11 мин.

Философия футбольного клуба «Шахтёр». Часть 3 из 5

В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!

В предыдущей статье, которую вы можете прочитать здесь, мы говорили о тактической составляющей футбольной академии «Шахтер». Сегодня же я вам расскажу о технике, передачах, контроле мяча, а также о позиционных играх и ситуациями с преимуществом в этой академии.

Материал я взял из обновленной книги Патрика фон Лиувена «Философия футбола», написанной в 2013 и обновленной в 2020.

Техника

Для современного футболиста техника обращения с мячом – одно из самых важных его качеств. С каждым годом футбол становится все быстрее, а умение правильно распорядиться снарядом превращается в настоящее оружие. Технические упражнения нужны не только для того, чтобы совершенствовать навыки футболиста, но и наладить командное взаимодействие. Правильно построив связи, вы можете обыграть соперника и тем самым получить очевидное тактическое преимущество, не говоря уже о ситуациях, когда умения футболистов приносят результат в виде забитых мячей. Тренировать эти элементы можно в группах с разным количеством исполнителей, а занятия должны быть подобраны согласно игровой схеме, по которой действует коллектив. В случае Шахтера – согласно игровой философии всей академии.

Различают два типа техники:

1. Функциональная техника

2. Нефункциональная техника.

Первая предполагает, что с ее помощью вы можете простым и понятным способом разрешить ситуацию на поле, не потерять мяч и продолжить высокий темп атаки своего коллектива в ситуации КВМ.

Вторая – это финт, обманное движение, проброс мяча между ног оппонента в моменте КВМ. Это более сложный вид техники с более высокой степенью риска потерять мяч или сорвать развитие атаки. Выбор одного из этих вариантов во многом зависит от позиции футболиста на поле. Есть большая разница в ответственности крайнего защитника и крайнего нападающего. Кроме того, их решение может быть обусловлено текущей ситуацией на поле, счетом на табло, умением исполнителя и множеством других факторов.

При проведении технических упражнений важно:

– работать с максимальной скоростью

– использовать быстрые обманные движения

– быстро переходить от упражнения к упражнению

– стараться использовать финты в упражнениях/играх

– тренер должен показывать примеры своим подопечным

– начинать движение в верный момент

– начинать движение на верном расстоянии (приблизительно 1,5 метра) от защитника.

Рекомендации:

1.      Убедитесь, что у каждого футболиста вашей команды есть мяч. Только так он сможет оттачивать свое техническое мастерство

2.      Выполняйте обманные движения и дриблинг на правильной скорости. Лучше начинать с невысокого темпа, чтобы освоить очередной финт

3.      Дезориентируйте соперника, прежде чем осуществить обманное движение

4.      Тренируйте правую и левую ногу

5.      Технические упражнения помогают футболистам развивать навыки координации

6.      В одной группе упражнение должны выполнять не более 4–5 футболистов, чтобы каждый из них выполнил достаточное количество повторений

7.      Создайте пространство, на котором игроки будут выполнять технические упражнения

8.      Отрабатывайте упражнения в нескольких организациях (группах)

9.      Комбинируйте технические упражнения с завершающим ударом по воротам.

Передачи и контроль мяча

Футбол – командная игра. Передача или пас – средство коммуникации между футболистами на поле. Очень важно, чтобы все игроки коллектива умели общаться на одном языке. Ведь не секрет, что с помощью всего одной передачи можно решить исход не только конкретного эпизода, матча, но и целого турнира, Чемпионата Мира или Лиги чемпионов. Конечно, такие умения приходят не сразу и требуют долгих лет тренировки. Умение отдать быстрый и точный пас на различную дистанцию важно в позиционных играх, при организации атакующих форм, позволяет команде контролировать мяч и ход игры.Для меня пас и контроль мяча – это, без преувеличений, одни из самых важных элементов футбола. О передачах и моих любимых рондо я сделаю целую серию статей.

