Ше-Линн Бурн – моднейший хореограф сезона: ставит программы Медведевой, Туктамышевой и Кихире
Завершив карьеру, фигуристы учатся новой жизни.
Одни заводят семью, поступают в престижный вуз или открывают бизнес на накопленные призовые. Другие не покидают каток: яркие и титулованные ездят в шоу, менее успешные – подкатывают детей. Безнадежно влюбленные в лед становятся тренерами и хореографами, а золотые медали – пусть и не личные, а учеников – мотивируют их больше, чем раньше.
Канадка Ше-Линн Бурн – из тех, кто так и не закрыла дверь на каток. Она завершила карьеру в танцах на льду не по своей воле: в 32 года ее партнер Виктор Краатц пресытился спортом. Отговорить Виктора пытались агент пары, друзья и сама Ше-Линн: она на 5 лет моложе, хотела кататься еще. Краатц отказался, и Бурн вынужденно вспомнила детские годы в одиночном катании – времени на поиск партнера для шоу у нее не было.
Ше-Линн Бурн и Виктор Краатц, 2003 год
Сейчас Бурн – одна из самых востребованных ледовых хореографов: в новом сезоне нас ждет каскад ее программ. О работе с ней уже заявили несколько ведущих спортсменов:
• Нэтан Чен и Шома Уно ставили у Бурн короткую – музыку оба держат в секрете;
• Евгения Медведева работала с ней над произвольной под саундтрек к «Мемуарам Гейши»;
• Лизе Туктамышевой Бурн придумала короткую под Drumming Song инди-группы Florence and the Machine и произвольную, музыку к которой пока не анонсировала;
• у Рики Кихиры – короткая от Ше-Линн на песню «Завтрак в Багдаде»;
• у Каори Сакамото – тоже короткая под хит 2016-го No Roots.
А еще новые программы не объявил двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю – постоянный клиент Бурн.
Программы Ше-Линн – знак качества. С ними выигрывают чемпионаты мира и Олимпиады; их удобно катать и танцорам, и одиночникам; они нравятся судьям и зрителям. Бурн часто работает приглашенным постановщиком на лучших ледовых шоу.
Некоторые фигуристы стали ее клиентами именно после совместных летних гастролей, а в прошлом году американская ассоциация тренеров признала канадку хореографом года.
Спортивный путь Ше-Линн был не таким гладким.
Дважды четвертая
Бурн надела коньки в 7 лет – довольно поздно. После неоднозначных опытов в одиночке она встала в пару – ее первым и последним партнером в этом виде стал Эндрю Бертлефф. Поддержек и выбросов Ше-Линн не боялась, а когда была маленькой, даже мечтала о паре с кумиром Брайаном Орсером.
В 15 лет Бурн перешла в танцы на льду и сразу оказалась рядом с Виктором Краатцем. Их первым тренером стал Уши Хеслер, потом – Наталья Дубова, а в конце карьеры дуэт оказался у Татьяны Тарасовой и Николая Морозова. Николай даже стал мужем Ше-Линн, но всего на 2 года.
Дубова вспоминала, что Бурн и Краатц ушли от нее неслучайно: «Я вижу, что на разминке рядом с моей Ше-Линн стоит ассистент тренера, которая вот так живет, забирая чужих спортсменов. И мало того, что он забрал, он еще и женился на ней, испортил ей жизнь, она не стала олимпийской чемпионкой – и тут же разошелся».
И все же карьеру Ше-Линн не назвать неудачной: 10-кратная чемпионка Канады, чемпионка мира и трижды лучшая на континентальном первенстве. Но с главным турниром в жизни – Олимпиадой – категорически не складывалось.
Впервые Бурн побывала на Играх в 1994-м: они с Краатцем катались вместе два года и на большой успех не рассчитывали. Дуэт замкнул десятку – неплохое достижение для танцев, где не жалуют дебютантов.
От Олимпиады-1998 ожидания были выше: к тому моменту Бурн и Краатц дважды брали бронзу ЧМ, а в предолимпийском сезоне обошли всех в финале Гран-при. Результат на Играх – досадное четвертое место.
Еще один финал Гран-при пара выиграла за 2 месяца до Олимпиады-2002 в Солт-Лейке. Казалось, уж теперь медаль не уйдет: опыт, авторитет, отличные навыки и сильная федерация. В итоге – еще одно четвертое место: в концовке произвольного танца Краатц не устоял на ногах, уронив партнершу и упав следом.
ВИДЕО доступно только на ютубе. А вот прокат в более удачном исполнении.
Следующий сезон стал лучшим для дуэта – и последним: наконец-то взяв золото на чемпионате мира, они завершили карьеру. Медаль стала знаковой не только для Бурн с Краатцем, но и для Северной Америки: раньше ни одна пара с континента не выигрывала ЧМ в танцах на льду.
От «Каравана» до «Сеймея»
После расставания с Краатцем Бурн много гастролировала в шоу: выступала сольно, иногда помогала ставить групповую хореографию. Талант Ше-Линн заметили – ее первой известной клиенткой стала соотечественница Джоанни Рошетт. Вскоре пошли заказы из-за границы – от Джереми Эббота, Эшли Вагнер, Акико Сузуки.
Лучшая реклама для любого постановщика – сарафанное радио, считает Ше-Линн. Если поставить классную программу иностранцу, в следующем сезоне потянутся и другие фигуристы из этой страны.
