табели о рангах различных крупных турниров. Свою короткую программу Люна начала с хорошего каскада 3Л – 3Т, без труда исполнила 2А, а вот попытка исполнить 3Ф закончилась, увы, падением. Однако нельзя не отметить превосходные вращения и виртуозную дорожку, за которые Люна получила 4-й уровень. В целом ее прокат судьи оценили в 67.28 балла, что позволило ей войти в десятку сильнейших и давало неплохой шанс подняться выше после произвольной программы.
А произвольный прокат у Люны получился не просто очень хорошим – безупречным с точки зрения исполнения прыжковых элементов (каскады 3Л – 3Т, 3Ф – 2Т – 2Р и 2А – 2Р, прыжки 3Ф, 3Л и 3С), не менее впечатляющими были все ее вращения и дорожки, при этом подкупала легкость исполнения, видимое удовольствие, испытываемое спортсменкой от того, что все получается так, как задумано и даже лучше. Хендрикс является яркой представительницей атлетического стиля, но не теряет при этом в женском обаянии – навевает ассоциации с Дианой или Минервой, которые в римской мифологии и перед самым сильным противником не дрогнут, и своими женскими чарами не преминут воспользоваться. Арбитры высоко оценили произвольный прокат Люны – 141.16 балла, благодаря чему она буквально ворвалась в первую пятерку лучших фигуристок планеты – мечтала ли она о таком успехе еще накануне?
Из команды США первой на лед вышла Карен Чен. Выбор именно ее для поездки на ЧМ американской федерацией, всегда проповедующей свою приверженность отбора в национальную команду по спортивному принципу, многим казался, мягко говоря, странным – ведь серебряным призером чемпионата США стала Эмбер Гленн, сильно откатав свою произвольную программу, а Карен завоевала лишь бронзовую медаль. Не иначе как чиновники решили соблюсти в данном случае столь чтимый в США «принцип толерантности» и включить в сборную представительницу «национальных меньшинств».
Видимо, Чен горела желанием оправдать возложенную на нее ответственность и чисто откатала свою короткую программу, исполнив каскад 3Л – 3Т (судьи предпочли не заметить недокрутов), 2А и 3Р с твиззлов (ах, как красиво заходила когда-то на этот элемент и выполняла его Ирина Слуцкая – у Чен и близко того не было!), показала неплохие вращения и дорожку, получив за свой прокат 74.40 балла, и расположилась на промежуточном 4-м месте.
Весьма удачными показались мне постановка произвольной программы и выбор музыки с восточным колоритом для Карен – они хорошо сочетались с ее внешним обликом. Прокат ее также следует признать по большей части удавшимся – лишь 3С Чен выполнила с ошибкой, все же остальные элементы были сделаны очень прилично. В итоге она со 134.23 балла заняла 4-е место, чем посрамила все мои прогнозы – перед началом соревнований я предрекала ей место ближе к концу первой десятки. Ну что ж, молодец!
Когда Елизавета Туктамышева на соревнованиях финала Кубка России представила свою новую короткую программу, уйдя от классики к современным ритмам, мне поначалу это ее решение не показалось оправданным: адажио из балета «Спартак» она уже вкатала и оно стало у нее получаться почти так, как было, вероятно, задумано и оставалось отшлифовать лишь кое-какие детали, чтобы довести его до блеска. Но здесь Лиза доказала, что она не зря все переиграла, потому что новая программа предстала во всем ее великолепии. Она открывалась прекрасно исполненным 3А, не менее впечатляюще выглядели и каскад 3Л – 3Т и 3Ф, дорожка и оба вращения (может быть, хотелось бы ей пожелать больше скорости во вращениях), а главное, Лиза каталась на редкость раскованно, четко расставляя акценты, и, кажется, сама наслаждалась каждым своим движением. Оценка в 78.86 балла вывела ее на промежуточное 3-е место.
К сожалению, в произвольной программе Туктамышевой не удалось избежать нескольких ошибок: в каскадах 3А – 2Т и 2А – О – 3С, но самой серьезной из них было падение с 3Ф, а дорожка и одно из вращений получили лишь 3-й уровень. Тем не менее впечатление от ее программы у меня осталось в целом очень благоприятным – Лиза полностью прониклась ее идеей и до последнего мгновения находилась в эпицентре внимания зрителей, что при непростой для восприятия музыке и соответствующей хореографии является значительным достижением. 141.60 балла позволили ей стать серебряным призером – выдающийся успех Лизы и радость для ее поклонников!
Швейцарской фигуристке Алексии Паганини не откажешь в женственности и обаянии, да и спортивные амбиции ее простираются весьма высоко: не раз она входила в шестерку лучших на чемпионатах Европы, а однажды даже остановилась в шаге от пьедестала. Однако этих качеств, что ни говори, маловато для того, чтобы претендовать даже на попадание в произвольную программу на ЧМ, если не на должном уровне исполнены предписанные элементы, а здесь Алексия кое-как скрутила каскад 3Л – 3Т, исполнила неплохой 2А и сдвоила 3Р, не добрала уровней в дорожке и вращении, что стоило ей нескольких драгоценных баллов, и полученных ею 57.23 хватило лишь для того, чтобы занять не свойственное ей 25-е место и распрощаться с надеждами выступить в произвольном катании.
А вот выступающая за Азербайджан Екатерина Рябова своего шанса не упустила: все элементы в свой короткой программе под песню «Mamba Italia», включающие каскад 3Л – 3Т, 2А и 3Ф, достойные вращения и дорожку 3-го уровня, она отчеканила на 64.11 балла, что позволило ей расположиться на промежуточном 13-м месте. Пожалуй, мне только не хватило в ее выступлении некой безоглядности, диктуемой танцевальной музыкой, и улыбки, так логично сопровождающей подобный стиль катания, которая так ни разу и не появилась на катином лице за весь прокат.
Удачно выступила Рябова и в произвольной программе, ни разу не ошибившись ни в прыжковой ее части, ни в исполнении дорожек и вращений. Но ловлю себя на том, что катание Кати не вызывает у меня никаких эмоций, поскольку мне все время кажется, что она совершенно не вовлечена в программу и катается не ради удовольствия, а словно бы выполняет какую-то нелегкую работу и даже бровью при этом не поведет – настолько бесстрастно выражение ее лица. Не чувствую я в ее катании некоей спонтанности, когда кажется, что спортсменка импровизирует на льду – нет, каждый элемент выучен, каждый жест поставлен на свое место, но эта безликая выученность режет мне глаз, так же, как и отсутствие связи с музыкой. Не хочу обидеть эту спортсменку, она, похоже, много работает, но эта работа относится, скорее, к технической выучке, а вот поисками своего стиля она, как мне кажется, пока не занималась. Но результат за произвольную программу Катю порадовал – 125.35 балла позволили ей подняться на 12-е место, что при существующей конкуренции можно считать успехом.
Я была весьма огорчена, узнав, что вне сборной Южной Кореи остались моя любимица, очаровательная Ынсу Лим и Ян Ю, владеющая 3А, поэтому выход на лед чемпионки страны Йелим Ким поначалу приняла несколько настороженно. Однако с первых же секунд эта хрупкая фигуристка в платье нежно-оливкового оттенка развеяла мой скептицизм, исполнив красивый и пролетный каскад 3Л – 3Т, не менее удачно прыгнув 2А и 3Ф, показав красивые вращения и изящную работу рук, а ее дорожка превосходно отражала все тонкости музыкальных нюансов мелодии Листа «Грезы любви». Полученные от арбитров 73.16 балла вывели кореянку на промежуточное 5-е место.
Прокат произвольной программы у Ким оказался не столь удачным: она споткнулась на 2А, упала с 3Л и 3С, однако сама ее программа на музыку из фильма «История любви» мне пришлась по душе. Это было очень тонкое, женственное катание, берущее за душу. Но допущенные ошибки стоили ей значительной потери баллов – со 118.15 она опустилась на 11-е итоговое место.
Перед выступлением Александры Трусовой я очень желала ей откатать свою короткую программу столь же блистательно, как она это сделала во время празднования юбилея Алексея Николаевича Мишина – спокойно, очень четко исполнив все элементы и с проникновением в музыку. Но, по-видимому, волнение у Саши зашкаливало, поэтому после удачно исполненного 2А и 3Ф, у которого позже обнаружилось неясное ребро, она вдруг неожиданно врезалась двумя ногами в лед при исполнении 3Л и не смогла прикрепить к нему 3Т, оставшись тем самым без каскада. Все остальное в этом случае, будь оно хоть эталонно исполненным, не имеет большого значения для результата, и мизерные для Саши 64.82 балла отбросили ее в середину турнирной таблицы – на 12-е место. Но надо совсем не знать эту девочку, чтобы подумать, что для нее все закончилось в этот миг. И Саша доказала всем, что она – «стойкий оловянный солдатик».
В произвольной программе ей нужно было выбираться из того «подвала», в который загнала ее короткая программа, и Саша сделала ставку на исполнение в ней пяти квадов. Первый из них – 4Ф - внешне прошел довольно гладко (потом, правда, на нем обнаружилось неясное ребро), а вот с 4С Саша упала; каскад 4Л – 3Т она сделала блистательно, затем 2А – и вновь падение, уже с 4Л; смазанным получился и каскад 4Т – О – 3С, ну а третий каскад 3Л – 3Т Саше удался. К вращениям и дорожкам претензий к фигуристке у арбитров не было.
