13 мин.

Ли Скотт. «Король Клопп»: Глава 7. Ложный вингеры

Вступление

  1. Трент Александер-Арнолд

  2. Защитники при владении мячом

  3. Важности «шестерки»

  4. Прессинг в качестве плеймейкера

  5. Функциональная полузащита

  6. «Девятка»

  7. Ложный вингеры

  8. Вирджил ван Дейк

  9. Джордан Хендерсон

  10. Фабиньо

  11. Наби Кейта

  12. Садьо Мане

  13. Мохамед Салах

  14. Роберто Фирмино

  15. Анатомия гола

Заключение

***

С точки зрения футбола, нам не нужно слишком далеко уходить в прошлое, чтобы найти момент, когда тактический профиль игры был гораздо более линейным и простым. Предполагалось, что крайние защитники будут оставаться глубоко и защищаться, нападающие возглавляли линию атаки и не взаимодействовали с полузащитой, а фланговые игроки оставались во фланге и стремились обыграть своего противника, после чего забросить мяч в штрафную.

Однако за последние 10-15 лет произошли значительные изменения в том, как эти роли и игроки взаимодействуют друг с другом. Некоторые могли бы возразить, что футбол стал слишком тактическим, и эти люди хотели бы вернуться к более простым временам, когда с тактической точки зрения тренеры не имели возможности влиять на игру так сильно, как сейчас.

Действительно, если мы разберем отдельные компоненты этого «Ливерпуля», особенно когда они владеют мячом, то увидим, что почти каждая «традиционная» роль была каким-то образом изменена, чтобы соответствовать более сплоченной тактической схеме. Ключом к этой системе «Ливерпуля» является то, что все отдельные компоненты работают вместе, создавая нечто бо́льшее, чем сумма их частей. Мы уже обсуждали многие из этих компонентов в предыдущих главах и отдельно рассмотрели роль центральных защитников и крайних защитников с точки зрения продвижения мяча, а также рассмотрели, как самоотверженно работает нападающий, чтобы создать пространство для своих товарищей по команде. Последний из этих компонентов, который нам нужно проанализировать, является, возможно, наиболее важным — роль крайних нападающих.

Игроки первого выбора «Ливерпуля» в этой области четко определены: игрок сборной Сенегала Садьо Мане играет слева, а игрок сборной Египта Мохамед Салах — справа. Подписание этих двух игроков отражает силу скаут-отделов и подбора персонала, действующих в настоящее время в «Ливерпуле», и ни один из них не рассматривался как «верняк», когда игроки присоединялись к клубу в 2016 и 2017 годах соответственно. Действительно, многие считали, что Мохамед Салах уже потерпел неудачу в Премьер-лиге после периода в «Челси», в где ему не давали игрового времени, необходимого молодым игрокам для продолжения их развития. Многие также думалb, что клуб переплатил за Мане, заплатив своим соперникам по Премьер-лиге £34 млн. за его услуги.

Эти подписания, однако, являются доказательством, по крайней мере, в ретроспективе, того, что «Ливерпуль» уже прекрасно осознавал систему, которую они хотели внедрить, и важность наличия игроков, соответствующих этому профилю.

Идея иметь крайних игроков, которые смещаются в центр, почти как инсайд-форварды, не является чем-то новым. Одним из самых известных примеров игрока, совершающего подобные движения, является бывший игрок сборной Голландии Арьен Роббен, который во время своего пребывания в мюнхенской «Баварии» превратил это смещение в нечто вроде искусства. Подбирая мяч с правой стороны, мы видели, как Роббен последовательно выстраивался таким образом, как будто хочет обыграть защитника во фланг, но после чего быстро смещался в центр, где он мог использовать левую ногу для удара по мячу, зачастую издалека, в ворота. Действительно, для тренеров стало обычной особенностью игры на топ-уровне заигрывать игроков на «противоположной стороне»; это означает, что игроки с рабочей левой ногой будут играть на правом фланге, а игроки с правой — на левом. Это означало, что, когда эти игроки завладевают мячом в фазе атаки своих команд, их естественной склонностью было смещение в центр и атака в полупространствах. Отсюда, учитывая их более сильную ногу, сразу открывается больше поля.