Отрабатывать передачи на командных занятиях можно в нескольких вариациях. Первое – тренировка непосредственно техники передачи и приема мяча. Второе – комбинирование этих элементов с другими упражнениями, согласно философии, по которой играет команда. Передачи можно отрабатывать разными частями ступни: внешней и внутренней сторонами, подъемом, кроме того, конечно же, постоянно работать над слабой ногой. Эти правила применимы и касательно приема. Если вы обратите внимание, то большая часть передач в современном футболе выполняется внутренней стороной стопы. Думаю, что именно этой технике нужно уделить больше внимания и будет правильно, если ваши футболисты смогут пользоваться ею даже под давлением со стороны соперника.

Как тренер вы должны решить, что хотите видеть от своих подопечных при контроле мяча и передачах. В любом случае нельзя разрешать футболистам просто делать то, что им захочется. Вы определяете, над какой техникой будет работать ваша команда. Без определенной цели футболисты не будут достаточно сфокусированы на своем прогрессе. Меняя организации, увеличивая расстояние между фишками, вы тем самым меняете и вид передач между своими игроками.

При выполнении всех упражнений тренер должен следить за тем, чтобы передачи были четкими и сильными, обращать внимание на прием игроками мяча внутренней стороной стопы. Пас должен отдаваться под ту же ногу, которой был выполнен, но тренер всегда может адаптировать упражнение для работы над слабыми сторонами своих исполнителей. Тренеры академии Шахтера рекомендуют начинать упражнение с одной серии «пас – контроль мяча, пас в одно касание», а для того, чтобы поддерживать высокий темп и качество исполнения упражнения, его продолжительность не должна превышать 2–4 минут, в зависимости от количества задействованных футболистов. Кроме того, игроки должны сразу же принимать решение и отдавать сразу же после того, как получили мяч.

Тренировку передач можно всегда разнообразить ударами по воротам, чтобы приблизить ее к игровой ситуации, а в занятии тогда принимает участие еще и вратарь. Тренеры в Шахтере хотят, чтобы во время выполнения упражнения, футболисты научились технике передачи и вариантам исполнения для разных амплуа. Потому что при стиле игры Шахтера исполнители все время меняются позициями: фланговый защитник может сыграть крайнего нападающего, а тот, в свою очередь, оказаться в обратной ситуации. Для отработки передач вы всегда можете организовать свое занятие, согласно тактической схеме, по которой действует ваша команда, расположению игроков на поле.

Передачи:

1.      Организуйте упражнение, во время которого ваши футболисты будут работать над передачами и контролем мяча

2.      Поставьте четкую задачу, как принимать мяч

3.      Убедитесь, что передачи выполняются с верной скоростью

4.      Пас, который отдан с правильной силой, легче принять, такая передача дойдет до своего адресата

5.      Отдавайте передачу в свободную перед футболистом зону

6.      Создавайте условия для длинных передач (как верхних, так и нижних)

7.      Работайте больше над техникой паса, нежели над его силой

8.      Создайте возможности для достаточного повторения футболистами упражнения. Если в вашей команде больше 14–15 игроков, работайте в двух группах

9.      Сочетайте упражнения с заключительным ударом по воротам

10.   Проводите тренировки, приближенные к условиям реального матча, позициями, на которых играют ваши футболисты.

Контроль мяча:

1.      Учите футболистов работать с мячом правой и левой ногами

2.      Сделайте шаг вперед перед тем, как принять мяч. Благодаря хорошему приему вы можете обыграть соперника

3.      Займите удобное положение, чтобы при возможности пробросить мяч на ход

4.      Оцените ситуацию и найдите на поле свободное пространство, куда можно было бы продвинуться с мячом

5.      Подумайте о возможных вариантах продолжения атаки перед тем, как принять мяч.

Позиционные игры

Позиционные игры – это тренировочные упражнения, во время которых отрабатываются действия команды в различных ситуациях. Они предназначены для того, чтобы развить и закрепить навыки футболистов для игры на своей позиции. Над этими компонентами нельзя каждый раз работать в полной мере в тренировочных матчах 11 на 11. Позиционные игры стали упрощением, благодаря им появился целый ряд упражнений, в которых принимает участие меньшее количество футболистов. Для организации упражнений можно применять различные формы. Как, например, прямоугольник или квадрат. Можно проводить занятия с 6 или 8 футболистами, добавить к ним 2 или 4 нейтральных. Все зависит только от того, какую цель вы ставите перед собой.