Ну что можно сказать о впечатлениях от этого проката? На ум приходила поговорка – «не до жиру, быть бы живу»: вся программа представала как борьба Саши с прыжками. Она была как охотник в азарте охоты: вот этого зверя удалось загнать в капкан, а тот ускользнул. Ни о какой связи элементов с музыкой в данном конкретном прокате речь не шла – музыка звучала лишь фоном, и о воплощении образа Рока, Судьбы о котором заявляла Саша при подготовке программы, можно было только мечтать. В оправдание спортсменки можно сказать, что сама ситуация складывалась таким образом, что надо было выбирать – или сделать ставку на исполнение всех заявленных прыжков, или рассчитывать больше на художественное впечатление от программы, сократив количество прыжков. Понятно, что первый вариант даже при не всех идеально выполненных прыжках сулил гораздо большие дивиденды для фигуристки, нежели второй, поскольку, хотя Саша значительно улучшилась в компонентах, все-таки они – не самая сильная ее сторона. При идеальном прокате, который у Саши за весь сезон случился лишь однажды на чемпионате России, это была бы бомба и, вполне возможно, прыжок на самую высшую ступень пьедестала почета. Ну а в реальности Трусова получила от арбитров 152.38 балла, что хватило ей для завоевания бронзовой медали, и это, как ни крути, – несомненный успех дебютантки чемпионата мира!
Признаюсь, что больше всего я волновалась за Анну Щербакову: доходили слухи, что тренировки у нее идут трудно, что многое на них у нее не получается, Зная, что здоровье Ани в этом году подвергалось серьезнейшим испытаниям, никто не мог гарантировать, что при всей силе духа, свойственной этой девочке, в самый ответственный момент оно не подведет. Но Аня, к счастью, эти опасения развеяла с первых же секунд – четко исполнила 2А, 3Ф и свой коронный каскад 3Л – 3Р, прекрасно вращалась и лишь за дорожку получила 3-й, а не 4-й уровень. В начале сезона музыка «Элегии» Массне, являющаяся мелодической основой программы, казалась мне слишком серьезной, если не сказать тяжелой, для этого «воздушного эльфа» Анечки и как-то не совсем вязалась с ее обликом. Но по мере того, как Аня проникалась этой программой, постигала все ее нюансы, это впечатление рассеивалось. Да, музыка сложная, она о потерях кого-то или чего-то очень дорогого в жизни, и Аня смогла пропустить ее через себя и отразить в своем катании и этот трагизм, и светлую грусть, которую человек вместе с памятью хранит где-то глубоко в душе, не позволяя при этом отчаянию взять верх над собой. Судьи по достоинству оценили этот прокат – 81.00 балл вывел Щербакову в лидеры.
Произвольная программа под мелодию с загадочным названием «Дом темных бабочек» далась Ане нелегко – она упала с 4Ф на первых же секундах проката, чем вызвала ступор у своих многочисленных поклонников. Дальше в голове у многих была только одна мысль – будет она еще прыгать квады или нет? Но Аня выбрала тактику, противоположную той, что положила в основу своего проката Саша Трусова – выполнить как можно чище оставшиеся элементы, не замахиваясь больше на квады, а из элементов ультра-си оставить каскад 3Л – 3Р. И эта тактика в общем себя оправдала, поскольку все прыжковые элементы Аня выполнила замечательно, но за дорожку получила лишь 3-й уровень, и вращение в либеле, где она не сразу взялась за конек, слетело у нее до 2-го уровня. Однако все это я анализировала уже потом, с холодной головой, а во время аниного проката боялась дышать и воспринимала программу как единое целое, в котором Анечка ни одного элемента не сделала не в музыку и была по своему обыкновению прекрасна и трогательна. 152.17 балла, полученные Аней за этот прокат, позволили ей впервые стать чемпионкой мира! Браво, милая наша девочка!
Одну из самых оригинальных, на мой взгляд, коротких программ продемонстрировала японка Каори Сакамото – на музыку Баха в необычной джазовой обработке. Каори всегда славилась своим мягким и при этом очень стремительным скольжением, и на этот раз она себе не изменила, исполнив в первой, задумчиво-элегической части программы 2А и 3Л (правда, впоследствии арбитры отметили неверное ребро при отталкивании), а каскад 3Ф-3Т словно бы явился неким «водоразделом» программы, с которого музыка сменилась тревожно-драматической с нарастающим темпом, и эти музыкальные нюансы были превосходно отражены в дорожке японской фигуристки. Да, каскад у Каори получился небезупречным – со смазанным выездом, но общего впечатления от программы это не испортило. С оценкой в 70.38 балла Сакамото заняла промежуточное 6-е место.
Произвольная программа Каори на музыку из фильма «Матрица» относится к числу самых любимых мною композиций, и она невероятно подходит этой фигуристке. Не изменяя своему стилю, она каталась на огромной скорости, не забывая при этом о связи катания с музыкой, и подавляющее большинство элементов было выполнено на высочайшем уровне (ошиблась Каори на каскаде 3Ф – 3Т и выдала неверное ребро на 3Л). Нет, недаром я симпатизирую ей больше всех из японских фигуристок – Каори умеет вовлечь зрителя в то, что она творит на льду! За этот прокат она получила 137.42 балла и замкнула в итоге шестерку сильнейших.
Еще одна японка, Сатоко Мияхара, похоже уже прошла пик своей карьеры и вряд ли когда-нибудь сможет вернуться на прежний уровень. Еще наблюдая соревнования чемпионата Японии, помню, я была весьма удивлена, что Сатоко, при всей моей к ней симпатии, после 6-го места в короткой программе смогла обойти не в пример лучше нее катавшуюся Маи Михару, стоявшую значительно выше нее в турнирной таблице после КП (если не ошибаюсь, она была 3-й) и войти в сборную Японии.
Сатоко вышла на лед в изумительном платье глубокого зеленого цвета и казалось, что столь же прекрасным будет и ее катание. Однако с первого же прыжкового элемента – 3Л – она упала, 2А у нее получился куда успешнее, но апогеем неудач стал каскад: с 3Р Мияхара выехала столь коряво, что не смогла присоединить к нему полноценный 3Т, изобразив какую-то невнятную закорючку. Все остальные элементы – дорожку и вращения Сатоко исполнила на высочайшем уровне, но спасти положения они не могли: с жалкими 59.99 балла японка смогла занять лишь 16-е промежуточное место.
Полагаю, что многие любители фигурного катания могли усмотреть в этом некий мистический знак: на ОИ в Сочи другая знаменитая японка, Мао Асада, претендующая на пьедестал, в короткой программе заняла 16-е место, но затем выдала такой феноменальный прокат в произвольной программе, что стала одной из героинь тех Игр. Наверное, втайне многочисленные поклонники Сатоко надеялись, что, зная, что ей уже нечего терять, их любимица покажет «прокат жизни». Тем более что постановку ее произвольной программы на музыку из оперы «Тоска» можно смело причислить к выдающимся хореографическим творениям. Однако Сатоко ничем не смогла порадовать своих почитателей – упала с каскада 3Л – 3Т, с 3С, выдала множество недокрутов и «бабочек», так что со своими 112.31. балла она не только не поднялась выше, но наоборот, опустилась аж на 19-е место. Ну что тут скажешь – очень жаль, но время этой японской фигуристки, похоже, ушло в прошлое.
Короткая программа американки Брэйди Теннелл отличалась от всех, представленных ранее, своим невероятным напором, динамизмом и экспрессией, так хорошо подчеркивающими своеобразие ледового почерка этой фигуристки. Эффектно смотрелись в ее исполнении комбинация из кораблика – 2А – кораблика, ее фирменный прыжок в волчок со скрещенной ногой и в особенности дорожка, получившая 4-й уровень. А вот с прыжками не все обстояло гладко – каскад 3Л – 3Т у нее получился лишь с 2Т, на чем она потеряла баллы, которые могли бы ей пригодиться для претензий на пьедестал. А полученных от арбитров 69.87 балла ей хватило только для 7-го промежуточного места.
Очень интересная у Теннелл и произвольная программа, которую она исполнила на первый взгляд почти гладко, лишь последний прыжок – 3Ф – получился смазанным, но затем судьи обнаружили у нее несколько недокрутов, и оценка оказалась не слишком высокой – 127.94 балла, что не позволило ей подняться выше итогового 9-го места.
Самой опасной соперницей наших фигуристок изначально считалась Рика Кихира, уверенно владеющая 3А и освоившая 4С. Рика представила свою энергичную, полную внутреннего огня короткую программу и вихрем промчалась по катку, ошеломив зрителей пролетным 3А, каскадом 3Ф – 3Т и 3Л, виртуозной дорожкой шагов и вихревыми вращениями. Однако судьи обнаружили у нее два недокрута – на 3А и каскаде, что не позволило ей превзойти результат Ани Щербаковой, с 79.08 балла Кихира расположилась сразу вслед за ней на 2-м промежуточном месте.
