7 мин.

Новая сила в фигурном катании: раньше к Соколовской приходили заканчивать, но благодаря Кондратюку (и Самоделкиной?) все изменилось

Светлана Соколовская и ее ученик Марк Кондратюк за год проделали путь из, цитируя Максима Транькова, андеграунда фигурного катания в элиту.

Кондратюк, в чьем профиле значилось всего два достижения – бронза чемпионата России и прокат, вызвавший слезы у Евгении Медведевой – выиграл Евро и Олимпиаду в командном турнире. Соколовская, у которой не получилось привезти на прошлые Игры Александра Самарина, сразу стала одним из главных тренеров в самой многострадальной дисциплине нашего фигурного катания.

После возвращения Светланы из Пекина к ней перешел 12-летний ученик Тутберидзе Николай Колесников. Не исключено, что Алена Косторная в итоге снова станет его одногруппницей: у Елены Буяновой спортсменка пока на испытательном сроке, а подобный трансфер внутри ЦСКА уже проделывала Мария Сотскова.

Но куда более неожиданное потенциальное приобретение Соколовской – Софья Самоделкина. Официального подтверждения (как и опровержения) не было, а мнения извне разошлись: источник Р-Спорт утверждает, что трансфер состоялся, а ТАСС – что фигуристка восстанавливается после травмы и не меняет группу.

На то, что переход мог, по крайней мере, обсуждаться, указывают косвенные признаки:

• Сергей Давыдов отказался комментировать слухи, Самоделкина тоже молчит;

• на Кубок Первого канала Софья приехала без Давыдова – ее сопровождала второй тренер Александра Кравцова;

• сезон у Самоделкиной получился неровный: она не отобралась в позже отмененный финал юниорского Гран-при (не в последнюю очередь – из-за слишком рискованного прыжкового набора); после национального чемпионата, по словам Натальи Бестемьяновой, «рыдала и билась головой об стену»; на первенстве России не смогла побороться за золото с Акатьевой, а позже повредила ногу.

«Рядом с Сашкой превращаюсь в тренера». Раньше к Соколовской приходили не перезапускать, а завершать карьеру – все изменил Самарин

Еще 10 лет назад у Соколовской был куда менее победный имидж. К ней уходили не в расцвете сил, а на закате – группа Светланы стала последним пристанищем для Буша, Шелепень и все той же Сотсковой.

Тренера это задевало: «На катке я тоже как-то услышала достаточно обидную фразу в свой адрес – мол, к Соколовской ушли, значит, ничего не получится. А что не получится? Если спортсменов и так все уже бросили?»

Желание избавиться от этого образа было одной из причин, по которой Соколовская взяла Александра Самарина – бывшего спортсмена Инны Гончаренко, накануне перехода провалившего отбор на юниорский ЧМ. Впрочем, и его принимали без иллюзий: на последнем до трансфера Первенстве Самарин проиграл победителю Питкееву 25 баллов и к тому же испытывал проблемы со спиной.

«И только потом поняла, что рядом с Сашкой превращаюсь в тренера. Он невероятно меня в этом смысле раскрутил. С ним мне захотелось попробовать и это, и то, и другое, и третье», – позже вспоминала Соколовская.

Светлана могла поехать на Игры еще 4 года назад: Самарин со сломанным ботинком стал серебряным призером чемпионата России и отправился на Евро, где он, Коляда и Алиев должны были разыграть две путевки в Пхенчхан. Став худшим из тройки, Саша – а с ним и Соколовская – лишились Олимпиады.

Одной из причин, вероятно, стало стремительное усложнение контента, к которому Самарин был не готов. Предолимпийское межсезонье вылетело из-за травмы ноги, но несмотря на 4 месяца без тренировок, уже в сентябре Саша шел на квад-лутц.

Чрезмерная сложность подводила Самарина и после несостоявшейся Олимпиады. Из 14 попыток исполнить четверной флип на соревнованиях 12 получили отрицательные оценки за качество; от четверного риттбергера Саша отказался сразу после его премьерного исполнения; лутц либо получается шикарно, либо не выходит вовсе.

