21 мин.

«Зональная опека» Часть I: Voetbal (1992-96) 2. Пространство

Вступление

Часть первая — Voetbal, 1992-96

Переход: Нидерланды – Италия

Часть вторая — Calcio, 1996-2000

Переход: Италия - Франция

Часть третья — Foot, 2000-04

Переход: Франция - Португалия

Часть четвертая — Futebol, 2004-08

Переход: Португалия - Испания

Часть пятая — Fútbol, 2008-12

Переход: Испания - Германия

Часть шестая — Fußball, 2012-16

Переход: Германия - Англия

Часть седьмая — Football, 2016-20

Эпилог/Библиография/Благодарности/От переводчика

***

Нидерланды по самой своей природе основаны на концепции пространства. Страна, название которой буквально означает «низменная местность», представляет собой замечательное сооружение, постепенно отвоеванное у моря благодаря революционному использованию дамб. Семнадцать процентов суши Нидерландов должны находиться под водой, и только около 50 процентов территории страны находится на высоте более одного метра над уровнем моря.

Нидерланды также являются самой густонаселенной крупной страной Европы (за исключением небольших стран, таких как Мальта, Сан-Марино и Монако), и во всем мире из стран с аналогичным или большим населением только Южная Корея, Бангладеш и Тайвань могут похвастаться более высокой плотностью населения. Таким образом, история Нидерландов была посвящена увеличению границ страны, а затем отчаянным попыткам найти пространство внутри этих границ.

Это, конечно, отражается и на голландском футболе. Именно через призму географии страны Дэвид Виннер объясняет тотальный футбол в своей основополагающей книге «Блестящие оранжевые». «Тотальный футбол был построен на новой теории гибкого пространства, — начинает он. — Точно так же, как Корнелис Лели в XIX веке задумал и осуществил идею создания новых польдеров, так и Ринус Михелс и Йохан Кройфф использовали возможности нового поколения игроков, чтобы изменить размеры футбольного поля».

Именно Михелс представил эти идеи, а Кройфф изложил их и наиболее поэтично объяснил. Он обрисовал важность пространства в двух отдельных ситуациях: с владением мячом и без него. «Михелс оставил неизгладимый след в том, как я понимал игру, — сказал Кройфф. — Когда вы владеете мячом, вы должны обеспечить себе как можно больше пространства, а когда вы его теряете, то вы должны свести к минимуму пространство, которое есть у вашего противника. На самом деле, все в футболе зависит от дистанции». Это стало менталитетом голландского футбола по умолчанию, гарантируя, что все учитывалось с точки зрения позиций игроков и формы их построения. Некоторые страны считали характеристики футболистов наиболее важными («сильные и быстрые»), некоторые сосредоточились на определенном типе событий («выиграй мячи, которые могут достаться как вам, так и сопернику»), другие думали только о том, что делать с мячом («быстро продвигайся вперед»). Но начиная с эры тотального футбола голландский футбол был ориентирован на пространство, и постепенно другие европейские страны скопировали голландский подход.

Михелс считал, что тотальный футбол — это две разные вещи: смена позиций и прессинг. В «Аяксе» последний был вдохновлен агрессивной персональной опекой плеймейкера соперника в исполнении Йохана Нескенса в сочетании с Велибором Васовичем, лидером обороны, который командовал выходить защите выше, чтобы поймать соперника в офсайд. Это стало определяющей чертой голландской сборной на чемпионате мира 1974 года.

«Главной целью прессинг-футбола, "охоты", было как можно скорее вернуть себе владение мячом после того, как мяч был потерян на половине поля соперника, — объяснял Михелс. — "Захват" противника возможен только тогда, когда все линии сдвинуты вверх и играют близко друг к другу». Офсайдная ловушка сборной Голландии под руководством Михелса была поразительной: вся команда атаковала противника одним движением, подлавливая одновременно пятерых или шестерых игроков соперника в офсайд, прежде чем интерпретации правил того, кто именно «был участником розыгрыша», сделали такой экстремальный подход в последующие годы более опасным.

