8 мин.

Наручные часы – важный атрибут топ-теннисиста. Они появились еще в XVI веке, но до Первой мировой считались женской забавой

Контракт с производителем часов – обязательный элемент рекламного портфолио топ-теннисиста.

В актуальных топ-10 ATP и WTA сейчас его нет у шести человек. Остальных поделили:

  • Rolex (Федерер, Мугуруса, Швентек, Тим, Зверев, Циципас, Бенчич);

  • Hublot (Джокович, Плишкова, Свитолина);

  • Richard Mille (Надаль);

  • Bovet (Медведев);

  • Bvlgari (Рублев);

  • Rado (Барти).

Из топов, чей рейтинг сейчас пониже, Наоми Осака и Петра Квитова сотрудничают с TAG Heuer (долго работавшими с Марией Шараповой), а Серена Уильямс – с Audemars Piguet (которые раньше представляли Джокович и Стэн Вавринка). Часовой спонсор есть даже у тренера Серены Патрика Муратоглу – он работает с Zenith, – а пенсионеры Андре Агасси и Штеффи Граф много лет были лицами кампании Elegance Is An Attitude бренда Longines. Omega сделала амбассадором Анну Курникову еще в 2000-м. 

Richard Mille, год назад сделавшие Надалю часы за €1 млн, были также первым часовым спонсором Зверева, а Hublot, подписавшие Джоковича месяц назад, стали для него третьим часовщиком после Audemars Piguet и Seiko.

Rolex, со своего основания в начале XX века строившие бренд-идентичность на связях с покорителями разного рода вершин, одно время подписывали молодых теннисистов так интенсивно, что в твиттере им в шутку в качестве амбассадора предлагали каждого, кто выиграл пару матчей подряд. В этом году швейцарцы к «Уимблдону» выпустили традиционную рекламу со своим хедлайнером Федерером, тон которой резко изменился перед лицом потери им звания GOAT: полтора десятка лет Rolex прославляли титулованность и величие Роджера на корте, но в ролике-2021 появились слова, очевидно бросающие тень на нового GOAT Джоковича:

«Некоторые вещи не поддаются измерению цифрами. Цифры не покажут, что это человек играет в теннис красивее, чем кто-либо другой. Они не покажут, что он самый уважаемый спортсмен мира, потому что элегантен на корте и за его пределами».

Среди игроков много и тех, кто любит часы бесплатно. Самопровозглашенный часовой гик – Гаэль Монфис, однажды тренировавшийся в Greubel Forsey за €450к. Томаш Бердых был известен тем, что покупал себе часы за успех на большом турнире, так что сразу после поражения в полуфинале Australian Open-2014 его даже спросили: «Это результат, достойный новых часов?»

Впрочем, практически никто в часах не играет – теннисисты обычно снимают их после выхода на корт и надевают по окончании матча. Это понятно: 150-200 г металла на руке не то, что нужно игрокам, которым и так постоянно приходится подстраиваться под перемены в покрытии кортов, мячах и погоде и которым лишний грамм или сантиметр новой ракетки может сломать сезон.

Сейчас исключение составляют Осака и Надаль. Рафа выступает в персональных Richard Mille с 2010 года после того, как в ходе их разработки на тренировках сломал полдюжины прототипов – заводная головка, стекло и стрелки не выдерживали игровых нагрузок (а металлический браслет царапал Рафе лоб, когда он вытирал с него пот, поэтому превратился в мягкий браслет на липучке). В результате прошлогодние часы Рафы весили 30 г вместе с браслетом (годом раньше – вообще 18), а в этом году Hublot анонсировали аналогичные для Джоковича. «Я никогда не играл в часах на профессиональном уровне, так что это будет для меня новое приключение», – сказал он GQ.

***

Есть расхожее представление, что первые наручные часы еще в 1810-12-м сделал Абрахам-Луи Бреге, основатель Breguet, для Каролины Бонапарт, младшей сестры Наполеона и королевы Неаполя. Но есть и альтернативная версия: английская королева Елизавета I получила прототип наручных часов от своего фаворита графа Лестера Роберта Дадли еще в 1571-м.

Роберт Дадли дарит браслет-часы Елизавете I. Рекламное изображение часовщиков Gruen Guild (1926)

Как именно они выглядели, неизвестно, потому что не сохранились, но известно, что это был украшенный драгоценными камнями браслет, в который были встроены часы с пружинным приводом. Как и все ранние часы (первые появились в Европе в XV веке), они показывали время очень условно: стрелка была только одна (вторая, минутная, появилась в конце XVII века) и могла промахиваться на несколько часов, и вообще это были такие средневековые айфоны – больше показатели статуса и благосостояния, чем жизненная необходимость.

