Индивидуализация футбольной тренировки
В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!
В прошлой статье, которую вы можете прочитать здесь, я рассказывал об уровнях сопротивления, используемых на тренировках.
Главная мысль, которая прослеживается по всей статье, - это «Тренер всегда должен подбирать уровень сопротивления в упражнении таким образом, чтобы каждый игрок развивался индивидуально».
Это означает, что если в группе есть игрок, который технически лучше других, то ему необходимо давать более сложные задания или переводить в группы старше.
Здесь нужно разделить все футбольные школы, академии, клубы на две больших категории, в зависимости от года рождения:
1. На одной тренировке один год рождения (2010 играет с 2010, 2012 играет с 2012, 2015 играет с 2015 и так далее).
Таким образом строится большинство профессиональных академий и клубов города, которые играют и тренируются только одним годом.
2. На одной тренировке разные годы рождения (к примеру, тренировка 2013-2014-2015)
Такой системой пользуются маленькие футбольные клубы и коммерческие школы, у которых поток игроков не большой, и у них нет возможности проводить тренировки по году (не хватит просто детей).
А сейчас я приведу примеры индивидуализации в групповой тренировке. Как же конкретному игроку дать максимум пользы в каждом упражнении?
Один год рождения
Здесь одновременно на поле ребята одного возраста, но разных футбольных способностей. Поэтому мы можем чуть-чуть принизить значимость физических способностей, поскольку сенситивные периоды развития у этих детей одинаковые.
Мы можем разделять детей по техническому оснащению.
Я дам лишь пару направлений, как вы можете их разделять. Этих направлений очень много, вы сами можете придумать свои. Я приведу примеры, куда движутся мои мысли и что нужно делать.
1. Упрощать упражнение для слабых и/или усложнять упражнение для сильных.
Это означает, что если у вас упражнение, в котором задействованы все игроки, то необходимо после объяснения, что вообще нужно делать, в индивидуальной форме давать указания конкретным игрокам.
Например, сильному: «Футболист, ты ведешь мяч только слабой ногой».
Или слабому: «Футболист, у тебя пока не получается выполнить упражнение на скорости, поэтому выполняй качественно на комфортной для себя скорости».
2. Разделять на подгруппы в одном упражнении по принципу «сильный с сильным, слабый со слабым»
Это означает, что если у вас упражнение, в котором задействованы все игроки, то необходимо разделить их на подгруппы. Слабая подгруппа выполняет упражнение на одном участке поля, сильная подгруппа выполняет упражнение на другом участке поля. Таким образом, все игроки получают одинаковый для них конкретно уровень сопротивления, и в тоже время они не останавливаются или не рвут себя в связи с ускоренностью/медлительностью своих партнеров. Все работают в своем темпе.
И так далее, это просто два примера, как вы можете максимально качественно давать упражнения. Придумайте еще и свои.
Разные года рождения
Здесь одновременно на поле ребята разных возрастов, и разных футбольных способностей. Если брать физическое развитие, то разница уже ощутимая, потому что ребята на год или на два старше явно сильнее и быстрее своих партнеров. Поэтому помимо тех принципов, которые работают с одним годом, здесь необходимо уделять внимание разделению по физическому развитию.
1. Высоких футболистов ставить с высокими, низких с низкими.
Таким образом, мы нивелируем разницу в плане игры и защиты мяча корпусом. Но нельзя этим злоупотреблять всегда, ведь в футболе часто возникают ситуации, когда в борьбу за мяч идут два игрока с разным ростом.
2. Разделять на подгруппы по уровню координации.
Не секрет, что успешность ребенка в возрасте до 12 лет во многом зависит от уровня развития его координационных способностей. Поэтому глупо ставить 7-летнего мальчика, который ощущает свое тело в пространстве, вместе с 5-летним мальчиком, который еще не понимает возможностей своего маленького тела.
Тренер должен поставить футболистов таким образом, чтобы группа игроков была примерно одинаковой в координационном плане.
И так далее.
Безусловно, это далеко не все варианты, как вы можете изменять уровни сопротивления. Я лишь подтолкнул вас к решению задачи. Чтобы осилить путь, нужно показать лишь первый шаг.
Таким образом, тренер может варьировать условия выполнения упражнения конкретно под свой контингент. А соблюдая все правила и продумывая досконально все свои тренировки, тренер сможет вырастить много классных футболистов одновременно, не зацикливаясь на одном.
А на сим все! Тренеры, совершенствуйтесь!