Несмотря на эту возню с правилом об офсайде, прессинг оставался особенно важным для Кройффа и Луи ван Гала в эпоху голландского доминирования, когда оба тренера поощряли своих игроков поддерживать чрезвычайно агрессивную линию обороны и накрывать игроков спереди. «Барселона» Кройффа и «Аякс» Ван Гала диктовали активную игровую зону, загоняя соперника на свою половину поля и используя переученных полузащитников в обороне, потому что они проводили часть матча близко к средней линии.

«Мне нравится переворачивать традиционное мышление с ног на голову, говоря нападающему, что он первый защитник, — подчеркнул Кройфф. — И объяснив защитникам, что они определяют длину игровой площадки, исходя из понимания того, что расстояния между рядами игроков никогда не может быть больше 10-15 метров. И все должны были понимать, что должно создаваться пространство, когда они завладеют мячом, и что без мяча они должны играть плотнее».

Подход Ван Гала был похожим: быстрые защитники играли высокой линией обороны и интенсивно прессинговали на половине поля соперника. «"Десятка" "Аякса" — Яри Литманен, и он должен подавать пример, оказывая давление на своего соперника. Просто сравните это с плеймейкером десятилетней давности!»

Однако наилучшим отражением голландского акцента на пространстве были схемы, используемые «Барселоной» Кройффа, «Аяксом» Ван Гала и сборной Нидерландов. Классическая голландская схема была 4-3-3, хотя на практике она принимала две совершенно разные схемы.

Современная интерпретация 4-3-3, воплощенная «Барселоной» Пепа Гвардиолы, предписывает одного опорного полузащитника и два других полузащитника перед ним, фактически это 4-1-2-3; голландцы часто переворачивали треугольник, создавая 4-2-1-3, но все равно считали это схемой 4-3-3. В настоящее время кажется любопытным, что их можно объединить, особенно учитывая, что это, по сути, разница между схемами 4-3-3 и 4-2-3-1, двумя доминирующими схемами 2010-х годов. Но в этот более ранний период схема 4-3-3 была философией в той же степени, что и системой, и, поскольку другие крупные европейские страны обычно предпочитали квадратные схемы 4-4-2 или порой оборонительные 5-3-2, концепция атаки из трех человек, рассосредоточенной по полю, была сама по себе смелой. Точное расположение полузащитников было незначительной деталью.

Но и Кройфф, и Ван Гал стали еще смелее. После своего назначения в «Аякс» Кройфф сократил защиту из четырех человек до обороны из трех человек, объяснив, что большинство команд Эредивизи играли с двумя нападающими, поэтому и три защитника могли бы с ними справиться. Он эффективно заменил защитника «десяткой», образовав ромб в середине поля между тремя нападающими и тремя защитниками. Это был голландская версия 3-4-3, которая сильно отличалась от итальянского стиля схемы 3-4-3 с защитниками, которые позже будут популяризированы, например, Антонио Конте в «Челси». Сдерживающий игрок Кройффа будет перемещаться между обороной и полузащитой, а «десятка» будет перемещаться между полузащитой и атакой, с двумя игроками от штрафной до штрафной по каждую от них сторону. «Кройфф смирился с рисками, связанными с этим решением, — подчеркнул Михелс. — Успех 3-4-3 зависит от индивидуального мастерства, которое служит этому зрелищному, но рискованному стилю игры... он предъявляет высокие требования к тактической сплоченности игроков центра поля и требует, чтобы они обладали высоким уровнем футбольного интеллекта».

Ван Гал не соглашался с Кройффом по многим вопросам, но он в основном следовал основам схемы Кройффа, используя 3-4-3 на протяжении всего своего пребывания в «Аяксе». Михелс, старый наставник Кройффа, сам переделал и использовал эту систему, когда возглавлял сборную Нидерландов на Евро-92, хотя он считал 3-4-3 простым вариантом своих старых 4-3-3. На этом турнире уникальность и текучесть голландской схемы смутили иностранных зрителей, и одна и та же система была описана как, по-разному, 4-3-3, 3-4-3 и даже 3-3-4, обозначение, которое выглядит абсолютно нелепо на бумаге по сравнению с доминирующими системами 4-4-2 и 5-3-2 того времени, но показывает, как голландцы думали об игре совершенно иначе, чем немецкие, итальянские и скандинавские сборные.