Отдавая должное мастерству японской фигуристки, скажу тем не менее, что на меня ее программа не произвела столь сильного впечатления, как на некоторых наших зрителей, считающих, что Рику засудили. И мне совсем не понравился ее облик: надевать к платью с коротким рукавом и ажурным верхом плотные черные рейтузы, закрывающие полботинка, на мой взгляд – верх безвкусицы. Ноги фигуристки при этом начинают напоминать, уж простите меня, коровьи копыта. Для меня это примерно, как если бы балерина вышла танцевать адажио в балетной пачке и надела к ней домашние тапочки. И не надо убеждать меня в том, что так надежнее с той точки зрения, что шнурки не развяжутся во время проката – никогда не поверю, что нельзя завязать их так, чтобы они не развязались. Как-то раньше и представить было нельзя, чтобы колготки надевались поверх ботинка, но при этом за весь свой долгий стаж болельщицы могу вспомнить лишь один или два случая, когда бы шнурки развязались во время проката. Кто-то скажет, что это не главное, как фигуристка выглядит, лишь бы каталась хорошо. Но для меня эта деталь, представьте себе, важна, потому что эстетическое начало при этом, что ни говори, страдает, и в немалой степени.
Произвольную программу Кихира, говоря без обиняков, провалила: сначала 3А заменила 2А, затем попыталась сделать его вновь – приземлилась на две ноги и упала, да еще в конце программы вместо 3Л сделала какую-то «бяку-закаляку», едва удержавшись на ногах от падения. Не знаю, следствием ли этих ошибок стало то, что впечатление от программы Рики у меня осталось самое бледное, или сама по себе эта программа является не самым удачным творением ее хореографа, только в сравнении с программами предыдущих сезонов, в которых Рика была очень органична, в моих глазах она значительно проигрывает. И еще как-то удивило то, что порой Рика словно не знала, куда ей деть руки – размахивала ими направо и налево вне всякой связи с музыкой. Думаю еще, что на Кихиру сыграли ее имя и репутация, что она получила 126.62 балла и сумела стать в итоге 7-й – менее титулованная фигуристка с таким катанием заняла бы место поближе к концу десятки, а то и вовсе за ее пределами.
В парном катании шансы всех трех наших дуэтов также расценивались очень высоко, а экс-чемпионка мира канадка Меган Дюамель в одном из интервью даже заявила, что они способны занять весь пьедестал. Таковое в истории ФК случалось, если мне не изменяет память, лишь однажды – на ЧМ 1969 года в Колорадо-Спрингс Ирина Роднина – Алексей Уланов, Тамара Москвина – Алексей Мишин и Людмила Белоусова – Олег Протопопов дружной командой стояли на пьедестале почета и слушали советский гимн. В нынешних условиях о гимне, к сожалению, речи не шло даже в случае победы – наших спортсменов иезуитски лишили этой возможности, но и под аккорды Первого концерта Чайковского отпраздновать победу своей федерации, за спиной которой, как ни крути, только наивный не увидит всей России, наши фигуристы, полагаю, горели желанием не меньшим, чем их знаменитые предшественники. При этом теоретически каждая из наших пар была готова взять на себя бремя лидерства, что они доказали в течение всего этого нелегкого сезона.
Одним из тех дуэтов, кого нашим ребятам следовало если и не слишком опасаться, то все же держать в поле зрения, были американцы Эшли Кейн-Гриббл и Тимоти Ледюк. Они показали достаточно интересную короткую программу в стиле, который я бы охарактеризовала как «унисекс», что подчеркивалось как преобладанием теневого катания, так и визуально комбинезоном партнерши. Технически они были небезупречны в параллельном 3С – партнерша упала на выезде – и допустили небольшой рассинхрон в параллельном вращении, а вот дорожка у них была весьма изобретательной и оценена арбитрами на 4-й уровень. В целом Эшли и Тимоти могли быть удовлетворены своим результатом – с 64.94 балла они расположились на 6-м промежуточном месте.
Весьма удачной по хореографии мне показалась их произвольная программа на музыку 2-го Концерта для фортепиано Рахманинова. Эту музыку кто только не брал для своих постановок (непревзойденным образцом для меня является программа Натальи Мишкутёнок и Артура Дмитриева, которую они исполнили на ОИ 1994 года в Лилехаммере!), но Эшли и Тимоти, на мой взгляд, достаточно творчески подошли к своей программе. Правда, не все у них получилось в должной мере – параллельный 3Р после пересмотра был понижен арбитрами до 2Р, партнерша сорвала каскад с 3С, тяжеловато выглядели поддержки, из которых две получили 3-й уровень и лишь заключительная – 4-й, а тодес хотя и был оценен 4-м уровнем, мне показалась в нем малоэстетичной поза партнерши. Но эти недочеты не слишком сказались на общем впечатлении от программы – американцы продемонстрировали мощное и слаженное катание, неплохое скольжение и достаточно солидный набор технических элементов. Их результат – 120.37 балла позволил им, тем не менее, занять лишь 9-е итоговое место.
У Анастасии Мишиной и Александра Галлямова, на мой взгляд, самая выигрышная из всех короткая программа, поставленная на незаезженную, но при этом сразу же находящую отклик у зрителей музыку и прекрасно оформленная хореографически. А главное, что сами исполнители буквально упиваются каждым своим движением и передают эту радость зрителям, пусть даже на сей раз те сидели по большей части у экранов телевизоров или у мониторов компьютеров. Ни малейшей зажатости от осознания своего дебюта на ЧМ ребята не проявили, словно бы и не волновались вовсе. Единственным упреком к Насте и Саше может быть лишь расхождение в параллельном вращении, все же остальное было исполнено практически безупречно. И неудивительно, что оценки за прокат были высокие – 75.79 балла, что позволило нашим фигуристам оказаться на промежуточном 3-м месте.
Ну а произвольная программа стала настоящим триумфом Мишиной и Галлямова! С первых же ее секунд, когда Настя и Саша исполнили сложнейший каскад 3С – О – 3С, а потом пошли выдавать на-гора элемент за элементом один другого краше, среди которых не затерялись и превосходно дополняющие их оригинальные хореографические находки в виде двух креативных поддержек и эффектного проезда партнера, в моей груди зрителя, бесконечно симпатизирующего этим ребятам, нарастало лишь одно чувство – ликования! Ликования от того, как здорово удается им все, что заложено в программе, и с какой щедростью они делятся богатствами своего мастерства со зрителями! Гениальной находкой Тамары Николаевны Москвиной (в очередной раз снимаю шляпу перед этой удивительной женщиной!) было заменить вторую часть музыкального сопровождения без слов отрывком из песни, в котором повторяются слова «We are the Champions!», звучащие в этом случае пророчески. И слова Юлия Цезаря «Пришел, увидел, победил!» тоже могли прийти на ум в момент выставления оценок Насте и Саше – 151.80 балла и с ними золотые медали чемпионов мира. Виват, дорогие наши победители!
Подобно фригийскому царю Мидасу, который, по легенде, был наделен способностью обращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся, китайцы Вэньцзин Суй и Цун Хань из любой программы, какую бы мелодию они для нее ни взяли, способны сделать шедевр. Правда, их блюзовая короткая программа этого сезона не нова, но от этого она не стала менее интересной. Если говорить об огрехах, у «маленьких китайцев» он случился лишь один – партнерша, не докрутив параллельный 3Т, споткнулась на выезде, все же остальное было сделано на самом высшем уровне. И ледовый диалог двоих, разворачивающийся по ходу программы, вряд ли мог кого-либо оставить равнодушным – до того это было пронзительно и вместе с тем трогательно. С оценками 77.62 балла Суй и Хань вышли на промежуточное 2-е место.
В абсолютном соответствии с музыкальной темой «Дождь в твоих черных глазах», то замедляясь, то ускоряясь в темпе и ритме, плели китайские фигуристы кружева своей произвольной программы. Лишь одну небольшую ошибку совершили они за весь прокат – партнерша чиркнула коньком лед на выезде с параллельного 3С, любой же из остальных элементов мог служить образцом эталонного исполнения. Вэньцзин и Цун с первых же секунд программы берут зрителя за душу и не отпускают до самого последнего аккорда. Такое бывает лишь тогда, когда прикасаешься к настоящему искусству. И оценки они получили очень достойные – 148.09 балла, но на сей раз этого хватило лишь для завоевания серебряных медалей. И тем ценнее становится победа наших фигуристов: обыграть таких признанных мастеров, как Суй и Хань, дорогого стоит!
Совершенно исключительна по силе своего эстетического воздействия и короткая программа Евгении Тарасовой и Владимира Морозова – «Болеро» Равеля в их интерпретации способно пробрать зрителей буквально до печенок. Для этого нужна лишь «самая малость» - откататься безошибочно, а вот как раз этого, к сожалению, нашим чемпионам сделать не удалось: сначала Женя сорвала параллельный 3Т, а потом партнеры разошлись на какой-то момент в параллельном вращении. «Вишенкой на торте» неудач стало снятие балла с фигуристов за перебор времени. Так что Тарасова и Морозов были вынуждены довольствоваться промежуточным 4-м местом, что, конечно, было весьма далеко от их вполне обоснованных претензий на первенство.
Настоящим шедевром я считаю постановку их произвольной программы – «Адажио» Альбинони в интерпретации казахского певца Димаша Кудайбергена! Ах, если бы они исполнили ее без ошибок – это мог бы быть мировой рекорд… И начало было просто крышесносным – идеальный параллельный 3С и подкрутка, в исполнении которой равных нашим ребятам нет! Но затем Женя сорвала каскад 3Т – 2Т и коснулась рукой льда на выбросе 3Р… Эти ошибки в общем-то не порвали ткани программы, диалог двоих продолжался на высокой эмоциональной ноте, и можно сказать, что более зрелой, выверенной и отточенной во всех отношениях программы, столь безупречной хореографически у Тарасовой и Морозова еще не было, но судьи не могли не заметить ошибок. 141.30 балла при меньшей конкуренции были бы вполне реальными для завоевания одной из медалей, но на этом чемпионате уровень мастерства первой пятерки был поистине гроссмейстерским, и Женя с Володей, увы, остались у подножия пьедестала – на итоговом 4-м месте.
