11 мин.

«Ругает, когда ждешь, что похвалит». Каково это – тренироваться у Черчесова? 

Станислав Черчесов больше не тренер сборной России, РФС объявил о расторжении контракта. Тут можно высказаться об окончании эпохи. 

Перед Евро мы разбирались, каково это – тренироваться у Черчесова. Теперь можно перечитать, чего лишились игроки сборной.

Мы захотели поговорить с игроками и тренерами, которые работали под руководством Станислава Черчесова, но сейчас с ним не связаны: узнать, как они себя чувствовали, чем запомнились методы и характер. При подготовке возникли трудности: люди, которые всегда охотно общаются с медиа и несколько раз отвечали на мои вопросы для других текстов, отказывались или просто молчали. Из 30 человек согласились только четверо: бывшие игроки «Амкара» Сергей Нарубин и Алексей Попов, экс-спартаковец Денис Бояринцев и тренер вратарей «Ахмата» Рамзан Цуцулаев. 

Ниже – их впечатления и истории. 

Сергей Нарубин, вратарь «Амкара» в сезоне-2013/14: тренировки Черчесова – породистые, игроки с ним почти всегда соглашаются

• «Отлично помню первую встречу. Лето, Пермь, Саламыча представляют главным тренером – все проходит спокойно. А дальше перемещаемся в раздевалку, где Черчесов произносит речи, а мы сидим по кругу. Вдруг наш массажист Андрюха начинает смотреть в другую сторону, Саламыч это замечает и спрашивает: «А чего ты на меня не смотришь? Я же говорю». Андрюха не растерялся: «Ну а что смотреть, нам еще долго работать – успею насмотреться». Это был последний день Андрюхи в основной команде.  

• При Черчесове появилась мощная беговая работа, с которой я раньше не сталкивался. А вообще тренировки отличала породистость. Мы всегда знали, что и для чего делаем, потому что штаб детально объяснял упражнения и их будущую пользу. И эта породистость касалась всего процесса – от физической подготовки Паникова и тактики Ромащенко до работы Саламыча, который все это курировал. Единый механизм, который давал качество.

• Я не помню, чтобы Черчесов выходил из себя или психовал на тренировках. Он мог остановить занятие и высказать недовольство, но это далеко от крика. Просто, возможно, у него жесткая подача. Даже не жесткая, а акцентированная – строгое указание на ошибку. Наверное, кому-то такая форма не очень приятна – когда конкретно показывают, где ты налажал. 

Просто так Черчесов никогда не будет ругаться. Если у него есть претензии, он аргументирует их с помощью иллюстраций на макете или видеоповторов. И я заметил, что игроки всегда с ним в итоге соглашались: «Да, вы правы». Со мной так тоже было, когда он дважды вызывал меня на разговор. Он не выходит из себя, когда ты ошибаешься, – скорее теряет к тебе доверие. 

• При нем футболисты чувствуют себя максимально собрано. Они знают, что любая недоработка будет отмечена и разобрана по полочкам. Черчесов приучает к дисциплине. Если раньше я в каких-то моментах мог недоработать и подумать, что все равно не заметят, при Саламыче я понял: нет, халтурить нельзя.

• Черчесов никогда не будет восхвалять игрока. Он соблюдает нужный баланс и считает, что если футболиста слишком много хвалить, он потеряет голову. Саламыч научил меня этому балансу мягкости и жесткости. Я говорю исключительно про себя, потому что в отношениях со мной все было предельно корректно. Но конфликты у него тоже возникали. Например, Саламыч отправил в дубль наших болгар Сиракова и Пеева (Черчесов вернул их в основу через две недели после личного разговора, объяснив, что у него к ним были профессиональные претензии. До этого тренер сказал, что больше не считает Пеева футболистом, и попросил журналистов не спрашивать о болгарах – Sports.ru).  

• Практически всю тактическую часть Саламыч объяснял лично. Понятно, что в подготовке теории активно участвовал Ромащенко: расписывал, как мы хотим играть и во что. Но доводил до нас информацию Саламыч. Мне кажется, это правильно: одно дело, когда до игроков тактику доводит второй тренер, а другое – когда главный. Совсем разное восприятие. 

• Мне нравилось, что Черчесов никогда не менял вратаря после первой неудачной игры. Объяснял: «Серега, ты никогда не выпадешь из состава из-за одного неудачного матча. Всегда выйдешь в следующем. Но если и в следующем не справишься, состав изменится». Это было классно – ты знал, что тебя не уберут из-за одной ошибки». 