Важнейшим, не подлежащим обсуждению элементом этих систем была ширина. Независимо от количества защитников, уклона полузащиты или того, поддерживал ли центрфорвард «десятку», голландские тренеры настаивали на том, чтобы два вингера, бегающих по бровке, создавали ширину. Опять же, в то время это было немодно: схема 4-4-2 требовала крайних полузащитников, которые смещались в центр, а 5-3-2 чтобы обеспечить ширину полагалась на перекрывающиеся забегания от крайних защитников. Голландцы, однако, внутренне верили в важность растягивание игры и разрушения на куски обороны противника, чтобы создать зазоры для других игроков. Михелс говорил о важности использования «настоящих фланговых игроков, обладающих большой скоростью и хорошими навыками... их необходимо отбирать и обучать в очень юном возрасте, — сказал он. — Нидерланды — одна из немногих стран, которые действительно развивают такого рода игроков по системе 4-3-3».

Команда Ван Гала, выигравшая Кубок УЕФА в 1992 году, зависела от правого вингера Джона ван ’т Схипа, классического вингера старой школы, который мог похвастаться тремя классическими качествами: поворот на скорости, постановка корпуса и хороший кросс. Ван ’т Схип никогда не получал мяч между линиями и не смещался в центр; он был вингером и оставался на бровке. Брайан Рой, игравший слева, был на него похож, хотя и быстрее и менее агрессивен. Предполагалось, что он будет выполнять ту же задачу, что и Ван ’т Схип, хотя этот игрок приводил Ван Гала в бешенство, слишком часто смещаясь в центр. Контраст в системах в их финальной победе в Кубке УЕФА 1992 года против «Торино» был особенно разительным: итальянская команда играла 5-3-2, голландцы играли 3-4-3.

Рой также играл на левом фланге за сборную Нидерландов Михелса на Евро-92, хотя правым нападающим был Руд Гуллит, нетипичный игрок для этой системы, по сути, игрок центра поля, которого нужно было где-то разместить, потому что он был слишком важен, чтобы его не выпускать на поле. К чемпионату мира 1994 года голландцев тренировал Дик Адвокат, который продолжил работать с Роем, но также открыл для себя захватывающего Гастона Таумента и, что более важно, Марка Овермарса из «Аякса».

Овермарс был самым типичным и самым опытным голландским вингером того периода. Он предлагал ошеломляющее ускорение, замечательно играл на обоих флангах из-за своей двуногости, любил бросаться в подкаты и мог превосходно навешивать и бить по воротам. Он был захватывающим, но и эффективным вингером, который больше полагался на результат, а не на хитрость, что делало его идеальным для Ван Гала.

«Я был тренером, который хотел атаковать с вингерами — у нас не было особо много хороших вингеров, и Овермарс был одним из лучших, — вспоминал Ван Гал. — Он был хорошим дриблером, который мог обыгрывать соперников один в один, и это было важно для вингера в нашей системе, но у него также был очень хороший послужной список по голевым передачам, и он мог сам забивать голы. Каждый сезон он забивал по 10-15 голов, и почти всегда это были важные голы. Нам нужен игрок такого типа, чтобы поддерживать игру как привлекательное зрелище». Если бы Ван Гал мог выставить двух Овермарсов, по одному на каждом фланге, он бы это сделал. Вместо этого он выставлял его слева, а быстрого нигерийца Финиди Джорджа на противоположном фланге.

Однако любопытная вещь в использовании Ван Галом вингеров заключалась в том, что они были чуть ли не приманками, частью общей структуры, а не звездными исполнителями. Нечто подобное можно наблюдать и в отношении центральных нападающих: таким, как Стефан Петтерссон и Роналд де Бур (который также использовался в качестве полузащитника), было поручено вести за собой линию, а не доминировать в забивании мячей, им было поручено растягивать игру и занимать позиции центральных защитников соперника. Рассуждения Ван Гала были просты: если бы вингеры растянули крайних защитников противника шире, а центрфорвард заставил бы центральных защитников противника отступить назад — то это создало бы больше пространства для звезды — «десятки».