Короткая программа Александры Бойковой и Дмитрия Козловского практически в самый последний момент претерпела немаловажные изменения – тренер со спортсменами решили изменить музыкальное сопровождение и вместо мелодии Шварца из фильма «Звезда пленительного счастья» взять музыку из японского фильма-аниме «Ходячий замок». Не могу сказать, что программа этого сезона, которую Саша и Дима катали с разным успехом на различных соревнованиях, глубоко запала мне в душу – были у них, на мой взгляд, и гораздо более удачные программы, но все-таки при изначальном музыкальном сопровождении в ней была некая история, зритель в какой-то степени ассоциировал исполнителей с героями полюбившегося многим фильма. Новая же мелодия, хотя и приятная на слух, как мне показалось, являлась просто фоном для исполнения элементов, однако свою задачу она, можно сказать, выполнила – Саша и Дима откатались под нее без сучка, без задоринки, все элементы могли служить образцом эталонного исполнения, а в особенности эффектно выглядело, по-моему, вращение со сменой позиций, которое у них у одних из немногих оправдывало свое название «параллельное». В итоге Бойкова и Козловский уверенно захватили лидерство – 80.16 балла!
Что же касается проката ими произвольной программы, то он, к сожалению, не принес им ожидаемых дивидендов. Начали они ее великолепно – с параллельного 3С, но каскад 3Т – 2Т вышел комом – Саша упала с первого прыжка. Далее она споткнулась на выезде с выброса 3Ф, и это, видимо, совсем выбило ребят из колеи, поскольку юного задора и куража, присущего этой программе при безошибочном исполнении, уже не чувствовалось. 137.47 балла Бойковой и Козловскому хватило для завоевания бронзовой медали. Не знаю, утешил ли этот результат самих ребят, но быть призерами чемпионата мира в любом случае почетно, тем более что доселе Саша и Дима на пьедестал почета мирового первенства не поднимались.
А вот тактика их тренера Тамары Николаевны Москвиной – готовить одновременно два сильных дуэта, прелесть дуэлей которых состоит в том, что до конца нельзя быть уверенным в том, кто именно из них окажется победителем – себя в который уже раз оправдала. И борьба ее учеников за высшие титулы крупнейших международных соревнований, хочется надеяться, будет продолжаться на благо всего нашего фигурного катания! Дай только Бог этой замечательной женщине здоровья и сил, физических и душевных, для осуществления самых грандиозных планов!
Китайцам Чен Пен и Яну Цзиню особенно удаются, как мне кажется, постановки программ с лирической окраской, подчеркивающие, что партнеры находятся «на одной волне» и понимают друг друга с полуслова. И представленная ими в Стокгольме короткая программа не явилась исключением. Правда, впечатление от нее подпортило неожиданное падение партнерши буквально на ровном месте в самом начале программы и касание ею же рукой льда на выезде с параллельного 3Т. Зато как обычно фигуристка летела птичкой в выбросе 3Р, на редкость удачно было исполнено вращение, оригинально смотрелся у них заход на поддержку и хорош был тодес, получивший 4-й уровень. В целом Пен и Цзинь при существующей конкуренции могли не слишком расстраиваться – с результатом в 71.32 балла судьи вывели их на промежуточное 5-е место.
Очень понравилась мне и постановка их произвольной программы, хотя исполнена она была небезупречно. «Пеночка» по-прежнему страдает, похоже, неизлечимой «болезнью» под названием «прыжкобоязнь». Вот и на этот раз она оказалась виновницей срыва обоих прыжковых элементов – 3С, который был понижен до 2С, и каскада 3Т-2Т, в котором она упала с первого прыжка. Все остальные элементы были выполнены просто здорово, поэтому оценка оказалась вполне приличной – 129.86 балла, что позволило китайцам занять 5-е итоговое место.
А вот канадцы Кирстен Мур-Тауэрс и Майкл Маринаро вряд ли могли быть довольны своим прокатом короткой программы – они, казалось, все время преодолевали полосу препятствий: Кирстен смазала выезд с параллельного 3Т, затем с трудом устояла на ногах при выезде с выброса 3Р; Майкл испытывал явные трудности с подкруткой и поддержкой, а вдобавок ко всему партнеры разошлись во вращении. Казалось бы, столько лет уже вместе катаются Кирстен и Майкл, а до сих пор ему так и не удалось достичь уровня партнерши. Да и сама по себе эта их короткая программа ничем особенным меня не зацепила – показалась достаточно проходной. Ну а результат в 63.45 балла и промежуточное 10-е место практически отнимали у канадцев надежду на приличный итоговый результат.
В произвольной программе Кирстен и Майкл несколько реабилитировали себя – неплохо исполнили каскад 3С – 2Т – 2Т и параллельный 3Т, но что касается подкрутки и поддержек – не чувствуется, что партнер владеет этими элементами на высшем уровне, да и в целом их программа лирического толка совсем не стала для меня откровением. Однако 131.84 балла позволили Мур-Тауэрс и Маринаро подняться на итоговое 6-е место.
Немало волнений сулили российским болельщикам соревнования в мужском одиночном разряде: Михаилу Коляде и Евгению Семененко предстояла нелегкая задача – добыть еще одну квоту для наших фигуристов на ОИ – 2022. Дебютант соревнований подобного ранга, Семененко, казалось, поставил перед собой задачу своим катанием опровергнуть известную поговорку «молодо – зелено»: в короткой программе он катался очень уверенно, не только безошибочно исполнил каскад 4Т – 3Т, 4С и 3А с переходом в кораблик, но и все остальные элементы были оценены 4-м уровнем, что в итоге вылилось в приличную сумму в 86.86 балла и позволило Жене после первого дня соревнований замкнуть десятку сильнейших. Для болельщиков со стажем музыкальная канва его короткой программы говорила о многом: когда-то под эту музыку блестяще выступал в произвольной программе Евгений Плющенко, посвятив ее 300-летию любимого Петербурга, а теперь другой Женя, тоже ученик Алексея Николаевича Мишина, словно принял эстафету от своего старшего коллеги и выразил готовность нести ее дальше не менее достойно. Конечно, пока у Семененко еще нет той харизмы, какой всегда отличался Плющенко, но все у него еще впереди, и только от него зависит, как будут принимать его зрители в дальнейшем.
В произвольной программе Семененко тоже не оплошал – исполнил все запланированные элементы, в том числе и два квада – тулуп и сальхов, 3А отдельно и в каскаде с 3Т. Это было, конечно, главным для него – исполнить все задуманное, но если судить «по гамбургскому счету», то Жене надо еще много работать над поисками своего стиля, над чистотой линий, над интересными связками, над завершенностью выездов из прыжков, ибо после некоторых он на выезде «клюет», что в какой-то мере снижает эстетическое восприятие его программ. Не сомневаюсь, что это под силу Жене, поскольку он работает в первоклассной команде, руководимой признанным мэтром ФК Алексеем Николаевичем Мишиным. А для дебюта баллы, полученные Семененко за этот прокат – 171.59, – можно по праву считать превосходными, ведь они позволили ему занять итоговое 8-е место.
За Михаила Коляду я волновалась особенно сильно, памятуя, насколько лабильна его нервная система, что как раз и проявляется в моменты стресса. И таки каскад 4Т – 3Т у него получился не совсем удачным – после первого прыжка Миша сделал «троечку», зато все остальные элементы были просто образцовыми: роскошный 3А, не менее впечатляющий 3Л, все вращения и дорожка на 4-й уровень… И как же мне нравится эта мишина программа, в которой он так небрежно-элегантен, так вроде бы слегка лениво, но при этом четко расставляя акценты, нанизывает один за другим элементы на невидимую нить, что впечатление от нее сродни танцу, исполняемому на эстраде каким-нибудь классным танцовщиком, приводящим зал в восторг каждым своим движением. Не будь этого досадного недочета в исполнении каскада, Коляда мог бы, наверное, набрать где-нибудь под 100 баллов, а с результатом в 93.52 балла он смог занять промежуточное 4-е место, что оставляло вполне реальную надежду на завоевание третьей квоты для наших одиночников и совсем уж робкую – на то, что Миша сможет вмешаться в спор за «бронзу».
