5 мин.

Золотая смерть

В противостоянии «Зенита» и «Баварии» скрыто чуть больше, чем кажется на первый взгляд. Дмитрий Федоров в блоге «Футбольного клуба» поднимает неочевидные пласты грядущего полуфинала.

В полуфинале Кубка УЕФА сыграют команды из самых «умышленных», как сказал бы Достоевский, городов Европы. Не уверен, что азартный Федор Михайлович в наши дни писал бы романы, но футболом бы интересовался. Вместо рулетки! Поэтому и соперничающие команды – «Зенит» и «Баварию» – он со знанием дела тоже мог бы назвать «умышленными». Он был бы не просто фанатом, а думающим болельщиком, ищущим аналогии в истории и искусстве.

Санкт-Петербург выстроен как огромная декорация. То ли к опере, то ли (подемократичнее) к театральному спектаклю. Его соборы и особняки выглядят роскошной бутафориeй, потому что уж слишком диссонируют со всем остальным российским антуражем. Мюнхен не столь вызывающ в своем эстетстве. Но есть там два сооружения, которые во многом неестественны, а потому... завлекательны. «Альянц-Арена» снаружи напоминает совершенно нефутбольный атрибут – шину. И огромная шина еще зачем-то меняет цветовую окраску. Сначала это происходило слишком резко, и на ближайшем шоссе очарованные ротозеи, отвлекаясь от управления автомобилем, попадали в аварии. Хозяев арены обязали менять цвет стадиона постепенно – в течение нескольких минут.

Еще более удивительна в Мюнхене церковь Азамкирхе. Она вживлена в обычный квартал, где дома перетекают друг в друга – без зазоров между стен. Идешь по улице и можешь не заметить. Если бы не странные валуны, наваленные у входа. Они привлекают внимание, и ты делаешь шаг в сторону... Точно так же дети в сказках попадают в волшебное пространство, забравшись в шкаф. Внутри этого маленького собора ничто не напоминает о традиционных христианских ценностях. Царство Небесное показано не возвышенным, а чарующим, как пещера сокровищ в арабской повести. И нет там страха перед физическим небытием. Скульптура смерти, обрезающей нить жизни, с вызовом покрыта золотой краской. И ножницы у курносой золотые. Никакого распада и тления. Ужаса нет – есть изящный символ, который завораживает. И, конечно, напоминает о том, что и умереть можно красиво. Так произойдет с одной из команд, которые за последнее время сумели вдохновить, очаровать, шокировать и сотворить много всего такого, что вызывает противоречивые эмоции.

Они очень похожи – вглядитесь! И «Зенит», и «Бавария» заняли четвертые места в своих национальных чемпионатах, после чего их хозяева осуществили масштабные покупки с рекордными трансферами. У питерцев появился Тимощук за 20 миллионов долларов. У мюнхенцев Рибери за 25 миллионов евро – столько в бундеслиге ни за кого не выкладывали. А еще Тони, Клозе, Янсен. А у их соперников Погребняк, Текке, Зырянов, Ломбертс. Тони и Погребняк как раз возглавляют список топ-снайперов Кубка. Но итальянец первый матч пропускает из-за перебора карточек, и Павел попытается использовать это обстоятельство. Кстати, Тони получил предупреждение в игре с «Хетафе» за симуляцию. Сколько в прошлом году Погребняк получил «горчичников» за то же самое?

Самое забавное, что менеджер «Баварии» Ули Хенесс раньше выступал против проникновения русских методов в мировой футбол. Мол, шальные миллионы долларов, полученные от эксплуатации природных ресурсов, легко сжигать на свои прихоти и тем самым убивать цивилизованный бизнес. Но прошлым летом его клуб повел себя точно так же.

Оба клуба параллельно с трансферной революцией сделали ставку на дисциплину и призвали соответствующих тренеров. Адвокат с командой на дистанции, чему отчасти способствует языковой барьер. Да и человек он сам по себе закрытый. В Мюнхене появился Хитцфельд, и председатель правления клуба Руммениге сказал, что раньше в команде пытались создать теплые семейные взаимоотношения, но теперь климат станет более жестким. Впрочем, это не разобщило игроков.

В Питере хватало взаимных претензий, но на поле, в конце концов, все объединились. К осени «Зенит» показывал организованный и консолидированный футбол, который отличался прагматизмом от того, что было при Петржеле. «Зенит» стал чемпионом, «Бавария» станет. При этом тренеры должны были оставить столь успешные места работы. Хитфельда, как я понимаю, изначально брали на роль кризисного менеджера – летом он возглавит сборную Швейцарии. Адвокат сам хотел перебазироваться в Австралию. Но его удержали.

Движение по Кубку УЕФА тоже имеет совпадения. «Зенит» решил проблему выхода в полуфинал еще в первом матче на чужом поле. Поэтому мог позволить себе вальяжно уступить «Байеру» в Питере. Да еще и смеха ради дать Булыкину забить! У «Баварии» та же история случилась-приключилась с «Андерлехтом» в 1/8 финала. Все вопросы сняты на выезде – 5:0, а потом дома расслабленные 1:2. «Зенит» до четвертьфинала выходил в следующую стадию с нервами, подвисая на волоске. В двух раундах успех приносили мячи, забитые на поле соперника. «Бавария» по тому же принципу одолела в четвертьфинале «Хетафе».

Спасительные голы Рибери и Тони на последних минутах основного времени и овертайма казались чудом, которое произошло только для того, чтобы встретились самые «умышленные» команды из самых «умышленных» городов. Из городов, внешнее великолепие которых сотворили безумные правители-волюнтаристы Петр Первый и король Людвиг Баварский. Из городов, откуда в 20-м веке стали распространяться глобальные, но страшные проекты – нацизм и социализм... Впрочем, от этого Питер и Мюнхен не стали отталкивающими. Красота как эстетическая категория вечна, но, увы, совсем скоро умрет красота, воплощенная в игре одной из этих «умышленных» команд. Умрет поздним вечером 1 мая. И я уверен – это будет яркая золотая смерть!

P.S. Фото «Золотой смерти» в Азамкирхе сделала моя подруга Ольга Пигарева. Она руководила международным отделом на телеканале РТР-Спорт. В январе Оля внезапно умерла от кровоизлияния в мозг. Ей было всего 25 лет... В жизни все эфемерно и призрачно. Поэтому надо радоваться даже самым маленьким победам и не отчаиваться из-за поражений. В конце концов, футбол – всего лишь игра. Оля отчаянно болела за «Зенит», и представляю, как она ликовала бы по поводу нынешнего успеха команды. Я посвящаю ей этот маленький рассказ – в счастливые минуты никогда нельзя забывать о тех, кого нет с нами.