7 мин.

Премьера фигурного катания: суперпрыжок Самоделкиной восхитил Тарасову, у Усачевой и Трусовой совпала музыка🤷‍♀️

В фигурное катание возвращается жизнь: на прошлой неделе новые программы показали российские танцоры и парники, на этой – одиночники. Правда, речь о юниорах, которые катались в Новогорске без зрителей.

Полноценной международной премьеры не ожидается долго: серия юниорского Гран-при отменена, и подросткам придется соревноваться исключительно на домашнем льду. Зато все, кому до 1 июля 2020 года исполнилось 14 лет (это, например, Камила Валиева, Дарья Усачева и Майя Хромых), вправе бороться со взрослыми на Кубке России – ранее проходного турнира, который перезапустили из-за пандемии.

Ниже – главные наблюдения по итогам прокатов.

Самый рискованный контент – у Самоделкиной (два трикселя), хотя постановки – по-прежнему слабое место юниоров

Из-за скомканного межсезонья технических усложнений и сенсаций вроде той, что устроила на прокатах-2018 Александра Трусова, не ожидалось. Кроме того в Новогорске не было Камилы Валиевой – она явно пойдет как минимум на четверной тулуп (а Рафаэль Арутюнян заявил, что у нее вдобавок появился тройной аксель), но уже на взрослых прокатах, куда ей оформили специальное приглашение.

1. В отсутствие Валиевой самый рискованный контент оказался у Софьи Самоделкиной: она дважды прыгнула тройной аксель, причем в короткой программе сделала его в каскаде.

Эту лазейку в правилах в прошлом году использовала американка Алиса Лью: одиночные триксели у юниорок под запретом, но для каскадов ограничений нет.

2. Единственный запланированный четверной – сальхов от Майи Хромых – выглядел безнадежно: спортсменка упала с сильного недокрута.

3. Возможно, к ЮЧМ (если он, конечно, состоится) усложнится и ближайшая соперница Хромых Дарья Усачева: в легкий двойной аксель, стоящий в начале программы, второй год подряд просится еще один оборот. Пока Даша выглядит неважно: во время разминки она периодически держалась за спину и с трудом доделала вращение в конце короткой.

4. Если к спортсменам вопросов нет, то постановщики определенно разочаровали: именно им пауза, на которую поставила мир пандемия, могла помочь в перезагрузке и поиске незаезженной музыки с небанальной хореографией. Да, времени на ледовую работу было мало, но придумать программу на удаленке проще, чем тренировать прыжки – Лиза Туктамышева даже сделала из этого реалити-шоу.

Прорыва не случилось: в короткой прозвучали избитые «Мулен Руж» (у Дарьи Усачевой) и «Ромео и Джульетта» (у Софьи Самоделкиной), в произвольной – «Маскарад» (у Самоделкиной, это ее старая программа), «Лунная соната» (у Муравьевой) и все те же «Ромео и Джульетта» (у Усачевой).

Две блеклые программы у Дарьи – явный просчет «Хрустального». В начале года американский журналист Джеки Вонг написал про Усачеву: «Программы Дарьи в этом сезоне кажутся мне более качественными с точки зрения хореографии, чем у Валиевой. Потенциал Камилы остается намного более нераскрытым».

Нынешние постановки Усачевой совсем не работают на ее сильные стороны – умение выражать музыку и редкую (для страдающих угловатостью подростков) плавность движений. Кроме того, выбор One day I’ll fly away чреват сравнениями с Эшли Вагнер – и не в пользу юниорки – для американки программа под мюзикл стала ее визитной карточкой.

5. Совпадение музыки в произвольной Дарьи с Сашей Трусовой легко может быть случайным.

«Ромео и Джульетта» – сверхпопулярная тема в фигурном катании, к тому же любимая самой Тутберидзе: она использовала ее для Липницкой в постолимпийском сезоне и для Косторной в ее последний юниорский год. Если же это намеренный ход, чтобы поддеть бывшую спортсменку, то вышло не слишком успешно: пока программа уступает по впечатлениям прошлогодним образам Дарьи, а главного вау-эффекта Трусовой – четверных прыжков – у Усачевой нет.

Реклама 18+

6. В противовес Даше с новой стороны раскрылась ее одногруппница Майя Хромых.