Его произвольная программа на музыку из фильма «Белый ворон», посвященная великому танцовщику Рудольфу Нурееву, является новым словом в его творчестве и открывает Мишу совсем с иной стороны, нежели он представал в своей короткой программе. Она вся – на полутонах, ее краски – неяркие, скорее прозрачные, как акварель, и кажется, что один элемент в ней вытекает из другого и, сменяя друг друга, они выстраиваются в единую ледовую картину. Иногда Татьяна Анатольевна Тарасова говорит о том или ином фигуристе/ке: «Шепотом катался/лась», и эти слова можно отнести к Мише. Начало программы было превосходным – каскад 4Т – 3Т (он был оценен почти в 17 баллов!), 4Т, каскад 3А – 2Т, но на выезде с каскада 3Л – О – 3С фигурист коснулся льда рукой, затем последовало падение с 3А и в довершение всего арбитры поставили неясное ребро на 3Ф, что значительно снизило оценки Коляды. Бесконечно жаль, что так получилось, хотя, мне кажется, что даже при идеальном прокате Миша бы не поднялся выше 4-го места из-за того, что техническая составляющая его программ уступает программам соперников и по количеству квадов (всего два, тогда как у Уно их четыре, у Кагиямы – три, у Ханью – четыре, а у Чена – пять), и по их сложности (у Коляды только Т, у Уно – С, Т и Ф, у Кагиямы – С и Т, у Ханью – Р, С и Т, у Чена – Л, Ф, Т, С). Поэтому как ни крути, а без усложнения контента Мише не обойтись, ну и чистота исполнения выходит на первое место. Еще меня удивило, что Миша сменил рубашку для произвольной программы. На мой взгляд, прежняя сливочного цвета была куда более подходящей по стилю именно к этой программе, чем нынешняя серая. За свой прокат Коляда получил 178.52 балла и занял итоговое 5-е место.
В результате наши фигуристы добились итоговой суммы в 13 мест, что было необходимо для получения третьей квоты на следующий сезон. Правда, по новым правилам для попадания третьего нашего участника в Пхеньян нужно еще, чтобы осенью на турнире Небельхорн Трофи в Германии наш участник (не Коляда или Семененко) занял место не ниже 6-го. Но, полагаю, эта задача под силу каждому из наших претендентов на сборную – Макару Игнатову, Дмитрию Алиеву, Александру Самарину, Марку Кондратюку, Андрею Мозолеву, Петру Гуменнику. Да и Артур Даниелян к тому времени, глядишь, оправится от травмы. Скамейка запасных у нас, слава Богу, длинная.
Настоящим открытием чемпионата стал 17-летний японец Юма Кагияма! Нет, он, конечно, не был совсем уж инкогнито в Стокгольме – его успехи на юниорском уровне внушают уважение, но того, как он здесь раскрылся, пожалуй, мало кто ожидал. С первых же секунд своей короткой программы Юма помчался, будто снаряд, выпущенный из пращи, отчеканив друг за другом на высоченной скорости каскад 4С – 3Т, 4Т и 3А, на дорожке он ловко варьировал ритм в соответствии с музыкой, а от его вращений, казалось, образуется отверстие во льду – настолько четко центрованными и скоростными были они. И в течение всего проката Юма сохранял слегка удивленное выражение лица, словно бы сам поражался тому, как здорово у него все получается. Что уж говорить о зрителях – немногочисленных на трибунах и тысячами сидящих у экранов, которых Кагияма просто ошеломил своим прокатом! А полученные от судей гроссмейстерские баллы – 100.96! – вывели его на 2-е промежуточное место.
И в произвольной программе Юма показал, что у него нет ни малейшей робости перед авторитетами, ведь он выступал сразу после проката Нейтана Чена и перед Юзуру Ханью. Тут кто угодно мог бы впасть в прострацию, но только не Юма. Кажется, что его даже подхлестывал азарт доказать всем, что он уже не будущее фигурного катания, а его настоящее и с ним следует считаться. Высокие, с прекрасной амплитудой 4С и 4Т, каскады 4Т – 3Т и 3Ф – О – 3С были украшением программы, и лишь каскад 3Л – 3Р получился смазанным да 3А Кагияма… перекрутил (!) Все остальные элементы выполнялись на хорошей скорости и давались фигуристу словно бы играючи – настолько легкими они выглядели в его исполнении. Судьи расщедрились на 190.81 балла, что позволило Юме удержать за собой 2-е место и стать серебряным призером. Кагияма – ровесник нашего Семененко, так что у Жени есть хороший ориентир для достижения самых амбициозных целей, ведь Юме одна большая цель, коей можно считать пьедестал почета мирового первенства, уже покорилась. Пусть все получится и у Жени!
Порадовал своих поклонников, к коим отношу себя и я, южнокорейский фигурист Джунхван Ча. В короткой программе это было катание, скорее, классического толка, с хорошими линиями, с выразительной работой рук, и при этом Джунхван блеснул исполнением 4С, раритетного каскада 3Л – 3Р и 3А, да и все остальные элементы – дорожка и оба вращения – выглядели в его исполнении просто отменно. С результатом в 91.15 балла Ча расположился на 8-м промежуточном месте.
А вот его произвольная программа оставила у меня двоякое впечатление: с одной стороны, создавалось ощущение, что прыжки он делал с оглядкой, хотя серьезно ошибся лишь однажды – упал с каскада 3А – 2Т, однако в спиралях, дорожках и вращениях он был очень хорош, в особенности впечатлило меня заключительное вращение, которое стало точным отражением музыки движением. Джунхван получил за этот прокат 154.84 балла и занял итоговое 10-е место.
Одно из ярчайших впечатлений соревнований в короткой программе – прокат японского фигуриста Шомы Уно! Пожалуй, в скорости Шома мог бы посоревноваться со своим юным земляком Кагиямой – определить, кто из них катался быстрее, мог бы, наверное, только какой-нибудь прибор типа фотофиниша, существуй таковой в фигурном катании. На редкость удачно подобранная мелодия «Great Spirit», как нельзя лучше отражающая индивидуальность этого фигуриста, послужила музыкальной канвой для программы, являющейся квинтэссенцией динамизма и какой-то запредельной взрывной энергетики, которая от нее исходит. Словно играючи, Шома прыгнул высоченный 4Ф, хорош был и каскад 4Т – 2Т, а вот с 3А Уно неожиданно (уже завершив прыжок!) упал, что же касается вращений и дорожки, то в этом отношении Шома многим даст фору – настолько оригинальными и эффектными выглядят они. Не случись этого досадного падения, Уно явно мог бы рассчитывать на промежуточное попадание в тройку, но со своими 92.62 балла он не смог подняться выше 6-го места.
Произвольная программа Шомы, хоть она и также не стопроцентно удалась ему (фигурист споткнулся на выезде с 4Т и с трудом вытянул 3А), оставила впечатления фейерверка – скоростная, взрывная, сочетающая в себе одновременно силу и легкость, прекрасно связанная с музыкой, она одновременно была одной из сложнейших, ведь Шома исполнил в ней 4 квада, три из которых – 4С, 4Ф и каскад 4Т – 2Т – стали настоящим украшением программы. И баллы он получил очень высокие – 184.82, но для пьедестала их оказалось недостаточно, и Уно в итоге остался 4-м.
Одним из самых ярких по стилю фигуристов последних лет является, несомненно, француз Кевин Эймоз (именно так звучит его фамилия, как сказал мне об этом сам Кевин во время ЧЕ-2019, когда я его спросила, как правильно ее произносить). Его короткая программа на мелодию «Indigène», что в переводе звучит как «Коренной житель, туземец», судя по костюму, отсылает к культуре индейцев Южной Америки. Не все, к сожалению, получилось у Кевина с точки зрения техники – 4Т оказался недокрученным, а 3А он и вовсе спас каким-то чудом, вывернувшись самым невероятным образом, чтобы избежать падения, зато все остальное – каскад 3Л – 3Т, вращения и дорожка были просто фантастическими по своеобразию, заложенной в них энергетике и превосходному, наотмашь, исполнению. Неожиданным и оттого еще более впечатляющим стал исполненный в конце программы элемент, представляющий собой нечто среднее между очень крутым, почти вертикальным в пролете бедуинским прыжком и колесом. Кевин получил за своей прокат вполне солидную сумму – 88.24 и занял 9-е промежуточное место.
Не менее интересна и его произвольная программа на песню Патрика Ватсона «Маяк». И привлекает она не с точки зрения прыжков, которые у Кевина получаются не самыми уверенными (он прыгнул удачно каскад 4Т – 3Т, а вот с 4Т и с 3А сумел выехать лишь каким-то чудом, избежав падения), а своим хореографическим оформлением – необычными спиралями, корабликами, дорожками и вращениями. При этом видно, насколько он сам погружен в то, что катает – просто совершенно отрешенным от мира выглядит. За свой прокат Эймоз получил 166.28 балла и в итоге остался 9-м.
Казалось бы, трудно представить спортсмена, меньше отвечающего образу идеального фигуриста, чем канадец Киган Мессинг – маленького росточка, не слишком видный собой, одним словом, мало какое амплуа ему вроде бы подходит. И когда в начале своей международной карьеры он воплощал на льду образ Чарли Чаплина – великолепно, надо сказать, воплощал! – то казалось, что, кроме этого, ему подходящих образов и не найти. Однако Киган опроверг все прогнозы скептиков – мало того, что в свои 29 лет по-прежнему неутомим и ничуть не теряет в технической составляющей своих программ, но и выглядит в каждой из них на редкость органично, а его умение в несколько шагов покрыть всю ледовую площадку и связать воедино все элементы плавной текучей линией не может не восхищать. При этом Мессинг удачно исполнил в своей короткой программе все прыжковые элементы – каскад 4Т – 3Т, 3А и 3Л, нашел интересные позиции во вращениях и «оттянулся» на дорожке, с видимым удовольствием представив программу публике и судьям. И результат его порадовал – 93.51 балла вывел его на промежуточное 5-е место.