Есть еще одна причина, по которой эта тенденция отдавать предпочтение инвертируемым крайним игрокам стала более распространенной, поскольку она создала пространство и возможности для крайних защитников, которые становились все более ориентированными на атаку; благодаря наличию крайних нападающих, которые демонстрировали явные тенденции смещаться в центр, крайний защитник соперника также был смещен в центр, чтобы прикрыть подобное движение. Это создало пространство для крайнего защитника, чтобы выдвигаться высоко и растягивать ширину защитного блока. Этот тип движения был чрезвычайно эффективен против команд, которые стремились защищаться в глубоком и компактном защитном блоке, поскольку инвертируемое движение создавало возможности для быстрых перегрузок в центральных областях, в то время как вертикальное движение крайних защитников предоставляло возможность играть широко и обходить защитный блок, выходя за линию обороны, чтобы создать возможности у ворот.

Это была относительно распространенная модель игры, которую мы начали регулярно наблюдать у других команд, но «Ливерпуль» развил концепцию дальше и усовершенствовал ее до такой степени, что крайние нападающие действовали скорее как традиционные нападающие, которые располагаются по ширине штрафной площади соперника. По сути, это означало, что роли игроков в заключительной трети поменялись местами. Традиционно фланговые игроки создавали моменты, а центральные нападающие, казалось, были в состоянии их реализовать. Для «Ливерпуля» в значительной степени верно обратное. В то время как форвард, обычно Фирмино, опускается глубже и стремится создать пространство и возможности для забивания голов, фланговые игроки перемещаются к центру, чтобы занять линию обороны и попытаться создать возможности для забивания голов. Эти движения становятся еще более заметными, когда мы начинаем задумываться о том, откуда берутся эти возможности. Подавляющее большинство ударов и даже голов, которые наносят Мане и Салах, совершаются в пределах ширины штрафной площади и даже изнутри штрафной площади. Сравните это с тем, что мы знаем о типичном инвертированном вингере, и снова мы сошлемся на Арьена Роббена, в то время как он совершал движения с фланга, чтобы врываться и набегать на линию обороны противника, но в подавляющем большинстве этих атакующих движений мы бы увидели, как Роббен бил из-за пределов штрафной площади под углами, которые имели меньшие шансы привести к голу. Чтобы сформулировать эту отсылку немного подробнее, мы должны признать, что Роббен забивал отличные голы, в отличие от того, чтобы быть отличным забивалой голов, и его нарезка ярких моментов полна ударов из этих областей, огибающих вратаря из-за пределов штрафной площади. Позиции, в которых находятся Мане и Салах, гораздо больше способствуют созданию возможностей для забивания голов и имеют высокую ожидаемую ценность. Ожидаемые голы — это показатель, предназначенный для оценки вероятности того, что удар из каждой зоны поля приведет к голу. Модели, которые вычисляют этот показатель, построены с учетом тысяч возможностей для забивания голов, и постепенно каждому удару присваивается значение от 0,01 до 1,00 в зависимости от вероятности того, что они приведут к голам. Удары, которые мы описали в исполнении Роббена, например, имели бы низкий процент вероятности забить гол. Удары с позиции, в которой находятся Мане и Салах, имеют гораздо более высокий процент шансов закончиться голом. Учитывая то, что мы знаем об использовании продвинутых показателей и алгоритмов «Ливерпулем» в их стратегии подбора персонала, неудивительно, что они в первую очередь будут набирать игроков, таких как Салах и Мане, которые могут совершать удары из важных областей, и, конечно, что они затем будут заигрывать этих игроков в структуре, которая максимально использует эти положительные черты.

Хотя до сих пор мы ссылались как на Мане, так и на Салаха, как будто они выполняют схожие роли, стоит отметить, что на самом деле они имеют очень разный профиль как игроки и что эти профили невероятно хорошо дополняют друг друга.