Алексей Попов, ушел из «Амкара» в 2013-м: уверен, что Черчесов не терпит людей со своим мнением – поэтому выгнал его в дубль и запретил входить в раздевалку

• «Когда прошла информация, что Черчесов возглавит «Амкар», я был очень рад и даже вдохновлен. Вратарь «Спартака» и сборной, играл в Германии, один из наших лучших легионеров. Но все пошло не по плану. Не по моему плану – но по его. 

Оказалось, что я ему не нужен. С первой тренировки начался какой-то негатив, я вообще не понимал, что происходит. Я с ним не спорил, мы не ругались. Видимо, кто-то рассказал ему о ролях в команде: какой властью какие игроки обладают, кто может показать характер и влиять на раздевалку. Он меня совершенно не знал, но почему-то решил, что я ему буду вредить. Нас с форвардом Сергеем Волковым перевели в дубль (Волков к тому моменту провел за «Амкар» больше 200 матчей, Попов – больше 400 – Sports.ru).

• Я воспринял дубль совершенно спокойно, потому что главный тренер для меня – главный человек в команде. В течение месяца тренировался с дублем и хотел доказать Черчесову, что я нужен. Но быстро понял, что дело было вообще не в тренировках. Черчесову не нужны люди со своим мнением и люди, которые чего-то достигли. Мне кажется, он боится с такими работать.

• Черчесов мог бы честно сказать: «Ты мне не нравишься, я не хочу с тобой иметь дело». Но он начал петь: «У всех бывают неудачные моменты в жизни, я не вижу тебя в составе. Ты хороший футболист, но тренеру надо выбирать». И дальше этот человек раскрывался все сильнее и сильнее. Он запретил мне приходить в раздевалку, где я провел 20 лет – и это несмотря на контракт с клубом. Дальше мне закрыли вход на вип-трибуну, куда всегда могли подняться игроки команды.

Забавно, что когда мы случайно пересекались в одном месте, он просто сворачивал в другую сторону.

• На сборах Черчесова были очень серьезные нагрузки. Все с мячом, только в очень интенсивном темпе. Но упражнения интересные. Меня вообще Черчесов всегда устраивал как тренер, но не как личность. С игроками он разговаривает очень жестко, перечить нельзя. Он не оскорбляет, но может в оскорбительном тоне ставить всех на место. Использует фразы вроде «Я здесь говорю, а не ты».

Денис Бояринцев, полузащитник «Спартака» в сезоне-2007: Черчесов делает упор на атлетизм, следит даже за опрятностью экипировки

• «Игровые упражнения Черчесова особо не отличаются от упражнений других тренеров, которые прошли спартаковскую школу: активные квадраты, быстрые передачи, перемещения. Черчесов делал упор на то, как правильно двигаться по отношению к мячу, какие зоны перекрывать. Отдельная часть – где начинать прессинг, а где отдать инициативу, чтобы заманить соперника. 

• Главное впечатление – он делает упор на атлетизм. С такой интенсивностью физической подготовки я столкнулся впервые.

• Для Черчесова очень важен вопрос дисциплины – в этом они схожи с Курбаном Бердыевым. У Черчесова всегда очень строгий распорядок, причины для послаблений не существует. Дисциплина касается и экипировки – она должна выглядеть опрятно, чисто. Кто-то на это не сильно обращает внимание, но Черчесов следит. 

• Заслужить похвалу Черчесова – крайне сложно. Он чаще подсказывает, обозначает ошибки, ругает, но не хвалит. Мог закричать, взорваться, потребовать, но не переходил на личности. 

На тренировках Черчесов готов выслушать игрока, готов к диалогу. Я не помню, чтобы он говорил вещи вроде «Мое мнение – самое главное». Когда ты работаешь с Черчесовым, это и так понятно. Слова не нужны.

• У меня была беседа с Черчесовым, когда заканчивался контракт. В течение сезона лично поговорить не удавалось, так что диалог стал приятным сюрпризом. Он говорил, что я в обойме и должен остаться, но я ушел, потому что хотел больше игрового времени. Потом, когда мы оказались в «Жемчужине», я сказал, что неправильно его понял. Возможно, мне действительно нужно было остаться.

