14 мин.

Пеп Лейндерс. «Интенсивность» Неделя 23: Мечта сбылась

Вступление/Пролог

***

Достаточно одного дня горя, достаточно одного дня пребывания в режиме разрушения. Порой хорошо иметь проблемы — нам это было нужно, чтобы снова разозлиться. Пересматривая игру против «Лестера», мы увидели нашу ошибку: непонимание. Мы расстраивались из-за вещей, из-за которых, я думаю, вообще бы не расстроились, если бы рассматривали эту игру как финал. В финале вы не расстраиваетесь, когда что-то не получается; вы сосредотачиваетесь на следующей ситуации и только на ней.

Мы с Юргеном обсудили это и оба согласились, что наше послание должно оставаться позитивным, но в то же время честным. Подсознательно мы вступили в игру, думая: мы были свежее, поэтому выиграем, но Премьер-лига так не работает... и если через некоторое время вы почувствуете, что это не так, значит, у соперника есть импульс. Если у вас есть только молоток, все проблемы — это гвоздь, и мы старались каждый раз продавливать и забивать. Мы совсем не наслаждались этим, а когда вы не улыбаетесь, игра не улыбается. «Мы впали в отчаяние вместо того, чтобы быть убежденными», — сказал Юрген команде. Против глубоко защищающихся команд вам необходимо разыгрывать дополнительный пас в штрафной и вокруг нее; форсируйте удары, но не передачи. Против расположенных глубоко команд вам нужно создавать удары со второй линии.

Итак, на тренировках мы ввели правило, согласно которому разрешается со второго касания бить издали. Мы играли матчи пять-на-пять на поле размером 40х40 метров, всегда соблюдая одно дополнительное правило, чтобы стимулировать командно-тактическое поведение, которое мы хотели видеть. Роббо принял мяч и пробил аккурат в верхний угол... Милнер пробил, мяч срикошетил, но залетел в ворота… «Чтобы забить гол нужно бить по воротам!» — выкрикнул я кое-что из премудростей Кройффа. Упражнение стимулирует этот дополнительный драйв к завершению, когда наши игроки свободно комбинируют. Мы всегда верим, что никто не хочет, чтобы мы гонялись за ним в гоночном режиме. «Нам нужно было снова создать такое настроение, и у нас было три дня, чтобы ребята поверили», — сказал я Юргену и Витору. Сезон еще не закончился, отставая от «Сити» на шесть или даже девять очков. Нам предстояла эта игра против «Челси». Что бы там ни говорили, особенно в средствах массовой информации, мы прошли лишь половину пути. Мы должны были отправиться на «Стэмфорд Бридж» будучи как можно ближе к тому, кем мы были. Если мы и проиграем на выезде «Челси», то должны проиграть, только играя по-своему.

С открытием трансферного окна Юрген, я и Витор начали серьезно обсуждать возможность попытаться заполучить Луиса Диаса прямо сейчас. Стало очевидно, что сделка может быть возможна в январе, а не летом 2022 года. Клуб установил хорошие отношения с «Порту» благодаря переходу туда Марко Груича на правах аренды и считал, что сейчас на них оказывается давление, требующее заключения сделки. Мы слышали, что у нас будет преимущество, потому что парень хотел перейти в «Ливерпуль»; прошлым летом он отклонил предложение клуба Премьер-лиги, потому что хотел к нам. Мы также были уверены с Джулианом и нашим скаутским отделом в том, что сможем провести эту сделку. Что есть у нашего клуба и у всех лучших клубов в мире, так это соответствие между собственником, менеджером и спортивным директором. Луис был бойцом, победителем и тем, кто мог сразу же влиться в команду. Нам нужны были энергичные игроки. Мы раздумывали и о втором игроке, у которого были голы, скорость и мастерство, но я не был на самом деле уверен в менталитете, в его «режиме выживания», который нужен для перехода в большой клуб. У Луиса была техника, общее впечатление и голы. Но прежде всего, у него были борьба и стремление выжить. Джулиан был убежден, и Юрген хотел его СЕЙЧАС. Если мы его сейчас купим, то это заявление, послание команде. Когда у вас возникнут сомнения, просто спросите «игру» — понаблюдайте за ним, и вы получите свой ответ. И игры Луиса были ответом: угрозы отовсюду, он хорошо взаимодействует с окружающими, что является огромным плюсом для столь быстрого, умного, умелого вингера. Нам нужно было быть умными. Игрок действительно хотел прийти к нам, мы в это верили.