Она нетипичная для «Хрустального» фигуристка – из действительно высоких девочек они работали разве что с Полиной Цурской. Но если в прошлом сезоне Майя запомнилась лишь робкими попытками четверного, то в этом у нее по-настоящему классные программы – в первую очередь, блюзовая короткая.

Это грамотное решение: сохранить прыжки длинноногим спортсменкам сложно даже при хорошей технике (что подтверждают примеры той же Цурской, а также Марии Сотсковой), но за счет амплитудности движений рослые девушки совсем по-другому смотрятся на льду, и это нужно конвертировать в компоненты.

У одиночниц усилилась конкуренция школ, но группа Тутберидзе все равно задает тренды

Последние годы команда Тутберидзе безусловно доминировала в юниорском катании: брала целиком подиумы на крупных соревнованиях (ФГП-2017, Первенство России-2019) и пугала соперников рекордными оценками.

«Хрустальный» не проигрывал ЮЧМ в женском одиночном с 2017-го, а финал Гран-при – с 2014-го, причем именно на юниорках в силу их безграничных технических возможностей и бесстрашия ставили смелые эксперименты – перенос всех прыжков во вторую часть программы, их исполнение с тано и риппоном (с одной или двумя руками наверху), и, конечно, четверные.

Конкурентки в России у «Хрустального» были всегда: Радионова соперничала с Липницкой, Сотскова – с Цурской; в последние годы появились Канышева (она позже перешла в группу Тутберидзе, а потом завершила карьеру одиночницы и занялась танцами на льду) и Синицына. Но если Радионова и Сотскова нередко обыгрывали юниорок из группы Этери, то Канышева противопоставить Трусовой, Косторной и Щербаковой могла разве что штучные программы и собственное обаяние.

Выступления в Новогорске показали, что на юниорском уровне наконец усилилась конкуренция школ. В отличие от взрослого катания, где межсезонье испорчено скандальными переходами, здесь обошлось без инстаграм-войн и обидных интервью: никто не заявлял о переманивании спортсменов и не критиковал чужие программы.

По сути, прокаты девчонок получились соревнованием трех клубов – ЦСКА, «Самбо-70» и «Ангелов Плющенко» – причем ЦСКА представили две группы: Сергея Давыдова (он тренирует Самоделкину и Фролову) и Елены Буяновой (ее представляла Осокина), а «Хрустальный» не выглядел явным лидером. Отчасти это связано с отсутствием Валиевой и Петросян, но та же Самоделкина может бороться и с Камилой – особенно если вставит четверной сальхов, о котором напоминает Буянова.

В восторге от Самоделкиной и Татьяна Тарасова: «Она очень красиво катается. Она это не показывает, когда нет музыки, но когда она включается, Софья раскрывается как цветок. Она такая пластичная, с хорошими ручками. Очень музыкальная. Прямо красота!».

Премьера программы, постановленной Сергеем Розановым без помощи бывших партнеров из «Хрустального», тоже состоялась – это короткая Софьи Муравьевой под Ne me quitte pas. Различить фирменный почерк нового тренера академии Плющенко пока сложно.

Зато легко угадать проверенные приемы группы Тутберидзе: театральное начало программы (закрытые руками глаза, раскрывающиеся на первых аккордах словно занавес – отсылка к прошлогодней произвольной Валиевой), изобилие связок – иногда даже избыточное для выбранной мелодии.

Похож и музыкальный выбор: известная драматичная песня, в которую уже заложен понятный сюжет – считается, что детям так проще выражать эмоции, чем в абстрактной классике.

Кроме того подобная музыка искусственно взрослит спортсменку – реверанс в пользу тех, кто требует от юных девчонок «женственного», «прочувственного», «зрелого» катания. Такой ход использовался, например, у Дарьи Паненковой и Дарьи Усачевой в произвольных под «Malade»: Паненкова в финале программы даже картинно размазывала помаду по лицу.

Реклама 18+

Главный итог юниорских прокатов – спортсмены готовы бороться, несмотря на скомканное межсезонье и неопределенность в отношении будущих стартов. И это восхищает даже без четверных прыжков.

Больше текстов про фигуристов – в телеграм-канале автора

Фото: 1tv.ru; РИА Новости/Владимир Песня