Как для «Аякса», так и для сборной Голландии в этот период это означало одного человека: Денниса Бергкампа. Хотя он не обязательно был лучшим голландским футболистом того периода — Марко ван Бастен выиграл Золотой мяч в 1992 году, в то время как Бергкамп занял третье, а затем второе место в 1993 году — он, безусловно, был самым типичным голландским футболистом 1990-х годов, потому что все его мировосприятие было основано на этой знакомой концепции. «На поле моим величайшим качеством было видеть, где находится пространство, и знать, где можно это пространство создать», — объяснил он. На протяжении всей своей автобиографии Бергкамп объясняет все о своей игре и все о своей карьере одним и тем же словом: пространство. Почему он был так одержим забиванием голов, перебрасывая мячом вратаря? «Это лучший способ — над вратарем много пространства». Почему он изо всех сил пытался взаимодействовать со своими товарищами по миланскому «Интеру» во время своего пребывания в Серии А? «Между нами было огромное пространство, и это было мертвое пространство». Почему он перешел в Премьер-лигу? «Я знал, что смогу найти пространство в Англии». Что было ключом к его легендарному победному голу на чемпионата мира 1998 года в матче против Аргентины? «Это был вопрос создания этого небольшого пространства». И даже, что ему так не нравилось в самолетах? «Там почти не было пространства — там было так тесно, что у меня начиналась клаустрофобия».

Бергкамп был амстердамцем, который прошел академию «Аякса», хотя его путь к тому, чтобы стать «десяткой» в клубе, был любопытным. В подростковом возрасте он считался чистым центральным нападающим и первоначально он вышел на поле под руководством Кройффа в 1986/87 годах как правый вингер. «В то время вингеры играли куда проще, — вспоминал Бергкамп, подтверждая принятую в то время манеру игры на флангах. — От тебя не ожидали, что ты войдешь в штрафную и пробьешь — ты должен был бежать по бровке, чувствовать ее меловую линию под своими бутсами. Твоя задача состояла в том, чтобы растянуть их оборону, на скорости пройти мимо своего опекуна и навесить в штрафную».

После ухода Кройффа новый тререн команды Курт Линдер перевел Бергкампа в резервную команду. Немецкий тренер не понимал голландского менталитета и предпочитал жесткую схему 4-4-2. Однако в резерве «Аякса» Бергкамп играл под руководством Ван Гала, который признал талант игрока и выставил его в качестве «десятки». Когда Линдер был уволен, Антуан Кон стал временным тренером, но именно Ван Гал, в то время его помощник, отвечал за тактику. Ван Гал настоял на том, чтобы выставить Бергкампа в роли «десятки», что побудило Бергкампа установить новый рекорд Эредивизи, забив в десяти матчах подряд. Однако, когда Лео Бинхаккер был назначен главным тренером первой команды, он неправильно использовал Бергкампа, снова развернув его вперед или вширь. Чтобы вернуть себе законную позицию Бергкампу потребовалось назначение Ван Гала главным тренером в 1991 году. Голландская пресса была настолько очарована выступлениями Бергкампа в роли «десятки», что они сочли необходимым изобрести для этого новый термин: schaduwspits, «теневой нападающий».