Музыку рок-направления, под которую Киган исполнял свою произвольную программу, честно признаюсь, в жизни я бы не стала слушать – настолько далека она от моих музыкальных вкусов. Но Киган дал ей великолепное ледовое воплощение и до такой степени захватил меня своим катанием, что после его проката действительно хотелось кричать «Браво»! Он допустил в нем всего две ошибки – неудачно выехал с 3А и сдвоил 3Ф, все же остальное, включая каскад 4Т – 2Т и отдельно 4Т, а также каскад 3А – О – 3С было исполнено превосходно. Вызывает восхищение широта и скорость его катания – в два-три толчка он покрывает всю ледовую площадку, и вновь отмечу нестандартность его позиций во вращениях – некоторые из них вызывают улыбку и у любого другого фигуриста, наверное, казались бы даже карикатурными, но у Мессинга они смотрятся очень органично. Судьи оценили прокат канадца в 176.75 балла, что позволило ему стать в итоге 6-м.
Американец Джейсон Браун всегда вызывает противоречивое к себе отношение: кто-то ругает его за отсутствие квадов, кто-то восхищается презентацией его программ и его компонентами. Джейсон все-таки потихоньку осваивает квады, хотя и не всегда вставляет их в свои программы, делая основной упор на красоту скольжения, изумительные вращения и элементы, которые не приносят баллов, но невероятно украшают программу – шпагаты, разножки, прыжок «олень», которые сейчас можно видеть в основном на старых фото фигуристов. Браун вытаскивает их из забвения, отчего его программы только выигрывают. А его дорожка со сложной сменой ритмов выглядела просто ошеломительно! Здесь он не стал рисковать и исполнил в короткой программе 3Ф, 3А и каскад 3Л – 3Т, правда, 3А оказался недокрученным на четверть оборота, за что последовало снижение оценки. Но и со своими 91.25 балла Джейсон занял вполне высокое 7-е промежуточное место.
Произвольная программа Брауна привела меня в восторг несмотря на то, что технически он не был идеален – открывающий программу 4С в итоге оказался недокрученным, а после 3А фигурист подставил ногу на выезде. Но об этих огрехах сразу же забываешь, когда смотришь, как раскручивается лента его программы, как умело он варьирует ритм, как скользит (и на какой скорости!), а его спирали и кораблики, его хореографический проезд на коленях перед входом в заключительное комбинированное вращение, завершающееся великолепным «бильманом» за одну руку – это что-то невероятное! И оценка его потянула на 170.92 балла, что соответствовало итоговому 7-му месту.
Несомненно, при всех перипетиях мужского турнира и тех треволнениях, которые вызывали удачные либо неудачные прокаты многих великолепных фигуристов, в центре внимания зрителей была все же дуэль двух гигантов мирового спорта – японца Юзуру Ханью и американца Нейтана Чена. И первым в борьбу вступил Ханью. Вот сколько лет уже наблюдаю я за этим фигуристом, и ни разу не было, чтобы я испытала чувство разочарования или досады. Сочувствия – да, если что-то у него не получалось, но чаще всего это все же было чувство благодарности за ту эстетическую радость, которую щедро дарил людям этот фигурист, которого многие давно прозвали «неземным», «инопланетянином» и т.п.
На сей раз Юзуру выбрал для своей короткой программы заводные современные ритмы и дополнил ее соответствующим костюмом в том же стиле. И это было незабываемое зрелище! Присущая ему мягкость, вкрадчивость движений никуда не ушла, но в полном соответствии с музыкой в них появились хлесткие, четко обозначенные акценты, связь каждого движения с мелодией – на каком-то запредельном уровне, один 3А, приземленный точно в момент звучания музыкального аккорда, чего стоит! И каждый элемент сам по себе – 4С, каскад 4Т – 3Т, 3А, оба вращения и дорожка – мог бы служить эталоном прекрасного в фигурном катании, но когда они связаны в единую картину, дополнены соответствующей работой рук и разворачиваются, как хорошее произведение искусства, от завязки к кульминации, то становится понятным, что эмоции, испытываемые зрителями, с трудом поддаются описанию. Юзуру получил за свой прокат 106.98 балла и вышел в лидеры.
В произвольной программе под названием «Небеса и земля» на японские мотивы он вышел на лед в красивой голубой рубашке, расшитой цветами сакуры, которые в сознании практически любого связываются с Японией, ее культурой и менталитетом. Я не знаю, какой именно философский подтекст вкладывал Юзуру в эту программу с многозначным названием (да и был ли он?), но она явно была проникнута родными для фигуриста реминисценциями, будила у него некие ассоциации, которые находили отражение в ее хореографии. А меня катание Юзу завораживает практически всегда, подобно горящему огню или струящейся воде. К моему огромному сожалению, на сей раз в программе было слишком много технических огрехов для того, чтобы сохранилось ощущение магии – 4Р с касанием рукой льда на выезде, вытянутые на грани срыва 4С и 3А, еще один 3А, долженствующий идти в каскаде… Удачными у Ханью получились лишь каскады 4Т – 3Т, 4Т – О – 3С да 3Р, ну и вращения, дорожки, связки – с этим он справился выше всяческих похвал. Однако в целом этот прокат, что уж там скрывать, фигурист вряд ли мог занести в свой актив – 182.20 балла это явно не та сумма, которой он мог бы гордиться. Ее хватило ему лишь для завоевания бронзовой медали, чего в его карьере не наблюдалось с 2012 года, когда он в первый раз поднялся на мировой пьедестал.
Нейтан Чен представил на суд зрителей и арбитров потрясающую короткую программу на испанские мотивы. Правда, ему не удалось на сей раз продемонстрировать идеальный прокат – он упал с 4Л и получил лишь 2-й уровень на первом вращении. Но, совершив ошибку, он тут же заставил всех забыть о ней – так легко и на большой скорости исполнил Нейтан 3А, причем зашел на него с кораблика и, едва приземлившись, тут же вновь встал в кораблик, а во второй части программы он исполнил роскошный каскад 4Ф – 3Т. Но наибольшее впечатление произвела на меня его дорожка – фантастическая по своей филигранности и красоте и разворачивающаяся в полном соответствии с музыкой. Конечно, 98.85 балла – не та сумма, которую Чен, вероятно, рассчитывал получить до проката, оказавшегося не совсем образцовым, но она вывела его на промежуточное 3-е место, с которым американец явно не собирался мириться.
Ну а произвольная программа Нейтана оказалась чем-то совершенно запредельным по сложности (превосходно исполненные пять квадов!) и по вовлеченности зрителей в свое катание. В течение всего проката Нейтан неустанно генерирует энергию, словно бы где-то внутри у него находится маленькая электростанция, и ни один элемент в его программе не является проходным – каждый на своем месте, как деталь паззла, в равной степени важен для создания общей картины. Это было феерическое катание, за которое Чен получил 222.03 балла, немного не дотянув до своего же мирового рекорда в 224.92 балла, установленного во время Финала Гран-при сезона 2019/2020. С этим результатом Нейтан в третий раз стал чемпионом мира, с чем очень хочется его поздравить.
Соревнования танцоров оказались, как я и предполагала, самым предсказуемым видом. И эта предсказуемость для многих из тех, кому я симпатизирую, обернулась отнюдь не радужной реальностью. Да и вообще, скажу честно, когда я узнала, что в чемпионате не будут участвовать Габриэла Пападакис и Гийом Сизрон, он уже заранее потерял для меня значительную часть своих красок. Большинство прогнозов склонялось к тому, что победят Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Ничуть не умаляя достоинств этой пары, втайне я все же надеялась на то, что настоящий бой за титул им дадут Александра Степанова и Иван Букин, стиль которых мне импонирует больше. Но какие-то высшие силы, по-видимому, не захотели менять более-менее установившийся статус-кво, поэтому что ожидалось, то в общем-то и получилось.
Первыми из наших танцоров вступили в борьбу Тиффани Загорски и Джонатан Геррейро. Их ритмический танец на музыку из мюзикла «Великий шоумен», который в прошлом сезоне мне показался достаточно заурядным, на льду Стокгольма выглядел не в пример лучше: ребята отшлифовали до блеска все сложные места и связки, промчались в танце на едином дыхании, отчеканив все серии твиззлов, довольно лихо смотрелась их поддержка и в целом можно говорить о том, что в этом сезоне они сделали еще один шаг в сторону совершенствования своего мастерства. Другое дело, что прорывом это все-таки назвать нельзя – с промежуточным результатом в 75.58 балла Тиффани и Джон заняли 10-е место.
Удачно исполнили наши фигуристы и произвольный танец, разве что на повторе были виден совсем небольшой рассинхрон в одной из серий твиззлов. Но я уже писала, помнится, что этот танец Загорски и Геррейро сам по себе не вызывает у меня каких-либо эмоций – ну танцуют и танцуют, могу отметить про себя, лучше или хуже они это делают, если сравнивать с предыдущими прокатами, а вот чтобы увлечься этим танцем и тем более пересматривать его впоследствии – это не ко мне. Тиффани и Джон получили за свой прокат 112.87 балла и сохранили за собой 10-е место.
Всегда любуюсь тем, как ведет в танце свою партнершу Жан-Люк Бейкер! При том, что Кейтлин Хавайек – девушка красивая и яркая, смотреть хочется почему-то в основном на него, поскольку именно он определяет суть их танца, а Кейтлин то более, то менее удачно ему подыгрывает. На сей раз в ритм-танце тандем американцев выступил очень успешно, справившись со всеми заданными элементами, а особенно хороша была в их исполнении поддержка, в которой Жан-Люк продемонстрировал незаурядную силу и ловкость. Полученные от судей 75.08 балла вывели их на 11-е промежуточное место.