Возвращаясь к более насущным вопросам, Юрген открыл заключительную тренировку 2021 года, сказав парням, что даже при скучном образе жизни вы можете заразиться КОВИД. Юрген, я и многие другие сотрудники живем как монахи, но никто не сильнее вируса. «Даже Жоэль Матип подхватил КОВИД, ребята. Пожалуйста, убедись, что проведете сегодняшний вечер со своими семьями».

«Мы не проиграем две игры подряд, — сказал я ребятам во время тренировки. — Я пытаюсь сказать, что если мы проиграем, то проиграем, играя по-своему. То, что вы проигрываете на табло — такое всегда может случиться, но вы не проигрываете себе». Можно объяснить это так. В футболе есть две игры: одна отражается на табло; вторая — это ваш путь — ваш облик. Первое ты можешь потерять, но второе — никогда, вообще никогда. Этот облик имеет значение. Это то, чему каждый тренер учится на собственном горьком опыте. После тренировки я пересмотрел ее вместе с аналитиками; мы начали с нашего квадрата с контрпрессингом. Люди недооценивают давление, которое наши ребята испытывают со стороны внешнего мира. Мы не можем также усиливать давление; мы должны стремиться его ослабить. Как? Возвращаясь к основам: «удерживайте мяч и контрпрессингуйте». Нет лучшего упражнения, чтобы вынудить соперника вернуть вам мяч и делать то, в чем мы хороши. Сосредоточьтесь и стимулируйте атаку. Делайте упор на оборонительную часть, но поощряйте игру по-настоящему быстрыми, простыми и непринужденными решениями.

«Челси» играл контрпрессингующе на очень высоком уровне, поэтому нам нужны были парни, которые рисковали, которые не боялись совершать ошибки, чтобы переиграть этот контрпрессинг. И тогда у нас оказывались бы Мо, Садьо и Жота в ситуациях один в один на очень большом пространстве. Против «Челси» нам нужно было играть — по-настоящему играть — постоянно и быстро перемещая мяч, быстро поддерживая друг друга в четко очерченных треугольниках. Благодаря этому они сориентировались на персональную опеку игроков, что открывало пространство и освобождало игроков, которых мы должны были использовать. «Используйте бреши» — была заключительной частью тренировки, завершающим упражнением, где Мо, Садьо и Жота должны были создавать, находить и использовать бреши в обороне. Со временем они «поняли» и улучшили свою своевременность, свои комбинации, а вместе с ними и свои взаимоотношения. Они начали совершенствовать упражнение с помощью собственного воображения, и я должен был сказать, что ребята просто молодцы.

Но та ночь ошарашила новостью. Новогодняя ночь и звонок на мой телефон. Это сообщение от Витора. Я не беру трубку, потому что мы с Даниэль с друзьями и ведем отличный разговор. Но затем это происходит снова, сразу же. Я открываю WhatsApp, чтобы посмотреть его сообщения: «Положительный»... «Юрген». Сотня мыслей пронеслась у меня в голове одновременно, но потом позвонил босс и сказал мне, что чувствует себя хорошо. Ранее тем вечером мы обменялись текстовыми сообщениями, но я отодвинул свое пиво и направился прямо домой.

Просыпаюсь на следующее утро, снова сообщения. Еще больше положительных Теперь это Джон и Джек. Это означало, что теперь у нас были Юрген, Андреас, Джон, Джек и Таффа из нашего тренерского штаба с положительными тестами. Бобби и Али тоже сдали положительный тест, как и Жоэль. Выбор времени не мог быть хуже, но мы должны были думать быстро. Я позаботился о том, чтобы мы привлекли Марка Морриса из нашей команды до 23 лет для работы с вратарями. Он долгое время работал с Куивином, так что это не слишком нарушило бы ситуацию, но действительно было не круто, что нашему второму вратарю пришлось играть в такой игре без поддержки наших главных тренеров вратарей. Наша тренерская группа становилась все меньше и меньше, но потеря нашего менеджера за день до выездной игры против «Челси» была ударом. «Последние, кто остался в живых», — пошутили Пит, Витор и я перед нашим собранием. Наш кабинет казался пустым и одиноким, но наше единение было невероятным.

