Премьера фигурного катания: суперпрыжок Самоделкиной восхитил Тарасову, у Усачевой и Трусовой совпала музыка🤷♀️
В фигурное катание возвращается жизнь: на прошлой неделе новые программы показали российские танцоры и парники, на этой – одиночники. Правда, речь о юниорах, которые катались в Новогорске без зрителей.
Полноценной международной премьеры не ожидается долго: серия юниорского Гран-при отменена, и подросткам придется соревноваться исключительно на домашнем льду. Зато все, кому до 1 июля 2020 года исполнилось 14 лет (это, например, Камила Валиева, Дарья Усачева и Майя Хромых), вправе бороться со взрослыми на Кубке России – ранее проходного турнира, который перезапустили из-за пандемии.
Ниже – главные наблюдения по итогам прокатов.
Самый рискованный контент – у Самоделкиной (два трикселя), хотя постановки – по-прежнему слабое место юниоров
Из-за скомканного межсезонья технических усложнений и сенсаций вроде той, что устроила на прокатах-2018 Александра Трусова, не ожидалось. Кроме того в Новогорске не было Камилы Валиевой – она явно пойдет как минимум на четверной тулуп (а Рафаэль Арутюнян заявил, что у нее вдобавок появился тройной аксель), но уже на взрослых прокатах, куда ей оформили специальное приглашение.
1. В отсутствие Валиевой самый рискованный контент оказался у Софьи Самоделкиной: она дважды прыгнула тройной аксель, причем в короткой программе сделала его в каскаде.
Эту лазейку в правилах в прошлом году использовала американка Алиса Лью: одиночные триксели у юниорок под запретом, но для каскадов ограничений нет.
2. Единственный запланированный четверной – сальхов от Майи Хромых – выглядел безнадежно: спортсменка упала с сильного недокрута.
3. Возможно, к ЮЧМ (если он, конечно, состоится) усложнится и ближайшая соперница Хромых Дарья Усачева: в легкий двойной аксель, стоящий в начале программы, второй год подряд просится еще один оборот. Пока Даша выглядит неважно: во время разминки она периодически держалась за спину и с трудом доделала вращение в конце короткой.
4. Если к спортсменам вопросов нет, то постановщики определенно разочаровали: именно им пауза, на которую поставила мир пандемия, могла помочь в перезагрузке и поиске незаезженной музыки с небанальной хореографией. Да, времени на ледовую работу было мало, но придумать программу на удаленке проще, чем тренировать прыжки – Лиза Туктамышева даже сделала из этого реалити-шоу.
Прорыва не случилось: в короткой прозвучали избитые «Мулен Руж» (у Дарьи Усачевой) и «Ромео и Джульетта» (у Софьи Самоделкиной), в произвольной – «Маскарад» (у Самоделкиной, это ее старая программа), «Лунная соната» (у Муравьевой) и все те же «Ромео и Джульетта» (у Усачевой).
Две блеклые программы у Дарьи – явный просчет «Хрустального». В начале года американский журналист Джеки Вонг написал про Усачеву: «Программы Дарьи в этом сезоне кажутся мне более качественными с точки зрения хореографии, чем у Валиевой. Потенциал Камилы остается намного более нераскрытым».
Нынешние постановки Усачевой совсем не работают на ее сильные стороны – умение выражать музыку и редкую (для страдающих угловатостью подростков) плавность движений. Кроме того, выбор One day I’ll fly away чреват сравнениями с Эшли Вагнер – и не в пользу юниорки – для американки программа под мюзикл стала ее визитной карточкой.
5. Совпадение музыки в произвольной Дарьи с Сашей Трусовой легко может быть случайным.
«Ромео и Джульетта» – сверхпопулярная тема в фигурном катании, к тому же любимая самой Тутберидзе: она использовала ее для Липницкой в постолимпийском сезоне и для Косторной в ее последний юниорский год. Если же это намеренный ход, чтобы поддеть бывшую спортсменку, то вышло не слишком успешно: пока программа уступает по впечатлениям прошлогодним образам Дарьи, а главного вау-эффекта Трусовой – четверных прыжков – у Усачевой нет.
6. В противовес Даше с новой стороны раскрылась ее одногруппница Майя Хромых.
Она нетипичная для «Хрустального» фигуристка – из действительно высоких девочек они работали разве что с Полиной Цурской. Но если в прошлом сезоне Майя запомнилась лишь робкими попытками четверного, то в этом у нее по-настоящему классные программы – в первую очередь, блюзовая короткая.
Это грамотное решение: сохранить прыжки длинноногим спортсменкам сложно даже при хорошей технике (что подтверждают примеры той же Цурской, а также Марии Сотсковой), но за счет амплитудности движений рослые девушки совсем по-другому смотрятся на льду, и это нужно конвертировать в компоненты.
У одиночниц усилилась конкуренция школ, но группа Тутберидзе все равно задает тренды
Последние годы команда Тутберидзе безусловно доминировала в юниорском катании: брала целиком подиумы на крупных соревнованиях (ФГП-2017, Первенство России-2019) и пугала соперников рекордными оценками.