В этой роли Бергкамп был сенсационен. В «Аяксе» у него сложились отличные партнерские отношения со шведским центрфорвардом Петтерссоном, более традиционным нападающим, который также совершал умные забеги, чтобы создать для него пространство. За этот период Бергкамп выиграл три подряд награды лучшего бомбардира Эредивизи, совместно с Ромарио в 1990/91 годах, а затем единолично в следующих двух сезонах, несмотря на то, что он не был «девяткой» — или, по голландским понятиям, именно потому, что он не был «девяткой». Кройфф — очевидный пример плодовитого форварда, который глубоко отходил, а не оставался в штрафной, но лучший бомбардир Эредивизи на все время — Вилли ван дер Куйлен — также был вторым нападающим, а не «девяткой». Ван дер Куйлен, который провел почти всю свою карьеру в ПСВ, имел несчастье играть в ту же эпоху, что и Кройфф, и ссоры между игроками «Аякса» и ПСВ означали, что он недостаточно использовался на международной арене. Но в Эредивизи он много забивал и создавал партнерство со шведской «девяткой» Ральфом Эдстремом, которое было идентичным с точки зрения национальности и стиля отношений, что и у Бергкампа и Петтерссона два десятилетия спустя: швед как нападающий-столб, голландец как более глубокий, но плодовитый второй нападающий.

Таков был голландский путь: «девятка» жертвовала собой ради «десятки», и эта договоренность продолжалась на международном уровне, несмотря на то, что нападающим сборной Голландии был замечательный Ван Бастен. На Евро-92, когда Голландия блистала перед поражением от Дании в полуфинале, их лучшим выступлением была знаменитая победа со счетом 3:1 над свирепыми соперниками из Германии. Их третий гол был знаменательным: полузащитник Арон Винтер атаковал по правой бровке и оценивал свои варианты для того, чтобы навесить. Ван Бастен ворвался в штрафную, по-видимому, готовый замкнуть прострел на ближней штанге. Но когда Винтер поднял глаза, Ван Бастен успел оглянуться через плечо, проверяя, поддерживает ли его Бергкамп. Так оно и было. Итак, уводя за собой обоих немецких центральных защитников и отчаянно пытаясь добраться до ближней штанги, Ван Бастен выбросил правую руку и указал за спину, в сторону своего партнера по атаке. Винтер увидел сигнал Ван Бастена и навесил чуть назад, в сторону Бергкампа, который аккуратно направил мяч в дальний угол ворот. Это был самый фантастический пример того, как голландская «девятка» создавала пространство для голландской «десятки».

Бергкамп был лучшим бомбардиром турнира, в то время как Ван Бастен закончил турнир так и не забив голов, но был широко оценен за свою самоотверженность, и оба были выбраны УЕФА в Команду турнира. Их партнерство блестяще сработало. «Марко был убийцей, настоящим бомбардиром, всегда находившимся в авангарде атаки, в то время как я был скорее "приходящим" нападающим, — сказал Бергкамп. — Если бы велись записи, они бы показали, как часто Марко забивал с девяти метров или меньше. Я же делал это примерно с 14 метров».

У Бергкампа были любопытные отношения с Ван Галом, который изначально проявил огромную веру в него, «придумав» ему роль теневого нападающего. Когда Бергкамп из-за гриппа пропустил второй матч победного финала Кубка УЕФА «Аякса» против «Торино», праздничный автобусный парад «Аякса» сделал крюк, чтобы пронести трофей мимо его квартиры, и на приеме Ван Гал взял микрофон и прокричал имя Бергкампа с балкона театра Штадсшоубурга собравшимся внизу массам, которые ответили своим самым большим приветствием за день. Но эти двое постоянно ссорились в последнем сезоне Бергкампа в «Аяксе» в 1992/93 годах, перед его переездом в Италию. Уже объявив о своем намерении уехать, выступления Бергкампа подверглись критике со стороны Ван Гала, который заменил его в решающие моменты, когда «Аяксу» нужны были голы, чтобы сохранить свою заявку на титул. По мнению Ван Гала, Бергкамп стал слишком задаваться. Жестоко обойдясь с ним, он дал понять подрастающему поколению «Аякса», что суперзвезд терпеть нельзя — команда и общая система гораздо важнее.

Бергкамп пережил два неудачных сезона в «Интере», прежде чем стал катализатором эволюции «Арсенала» в великих шоуменов Премьер-лиги. Причина его неудачи в Италии и несомненного успеха в Англии неизбежно заключалась в том, сколько пространства ему было предоставлено. «Английская оборона всегда играла вчетвером, в одну линию, что означало, что они должны были защищать пространство позади, — сказал он. — В Италии играли с либеро, но у англичан было два центральных защитника против двух нападающих, так что они не могли реально страховать друг друга. Как нападающему мне это нравилось, потому что это означало, что ты можешь играть между линиями». Из этой зоны Бергкамп стал самым почитаемым глубоким нападающим Премьер-лиги, хотя он стал более плодовитым в плане результативных передач, нежели голов.