Доверяй своему инстинкту. Тренировка должна быть интенсивной. Хорошо подготовься. Эти три вещи были у меня в голове. У наших парней не должно было быть времени почувствовать, что что-то изменилось. Витор, Пит и я подготовили встречу, мы сделали несколько ключевых замечаний, и видеоролики, выбранные Питом, действительно поддерживали наши идеи. Я ожидал, что «Челси» действительно будет прессинговать, не так, как в их последней игре против нас, где они глубоко опускались. «Пусть это будет финалом! — так я начал собрание с ребятами. — Переиграйте их контрпрессинг! По-настоящему, быстро, играйте вместе! Нам нечего терять! Я люблю нашу КОМАНДУ». Мы готовились к финальной тренировке, уделяя особое внимание нашему высокому прессингу, прессингу в центре поля, нашему взаимодействию с Келлехером и нашей игре в поле. Я постоянно кричал: «Играйте по-настоящему! Именно так! Молодцы! Ищите пространства! Переигрывайте их прессинг!» Хендо, Фабу и Милнеру нужно было играть по-настоящему, но когда мы теряли мяч, им нужно было быть «цепными псами», какими они могут быть. Каждый мяч, который мы выигрывали нашим прессингом в центре поля, создавал контратаки, которые мы и хотели, в которых нуждались, и то, что, как я чувствовал, решило бы исход этой игры.

Когда мы сели в самолет, чтобы отправиться в Лондон, Юрген отправил сообщение в группу команды в WhatsApp…

Добрый деньКак вы слышали и поняли, я сдал положительный анализЧувствую себя нормальноНебольшие симптомы гриппаНичего болееТак что...Используйте Пеп как источник энергии, коим он и является, и ДЕРЗАЙТЕ!Как он сказал на собранииДавайте сделаем этот матч финаломИграйте в наш футболНаслаждайтесьА я посмотрюС новым годом

Босс

Он наш босс. Идти на концерт без дирижера — не самая приятная перспектива, но есть разница между хорошим менеджером и топ-менеджером. Лучшие из них готовят команду к подобным моментам, моментам, когда они должны стать автономными. Мы знали, что на «Стэмфорд Бридж» будет нелегко, но при поддержке и энергии от всех у нас будет шанс преодолеть все наши проблемы. Наша структура вокруг этой команды очень сильна — Витор, Пит, Рэй, Андреас и остальные наши сотрудники. Это будет невероятно, когда мы создадим новое воспоминание вместе с нашими болельщиками. Все становится приятнее, когда вы можете разделить это друг с другом. Утром в день матча я провел заключительное собрание в командном отеле. Речь шла о доверии. «Доверяйте себе, ребята, доверяйте друг другу, просто посмотрите, кто сидит рядом с вами, и мы знаем, какими качествами мы обладаем, насколько мы сильны. Забудь все, что пронеслось у вас в голове за эти последние дни — не обращайте на это внимания. Только благодаря вам, ребята, мы можем это сделать. И доверяйте нашему пути — у нас есть четкий план. Он состоит в том, чтобы создать воспоминания. Он состоит в том, чтобы сделать эту игру финалом. Чтобы сделать эту игру особенной вместе с нашими болельщиками. Финал выигрывается за счет небольших побед. Переигрываем их контрпрессинг, выигрываем подборы, играя в определенном направлении, наносим удары издалека, создаем стандарты, выигрываем дуэли один в один».

Именно после этой игры мы ненадолго попрощались с Мо, Садьо и Наби, поскольку они отправились на Кубок Африки со своими сборными. Я пожелал им всего наилучшего перед всей командой; они заслужили бороться за каждый приз, и для них это был большой трофей. «Карьера не так уж длинна, вы должны использовать каждый момент, чтобы выиграть кубок», — перед всеми сказал я им после матча. Все знают, какая это гордость — играть за свою страну. Они уже были африканскими легендами, но возможность выиграть трофей была бы для них невероятной. Это один из самых интересных турниров в мире, столько страсти и культуры.

Мы были готовы. Я был готов. «Финал №20» завершился со счетом 2:2 против «Челси» на домашней арене чемпионов Европы и без нашего менеджера. Поэтому я бы сказал, что это было набранное очко. Интенсивность и ритм этого матча были из нового футбольного мира. Они пытались найти всю ту динамику, которая причиняла нам боль. Если вы посмотрите на все команды, против которых мы играем, на все схемы, против которых мы играем, на все стили, против которых мы играем, кажется, что «Челси» — та команда, которая всегда находит наши слабые места, или, лучше, открытые пространства, когда мы недостаточно быстры на мяче. Это действительно сложная команда для нас, это точно; когда вы оставляете пространство между линиями, они им пользуются. Когда вы оставляете пространство вокруг их «шестерок», они его используют.

Однако количество мячей, которые мы украли, когда наша прессингующая полузащита гонялась за ними по всему полю, было почти идеальным. Мы так часто заставляли «Челси» ошибаться. Мы забили два невероятных гола, Садьо и Мо. Голы, которые могут забить только они, класс и целеустремленность одновременно; один — благодаря нашему прессингу, другой — действительно хорошей игре и использованию Фабиньо и Жоты для перегрузки нашего правого фланга. Но незадолго до перерыва Ковачич забил невероятный гол, после того как Келлехер отбил мяч, так что мы не успели ни прикрыться, ни организовать защиту на краю штрафной. До этого мы находились в фазе полного контроля. Кстати, Келлехер провел отличную игру — мы так гордились им. Несколько минут спустя они сделали счет 2:2, когда мы недостаточно хорошо закрыли бреши в нашей защитной линии.

Наступил перерыв, и я вбежал в тренерскую, где меня ждал Пит с нашими аналитиками. Я посмотрел нарезки и в то же время позвонил Юргену. Это странно, потому что роли были совершенно противоположны тем, какими они были обычно — Юрген поделился со мной своими взглядами и внес какой-то реальный вклад. Я направился в раздевалку и сразу же сказал ребятам: «Мы подведем здесь большую черту и сейчас в этом первом тайме, мне все равно, 0:0 или 2:2 — это одно и то же. Мы знаем, что можем играть лучше, мы чувствуем это, но что мы определенно должны делать лучше, так это защищать их сдвоенную "шестерку"». Мы показали два ролика, в одном из которых говорилось о том, как мы должны были лучше закрывать возможности для паса Канте и Ковачичу, во втором — о том, как открываются пространства, когда мы переигрываем их прессинг». Когда мы все прояснили, прояснилось и в головах, и они поняли, куда надо пасовать. Мы играли так хорошо и создали невероятные пространства для Мо, Садьо и Жоты. «А ну-ка выйдем и наподдаем им во второй половине матча!»

Мы создали три важных момента, когда Менди пришлось совершить три невероятных сейва после возобновления игры. Кульминацией стал момент, когда Фаб отдал пас на Жоту, который с лета пробил аккурат в дальний угол. Думаю, я бы оказался у гостевого сектора, если бы мы забили тогда и счет стал бы 3:2. В любом случае, не было никаких сомнений, что мы могли бы сыграть лучше, но я гордился тем, как мы выложились на все сто. Если бы мы сохранили этот дух и добавили нашего футбольного творчества, я не сомневался, что мы бы справились с этой сложной ситуацией. Лично мне понравилась наша подготовка. Мне понравился наш командный дух. Мне понравилась поддержка Юргена в перерыве. Мне понравилось благодарить наших болельщиков и показывать им, что это значит для меня. Мечта сбылась, сама того не осознавая. Честно говоря, если сделать пятиминутную подборку наших быстрых прорывных атак в этом матче, можно было бы увидеть футбол во всей его привлекательности.

После того, как я вернулся в тренерскую после игры, мой телефон не умолкал. Я просто хотел бы еще раз сказать спасибо всем, кто прислал мне сообщения о поддержке, это по-настоящему много значило для меня. Как вы можете себе представить, это был в высшей степени лучший мой день. Было странно находиться в Лондоне, совершать предматчевую прогулку с командой по Сент-Джеймсскому парку, садам Букингемского дворца и вокруг военных комнат Черчилля, зная, что вечером я поведу команду в дом чемпионов Европы. В принципе, на мой взгляд, есть два разных типа тренеров, две крайности: те, кто играет на победу, и те, кто играет не на поражение. Или, скорее, тренер с мужеством и тот, у кого его нет. Это чертовски просто, но только когда включатся прожекторы и на тебя будут направлены камеры, я верю, что тебя определят как того или другого. Я горжусь тем, что за 20 лет тренерской работы, с камерами или без них, я всегда настраивал свои команды на игру на победу.

«Несмотря ни на что, мы приехали сюда, чтобы победить», — думал я с каждым шагом. Это был финал, но всего за несколько минут до нашей прогулки мы потеряли Смолли, нашего главного массажиста, так как его экспресс-тест на КОВИД был положительным. Это был умопомрачительный удар для игроков, с которыми он обращался накануне вечером. Мы не должны недооценивать этот эффект; такие вещи заставляют меня гордиться игроками. Они не ноют, они не оправдываются, они не обвиняют. Этот менталитет — это то, что придало нашей команде сил и будет продолжать это делать.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где только переводы книг о футболе и спорте.