Из-за этой декоративности первые наручные часы – по сути, браслеты, показывающие какое-то время, – были женским аксессуаром. Самые ранние, описания которых до нас дошли, относятся к концу XVIII века. В 1806 году первая жена Наполеона Жозефина де Богарне подарила невестке принцессе Августе Баварской два браслета: в одном были часы, во втором – календарь. Их сделал парижский ювелир Мари-Этьен Нито (основатель существующего до сих пор ювелирного дома Chaumet).

Свадьба Августы и Эжена де Богарне. Картина Франсуа-Гийома Менажо (1806)

На протяжении XIX века разные часовщики независимо друг от друга создавали наручные часы, так что сейчас их изобретение приписывают себе многие производители (на самом деле концов не сыскать – концепция слишком очевидная, чтобы не прийти одновременно в разные головы). Носили их по-прежнему только женщины – для мужчин они были слишком маленькие и несовершенные (считалось, что точные часы не могут быть меньше определенного размера), хрупкие (не выдерживали агрессивных воздействий суровой мужской жизни) и нарядные (браслеты продолжали украшаться драгоценными камнями).

Мужчины носили карманные часы: они были больше (= точнее), защищены крышкой, да и вообще лежа в кармане не подвергались жизненным неурядицам. Это изменилось на пороге XX века с интенсификацией ультимативных жизненных неурядиц – войн. Необходимость эффективно и незаметно синхронизировать военные маневры показала непрактичность часов, которые нужно было сначала достать из кармана, а потом убрать обратно, и так мужские часы тоже перешли на запястья.

Тогда же был запущен маркетинговый механизм, который полвека спустя сделает хитом очки-«авиаторы», – наручные часы на мужчинах стали ассоциироваться с военной славой, храбростью и маскулинностью. Так, один английский ритейлер рекламировал «часы-браслеты» как экипировку участников сражения при Омдурмане (1898) – генерального сражения Второй англо-суданской войны, которое англичане выиграли, несмотря на численное превосходство противника. Позднее часы на запястьях носили участники Второй англо-бурской и, конечно, Первой мировой войн.

Американский солдат WWI в наручных часах

Те первые мужские наручные часы были, по сути, карманными, вставленными в кожаный ремешок, но уже в 1904-м к часовщику и ювелиру Луи Картье обратился его друг бразильский авиатор Альберто Сантос-Дюмон, которому было неудобно за штурвалом доставать часы из кармана. Так появились Cartier Santos, непосредственно наручные мужские часы – вероятно, первые в своем роде (производятся до сих пор).

Современные Cartier Santos

В 1905-м немец Ганс Вильсдорф основал в Лондоне компанию, позднее ставшую Rolex. Вильсдорф увидел на рынке свободную нишу точных и компактных наручных часов и триумфально ее занял: в 1910-м Rolex стали первыми наручными часами, получившими швейцарский сертификат хронометрической точности, в 1914-м обсерватория в британском Кью присвоила Rolex класс точности «A», который до тех пор имели только морские хронометры.

К концу Первой мировой наручные часы уже не только не считались женским украшением – они стали атрибутом современного и сильного, героического мужчины, который если и не пришел с фронта, то управлял самолетом или хотя бы автомобилем. (Есть легенда, что в США сразу после WWI судья во время заседания велел адвокату снять часы, потому что тот не служил.) Карманные часы резко устарели и стали ассоциироваться с пожилыми людьми и поездами. К началу Великой депрессии наручных часов производили уже больше карманных, а ко Второй мировой войне карманные исчезли.

Реклама Rolex Explorer II 1970-х

Современной инкарнацией карманных часов можно считать смартфоны, по которым время узнают все, кто не носит часы. В этом смысле последние снова, как и в XVI веке, стали скорее аксессуаром, чем необходимостью. Вероятно, поэтому часовой рынок переполнен звездными амбассадорами – чтобы мы заплатили в том числе за возможность почувствовать себя в чем-то Федерером, Надалем, Джоковичем. А кто-то, может, и Зверевым.

Истории Rolex, «авиаторов», двойного часового ремешка Hermès и других культовых вещей – в телеграм-канале автора

Надаль играет «Ролан Гаррос» в часах за миллион долларов. Они без золота и бриллиантов, но прочнее космической станции

Федерер заработал $250 млн на инвестиции в кроссовки. Он уже миллиардер – хотя еще в 2005-м жил без агента и недополучал

Фото: Gettyimages.ru/Carmen Mandato/Getty Images for Laver Cup, Julian Finney; web.archive.org/vintagewatchstraps.com; wikipedia.org; public.resource.org/Flickr; cartier.comfacebook.com/rolex