«Аякс», однако, не отчаянно скучал по нему. В течение трех сезонов Бергкампа в качестве лучшего бомбардира Эредивизе «Аякс» не выигрывал титулов — ПСВ побеждал дважды, а «Фейеноорд» — один раз, но в течение трех сезонов после его ухода «Аякс» выиграл три титула подряд, выиграв Лигу чемпионов в 1995 году и выйдя в финал в следующем году. Конечно, это было связано не только с уходом Бергкампа, но и с новым поколением игроков «Аякса». Однако помогло и то, что Бергкампа заменил не менее замечательный талант, финская «десятка» Яри Литманен. «Деннис Бергкамп великолепно играл за "Аякс", но лучшая "десятка", которая у нас когда-либо была — Яри», — сказал Франк Райкард. Литманен был скорее финном, чем голландцем, и поэтому его качества здесь менее заметны, но он идеально воплотил идею «Аякса» о «десятке». Он превосходно находил свободное пространство, обладал замечательным первым касанием и мог любой ногой мастерски обращаться с мячом. Ван Гал сказал, что в то время как Бергкамп был вторым нападающим, Литманен был четвертым полузащитником.

После завершения карьеры, когда журнал FourFourTwo попросил назвать его «идеальный стартовый состав» из бывших товарищей по команде, Литманен провел два дня, обдумывая свои варианты — победители «Золотого мяча», такие как Луиш Фигу, Майкл Оуэн и Ривалдо, и другие игроки мирового класса, такие как Микаэль Лаудруп, Стивен Джеррард, Златан Ибрагимович и Пеп Гвардиола, — прежде чем просто назвать всю команду «Аякса» 1995 года. Это подчеркивало гармонию победителей Лиги чемпионов Ван Гала; Литманен не хотел совершенствоваться с точки зрения отдельных исполнителей, потому что из-за этого мог пострадать весь коллектив.

1994/95 был экстраординарной кампанией для «Аякса»; они не только подняли самый престижный клубный трофей Европы, но и непобежденным выиграли Эредивизи. Ван Гал рассчитывал на сенсационное поколение талантов, но также создал наиболее структурированную, организованную команду той эпохи.

Тактическая организация на тот момент часто считалась важной концепцией при игре только без мяча; команды защищались как единое целое, в то время как нападающим разрешалась свобода передвижения. Но Ван Гал был одержим структурой во владении, почти лишив свое атакующее оружие любой спонтанности. Решающее различие между системой Ван Гала и подходом его предшественников Михелса и Кройффа заключалось в том, что Ван Гал фактически запретил классическую смену позиций вверх и вниз по флангам, отличительную черту тотального футбола. Раньше, например, правый защитник «Аякса», правый полузащитник и правый нападающий часто появлялись в ролях друг друга, но Ван Гал приказал своим полузащитникам оставаться позади вингеров; не потому, что он не разделял концепцию универсальности, а потому, что это вредило всей структуре команды. «Аякс» должен был занимать пространство равномерно, эффективно и в соответствии с заранее определенными указаниями Ван Гала. «Многие тренеры посвящают свое время размышлениям о том, как их игроки могут много бегать во время матча, — гоготал он. — "Аякс" тренирует своих игроков как можно меньше бегать на поле, и именно поэтому позиционные игры всегда занимают центральное место в тренировках "Аякса"».

