7 мин.

Бен Шелтон – в 1/2 Australian Open. Хотя никто не хочет с ним тренироваться

22-летний Бен Шелтон на Australian Open проводит десятый турнир «Большого шлема» и второй раз вышел в полуфинал.

Для сравнения: на десяти первых «Шлемах» Роджер Федерер вышел в ноль полуфиналов, Новак Джокович – в один. Из американцев до 22-летия больше чем в одном полуфинале «Шлема» сыграли Андре Агасси, Майкл Чанг, Джимми Коннорс, Джим Курье, Джон Макинрой, Энди Роддик и Пит Сампрас – все впоследствии стали чемпионами.

Шелтон стал профессионалом в 19 лет, перейдя на онлайн-обучение в Университете Флориды (по специальности «общий бизнес»), в составе сборной которого побеждал в чемпионате NCAA под руководством своего отца Брайана, экс-55-й ракетки мира. С тех пор Бен, у которого в теннис играли также мама, дядя и сестра, провел в основном туре два полных сезона. За них он:

● сыграл в четвертьфинале «Шлема» на Australian Open-2023 в первый в жизни выезд за пределы США (по юниорам и на старте прокарьеры играл только в США);

● дебютировал в полуфинале на своем пятом «Шлеме»: на US Open-2023 из конца топ-50 прошел двух соотечественников из топ-15;

● до конца первого сезона в туре взял первый титул ATP (на харде), весной следующего – второй (на американском грунте);

● побывал в топ-15 и стал известен тяжелой леворукой подачей, благодаря которой держит под 90% своих геймов;

● на Australian Open-2025 из пяти американцев в посеве прошел дальше всех, став единственным полуфиналистом не из топ-8.

Что нужно знать о Бене Шелтоне?

Потомственный теннисист, но его первым спортом был американский футбол

Папа Бена Брайан – чемпион двух турниров ATP и однажды играл на второй неделе «Уимблдона». Его дядя по материнской линии Тодд Уитскен – четвертьфиналист Australian Open, а на US Open-1986 побеждал пятикратного чемпиона Джимми Коннорса.

С семьей на выпускном сестры Эммы в 2023-м

Шелтон-младший при этом осознанно заниматься теннисом начал только в 10-11 лет – до тех пор он играл в американский футбол. Но Бен долго не рос и быть конкурентноспособным в футболе ему уже было тяжело, поэтому он доверился экспертизе отца, предполагая, что с ней добиться высот в теннисе у него будет больше.

Десять лет спустя Шелтон по-прежнему работает с отцом и пожинает плоды его опыта как игрока. Например, Брайан, как и многие соотечественники, с предубеждением относился к грунту и большую часть карьеры почти весь его, не считая «Ролан Гаррос», избегал – о чем теперь жалеет:

«Я слишком поздно понял, что вообще-то моя игра хорошо подходила для грунта, – раздосадованно рассказывал он в прошлом году. – У меня была сильная крученая подача. Я мог оттягивать соперников назад и открывать корт».

Шелтон-младший не просто не пренебрегает европейским грунтом – после первого, пробного, сезона на нем он специально нанял аргентинского тренера по физподготовке Габриэля Эчеваррию, чтобы прокачать движение, мобильность, равновесие, выносливость – важнейшие аспекты игры на грунте. Результат: в 2023-м и 2024-м Шелтон провел на глине по 12 матчей, только в первом случае выиграл четыре, а во втором четыре проиграл.

Любит выделяться, но не зарывается

Желанием отличаться от большинства Шелтон объяснял решение в 2023-м подписаться с начинающим экипировщиком On – несмотря на то, что и в его колледже, и вообще в американском теннисе знаком качества считается контракт с Nike.

На мероприятии On с инвестором бренда Роджером Федерером

Многих игроков, перед профессиональным теннисом успевших поучиться (читай: лучше узнать самих себя), отличает осознанность и артикулированность. Шелтон, хоть и признает, что в школе и колледже «был занят тем, что не делал домашку», все же из таких – производит впечатление человека, понимающего, что и почему делает. Вот он в этом месяце объяснял, почему даже у топ-игроков не все аспекты игры развиты одинаково:

«Играя в туре, очень важно понимать свои сильные стороны и их придерживаться. Если слишком углубляться в то, что у тебя получается не очень, ты упускаешь возможность максимизировать свои преимущества. Поэтому даже у многих игроков из числа лучших есть слабости, не каждый удар у них идеальный. Зато если они в чем-то сильны, то они в этом сильнее всех в мире. Это позволяет им быть в топе».

На своем прорывном турнире – US Open-2023 – Шелтон запомнился празднованием, где он как бы поднимает и кладет телефонную трубку. Жест и вообще манера Шелтона держаться тогда понравились не всем – например, Новак Джокович, обыгравший его в полуфинале, высказывался критически. Шелтон, вероятно, чтобы не культивировать образ задиры, от празднования вскоре отказался.

Худший сезон в ATP закончил 21-м в рейтинге

В 2024-м Шелтон проиграл столько же матчей, сколько годом раньше (26), но выиграл в полтора раза больше (42 против 27). При этом, по собственному признанию, сезон его разочаровал, потому что он «не показал никаких больших результатов, на которые рассчитывал».

Действительно, в 2024-м Шелтон только по одному разу сыграл в 1/8 финала на «Шлеме» и обыграл соперника из топ-10, в то время как в 2023-м, кроме четверть- и полуфинала  Australian и US Open у него была победа над «проблевавшимся» Янником Синнером в Шанхае, до сих пор остающаяся последним поражением итальянца раньше четвертьфинала (одним из всего трех – раньше полуфинала).

Но «кризис второго года» у Шелтона все равно был очень условный – он выиграл титул и сыграл в еще одном финале. Энди Роддик про Шелтона всегда подчеркивает, что тот «учится прямо на работе», напоминая, что Бен с первого же сезона в основном туре играет на топ-уровне, а это большая редкость (примерно как Эмма Радукану, которая на большинстве турниров календаря WTA дебютировала уже в качестве чемпионки «Шлема» и спрашивала, где что находится).

(Почти) никто не хочет с ним тренироваться

На Australian Open Александр Зверев, не проигрывающий левшам полтора года, объяснил это тем, что не находит леворукий теннис особенно специфичным, потому что левша – его брат Миша, экс-25-я ракетка мира.

Бен Шелтон – тоже левша, и у него ситуация ровно противоположная. На вопрос, какие у леворукости особенности, он дал самый доходчивый ответ:

«Сложно найти, с кем потренироваться. Вообще невозможно, кроме ситуаций на турнирах после жеребьевки, когда кому-то выпало играть с [тоже левшами] Дрэйпером, Шапо[валовым], Эмбером. Тогда мне повезло.

Мне в целом все равно, мне нормально тренироваться с кем угодно. Но ребята в туре тщательно выбирают партнеров для тренировок. Сильная подача, левша – это сразу два фактора против тебя.

Но в то же время, если со мной не тренируются, то и не видят особо, как я играю. Когда я выхожу играть против того, кто последние четыре раза отказался со мной потренироваться, – и он не знает, как я подаю. Так что свои минусы, но и свои плюсы».

В полуфинале Australian Open Шелтон сыграет с Янником Синнером, который особых трудностей с левшами не испытывает и в личном противостоянии ведет 4-1.

В теннисе пропал важный прибор – производитель разорился. Замену не могут найти почти год

Фото: instagram.com/benshelton/

Фото: East News/Kyodo via AP Images