«Хрустальный» не проигрывал ЮЧМ в женском одиночном с 2017-го, а финал Гран-при – с 2014-го, причем именно на юниорках в силу их безграничных технических возможностей и бесстрашия ставили смелые эксперименты – перенос всех прыжков во вторую часть программы, их исполнение с тано и риппоном (с одной или двумя руками наверху), и, конечно, четверные.
Конкурентки в России у «Хрустального» были всегда: Радионова соперничала с Липницкой, Сотскова – с Цурской; в последние годы появились Канышева (она позже перешла в группу Тутберидзе, а потом завершила карьеру одиночницы и занялась танцами на льду) и Синицына. Но если Радионова и Сотскова нередко обыгрывали юниорок из группы Этери, то Канышева противопоставить Трусовой, Косторной и Щербаковой могла разве что штучные программы и собственное обаяние.
Выступления в Новогорске показали, что на юниорском уровне наконец усилилась конкуренция школ. В отличие от взрослого катания, где межсезонье испорчено скандальными переходами, здесь обошлось без инстаграм-войн и обидных интервью: никто не заявлял о переманивании спортсменов и не критиковал чужие программы.
По сути, прокаты девчонок получились соревнованием трех клубов – ЦСКА, «Самбо-70» и «Ангелов Плющенко» – причем ЦСКА представили две группы: Сергея Давыдова (он тренирует Самоделкину и Фролову) и Елены Буяновой (ее представляла Осокина), а «Хрустальный» не выглядел явным лидером. Отчасти это связано с отсутствием Валиевой и Петросян, но та же Самоделкина может бороться и с Камилой – особенно если вставит четверной сальхов, о котором напоминает Буянова.
В восторге от Самоделкиной и Татьяна Тарасова: «Она очень красиво катается. Она это не показывает, когда нет музыки, но когда она включается, Софья раскрывается как цветок. Она такая пластичная, с хорошими ручками. Очень музыкальная. Прямо красота!».
Премьера программы, постановленной Сергеем Розановым без помощи бывших партнеров из «Хрустального», тоже состоялась – это короткая Софьи Муравьевой под Ne me quitte pas. Различить фирменный почерк нового тренера академии Плющенко пока сложно.
Зато легко угадать проверенные приемы группы Тутберидзе: театральное начало программы (закрытые руками глаза, раскрывающиеся на первых аккордах словно занавес – отсылка к прошлогодней произвольной Валиевой), изобилие связок – иногда даже избыточное для выбранной мелодии.
Похож и музыкальный выбор: известная драматичная песня, в которую уже заложен понятный сюжет – считается, что детям так проще выражать эмоции, чем в абстрактной классике.
Кроме того подобная музыка искусственно взрослит спортсменку – реверанс в пользу тех, кто требует от юных девчонок «женственного», «прочувственного», «зрелого» катания. Такой ход использовался, например, у Дарьи Паненковой и Дарьи Усачевой в произвольных под «Malade»: Паненкова в финале программы даже картинно размазывала помаду по лицу.
Главный итог юниорских прокатов – спортсмены готовы бороться, несмотря на скомканное межсезонье и неопределенность в отношении будущих стартов. И это восхищает даже без четверных прыжков.
Больше текстов про фигуристов – в телеграм-канале автора
Фото: 1tv.ru; РИА Новости/Владимир Песня
2. Всем ясно, что Тутберидзе не собиралась форсировать подготовку своих юниорок к середине августа, а планирует показать весь товар лицом к середине сентября, куда и перенесла выступление Валиевой. Им всем предстоит выступать на взрослых этапах КР, в отличии от 13-летних Самоделкиной и Осокиной, которых, наверное, было смысл показать во всей красе именно сейчас (а жаль, и та, и другая достойны и взрослого КР, и даже ЧР).
3. Поражают постоянные ссылки наших авторов на мнение американских журналистов, "французских внучек" и т.п. Такое впечатление, что представители "второй древнейшей профессии" не в курсе, что именно наша страна сейчас главный законодатель мод в женском ФК, и мнение именно наших специалистов (и наших зрителей) весомее.
минус тебе 😝
Про Лизу согласна, что стоило написать отдельно, мне она очень понравилась и вчера, и позавчера
Про триксель Камилы от Рафа, думаю он просто перепутал девочек Этери. Или у него есть инсайдер. Но последнее вряд-ли.
Ромео и Джульетта Усачевой выглядит как ответка ушедшей Трусовой (так же как и Экзогенис Валиевой - Медведевой). И эта постановка выглядит очень сырой. Не ненакатанной (хотя это тоже), а сырой нарезкой музыки топором и ворохом движений из предыдущих работ Глейха. Этот набросок ещё причесывать им доводить до ума. Не удивлюсь если ставили почти в последний момент.
И, боже, пошли Хрустальному второго хореографа-постановщика в команду! Просто для разнообразия.
Когда вирус нам спать не даёт,
После долгого домосиденья
Выплывают спортсменки на лёд.
Самоделкина триксель покажет,
Даст Осокина танцем под дых,
Но любить все равно будет зритель
Длинноногую Маю Хромых.
А если действительно "шаблон" под Трусову Глейх использовал для Усачевой, это только доказывает, что он работает халтурно.