Во-первых, однако, мы должны немного подробнее рассказать о профилях игроков, чтобы показать насколько это важные элементы, которые следует учитывать при создании команды. Профили игроков относятся к тенденциям, которые игроки сочетают со своими личностями, и к тому, как они взаимодействуют друг с другом. Хотя мы не в состоянии точно прокомментировать характер личности, мы можем обсудить тенденции, которые составляют эти профили. Возьмем, к примеру, Мане и Фирмино; в то время как Фирмино, как правило, играет в центре, а Мане, как правило, играет слева, в сезоне 2019/20 был момент, когда Фирмино был недоступен, и поэтому Мане играл в качестве центрального нападающего. Именно в эти моменты мы увидели, насколько важными могут быть профили игроков. Как обсуждалось в предыдущей главе, Фирмино самоотвержен в своих движениях, опускаясь из атакующей лини в свободные зоны, и это важно для того, чтобы позволить крайним нападающим занять эти центральные позиции. Эта склонность бразильца глубоко опускаться является частью его профиля; он не стремится совершать много забегов за линию обороны, но вместо этого стремится опуститься и связывать игру. Сравните это с матчами, в которых мы видели, как Мане использовался на центральной атакующей позиции. Он постоянно стремился убежать от защитников, чтобы получить доступ к пространству за линией обороны, и это меняет атакующую структуру «Ливерпуля» и пространства, доступные для других игроков.

Итак, если мы вернемся к Мане, то у нас уже есть ключевая информация, составляющая его профиль. Ему нравится использовать свою скорость, чтобы убегать за линию обороны. Это то, что, как правило, гораздо эффективнее, когда отправная точка для его забега находится глубже. Из полупространства его способность совершать резкие и агрессивные вертикальные забеги может быть разрушительной для оборонительного блока противника. Мане явно отдает предпочтение пасам на пространство и приему мяча лицом к воротам.

Мы можем сравнить это с Салахом, который, несмотря на то, что он также обладает отличной скоростью, но предпочитает получать мяч в ноги. Он занимает те же позиции, что и Мане, но при получении мяча ему нравится вступать в контакт с защитником, прежде чем использовать свою физическую силу, чтобы сдержать или обмануть защитника, прокладывая себе путь в штрафную площадь. Еще одной сильной стороной Салаха является то, что он обладает способностью совершать удары практически без подготовки. Обычно игроки довольно четко проявляют свои движения при подготовке к удару; их позиция меняется, и они совершают определенное ударное движение. Салах способен генерировать большую мощность в своих ударах с очень небольшим обратным ходом, и поэтому, когда он поворачивает соперника внутрь штрафной, он может пробить без предупреждения.

Теперь рассмотрим, как эти два профиля игроков взаимодействуют друг с другом и с Фирмино. Мы уже знаем, что Фирмино опускается в пространство «десятки», но теперь мы можем начать собирать больше информации. Салах будет играть в центре и стремиться получить мяч спиной к воротам с правой стороны или в центральной части штрафной площади. Мане, с другой стороны, всегда будет стремиться подняться выше, чтобы воспользоваться пространствами, которые могут открыться за линией обороны.

Теперь подумайте, как трудно защищаться от «Ливерпуля», который способен играть на столь разных линиях и столь разными способами.

 

Первое, что мы должны отметить, рассматривая расположение крайних нападающих в фазе атаки — это то, как они взаимодействуют с центральным нападающим, чтобы занять то, что составляет отдельные линии в последней трети.

У нас есть пример этого на рисунке 35, когда «Ливерпуль» владеет мячом на краю последней трети, практически не имея против себя прямого давления на мяч. Вирджил ван Дейк владеет мячом на первой линии, и соперник не в состоянии оказать на него разумное давление. В начале главы мы уже обсуждали важность центральных защитников и их роль в продвижении мяча, когда у них есть свободное пространство при работе с мячом. Два крайних форварда инвертированы и расположены в центральном пространстве. Это показатель того, насколько далеко эти игроки смещены в центр; они не просто смещаются в полупространство, как это делают многие крайние нападающие.

Теперь рассмотрим различные тенденции трех игроков, которые традиционно играют на этих позициях за «Ливерпуль» — крайних нападающих и центрального нападающего. Мы знаем, что Фирмино опускается глубоко и ищет мяч. Салах также ищет мяч в ноги, но вместо того, чтобы опускаться глубоко, ему удобно находиться против одного защитника, чтобы суметь использовать возможности 1 на 1. Мане, с другой стороны, попадает в пространство между игроками обороны и стремится выйти за пределы оборонительной линии.

Все эти различные тенденции затем действуют как единое целое; когда Ван Дейк с мячом, он может отдать мяч на любую из этих трех линий.

