Пачка Загитовой и платье Липницкой – уже легенды. Нам объяснили, как создают ультракостюмы

Фигурное катание – это не отдельные прыжки, вращения и дорожки четвертого уровня, а мини-спектакли, образ в которых передает грамотная постановка, цепляющая музыка и, конечно, костюм.

Мы вспомнили самые яркие наряды XXI века – и попробовали разобраться, как менялись тренды на льду.

Секретами создания ледовых топ-костюмов с нами поделилась дизайнер Мария Евстигнеева, создавшая мастерскую That’s ME, где одевали Коляду, Алиева, Костнер и Столбову с Климовым.

Платье-пиджак Оксаны Домниной, «Танго» (сезон-2009/10)

В Ванкувере-2010 Оксана Домнина и Максим Шабалин остались с бронзой: помешали травма партнера, нервотрепка с оригинальным танцем, а главное – американский и канадский дуэты. Но обязательный танец наши выиграли, откатав изумительное танго. Дело не только в технике, но и в образе партнерши: платье, похожее на надетый задом наперед пиджак, стало главным модным событием Игр.

Наряд дебютировал на чемпионате Европы-2010 – до него Оксана каталась в откровенном черно-золотом платье, но потом пара добавила стиля и изюминки. В закрытом спереди платье с обнаженной спиной программа сразу стала дороже и эффектнее.

Мария Евстигнеева: «Этот костюм технически очень удачно исполнен. Несмотря на сложный фасон, он хорошо сидит на спортсменке и не смещается во время движения. Крепление наряда – это действительно важно. Застежку лучше дублировать: например, пришить и пуговицу, и крючок. Молнию в костюмах желательно не использовать: она может разойтись или заесть в самый неподходящий момент.

Иногда спортсмены действительно просят доработать костюм после пары стартов или сразу шьют несколько – обычно так делают девушки. Парни переодеваются по ходу сезона реже, но, например, Дмитрию Алиеву мы шили в прошлом году несколько рубашек».

Красное пальто Юлии Липницкой, «Список Шиндлера» (сезон-2013/14)

Липницкая в образе героини «Списка Шиндлера» стала символом Сочи-2014: случайный болельщик может не вспомнить ее фамилию, но точно узнает по красному платью. Программу придумал Илья Авербух, назвав главной идеей постановки закрытость и отстраненность фигуристки: «Если бы Липницкая стала катать «Список Шиндлера», играя на публику, программа могла очень легко скатиться в банальность и пошлость. А в нашем случае получился колоссальный эмоциональный взрыв. Очень интимная, не предназначенная для чужих глаз история».

Юлия Липницкая на Играх в Сочи: тогда ей было всего 15

Наряд сшили за 2 недели: это была первая работа дизайнера Ольги Рябенко для группы Этери Тутберидзе. В черно-белом фильме Спилберга красное пальто на маленькой девочке – единственное цветное пятно.

Мария Евстигнеева: «Костюм мне очень нравится, идеальное попадание в образ маленькой девочки из «Списка Шиндлера». Сделать удачный наряд можно и за две недели до старта. Иногда дедлайны и спешка – это даже хорошо, костюм получается «незамученным». Например, платье Каролине Костнер я как-то сшила за два дня. Самое сложное – придумать, что и как будешь делать: любой наряд я сначала шью в голове».

Красная пачка Алины Загитовой, «Дон Кихот» (сезон-2017/18)

«Красная балерина» – так называли Загитову после успеха «Дон Кихота». Образ стал настолько узнаваемым, что им украшали ливрею самолета и постоянно помещали на афиши ледовых шоу с участием Алины. Копия пачки есть даже у ее собаки Масару. 

«Дон Кихота» Загитова катала 2 сезона подряд: для дебюта по взрослым ей сохранили старую произвольную, чтобы не тратить время на разучивание новой программы. Первый год Алина выступала в пачке, доставшейся ей от Евгении Медведевой – в ней Женя каталась за 4 сезона до «Дон Кихота». К олимпийской гонке Загитовой сшили новую пачку: по словам дизайнера Ольги Рябенко, чтобы уйти от детского образа в сторону большей театральности.

Сколько стоят платья фигуристок, что в моде, какие цвета – провал? Мы все узнали

Мария Евстигнеева: «Пачка – вполне логичный ход для классического балета, современный будет уместно смотреться и в обычном платье. Хороший пример программы в пачке – «Лебедь» Сен-Санса у Кавагути и Смирнова в сезоне-2008/09. У пачки есть одно ограничение: она хорошо смотрится на худых спортсменках.

Вообще в излишнюю театральность лучше не уходить: самое главное – прыжки, а не наряд. Например, один раз мы сшили Антону Шулепову костюм из натуральной кожи – и как потом ни облегчали его, к концу программы фигурист все равно уставал».