Реклама 18+

Несмотря на это, в середине прошлого цикла Самарину удалось стать главным одиночником России: он уступил на Евро только непобедимому Фернандесу, усложнил короткую программу до уровня мирового топа и попал в финал Гран-при-2019 с третьей после Чена и Ханю суммой. После этого начался спад: уже спустя год на континентальном чемпионате Саша улетел на десятое место и едва не закончил из-за травм.

Карьера Самарина – серьезный экзамен для Соколовской. В отличие от главных соперников – Коляды и Алиева – Саша не мог рассчитывать на стабильно высокие компоненты. Над программами приходилось дополнительно работать с Рамилем Мехдиевым, а репертуар был ограничен – и не универсальными навыками Саши, а желанием тренера совпасть в постановке с его музыкальными предпочтениями.

Козырем раннего Самарина были прыжки, но постепенно эта ставка перестала срабатывать: неидеальная техника мешала набирать высокие надбавки за качество, ставшие критически важными после перехода к пятибалльным GOE, а здоровье не позволяло увеличивать число квадов в программах и тренироваться в полную силу.

Соколовская, как и Тутберидзе, взяла золото на своей первой Олимпиаде. Ее главное преимущество – умение ждать

Физические кондиции не были сильной стороной и Кондратюка. С 13 до 15 лет он почти не катался из-за болезни Шляттера – Марк стал олимпийским чемпионом, не побывав ни одном юниорском Гран-при.

Ключевое достоинство Соколовской – умение ждать. Она дождалась Кондратюка с непомерно долгого по меркам спорта больничного, а затем – и главного шанса в тренерской карьере.

У Соколовской и Тутберидзе есть одно интересное сходство: они стали успешными наставницами в одиночном катании, хотя в собственной спортивной карьере сделали выбор в пользу танцев на льду. Но их объединяет еще один важный нюанс: обе привезли чемпионов со своих дебютных Олимпиад – пусть и в командном турнире.

В Пекине Светлане досталась расстрельная должность – подготовить одиночника, который поможет сборной завоевать общее золото (или, по крайней мере, не будет мешать это делать). У Валентины Чеботаревой в Пхенчхане это не получилось: на Коляду давил не только непосильный контент, но и нервозность собственного тренера.

Говорят, Россия в 2018-м проиграла командный турнир Олимпиады из-за Коляды. Но это не совсем так: шансы на золото были призрачными

Репетиция случилась еще осенью – на Nebelhorn Trophy. Хотя тогда ставки были ниже, а риски меньше – упустить третью квоту было практически невозможно – для Кондратюка это стало одним из немногих международных соревнований в карьере.

Соколовская позже призналась, что могла лучше настроить ученика на личный турнир, но оценивать Олимпиаду Марка по индивидуальному зачету абсолютно бессмысленно – даже при идеальных прокатах он не претендовал на топ-3. И это, пожалуй, один из немногих минусов Кондратюка: при ближайшем рассмотрении видно, как часть компонентов подменяется харизмой и удачным подбором музыки, а борьба на прыжках тянет вниз техническую оценку при нелояльной бригаде.

Следующий сезон Марка – новый вызов для Соколовской. Еще на чемпионате России, несмотря на победу, Кондратюк отказывался брать лидерство в сборной на себя – а после снятия Коляды с Евро и Олимпиады оно перешло к Марку автоматически. Если международные турниры для сборной все-таки состоятся, Кондратюку придется возглавить борьбу против тотального неверия в российское мужское катание постплющенковской эпохи.

Кроме того, вынужденный пропуск Россией последнего ЧМ чреват тем, что следующий сборной придется провести с одной квотой. И вполне вероятно, именно Кондратюку придется снова бороться за ее увеличение.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Александр Вильф; East News/AP Photo/Pavel Golovkin, The Yomiuri Shimbun via AP Images; instagram.com/ninety.ninthinstagram.com/sokolovskaya_team