 

Обсуждая тенденции крайних нападающих «Ливерпуля», легко сосредоточиться только на устоявшейся фазе атаки, но их действия вне владения мячом не менее важны. На рисунке 36 мы видим пример этого, когда соперник стремится начать атаку на правой части поля. Когда центральный защитник, который изначально владеет мячом, отдает мяч крайнему защитнику, мы видим, как Энди Робертсон выдвигается, чтобы вступить в противостояние с владеющим мячом футболистом, и при этом игрок соперника внезапно оказывается на пространстве. Обычно этого игрока затем передают центральному защитнику или центральному полузащитнику ближнего фланга, но вместо этого мы видим, как Мане быстро движется с высокой позиции, обеспечивая прикрытие.

Когда владеющий мячом игрок на правой стороне поля соперника затем получает мяч, соперник думает, что находится в сильной атакующей позиции. Мане, однако, усердно работает без мяча и способен занять позицию, чтобы противостоять игроку с мячом и начать собственный атакующий переход.

Следует отметить, что, хотя оборонительная работа не является чем-то необычным для Мане на своей стороне поля, то же самое нельзя сказать о Салахе справа. Египетский форвард будет прессинговать мяч в первые моменты перехода, но когда соперник пересекает линию центра поля, он останавливается и сохраняет высокую позицию, чтобы находиться на месте для перехода в атаку, когда «Ливерпуль» вернет владение мячом.

 

Начиная с этих переходных моментов, скорость Мане имеет тенденцию быть неотъемлемой частью обхода соперника и доступа к пространству, которое они оставили позади, переходя на атакующие позиции.

Мы видим пример этого в действии на рисунке 37, когда «Ливерпуль» сначала отвоевывает мяч, а Робертсон занимает позицию левого защитника. Вы можете видеть, что Салах и Фирмино расположены в центре, и их присутствие загнало центральных защитников соперника в глубокую позицию, а это означает, что они не могут сместиться и защититься от паса на пространство.

Робертсон исполняет относительно простой вертикальный пас, и сразу же Мане может совершить огибающий забег, оббегая по флангу защитника, который находится высоко и в одиночку противостоит сенегальскому форварду.

Этой простой части игры с точным пасом и забегом, который совершается по флангу от защитника, достаточно, чтобы полностью вывести из равновесия оборонительный переход соперника.

 

Движения крайних нападающих играют ключевую роль в захвате и удержании игроков обороны на месте, как мы можем видеть на рисунке 38.

Мы уже видели важность различных тенденций, присущих трем основным игрокам «Ливерпуля». Эти тенденции являются частью индивидуальных профилей игроков, которые создают серьезные трудности для защиты противника. Мы уже знаем, что Мане предпочитает пасы на пространство, что позволяет ему стать доступным, используя свою скорость и своевременность его забегов. В этом примере, однако, мы видим, какие позиции Салах обычно занимает, чтобы попасть в штрафную. И Фирмино, и Мане расположены таким образом, чтобы привлечь внимание двух игроков обороны, и это играет на руку Салаху.

Поскольку четыре игрока обороны уже фактически выведены из игры, мы видим, как Салах хочет мяч и требует паса в ноги. Когда мяч подается египетскому нападающему, он может поставить себя в ситуацию 1 в 1. Салах превосходен, используя свой низкий центр тяжести, чтобы поворачиваться, крутиться и переигрывать защитников, которые слишком плотно прижались к нему в борьбе за мяч. Мы видим это в действии на этом примере, когда Салах получает мяч, а затем позволяет защитнику приблизиться, прежде чем переместиться во фланг и войти в штрафную площадь. Из этой зоны египетский форвард спокойно бьет по воротам аккурат перед вратарем.

 

Когда «Ливерпуль» оттесняет своих соперников на более глубокие позиции, возникает тенденция к тому, что два крайних форварда занимают центральные позиции рядом с одиноким нападающим. Это движение в центр — то, чего мы уже подробно касались, но его важность невозможно переоценить.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которую мы видим на рисунке 39, когда мяч циркулирует вдоль линии обороны «Ливерпуля» от Матипа к Ван Дейку, а затем к Вейналдуму. Теперь посмотрите на расположение двух крайних нападающих в сочетании с центральным нападающим. Все они находятся в центральной зоне, и на этот раз нападающий не опустился глубоко. Вместо этого они создали немедленную перегрузку против соперника в центральных зонах поля. Когда мяч разыгрывается вперед в эту зону, крайние нападающие располагаются на полосах между центральными и крайними защитниками. Когда нападающий завладевает мячом это позволяет им атаковать эти пространства вертикально; в этих ситуациях «Ливерпуль» проявляет себя с лучшей стороны.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.