15 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 30: Гоняться, как волки

Вступление/Пролог

***

Лига чемпионов в феврале, на выезде в Италии. Расскажите мне о лучшей ситуации на данном этапе сезона? Это самое интересное соревнование, борьба с лучшими командами Европы. Ты хочешь быть его частью. «Против этих команд обычные усилия не работают, — начинает Юрген командное собрание. — миланский "Интер" слишком силен для такого, у них есть качества чемпиона, развязность чемпиона. Но они не привыкли играть с нами, они не привыкли к нашему ритму». Для нас это было бы целью номер один: сделать игру быстрой; быстрые вбрасывания, быстрое введение мяча в игру, быстрые штрафные удары, находить и играть. Проанализировав их, стало ясно, что нам нужно быть на самом высоком уровне, как в атаке, так и в защите. У Симоне Индзаги есть четкие планы на владение мячом. Он типичный «большой» игрок старой школы; он знает, чего хочет, и не боится нас, но мне нравится, когда команды хотят показать, что могут играть против нас. Мы знали, что нам нужно будет гоняться, как волки. Не «атаковать» их слишком рано; хорошо подготавливать прессинг, но когда мы выходим в атаку, мы идем всеми силами. Как стая. Нам нужно было найти правильные моменты, потому что мы чувствовали, что они попытаются играть храбро — а выходить слишком рано означает бегать, и бегать много. Кто начинает у нас прессинг? Тот, кто видит и чует триггер должен начинать и следовать за игроком с мячом, чтобы сократить поле. «Вы видите — вы выбегаете! — кричали мы снова и снова на тренировке. — Готовьтесь! Компактно! Выбегайте и следуйте!» У нас есть представление о том, что мы команда, против которой никто не хочет снова играть; мы такие. Индзаги сказал это, что мы были командой, на которую они не хотели бы попасть в жеребьевке.

В нападении они очень настаивают на том, чтобы вернуть мяч в район тройки защитников, даже когда они переигрывают соперника, всегда сначала начиная с попыток удержать мяч. Если они прорвут нашу первую линию давления, они отойдут назад, чтобы сделать это еще раз, пока мы не станем пассивными. В стиле Индзаги. Было ясно, что если бы мяч был больше у них, чем у нас, было бы по-настоящему трудно давить на них с той интенсивностью, которая необходима, чтобы вызвать у них проблемы. Мяч и прессинг похожи как близнецы. Именно по этой причине мы решили играть с Тияго и Харви в центре — нам нужен был мяч, и мы должны были хорошо с ним обращаться. Индивидуальный класс в сочетании с нашей системой. Они играли в персональную опеку по всему полю, поэтому нам нужно было качество в атаке при ситуациях один в один, чтобы быть уверенными, что мы удерживаем мяч, находим лазейки и используем их со скоростью Мо, Садьо и Жоты или с забеганиями Трента и Роббо. Мы чувствовали, что это позволит Эдину Джеко, Ивану Перишичу и Лаутаро Мартинесу, их основным орудиям, большую часть времени оставаться вне игры. Я высказал свое мнение, не питая иллюзий, что в этом году мы победим в турнире. Это захватывающая подготовка к плей-офф Лиги чемпионов, и, надеюсь, можно будет прочесть мое волнение в этих словах.

«Завтра вечером нам понадобится наш полный пакет оборонительных инструментов, — закончил Юрген свое собрание. — Для нас это вызов — играть агрессивно с мячом, но классно с ним обращаться, так что завтра мы должны быть самими собой. В футболе нет секретов. Можно почувствовать наш секрет только тогда, когда мы встанем перед ними и раздастся свисток: интенсивность. В футболе анализируется все, кроме ощущения, когда ты встречаешься с нами лицом к лицу». Я прочитал цитату из Антонио Конте: «Менталитет победителя купить нельзя». Шпоры только что проиграли свой второй домашний матч подряд в минувшие выходные, на этот раз против Вулвз. В этом он как нельзя более прав — итальянцев не надо учить побеждать, они с этим рождаются. Кстати, это снова показало, что статистика существует только до тех пор, пока она не будет нарушена. То, что он выиграл 20 из своих предыдущих 21 домашних матчей, было большим событием для Sky Sports — комбинация матчей с «Интером» и «Тоттенхэмом», — но нет более значимого разрывателя статистики, чем Премьер-лига. Единственная статистика, которая имеет значение в футболе — это результат следующей игры; единственное, что помогает сохранить настроение в лагере — это победа в следующей игре. Жизнь современного тренера — это только следующая игра. Имен больше не существует, речь идет только о результатах. Они определяют нашу жизнь, зная, что «статистика» может изменить любую остальную игру, а вместе с ней и нашу жизнь. Но, возвращаясь к цитате Конте, она настолько верна — но я верю, что можно стимулировать маленький голос соперничества в головах этих парней. Потому что ты должен победить в своем собственном сознании, это начало. Для меня Вирджил — лучший тому пример. Он побеждает своим мышлением, и этому можно научиться, я убежден в этом.

Позвольте мне привести пример, когда я уходил с поля в матче против «Бернли» в перерыве. Он сказал мне: «Пеп, ветер невероятный, невозможно правильно судить о том, где окажется отправленный по воздуху мяч, один раз я уже был в воздухе, а мяч оказался у Жоэля». Я сказал ему, что единственное, что ты можешь контролировать — это убедиться, что готов поднимать защитную линию, не опускаться; это неудобно, но для команды лучше всего оказывать давление на мяч, и из-за этого будет меньше дальних забросов. Он кивнул головой. Можно было видеть, как он думает, и я знаю, что он проигрывает эту ситуацию у себя в голове. Дело сделано. Он был невероятен во втором тайме, просто невероятен. Каждый менеджер, каждый тренер со временем учится игнорировать чепуху — ты удивляешься, сколько вокруг тебя шума, который так далек от реальности в мире футбола. Победа в твоем собственном сознании — это то, что делает тебя собой следующим. «Не плюйте в свою же голову», — говорю я молодым игрокам.

Наше последнее занятие в учебном центре AXA перед отъездом в Италию было дождливым и холодным. На самом деле, как раз в тот момент, когда мы вышли на улицу, начался дождь, какой бывает только на Северо-западе Англии, льющий не вертикально, а горизонтально. Казалось, что он идет со всех сторон — точно так же, как Бобби прессингует противников. Я подошел к Витору, Питу, Юргену и сказал: «Я просто обожаю эту погоду, поехали!» «Что в ней может нравится? — пошутил Юрген, — Есть причина, по которой ты это говоришь?» Я ответил: «Игрокам слишком холодно стоять неподвижно на тренировке, поэтому они будут двигаться!» Говоря о персонале, в группе WhatsApp наших тренеров — «Алмазные псы» — наблюдалась некоторая активность. Да, название группы тренеров и функционеров из «Теда Лассо» — это также название нашего группового чата. Мона организовывала еще один домашний званый ужин. Они просто лучшие — в итоге все поют и танцуют, но, в частности, проводятся парочка по-настоящему хороших бесед. Суббота после домашней игры против «Норвича», наконец, станет следующим матчем. После пандемии все не могли дождаться.

В тот вторник днем мы выехали из Ливерпуля в Милан. Самолет был, как всегда, идеально организован нашим отделом по выездам. Филип Холлидей снова был на высоте — принцип «прилетай и вылетай», никаких ожиданий, просто делай свое дело. Я слушал музыку и делал заметки, когда Юрген спросил меня: «Какую по счету игру в Лиге чемпионов в качестве помощника главного тренера тебе предстоит провести завтра?» Он посчитал, и оказалось, что матч с «Интером» это будет моей 38-й игрой на тренерской скамейке. Не плохо. Когда мы приземлились, то услышали цитату Пепа Гвардиолы, в которой говорилось, что «Ливерпуль» для «Сити» был «занозой в заднице». Хорошо! По крайней мере, он чувствует наше дыхание.

День матча и я упоминаю вопрос из газеты The Times в недавнем интервью Роббо: не слишком ли многого мы просим от Трента? Роббо ответил: «Вот почему ему так много платят — за то, что он много делает!» Мне нравится приземленное отношение наших парней. В день игры мы решили, что изменим наши планы и останемся на ночь после матча, а не полетим сразу обратно в Ливерпуль. Дома был шторм, и мы не хотели рисковать, лучше перестраховаться, чем потом сожалеть. Ребята счастливы, лучше выспались ночью и, возможно, получили возможность выпить пива после игры.

Мы приехали на «Сан-Сиро» позже тем же вечером. Соборище. «Видишь состав? Никаких сюрпризов», — говорит Юрген об «Интере». «Хорошие, очень хорошие команды никогда их не преподносят», — говорю я в ответ боссу. Я подошел к Вирджилу и Али, которые лежали на массажных столах, и сказал им, что нам нужен настоящий игровой настрой, не делайте из этого игру с подборами, сохраняйте спокойствие, мы решим, будет ли это длинный пас вместо длинного заброса мяча. Вирджил ответил: «Наши парни сияют уверенностью». Именно так и должен реагировать лидер. Прежде чем отправиться на разминку, Юрген показал мне состав «Баварии» на матч в Зальцбурге, где Кингсли Коман и Серж Гнабри были их винг-беками. Я сказал, что это было похоже на команду мечты Кройффа — ты видишь состав и просто думаешь: одни нападающие?

Для нас это был незабываемый вечер. Выездная победа со счетом 2:0 над чемпионами Италии в плей-офф Лиги чемпионов. Тем вечером мы увидели, как скамейка запасных может изменить ход игры. Мы действовали эффективно, что всегда является хорошим признаком на этих этапах сезона. В начале второго тайма мы попали под сильный обстрел, они разносили нас по правому флангу. В игру вошли Перишич и Джеко. Нам снова нужен был контроль, и Хендо, Наби и Луис, вышедшие на замену до истечения часа, именно его нам и дали: мяч. У Луиса есть фирменный стиль уличного футбола — кстати, у лучших игроков есть этот фирменный стиль. Для меня это искусство — искусство внутри игры в футбол, непредсказуемость, воображение, а ноги просто исполняют. Поэтому он может думать и реагировать на секунду быстрее, чем другие. Бобби также вышел со скамейки запасных в перерыве и забил первый гол хладнокровным ударом головой с углового. И, говоря о «хладнокровии», вскоре после этого Мо забил наш второй гол, хорошо положив его в сетку ворот, подобрав ничейный мяч в штрафной. Но мы были только в середине этого «финала». Это была хорошая отправная точка, но пенальти и, например, удаление изменили бы всю игру, поэтому мы должны были оставаться скромными и принять результат, зная, что через три недели нам предстоит большой бой. Кроме того, для Юргена это была 50-я победа в Лиге чемпионов. Не многие менеджеры достигли такого числа. И это была 800-я игра в карьере Милнера. Угадайте, сколько желтых за это время он получил? Нет, я не выкладывал эту шутку в группу WhatsApp.

Вернувшись в Ливерпуль, уже было утро пятницы, и знаете, какой самый лучший момент недели? Сидим с Юргеном в его кабинете после игры и пять минут говорим о хорошем, плохом, о том, что мы можем сделать лучше, а затем двигаемся дальше. Двигаемся дальше, подводим черту под всем и двигаемся дальше. В тот день, я не думаю, что ветер когда-либо оказывал такое влияние на Киркби, как тогда. Даже дорогие ветрозащитные сетки испытывали трудности. Честно говоря, я испугался, когда вышел и увидел, как прожекторные мачты виляют туда-сюда. В «Порту» одна из таких однажды упала на поле, когда я тренировался с двадцатью 15-летними подростками, вероятно, всего в 20 метрах от взрыва, который та произвела. Если ты однажды увидишь, как происходит нечто подобное, это навсегда останется в твоей памяти. Шторм обрушился на всю Англию и север Европы, и это означало, что «Норвичу» придется добираться до Ливерпуля автобусом, а не самолетом.

Если бы мы хотели играть против них по-своему, нам нужно было бы сделать изменения и привнести энергию в состав команды. Нам нужна была свежесть, но команда не может быть похожа на фруктовый салат — ей нужно быть коллективом. Нам нужно было быть на высоте. Требуется время, чтобы найти правильный баланс и согласованности, но когда мы нашли наше решение, в наших головах воцарился покой. Количество игр и выездов, в которых мы принимали участие, было просто невероятным. Нам понадобится этот состав, целиком. Я чувствовал усталость, так чего уж говорить о тех, кто всего 40 часов назад отыграл 95 минут против интенсивного «Интера» на «Сан-Сиро»? Для «Норвича» это было похоже на бонусную игру. «Они попробуют все, ведь им нечего терять, — начал собрание Юрген. У нас было четыре невероятно быстрых и тактически хороших центральных защитника, и против «Норвича» мы решили выпустить троих из них. Джо пока мало играл в этом сезоне, но он легко попал бы в любую другую английскую команду из первой шестерки. На мой взгляд, он наш лучший атакующий центральный защитник. Мы решили, что он будет играть вместо Трента, которому мы дали два выходных дня перед матчем с «Лидсом» и финалом на «Уэмбли». Он нужен нам свежим и в хорошей форме, чтобы еще раз решить важную игру. Я вытащил Джо из спортзала, сказал ему, что он выйдет в основе, и объяснил, почему: я показал ему четыре видео, на которых Кайл Уокер «строит» тройку защитников за «Ман Сити» против «Норвича» в прошлые выходные, и объяснил преимущества этого: «Ты тоже можешь это сделать, Джо. Смещайся в центр, чтобы использовать свои качества, принимай мяч и пасуй, чтобы быстро его отдавать на Мо». Делая заметки для этой книги, я скажу вам, ребята, кое что: Джо станет одним из самых важных игроков на заключительных этапах сезона, особенно если этот матч пройдет для нас хорошо. Он сыграл 26 матчей подряд в нашем чемпионском сезоне в Премьер-лиге. За это время мы проиграли одну игру.