Тренеры Шахтера предпочитают проводить позиционные игры с нейтральными игроками. Такой подход дает возможность создавать ситуации численного преимущества для различных линий или участков поля. Это то, к чему, согласно философии игры футбольного клуба "Шахтер", тренеры стремятся в матчах: нейтральные футболисты всегда играют на стороне тех, кто владеет мячом.

Чем младше исполнители вашей команды, тем меньшее количество игроков должны принимать участие в позиционных играх. Дети 8–9 летнего возраста могут играть 3 против 1 или 4 против 2. Ребята 15–16 лет занимаются в организациях, например, 4 на 4 с 2 нейтральными игроками, а затем и 6 на 6 с 2 нейтральными. Поясню, почему лучше заниматься именно так, чем каждый раз проводить матчи 11 на 11. Как и в технических упражнениях или при отработке передач юный футболист должен как можно чаще соприкасаться с мячом. Это позволяет ему принимать участие в большем количестве комбинаций и совершить за одну тренировку больше действий, принять правильных или ошибочных решений. Тренер должен четко понимать, с какой целью он проводит позиционные игры. Это может быть, как работа над улучшением действий команды, так и отработка определенных игровых ситуаций, которые затем будут применены в матче. Это требует разного подхода к занятиям: более общего или специфического.

Рекомендации:

1.      Убедитесь, что у футболистов есть определенные задачи в ситуации КВМ и СВМ

2.      Напоминайте своим игрокам о том, как долго они могут владеть мячом

3.      Убедитесь, что все позиции во время позиционной игры распределены (в зависимости от количества футболистов)

4.      Обозначьте возможность продвижения с мячом (влево, вправо, по центру)

5.      Футболисты должны взаимодействовать между собой во время позиционной игры

6.      Влияйте на ход позиционной игры, исправляя технические и тактические ошибки

7.      Изменяйте размеры играющих групп для того, чтобы футболисты все время действовали в разных условиях.

Ситуации преимущества

Ситуации преимущества встречаются очень часто, потому что создать такой момент на поле – цель для тренера любой команды. Когда на участке поля два футболиста твоей команды встречаются с одним соперником, это увеличивает шансы на то чтобы забить гол или развернуть удачную атаку. Ситуации преимущества лучше отрабатывать с постоянными объяснениями со стороны наставника примерами, которые он мог бы привести из сыгранных матчей и своего опыта. Если перенести важные игровые моменты на тренировочное занятие, то можно лучше объяснить своим подопечным, как действовать в той или иной ситуации во время атаки или защиты. Конечно же, в ситуациях преимущества очень важно быть крайне аккуратным в своих действиях, ведь защитники всегда с нетерпением ждут момента, когда нападающий ошибется во время дриблинга, передачи или приема мяча. Также у обороняющейся стороны во время матча есть возможность использовать положение вне игры. Во время упражнений на отработку ситуаций преимущества футболист должен применять свою технику на высочайшей скорости, выполнить передачу в правильный момент, использовать шанс на взятие ворот.

Рекомендации:

1.      Начинайте с передачи или дриблинга на высокой скорости

2.      Приступайте к действиям с мячом в нужный момент (когда защитник начинает свое движение на вас)

3.      Отдавайте мяч партнеру на ход

4.      Принимайте мяч вперед и пробрасывайте его в свободную зону

5.      Если впереди вас находится свободная зона, которую не успевает перекрыть защитник, продолжайте свое движение с мячом

6.      Когда у вас есть возможность поразить ворота, воспользуйтесь ей

7.      Если в упражнении принимает большое количество футболистов, проводите занятие согласно своим принципам игры в ситуациях КВМ или СВМ

8.      Исправляйте технические и тактические ошибки своих подопечных

9.      Изменяйте правила, по которым играют ваши футболисты, или же оставьте их стандартными. На свое усмотрение.

В следующей статье мы поговорим о атакующих формах и стандартных положениях в академии футбольного клуба «Шахтер».