В «Жемчужине», кстати, и сформировался тренерский штаб, с которым Черчесов до сих пор работает: Стауче, Ромащенко, Паников. Интересно, что требования к футболистам там не отличались от требований к игрокам клуба-лидера Премьер-лиги и участника еврокубков.  

• Черчесов многое выигрывал как игрок, поэтому спокойно реагировал на победы. А если проиграли, то, ребята, не обижайтесь – будет очень непростая тренировочная неделя. Если штаб считал, что игроки недоработали, дорабатывать нужно было на следующих тренировках. 

• В «Жемчужине» Черчесов дал мне совет на будущее: если буду планировать тренерскую работу, нужно обратить внимание на психологию. Говорил, что крайне важно, как тренер выстраивает общение с футболистами, как их чувствует». 

Рамзан Цуцулаев, тренер вратарей «Терека»: Черчесов полностью доверяет помощникам и знает, как перезагрузить отношения с игроком

• «Заочно я хорошо знал Саламыча – он был для меня эталоном во время вратарской карьеры. Я был невысокий, прикидывал шансы заиграть в профессиональном футболе и смотрел на успехи двух вратарей – Черчесова и Жан-Мари Пфаффа (считается лучшим вратарем в истории Бельгии, в 1980-е провел шесть сезонов в «Баварии» – Sports.ru). Они меня подстегивали.

• Черчесов доверяет помощникам на 100%. Он ни разу не вмешался в нашу с Гинтарасом Стауче работу с вратарями. Гинтарас тогда только начинал тренировать в России – и все равно никаких поправок и нотаций. Даже когда вратари ошибались в матчах, Черчесов не говорил: «Вам надо поработать над этим и над этим». Он понимал, что у всех есть право на ошибку. 

• Главное, что отличает систему Саламыча, – дисциплина. Речь не про жесткость, я видел и более жестких людей. Речь про последовательность. Требования для всех одинаковые. Сначала кто-то мог и обижаться, но со временем ребята понимали, что все справедливо, все в равном положении. Просто Саламыча и его правила игры надо принимать такими, какие они есть. Другими они не станут.

Например, категорически было нельзя опаздывать на автобус, даже на минуту. Бывало, человек выходит из помещения, автобус только тронулся, но останавливаться и ждать не будет. Ты должен занять свое место перед тем, как закроются двери. Другой пример: если проштрафился – должен все выплатить до завтрашней тренировки. Неважно, какого размера штраф. Если не выплатил – все, на поле не выйдешь. Некоторые сейчас любят: «Отдам после зарплаты». У Черчесова так не получится. 

• У Саламыча есть важное убеждение. Когда он говорит, что вопрос закрыт – это значит, что вопрос действительно закрыт. Никаких обид, злости, недопониманий. Все стирается. Да, он мог с кем-то разбираться на повышенных тонах, но все это сгорает, когда Черчесов произносит: «Тема закрыта». 

• У Черчесова особый подход к психологии. Когда ты ждешь, что он футболиста похвалит, он его ругает. Специально не дает зазнаться. А когда видит, что на тренировке у игрока не получается, заметны последствия травмы, Черчесов не дает ему упасть духом: уделяет больше внимания, чем остальным, может подойти в столовой, поддержать, пошутить. Ему нужно, чтобы игрок поверил в себя. Он вообще-то очень хорошо чувствует этот баланс: когда надо критиковать, когда – сказать приятное. 

• Саламыч может разозлиться, когда на поле безвольность, кто-то не добегает, толком не борется. Он такие нюансы очень хорошо видит. Если ты боролся, а результат неудачный – это ничего. Помню, мы проиграли 0:5 «Алании» во Владикавказе. Все выкладывались, но просто не шло: создали очень много моментов, а у них каждый удар – гол. Заходим после матча в раздевалку, Черчесов говорит: «Ну что, у вас был один выходной… А теперь у вас два выходных. Отдыхайте. Всем спасибо». Потом мы отлично сыграли пять матчей подряд.

• Нормальный он человек. Можно подойти, поговорить, получить совет. Не такой монстр, как часто пишут».

Кто помогает Черчесову: Ромащенко дрался на поле, Гранеро ненавидит фастфуд, Паников 13 лет работал в «Спартаке»

Россия на Евро будет играть в адаптивный футбол. Но для успеха надо разобраться с защитой

Энциклопедия по сборной Бельгии: от медалей 70-80-х до перезагрузки Мартинеса (лучшие контратаки мира и хитрые ловушки в защите)

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Алексей Филиппов, Антон Денисов; globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency