9 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 15. Анатомия гола

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

Когда мы дойдем до конца этой книги, я надеюсь, что вы получите представление о некоторых тактических концепциях, которые делают «Ливерпуль» столь сложной для противостояния командой.

Для этой главы я выделил и прокомментировал семь голов, забитых «Ливерпулем» в течение сезона 2019/20. Каждый из этих голов демонстрирует концепции, которые мы обсуждали на протяжении всей книги, и подчеркивает, какие позиции занимают игроки «Ливерпуля» на поле.

Стоит отметить, что эти голы никоим образом не ранжируются и не представляют собой «лучшие» голы, забитые «Ливерпулем» в любом виде, порядке или форме. Вместо этого по разным причинам они интересны с тактической точки зрения.

Как и во всем остальном в футболе, понимание тактических концепций может добавить глубины и красок вашему удовольствию от матча, но сам матч также может стоять особняком.

 

 

Гол первый: Мохамед Салах в матче против «Вест Хэма»

Наш первый гол был забит, возможно, вполне уместно, Мохамедом Салахом, когда египтянин проявил свою осознанность в штрафной, создав пространство и отправив мяч в сетку, отброшенный ему под удар Энди Робертсоном. На рисунке 80 показано занятие пространства передней тройкой «Ливерпуля»: Мане слева от атаки и Салах справа изолированы от игроков обороны, которые эффективно закреплены на месте, в то время как Фирмино в центре опустился на более глубокую позицию.

Как только мяч передается вперед на Алекса Окслейд-Чемберлена, который только что перешел половину поля соперника, для Робертсона смена вектора атаки открывается, так как Мане с собой утащил в центр и крайнего защитника команды соперника.

Когда этот пас выполняется, характер движения меняется.

На рисунке 81 показано продолжение этого движения, когда Робертсон в касание отправляет мяч вперед и врывается в штрафную под углом.

В предыдущей главе мы обсуждали типы забегов, которые Фирмино может совершать, чтобы попасть в штрафную с глубоких позиций. В то время как Мане, скорее всего, взорвется на скорости в передние зоны, Фирмино более тонко разбирается в своих движениях, и мы видим это здесь, когда бразилец совершает умное забегание вглубь штрафной, что выводит игроков соперника из их позиций. Это создает возможность для Салаха, который теперь может вырваться на пространство, когда его опекун отвлечен на Фирмино, и когда мяч отбрасывается назад, он находит Салаха в центре и тот легко забивает его в сетку.

 

Гол второй: Роберто Фирмино в матче против «Лестер Сити»

На этот раз гол забивает Роберто Фирмино, поскольку бразильский форвард снова атакует штрафную из более глубокой зоны. На этот раз, однако, именно Мане, а не Фирмино, открывается под пас и предлагает возможность передачи в заключительную треть.

Мы видим, как развивается ситуация на рисунке 82. В центральной позиции оказался Мане, который располагался высоко против линии обороны, а Фирмино занял позицию чуть правее центра. Мане решает опуститься к мячу, чтобы доступным для паса вперед от Фабиньо, и это движение вытягивает одного из центральных защитников, который хочет прессинговать и отрезать потенциальный пас.

Когда пас идет вперед, Мане получает мяч, а затем сам отдает передачу на все еще никем не закрытого Фирмино. Вместо того, чтобы направиться к воротам, бразилец решает еще больше растянуть линию обороны, совершив пас в широкую зону направо, где на пространство вышел Александер-Арнолд.

Этот пас вправо заставляет защитный блок отреагировать и сместиться, чтобы попытаться перекрыть пас в эту область. Когда защитный блок движется поперек Фирмино, его забегание проходит сквозь брешь в оборонительной линии, и он оказывается в состоянии выйти на прострел. И снова ключевым моментом является позиционирование в момент создания атаки, когда игроки вытягивают противников с их позиций и заставляют сужаться оборонительный блок.

 

Гол третий: Наби Кейта в матче против «Монтеррея»

Наш третий гол демонстрирует разницу в подходе, которую может иметь появление Наби Кейта в центре поля. На рисунке 83 мы видим как развивалась голевая комбинация. И снова ключевым компонентом движения стало позиционирование двух нападающих на высоких позициях по мере развития игры. С мячом относительно глубоко в центре находятся два игрока «Ливерпуля», и их расположение эффективно отбросило трех защитников соперника назад.

Первоначально мяч перемещается центральным защитником во фланг на правого защитника. Этот простой пас перемещает мяч и меняет угол атаки. Теперь идет пас на одного из двух нападающих, Мохамед Салах открыт, и диагональная передача находит ноги Салаха. Обычно, когда Салах получает мяч в таких местах поля, его намерение состоит в том, чтобы развернуться и атаковать пространство за линией обороны. На этот раз, однако, обработка им мяча развернула его к своим воротам.

Это касание является ключевым, поскольку оно служит спусковым крючком для Наби Кейта, играющего на позиции левого центрального полузащитника — он тут же совершает вертикальный забег, чтобы получить доступ к этому пространству позади защитников. В то время как он делает это, Салах может просто пустить пас вразрез, благодаря за забег, и «Ливерпуль» вырывается вперед, чтобы забить.

Это такой тип забега, который с меньшей вероятностью совершат другие полузащитники «Ливерпуля».

 

Гол четвертый: Садьо Мане в матче против «Ньюкасла»

Наш четвертый гол, показанный на рисунке 84, является первым, при котором наше повествование начинается с того, что «Ливерпуль» находился вне позиций, и этот гол четко отображает две концепции, которые мы обсуждали ранее в этой книге. Первая — контрпрессинг, как в случае с находящимся в переходной фазе «Ньюкаслом», когда мяч расположен по центру, мы видим, как два игрока «Ливерпуля» движутся вперед, чтобы атаковать и прессинговать игрока с мячом.

Эти два игрока форсировали потерю мяча, и тут же движущийся вперед «Ньюкасл» был застигнут врасплох. Теперь мы видим важность второй тактической концепции, поскольку два форварда «Ливерпуля» оставались высоко в поле и не проявляли активности в прессинге или при переходе в оборону. Когда мяч отвоевывается в центре поля, тот факт, что Мане, слева от атаки, все еще находится на самой высокой линии и на пространстве, позволяет немедленно исполнить вертикальный пас. Мане способен убежать за линию обороны и легко завершить эпизод.

 

Гол пятый: Мохамед Салах в матче против «Ньюкасла»

Этот гол, показанный на рисунке 85, демонстрирует способность Фирмино играть на самой высокой линии, получая мяч и обыгрываясь с атакой. Еще раз мы видим, что подбирая мяч Салах находится в полупространстве, а не на фланге.

Салах опускается на более глубокую позицию, чтобы завладеть мячом перед блоком полузащиты «Ньюкасла». При этом, как мы знаем, первоочередной задачей «Ливерпуля» является играть вперед всякий раз, когда представляется такая возможность, он подает на самую высокую линию, где находится Фирмино, и где он может получить мяч.

Фирмино завладевает мячом на краю штрафной и удерживает защитника, который пытается вступить в единоборство. Как только Салах отдал пас, он последовал за мячом и, двигаясь на скорости с этой более глубокой позиции, получил ответный пас от Фирмино.

 

Гол шестой: Садьо Мане в матче против «Бернли»

В этом голе, показанном на рисунке 86, мы снова видим, насколько опасен Садьо Мане при перемещении из более глубоких позиций на поле. «Бернли» изначально владеет мячом, пытаясь найти способ обойти или прорвать оборонительный блок «Ливерпуля». «Ливерпуль» хорошо расположен в оборонительной фазе, и у «Бернли» мало места, куда можно легко доставить мяч. Салах расположен против левого защитника, который изначально владеет мячом, и присутствие египтянина заставляет владеющего мячом футболиста вернуть мяч на центрального защитника.

Здесь, при небольшом прямом давлении, защитник «Бернли» совершает ошибку и отдает пас аккурат на Фирмино.

Когда бразилец овладевает мячом, мы снова видим, насколько эффективен Мане, двигаясь вперед из более глубокой позиции в полупространстве. Фирмино способен отдать прямой пас за линию обороны на линию, к которой Мане может получить доступ, используя свою скорость.

 

Гол седьмой: Мохамед Салах в матче против «Арсенала»

Последний пример в этом разделе показан на рисунке 87, где мы снова видим, что, возможно, является наиболее важной тактической концепцией, которую Юрген Клопп использует в «Ливерпуле», когда вне владения мячом нападающие сохраняют высокую позицию.

Атака «Арсенала» провалилась, и «Ливерпуль» восстановил владение мячом глубоко на своей половине поля. Возможность вертикального паса открывается не сразу, поэтому мяч быстро перемещается на правую сторону, а затем обратно в центр.

Эти быстрые диагональные пасы проходят через начальную линию давления соперника и предоставляют «Ливерпулю» платформу для атаки, и теперь вертикальный пас совершается в полупространство, где находится Салах.

Ключ находится в позиционировании атакующих игроков. В то время как Фирмино и Мане расположены близко друг к другу, Салах изолирован против одного защитника на противоположной стороне. Мяч подается Салаху вертикально, и мы видим его способность подбирать мяч, а затем использовать свое тело для обыгрыша защитника.

Удерживая таким образом игроков на самой высокой линии, мы видим, что «Ливерпуль» лишает соперника возможности иметь прикрытие на задней линии, а в ситуациях один в один нападающие «Ливерпуля» смертельно опасны.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.