4 мин.

Оранжина. Как проигрывал величайший конькобежец современности

Тимур Журавель рассказывает, как гениальный Свен Крамер потерял олимпийское золото на дистанции 10 км.

На будильнике двукратного чемпиона в коньках голландца Свена Крамера высвечивается надпись: «Вставай, твой соперник уже тренируется!». Тем временем соперник у Крамера один – он сам. В Ванкувере он взял золото на пяти километрах и упустил золото на десяти только из-за тренера. Герард Кемкерс ошибся, делая Свену необязательную подсказку о смене дорожки. Крамер доехал до финиша первым, но его дисквалифицировали. Свен не оставил тренера и все четыре года повторял, что олимпийское золото на «десятке» – вопрос жизни и смерти.

Уже в Сочи он спокойно выиграл пять километров. Его преимущество над другим голландцем было неприличным – пять секунд. Затем Крамер с головой окунулся в тренировки. Свен не вышел ни на одну другую дистанцию. Они ему не близки – он нацелено готовился к десяти километрам.

В эту долгую паузу конькобежный турнир обернулся открытым чемпионатом Голландии. Голландцы полностью окрасили в оранжевый цвет три пьедестала. Такого в истории зимних Олимпиад еще не было. В женской полуторке они издевались уже сами над собой.

Фаворитка Ирен Вюст проиграла девчонке, которая до этого провела восемь забегов в шорт-трэке. Йорин Тер Морс не любит длинный лед, но мимоходом заявилась сразу в два турнира – по шорт-трэку и в конькобежный. На длинный лед она впервые вышла на девятый день Олимпиады, даже ни разу не потренировавшись на нем. Вышла и установила олимпийский рекорд. Записные фаворитки – тоже, естественно, голландки – так и не смогли опрокинуть время Тер Морс. Она выиграла и очень выборочно пройдясь по микст-зоне, еще раз всем сказала, что обожает шорт-трэк и не любит длинный лед. Ловите Тер Морс – она еще выступит на каком-то из льдов.

     

Эту информацию и впечатления я ежедневно впитывал в конькобежной «Адлер-Арене». Там по-прежнему локальная тусовка. Но зато – очень увлеченных людей. Почти сектантство. Исписанные цифорками листочки, высчитывание времени самого быстрого круга, использование странных словечек. Зашедшему в местный пресс-центр впервые все это покажется палатой.

Подпасть под влияние легко. Скрежет коньков о лед, бегущие внизу экрана секунды – если ухватить интригу, будет уже не отвертеться. Каждый следующий бегущий улучшает время предыдущего и они затаскивают тебя в водоворот с головой. Будто в футболе команды играют без середины поля.

С «десятки» поснималось куча народу. Русские, норвежцы. Они предпочли готовиться к командным гонкам, а не тратить силы на борьбу с непобедимым Крамером.  

Первые забеги традиционно не сильные по времени. По их ходу мы с Варварой Барышевой обсудили все нюансы «десятки»: не надо стартовать быстро, правильно отдыхать на прямых и держать среднюю скорость круга. Наш Евгений Серяев, к примеру, отказался от многих из этих правил. Тренер Константин Полтавец, обращаясь к Евгению прямо по ходу дистанции, повертел пальцем у виска: мол, думай! Серяев, конечно, не участвовал в дележе высоких мест.

Да и не должно было быть дележа первого места. Крамер собирался просто подойти и взять свое золото с полки. Но перед ним на старт вышел Йорит Бергсма. Голландец, который отчаявшись биться за место в своей сборной, чуть не стал гражданином Казахстана. Сдержался и все-таки выступает за оранжевых.

В середине «десятки» для Крамера запахло жареным. Бергсма шел по убойному графику и явно имел в загашнике запас сил. На двух последних километрах Бергсма начал прибавлять. Его тренер скакал вдоль дорожки с радужными цифрами: он показывал, что бег идет с опережением графика. Обыграть Крамера можно было только пойдя ва-банк. И Бергсма шел. Он играл в атаку так, будто идут последние секунды матча и надо забить победный гол. Бергсма финишировал с олимпийским рекордом. Крамер, догоняй!

Свен не догнал. Как раз на этих двух финальных километрах Крамер начал терять силы. На него явно давило феноменальное время Бергсмы. Тот самый тренер Кемкерс теперь не ошибался – он просто выставлял Крамеру график круга: доли секунды, в которые Свен должен уложиться. Теперь ошибся сам Крамер. На финишной прямой он практически остановился, понимая: все равно не догоню. Великое бессилие великого спортсмена.                     

Трое голландцев, завоевывавших серебро, уже рыдали здесь от горя. Для них это был провал. Крамер стал четвертым. Он не плакал. Держался.

 

Теперь Крамер знает, как зовут его соперника. Правда, сегодня Свен вряд ли сможет уснуть.