3 мин.

Философия футбольного клуба «Шахтёр». Часть 1 из 5

В своих статьях я использую материалы из разных источников информации: книг, фильмов, подкастов, встреч с футбольными людьми, цитат известных людей и так далее. А также делюсь своим мнением по этому вопросу. Оно может быть ошибочным, оно может не совпадать с вашим, но на то мы и люди, мы все разные. Моя цель – погрузить Вас чуть глубже в мир футбола, рассказывая о нем простым и доступным языком для всех. Я хочу, чтобы каждый пользователь, читающий эту статью, понимал сложность и многогранность тренерской работы в футболе. А теперь настройтесь на футбольный язык, мы начинаем!

Этой статьей я начинаю рассказ об академии футбольного клуба «Шахтер» из города Донецк. Далеко не секрет, что данный футбольный клуб активно ищет футболистов в основном в Бразилии, выискивает молодых талантов, которые хотят переехать в Европу, но большие клубы их не зовут. Данный подход в свое время успешно применял Мирча Луческу, а затем и его последователи. Но и в своей академии они тоже воспитывают талантов, главный из них – это Александр Зинченко, который сейчас выступает за «Манчестер сити» под руководством Хосепа Гвардиолы.

Но что же Шахтер предлагает в своей академии?

Давайте разбираться.

Материал я взял из обновленной книги Патрика фон Лиувена «Философия футбола», написанной в 2013 и обновленной в 2020. В академии Шахтера все упражнения в огромной степени должны выполнятся с мячом. Даже физические качества (выносливость, быстрота, сила, ловкость и гибкость) развиваются с помощью мяча, то есть с самого раннего возраста юные футболисты не знают, что такое ОФП, и я с этим соглашусь. Я уверен, что любое касание мяча футболистом делает его техничнее. И все физические качества можно и нужно развивать без скучных кроссов, без нудных челноков и так далее. Тренер должен так подобрать упражнение, чтобы обеспечить максимальный контакт с мячом и в тоже время развивать физические качества с такой же прогрессией, что он делал без мяча.

Тренеры академии Шахтера считают, что тактическое и техническое развитие гораздо важнее психологического и физического. Они возьмут хиленького и дохленького игрока, который принимает нестандартные решения, нежели физически сильного, но без понимания игры. Физически сильный игрок может обеспечить вам результат на 1-2 года, но игрок с нестандартным мышлением сможет вырасти в звезду мирового масштаба.

Ключевые моменты:

1.      Футбол всегда должен стоять на первом месте

2.      Техника и тактика важнее физических упражнений

3.      Ответственный подход к организации тренировок

4.      Цель тренировки – устранение ошибок и улучшение командной тактики

5.      Тренер должен исправлять действия футболистов и мотивировать их

6.      Инициатива всегда должна идти от игроков

7.      Оценка качества тренировки после каждого занятия и тренером, и игроками

8.      Постоянное развитие тренера

Все тренеры должны работать согласно одной философии. Очень важно, чтобы пропагандировали общие принципы, начиная с U-8, заканчивая первой командой.

Если футболист не будет соответствовать философии первой команды, ему нужно будет искать другой клуб. Это означает, что каждый ставит перед собой одинаковые задачи и исповедует те же футбольные принципы.

В академии Шахтера они следующие:

1.      Готовят игроков для первой команды

2.      Должны играть в атакующий футбол

3.      Все команды играют по системе 4-3-3

4.      Тренеры работают с командой один год

5.      Тренеры становятся специалистами по одной из возрастных групп

6.      Тренировки должны начинаться с футбола

Согласно этому видению молодой игрок сможет вырасти в профессионала.

Это была первая из пяти частей моего рассказа о философии футбольного клуба "Шахтер", следующая выйдет уже завтра.