А вот произвольный танец американцев понравился мне куда меньше. Он показался мне довольно одноообразным, да и одна из поддержек была в нем из серии «дежа вю». Все-таки лучше, чем «Грезы любви», который Хавайек и Бейкер исполняли несколько лет назад, для меня у этого дуэта танцев не было. Со своими 113.43 балла Кейтлин и Жан-Люк остались на итоговом 11-м месте.
Многие годы я симпатизирую Лоранс Фурнье-Бодри и Николаю Соренсену, сменившим в позапрошлом году датское спортивное гражданство на канадское. Они воплощали на льду в ритм-танце влюбленную парочку гангстеров Бонни и Клайда, и танец этот просто покорил меня своей оригинальной постановкой, остроумным решением некоторых элементов, в частности, твиззлов, прекрасно исполненной поддержкой, а главное, царящей между партнерами гармонией. Видно, что они наслаждаются тем, что катаются не просто вместе, а друг для друга, а когда такое происходит, то и зрители не могут остаться равнодушными. Не могу не отметить и со вкусом подобранных костюмов, в особенности у Лоранс: в этой простой белой блузке и максимально открытой черной юбке с подбоем цвета бордо она выглядела в меру сексапильно и невероятно привлекательно. Судьи оценили этот танец в 77.87 балла, что позволило канадцам расположиться на 7-м промежуточном месте.
Совершенно великолепным я считаю произвольный танец Лоранс и Николая, в котором нашлось место поддержкам, поражающим своей сложностью и изобретательностью, интересным шагам и связкам, в котором ледовый диалог между мужчиной и женщиной ни на секунду не дает ослабнуть вниманию зрителя. На редкость красивая и гармоничная пара, танцы которой не спутаешь ни с какими другими. Они получили за свой прокат 118.01 балла и сохранили за собой 7-е место.
Сара Уртадо и Кирилл Халявин – тоже тот дуэт, за который я всегда болею. Насколько мне известно, Сара долго восстанавливалась после серьезной травмы плеча, поэтому значительный период тренировок у пары, представляющей Испанию, выпал. Так что нет ничего удивительного в том, что ребята в своем ритм-танце слегка осторожничали и не смогли полностью погрузить зрителей в шумную и слегка бесшабашную атмосферу одного из самых популярных мюзиклов «Хелло, Долли!». Наверное, в этих обстоятельствах результат в 74.26 балла следует считать вполне приемлемым для дуэта, но до десятки сильнейших, которая нужна испанцам для завоевания второй квоты, Сара и Кирилл немного не дотянули, остановившись на 12-м промежуточном месте.
А их произвольный танец на испанские мотивы в постановке Антонио Нахарро – это восторг и упоение! Какой находкой было перенести на лед испанские шаги таим образом, чтобы это не выглядело чужеродно! Они дополняются изумительной работой рук. Вообще работа рук, в особенности партнерши, в этом танце – это отдельная статья, Сара в этом аспекте просто заткнула всех за пояс. По-своему хороша и каждая из поддержек. И весь этот танец – это не «испанщина», как бывает в некоторых случаях, когда танцоры берутся воплощать испанские мотивы без достойной хореографии, и в ногах, и в руках танцоров это - настоящая Испания в лучших проявлениях ее танцевального искусства. Недаром, наверное, один из композиторов, чьи произведения послужили музыкальной канвой этой программы, Маноло Карраско (его музыка звучит во второй части танца), выразил восхищение Саре и Кириллу под видео, которое он разместил в You Tube. Мелкие шероховатости, которые в паре мест можно было заметить в этом танце, к сожалению, не позволили Уртадо и Халявину получить больше 111.87 балла, что означало, что они остаются на 12-м месте.
Англичане Лайла Фир и Льюис Гибсон показали ритм-танец, который выделялся на фоне всех остальных представленных танцев. Лайла и Льюис словно бы перенеслись на лед с танцпола, где от души отплясывали на какой-нибудь шумной вечеринке в кругу друзей. Их танец, идею которого подчеркивали и оригинальные костюмы в стиле унисекс, выглядел так, словно являлся составной частью танцевального вечера в стиле диско, где с большим драйвом проводит свободное время молодежная компания. При этом Лайла и Льюис показали хорошую технику всех элементов и по праву заработали весомую сумму баллов – 77.42, что вывело их на 8-е промежуточное место.
Я не являюсь в принципе поклонницей творчества Мадонны, но произвольный танец Фир и Гибсона, поставленный на ее песни, меня захватил! Лайла и Льюис в нем показывают, как эффектно может смотреться танец, когда параллельность движений партнеров доведена до совершенства. Танец украшают великолепные поддержки с остроумными заходами на них. Вообще это ледовое творение как нельзя лучше отвечает самому названию «танец», потому что танцоры погружают зрителей в атмосферу танцпола, где невозможно остаться в стороне от всеобщего веселья. И арбитры, похоже, тоже впечатлились танцем Лайлы и Льюиса, выставив им 119.50 балла, что позволило им сохранить за собой 8-е место и заработать квоту для еще одного английского дуэта на следующий год.
Александра Степанова и Иван Букин прекрасно начали свой ритм-танец на музыку из мюзикла «Мулен Руж», который они значительно обновили, заменив его вторую часть и убрав из него перегружающие его детали. Вкупе с отшлифованной до блеска первой частью, танец, ставший более лаконичным, но сохранивший свой основной посыл, приобрел тот самый лоск, который свойственен настоящим произведениям ледового искусства. Интересно бы было узнать, сколько баллов могли получить за него Саша и Ваня при идеальном прокате, на который так надеялись все их поклонники, но, увы, на одном из поворотов Саша допустила серьезную ошибку, не докрутив как следует твиззл и опустив ногу на лед, вследствие чего пара не досчиталась нескольких баллов. Их результат в 83.02 балла не позволил Степановой и Букину подняться выше промежуточного 5-го места.
К сожалению, надежда на то, что с этого места Саша и Ваня смогут штурмовать пьедестал, была чисто теоретической - ну не дали бы нашим ребятам прорваться сквозь частокол сильных зарубежных дуэтов при любом прокате. Может быть потому, что терять им было уже нечего, они показали «прокат жизни»: каждый шаг, каждый элемент их программы воспринимался мною как откровение. И твиззлы, и нетривиальные поддержки, превосходно вписанные в ткань танца, и все шаги дорожки смотрелись на редкость свежо, и эта сочность восприятия не отпускала меня до заключительного их жеста, который казался не точкой – многоточием. Для меня танец Степановой и Букина во всех его ипостасях – и как постановка, и как исполнение – стал однозначно лучшим танцем всего этого турнира. Ну а баллы – они, на мой взгляд, были поставлены, что называется, «от балды», поскольку 125.75, совершенно не отражают истинного уровня мастерства этих фигуристов. 5-е место осталось за Ваней и Сашей, и я могу только пожелать им не складывать руки и продолжать поиски новых идей для танцев, которыми они, хочется верить, покорят уже не только публику, но и арбитров в следующем сезоне.
Канадцы Пайпер Гиллес и Поль Пуарье всегда нравились мне своим «лица необщим выраженьем» на фоне остальных дуэтов. Вместе с тренерами Кэрол и Джоном Лэйн и Юрисом Разгуляевсом они в течение многих уже лет проповедуют свое видение ледового танца, зачастую идя вразрез с общепринятыми тенденциями, но упрямо творя в своем оригинальном ключе. Мне по душе их ритм-танец на музыку из мюзикла «Мак и Мэйбел» - на первый взгляд милый и непритязательный, но полный маленьких остроумных находок, которые то тут, то там вспыхивают, как огоньки, по ходу всего танца. При этом Пайпер и Поль, похоже, избавились от нередко допускаемых ими ранее в соревнованиях технических огрехов и представили судьям и публике скрупулезно выкатанный танец, «на ура» справившись со всеми сериями твиззлов, дорожками и поддержкой, удачно дополненной характерной работой рук партнерши. Впервые в своей карьере канадцы получили столь высокие баллы – 83.37 и вышли на промежуточное 4-е место.
А вот произвольный танец Гиллес и Пуарье, скажу честно, оставил меня в недоумении. Прежде всего, мне осталась непонятной общая идея танца – он о чем? Если же говорить о технической стороне, то мне показалось, что было много катания на двух ногах, да и об оригинальности поддержек, что всегда было козырем Пайпер и Поля, можно бы было поспорить. По сравнению с их танцами предыдущих сезонов, некоторые из которых были просто шедевральными (например, произвольный танец в ритме танго или «Starry, starry night», идея которого была подсказана картиной Ван Гога), этот мне показался весьма непритязательным – он не несет на себе столь яркого отпечатка их индивидуальности. Конечно, с одной стороны, я рада, что эта пара наконец-то в реальности стала соревноваться за самые высокие места, что поиски их и их тренеров оценили, но жаль, что это произошло за счет нашего ничуть не менее достойного дуэта. В какой-то мере фигуристам словно дали понять, что их очередь к пьедесталу наконец-то подошла: «Пойдите получите ваши медали за выслугу лет». Но хотелось бы при этом помнить о fair play, который вроде бы пока никто не отменял. Полученные от арбитров 130.98 балла позволили канадцам впервые стать бронзовыми призерами мирового первенства, с чем их и можно поздравить.