Классический стартовый состав — Эдвин ван дер Сар в воротах, сзади — защита из трех человек в лице Микаэля Райцигера, Данни Блинда и Франка де Бура, три технических защитника, хорошо игравших на мяче. Впереди них был Франк Райкард, исключительный универсал, который играл частично в обороне и частично в центре поля, позволяя «Аяксу» переключаться между тремя и четырьмя защитниками. Полузащитниками по обе стороны от ромба были дуэт дредоносных уроженцев Суринама — Кларенс Зеедорф и Эдгар Дэвидс. Они оба были технически превосходны, но также достаточно энергичны, чтобы сражаться в центре поля, и продвигаться вперед, чтобы поддержать центральных нападающих, а не вингеров, Финиди Джорджа и Марка Овермарса, которых оставили в покое, чтобы те изолировали крайних защитников соперника. Выше между линиями играл Литманен, опускаясь глубоко, чтобы перегружать центр поля, накатываясь в штрафную, чтобы поддержать нападающего «Аякса», как правило, Роналда де Бура, хотя он мог играть в центре поля с Патриком Клюйвертом или Нванкво Кану впереди.

«Аякс» 1995 года, безусловно, сопоставим с «Барселоной» Пепа Гвардиолы полтора десятилетия спустя — основанный на владении мячом, тактически гибкий, искусный в прессинге, но в то время как «Барса» пыталась забить после сложных пасовых комбинаций через центр, многие голы «Аякса» были намного проще. Полузащитники обслуживали вингеров, которые проходили мимо крайних защитников соперника и навешивали на нападающих. Когда «Аякс» сталкиваясь с глубокой обороной, самая фундаментальная часть их игры во владении мячом заключалась в построении атаки на одном фланге, понимая, что они не могут достать ближайшего нападающего в ситуации один на один, поэтому быстро переключали игру на противоположный фланг, где было бы больше пространства, чтобы дать попробовать пройти другому вингеру. Как правило, это достигалось двумя или тремя быстрыми передачами, проходящими через Давидса, Райкарда и Зеедорфа, а не длинным пасом поперек поля. Таким образом, соперники на мгновение притягивались к этим центральным полузащитникам, что давало противоположному вингеру немного дополнительного пространства.

Кульминационным моментом «Аякса» стала финальная победа в Лиге чемпионов 1995 года над «Миланом» Фабио Капелло. В то время как Капелло почти всегда выбирал схему 4-4-2, для финала он сузил свой квартет полузащитников, чтобы суметь конкурировать с ромбом «Аякса». Капелло поручил своему креативной «девятке», Звонимиру Бобану, свести на нет действия Райкарда и отступать влево, в то время как опорный полузащитник Марсель Десайи выполнил работу по опеке Литманена. С трудолюбивыми нападающими Марко Симоне и Даниэле Массаро, умело позиционирующими себя, чтобы помешать Блинду и Де Буру наслаждаться временем на мяче, и, следовательно, направлять пасы менее талантливому Райцигеру, «Аякс» до перерыва испытывал проблемы.

После перерыва Ван Гал совершил три важных изменения, которые растянули обычно ультракомпактный «Милан», предоставив «Аяксу» дополнительное пространство. Во-первых, Райкарду было поручено вернуться в оборону, зная, что полузащитники «Милана» не продвинутся за ним достаточно высоко. Райкард начал диктовать игру. Во-вторых, Ван Гал снял Зеедорфа, переместил центрфорварда Роналда де Бура на роль полузащитника и выпустил Кану, чья скорость напугала оборону «Милана» и заставила их опуститься глубже. В-третьих, он добавил еще больше скорости впереди, пожертвовав Литманеном, которого многие считают лучшим игроком «Аякса», и выпустив чрезвычайно быстрого 18-летнего Патрика Клюйверта.

В типичной голландской манере «Аякс» увеличил активную игровую зону, уводя выше атаку «Милана» и углубив их оборону, тем самым предоставив себе больше пространства в центре поля. Победный гол случился за пять минут до конца основного времени, а вышедший на замену Клюйверт воспользовался несогласованной линией обороны «Милана» и пробил после того, как Райкард ассистировал ему с края штрафной. Это может показаться странным: опорный полузащитник «Аякса», которому было велено уйти в оборону, сделал решающий пас из последней трети. Однако демонстрация защитниками своего технического мастерства была еще одной ключевой особенностью голландского футбола того периода.

***

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — переводы книг о футболе, статей и порой просто новости.