Канадка не боялась креатива и в собственных программах. За 10 лет с Краатцем они пробовали разные образы: были пронзительными в «Адажио» Альбиони, стремительными в «Ривердансе» и дерзкими в танце под попурри Майкла Джексона.
Фишкой Бурн и Краатца стал гидроблейд – спираль с укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Сейчас этот элемент часто встречается в программах Ханю.
Юдзуру – постоянный клиент Ше-Линн: последние 5 лет он доверяет постановку произвольной только ей (короткие заказывает у Джеффри Баттла). Первые годы у Орсера японец работал с основным хореографом «Крикет-клуба» Дэвидом Уилсоном, но потом захотел что-то новое.
Лучшая работа Бурн для Ханю – «Сеймей» по мотивам фильма «Колдун». Музыку Ше-Линн прислал сам Ханю. По ее словам, Юдзуру принимает максимум решений самостоятельно: находит идею, придумывает костюм, расставляет элементы в программе. Чтобы поставить «Сеймея», канадка не только посмотрела фильм, но и много прочитала о японской культуре и танцах.
Ше-Линн в восторге от работы с Ханю: «Он легкий фигурист, но в то же время, когда он на льду, ощущается сила. В нем чувствуется уверенность, думаю, он поистине наслаждается программой, которую исполняет. У него настоящая страсть к фигурному катанию. Он ест, спит, все делает для катания. Все его внимание направлено на спорт. Иногда называю его пришельцем, потому что он как будто с другой планеты. Он обладает потрясающим набором навыков, и главное – у него есть желание».
В постолимпийском сезоне Юдзуру пришел к хореографу с новой идеей – воздать в программах должное своим спортивным кумирам. Короткую по мотивам «Отонала» Джонни Вейра ему поставил Баттл, а произвольную под музыку из «Посвящения Нижинского» Плющенко сделала Ше-Линн.
Двукратный чемпион мира Нэтан Чен оба титула взял с короткими программами, поставленными Бурн. В олимпийский сезон это была современная постановка под «Немезиду», а в прошлом году – игривый джазовый «Караван».
«Ше-Линн – одна из самых креативных хореографов, с кем я работал. Она очень современная, а ее постановки отличаются от привычных традиционных программ», – рассказывал Чен.
Что Ше-Линн поставит нашим?
С российскими фигуристками Бурн работает не впервые: в 2016 году она ставила джазовую короткую Елене Радионовой (программа показалась настолько удачной, что Лена катала ее два года подряд), а в 2017-м – лиричную произвольную.
С Бурн Радионова познакомилась на шоу Дениса Тена – канадка работала там постановщиком. Радионова летала в Канаду на неделю: сначала они с Ше-Линн выбирали музыку, потом фигуристка пробовала разные варианты на льду. Окончательный вариант – оперу Гершвина «Порги и Бесс» – утвердила ее тренер Инна Гончаренко.
«Работать с Ше-Линн было настоящим удовольствием. Меня удивило, что она разбирает каждое движение до мелочей, много катается со спортсменом, как бы примеряя программу на себя, постоянно спрашивая, удобно ли это будет?» – вспоминала Радионова.
В этом сезоне у Бурн будет две клиентки из России – Медведева и Туктамышева. С Лизой Бурн работала над обеими программами, но музыка пока известна только к короткой – Drumming Song от Florence and the Machine.
Изначально Туктамышева планировала короткую от Авербуха, но ограничилась поставленным Ильей показательным. От поездки к Бурн Лиза в восторге: «Наконец-то моя мечта сбылась. Давно хотела с ней сотрудничать. Смотрела ее работы и думала: она действительно делает шедевры».
У Медведевой выбор более стандартный: «Мемуары Гейши» – популярная тема в фигурном катании. Часто ее берут японки – Андо, Мияхара, Нагасу (американка с японскими корнями). Отрывок свежей произвольной с вращением и экспрессивной дорожкой Женя выложила в инстаграме: похоже, будет много драмы – как любит новая Медведева.
Премьеры программ состоятся скоро: 7-8 сентября – контрольные прокаты в Москве.
Теперь у нас есть не только инстаграм, но и фэйсбук о фигурном катании. Много фото и видео – там, подписывайтесь!
Фото: instagram.com/shaechez (1,5,6); Gettyimages.ru/Doug Pensinger; globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO; Gettyimages.ru/Feng Li; instagram.com/liza_tuktik
У Этери Медведева катала то, что могла катать - единственный доступный ей образ, годами ею накатанный. После нескольких провальных стартов с джазовой кп, сразу же вернулась к надежным страданиям на льду.
Миша не похож на Ариану, Женя ей вообще в подметки не годится))) В том, то и дело, что задумка Миши это классный стебный номер, а у Медведевой вышла неуклюжая попытка подражать женственной Ариане, и в конечном счете она стала больше похожа на Пеппу, чем на Ариану.
Загитова всё прекрасно отразила, лучше, чем оригинал, Гомез от неё в восторге и готова сотрудничать с ней. Аплодисменты Алине. Глейх в этом случае, в отличии от Миши, аплодисментов не заслужил.
Один "лучший постановщик в мире" уже погорел, сидел с выпученными глазами в Саранске, теперь очередь Шэ-Линн. Удачи ей в этом деле.
Программы Нейтана просто великолепны, впрочем, как и он сам.