В этот момент все сражались за что-то: попасть в команду, выходить в основе, стать игроком замены, остаться в команде. Количество качественных игроков, которые у нас были в наличии — невероятно. В этом разница между командой, которая играет за первую четверку, и командой, которая завоевывает призы. Мне казалось, что этот последний рывок нам очень помог. В «Порту» я рано понял, что когда вся организация или целая команда хочет немного большего и пытается совершенствоваться, нет ничего невозможного. В сезоне 2010/11 под руководством Андре Виллаш-Боаша мы стали чемпионами, выиграли оба кубка и выиграли Лигу Европы в Дублине. «Мы — то, что мы делаем из того, чему учимся», — сказал Юрген мне и Витору в ту ночь в «Титанике», и он был как нельзя более прав.

Утром в день матча Юрген начал собрание так: «Вызов для футболиста, вызов для игрока внутри крупного клуба, вызов для игрока внутри крупного клуба, который борется за четыре трофея, состоит в том, чтобы рассматривать каждую игру как особую. Вот в чем ключ. В Бернли было ветрено, шел дождь, и мы отреагировали очень зрелой игрой. Затем у нас была потрясающая игра с "Интером" на "Сан-Сиро" в Лиге чемпионов. Сделайте каждую играемую нами игру — самой особенной. Это нелегко, но мы поможем вам в этом, внеся семь изменений, используя всю мощь нашей команды. Вчера мы тренировались, там наш конференц-центр — гораздо более важный, чем это собрание сейчас. Я хочу, чтобы мы были дикими, но организованными. Когда мы сделаем это, шанс на особенную игру становится воистину близок». Выходя из «Титаника», Мо прошептал Оксу: «Сегодня я весь день буду говорить тебе на ухо — не переключай игру на другой фланг, держи ее в нашем треугольнике».

«Финал №25» завершился нашей победой счетом 3:1… и с тремя голами перед трибуной «Коп». «Жизнь — это преодоление трудностей», — сказал Юрген сразу после игры. Сегодня мы это сделали. С небольшой помощью в изменении структуры, но мы это сделали. У нас было 29 ударов в сторону ворот против глубоко защищающегося «Норвича»; мы били отовсюду. Потрясающий признак хороших последних 30 минут матча — это когда все три ваших нападающих забивают. Незадолго до истечении 60-й минуты мы перешли на атакующий вариант 4-4-2, заменив Тияго и Дивока на Наби и Окса. Витор сказал Тияго, когда тот после вошел в столовую: «Знаешь, какой заголовок у сегодняшней игры? "Как выиграть игру за 30 минут"». Его улыбка не могла быть шире. Какое влияние он оказывал, определяя каждую атаку – мяч всегда попадает в нужные места или к нужным игрокам. Мы сделали изменения, мы использовали состав, мы победили, мы дали отдохнуть правильным игрокам. И все это с хорошей победой. И… Луис забил свой первый красивый гол перед «Копом». Хендо своим пасом отыграл девятерых игроков и отправил Луиса на рандеву с Ангусом Ганном. Али так же отдал пас на Мо, которых выходил один в один на Ганна, отдав свою первую голевую передачу в этом сезоне. Если ваш вратарь начинает ассистировать, ты знаешь, что все задействованы. Кстати, гол Луиса был забит после 34 передач, что является самым высоким показателем в этом плане для «Ливерпуля» с момента, того как Opta начала это считать в 2006 году и самым высоким показателем в Премьер-лиге на тот момент в сезоне. Нет лучшего примера для того, чтобы использовать ширину, вскрывать соперника и атаковать по центру.

Покинув «Энфилд», я ехал с Витором на званый ужин к Моне. До 70-й минуты мы смотрели игру «Сити» против Шпор на пустом «Энфилде», после чего отправились в путь, и тогда счет стал 2:1 в пользу «Тоттенхэма». В машине громко работало радио, атмосфера была напряженной. «Сити» уже перевернул так много игр, так что вера в нечто подобное присутствовала. На самом деле, порой хорошо, что ты слушаешь, а не смотришь игру, потому что не можешь видеть, насколько они близки к голу. Счет сравнивается — 2:2, наступает добавленное время... а затем 3:2 в пользу Шпор. Невероятно. И какой подходящий момент для вечеринки. Как я уже сказал, по крайней мере, они чувствуют наше дыхание.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.