Итальянцы Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри нередко вызывают нарекания у болельщиков ФК не столько своим мастерством, сколько внешним видом: мол, маленькие, неяркие – и что таким делать в танцах? Не соглашусь с ними – мне эта пара нравится: у них прекрасный легкий конек, достаточно креативные танцы, но больше всего мне импонирует их отношение друг к другу – Марко всегда на редкость предупредителен к своей партнерше, а она никогда не забывает одарить его благодарным взглядом. На сей раз Шарлен и Марко продемонстрировали одни из лучших, на мой взгляд, твиззлы и замечательную поддержку, да и в целом в своем ритм-танце на музыку из мюзикла «Бурлеск» были стремительны, порывисты и при этом филигранно-точны во всех своих движениях. С полученными от арбитров 81.03 балла Гиньяр и Фаббри расположились на 6-м промежуточном месте.
В произвольном танце они средствами фигурного катания рассказали зрителям историю любви, полную пронзительной нежности и драматических коллизий, то сводящих вместе, то разводящих двоих влюбленных. Не устаю восхищаться способностью Марко при своих не самых богатырских габаритах легко и, даже я бы сказала, с шиком исполнять поддержки, которые у этой пары обычно отличаются и сложностью, и своеобразием. Вообще технически к ним вряд ли можно было придраться – все элементы они сделали просто отменно. Выставленные баллы говорили сами за себя – 124.16 и почетное 6-е место.
Одним из самых удачных по постановке ритм-танцев я считаю тот, что представили на суд зрителей и судей американцы Мэдисон Чок и Эван Бэйтс. Они начали его шикарной поддержкой, исполненной на редкость легко, и во всех его компонентах сумели сохранить брызжущий через край задор (разве что в твиззлах, мне показалось, слегка поосторожничали) и настроение легкого флирта – тут неоценима роль партнерши, на редкость женственной и в меру кокетливой. Отмечу с большим вкусом подобранное платье Мэди, открывающее взору зрителей ее красивую спину. Американцы получили за этот танец 85.15 балла, что позволило им занять промежуточное 3-е место.
В произвольный танец Чок и Бэйтса я влюблена еще с прошлого сезона, и надо сказать, что и в этом его очарование для меня не померкло. Во-первых, оригинальна сама идея – сделать главным действующим лицом танца… змею! Для красавицы Мэди с ее гибкой стройной фигуркой такая благоприятная возможность проявить всю свою пластику и женскую неотразимость, кажется, до сих пор не представлялась. А во-вторых, каково воплощение: в танце столько находок в шагах, в движениях рук, в поддержках, что он не отпускает от себя зрителя с первой до последней секунды. Я еще могла бы понять, если бы он, а не танец Гиллес и Пуарье получил те баллы, что достались канадцам. То, что он был достоин пьедестала, у меня сомнения не вызывает. Но – судьям всегда видней, и поэтому Мэди и Эван получили всего 127.54 балла и опустились на 4-е место.
Виктория Синицина и Никита Кацалапов еще до начала соревнований считались одними из основных фаворитов, и этот прогноз им надо было подтверждать с первых же шагов. Их ритм-танец еще в прошлом году оказался настоящим попаданием «в яблочко» - настолько свежо и гармонично выглядели в нем ребята, танцуя самих себя, свое отношение к миру и друг к другу. В большой степени он заложил основу их успеха на ЧЕ. С течением времени, в ходе последующих соревнований, мои впечатления от этого танца, признаюсь, несколько поблекли – словно бы глаз уже не воспринимал его столь же ярко, как вначале. Но здесь Вика и Никита, прошедшие за последние месяцы немало испытаний, связанных с травмами и болезнями, словно бы стряхнули с себя весь груз серьезных проблем и с головой окунулись в чарующую атмосферу мюзикла «Поющие под дождем», когда никакие жизненные неприятности не способны омрачить отношения людей, связанных искренним и светлым чувством. Вика и Никита в своем танце были одновременно точны и раскованны, музыкальны и артистичны, и неудивительно поэтому, что судьи расщедрились на 88.15 балла, благодаря чему Синицина и Кацалапов возглавили турнирную таблицу.
Произвольный танец Вика и Никита исполнили на одном дыхании – легко и раскованно. Не могу сказать, что сам по себе этот танец очень мне по душе – в нем, на мой взгляд, можно усмотреть достаточно банальные связки и переходы, а главное – поддержки, но ребята окрасили его своей индивидуальностью, вдохнули в него свое настроение и технически сделали все на самом высоком уровне. В особенности я порадовалась за Вику, которая раньше, бывало, беспомощно, "и не в склад, и не в лад" ехала рядом с партнером: сказать, что она встала по своему мастерству вровень с Никитой, - значит, ничего не сказать, поскольку кажется, что в некоторые моменты танца именно она берет на себя лидерство в паре. Оценки арбитров были очень высокими – 133.02 балла, а это означало, что наши ребята впервые стали чемпионами мира. Поздравляем их с этим успехом!
Американцы Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью также считались одними из претендентов на победу на этом чемпионате. Мне всегда нравился этот дуэт – привлекали мягкие линии их катания, вкрадчивое скольжение и легкий эротический оттенок, окутывающий их движения и не переходящий грани хорошего тона. Наблюдая же за Мэдисон и Закари в ритм-танце, я не могла избавиться от ощущения, что из их катания как-то ушла та «химия», которая так впечатляла меня ранее. Вроде бы техническая сторона осталась на прежнем уровне и все в их прокате было гладко, но танец не цеплял, не будил никаких эмоций – даже азарта «сделают – не сделают». Хаббелл и Донохью сделали все, что полагалось и получили за свой прокат 86.05 балла, что вывело их на промежуточное 2-е место.
Их же произвольный танец, на мой взгляд, был из тех, на котором творческий гений группы Дюбрёй – Лозона явно отдохнул: он мне показался банальным до зубовного скрежета – ни одной действительно оригинальной поддержки, ни каких-то интересных связок, ничего того, за что бы мог зацепиться глаз. На ум приходили строки из «Евгения Онегина»: «Зато зимы порой холодной езда приятна и легка, /Как стих без мысли в песне модной дорога зимняя гладка». Вот так же все было «гладко и без мысли» в танце Мэдисон и Закари. Ну и музыкальное сопровождение: ничего не могу с собой поделать, но «Аллилуйю» я совершенно не жалую, ни в чьем исполнении. Но судьям почему-то больше приглянулся именно этот американский дуэт, который, получив за свой произвольный танец 128.66 балла, стал серебряным призером.
Подводя общий итог чемпионату, нельзя не отметить, что он стал самым успешным для нас за многие-многие годы – три золотых, одна серебряная и две бронзовых медали! Это дает нам основание и надежду, что и в олимпийском сезоне наши фигуристы подарят нам немало поводов для радости и гордости.
Вы, как всегда внимательны ко всем деталям в пользу фигуристов и благожелательны ко всем без исключения. ) К тому же пишите здесь уже почти всеми забытым интеллигентным русским языком, от чего чтение ваших постов становится заранее предвкушаемым удовольствием: я точно знаю, что не найду ни одного язвительного или враждебного выражения в адрес фигуристов. Вы умеете ценить и дорожить катанием каждого из них, что вообще-то следует делать нам всем, но получается на практике только у очень немногих, и вы, безусловно, в их числе. )
Мне всегда радостно видеть, где мои впечатления совпадают с вашими, но даже тогда, когда наши мнения расходятся, это меня не огорчает, поскольку ваша манера выражения всегда оставляет место для другой точки зрения. ) Как у действительно интеллигентного человека. И вот за это заочное общение с вами через прочтение вашего нового обзора отдельное вам спасибо. )
Очень приятно вспомнить этот чемпионат, хоть и жаль, что он уже в прошлом. Зато у нас есть новые чемпионы и призёры, которых мы любили и любим. Очень рада за всех. Но, наверно, больше всех за Лизу. Ну какая же молодец, удивила всех. Аня тоже большая молодец - прокат не пошёл, но дотерпела и в награду - золото ЧМ. За Вику с Никитой тоже рада - лучшие. Думаю, что в том момент равных им не было.
Пойду дочитывать). Ещё раз - спасибо.
Вращение в либеле у Щербаковой на второй уровень слетело не потому что «она не сразу взялась за конёк» , там была попытка смены ребра (одна из ее черт на 4 уровень , неудачно) и не сделала вообще одну позицию либела вверх.
Осталось две черты либела плечи вертикально льду и плечи параллельно льду
Зато мужчины меня очень порадовали. Как же я обожаю Кевина, Кигана. Они летали по льду и показывали очень красивые элементы, были свободны и артистичны. Как раз то, что не хватает нашему Мише. Обладая прекрасными программами, идеальнейшей осанкой, чувством позы, легкостью, скольжением..., но что же он такой зажатый. Как же хочется, чтобы он расслабился и получил удовольствие от катания, а мы вместе с ним. Также очень понравились Шома, Джейсон, Юма, ну и конечно космический Чен. Юдзуру понравился только в короткой программе. В ПП, слышала, у него был приступ астмы, поэтому её он откатал плохо и технически и компонентно. Думала, что проиграет Шоме, но судьи пожалели его. Очень хочется посмотреть на его ПП, когда он будет в форме.