Национальный наряд Юдзуру Ханю, «Сеймей» (сезон-2017/18)

Премьера «Сеймея» состоялась в сезоне-2015/16, и постановку сразу признали одной из самых удачных в карьере Ханю. Программу поставили по мотивам фильма «Колдун»: фигурист встречался с исполнителем главной роли, чтобы лучше понять образ, а саунд-дизайнер сделал 32 варианта музыкальной нарезки, пока не добился идеала.

🎻Музыкальный текст про фигурку: почему выбирают «Кармен», хотя разрешен рэп? И что с авторскими правами?

Костюм тоже переделывали: к Олимпиаде уменьшили количество украшений, чтобы облегчить прыжки. Наряд – тонкая работа японского дизайнера Сатоми Ито, которая шьет для Кихиры, Мияхары и Уно.

Мария Евстигнеева: «Сами по себе стразы не слишком тяжелые и садятся на специальный клей. Обычно проблем с их весом не возникает, но иногда мальчики действительно просят, чтобы костюм сшили максимально легким. Я не поклонница большого количества страз: все блестящее лучше смотрятся на гимнастическом ковре, а не на льду.

Вдохновить на костюм может и высокая мода, и театр, и очень часто – сам спортсмен. Одно платье у меня давно сидело в голове: я увидела его на подиуме, придумала, как перенести на лед и ждала, с кем воплотить эту идею. Потом ко мне пришла Каролина Костнер с эскизом точно такого же наряда – так все сложилось.

Бывает, что просят костюмы как у других фигуристов. Так делают не только дети – топовые спортсмены тоже подсматривают у своих коллег».

Ю-На Ким и ее прекрасное платье – любое

Ю-На Ким – пожалуй, самое модное явление в фигурном катании. Она много экспериментировала – с цветами, фактурами, формой выреза и длиной рукавов. В модных рейтингах олимпийскую чемпионку Ванкувера всегда хвалили за элегантность, изысканность и небанальный подход к костюмам.

Мария Евстигнеева: «Дизайнеры сильно ограничены цветовой палитрой – для бифлекса она значительно уже, чем для тех материалов, из которых шьют повседневную одежду. Если нужен нестандартный оттенок, приходится использовать роспись или печать по ткани.

Плохих цветов нет: отталкиваться нужно от самого спортсмена. На льду лучше смотрятся чистые оттенки. Сложно работать с коричневым – нужно долго подбирать оттенок так, чтобы он выглядел красиво и благородно.

Самый популярный цвет, конечно, красный: он яркий и эффектный. Для меня черно-белое сочетание – вне времени и моды, это стильно. К тому же темное стройнит, а все борются за худобу на льду.

Фигуристам так важно быть худыми? Борьба за прыжки доводит до анорексии

Одежда для тренировок обычно черная, и в ней все фигуристы смотрятся изящно. Часто понять, что кто-то поправился, можно только когда он переодевается в соревновательный наряд».

Есть ли какие-то требования к костюмам?

По правилам ISU (Международный союз конькобежцев) костюмы должны быть спортивными, а не театральными: реквизит и аксессуары запрещены. Татьяна Волосожар и Максим Траньков из-за этого ограничения изменили финал олимпийской короткой «Маскарад». В первой половине сезона партнерша в конце программы передавала Максиму браслет – эпизод заимствован из одноименной пьесы Лермонтова. Перед Играми технический комитет ISU напомнил спортсменам о штрафе за реквизит – и они решили не рисковать.

Все украшения – сережки, браслеты, декор на костюмах – должны быть хорошо закреплены. Если что-то отвалится и упадет на лед, фигуриста ждет штраф – 1 балл. Например, на чемпионате России-2017 упавший с руки Елены Ильиных браслет стоил им с Русланом Жиганшиным подиума и поездки на Евро.

Еще одно правило – никакого перебора с обнажением. Если целомудренность костюма сомнительна, вопрос о штрафе решается простым большинством судейских голосов. Цена эпатажа – тоже один балл от общей оценки за прокат.

Иногда претензии поступают не от судей – Домнина и Шабалин меняли костюмы к олимпийскому оригинальному танцу из-за оскорбленных чувств австралийских аборигенов. Дуэт заодно обвинили в краже движений, а британская певица Шейла Чандра заявила, что ее музыка в программе использована без разрешения.

В танцах на льду партнерши должны выступать в юбках, но в отдельных сезонах разрешены и брюки. Например, послабление случилось два года назад, когда одним из ритмов для короткого танца выбрали хип-хоп. В новом сезоне девушки тоже смогут примерить брюки – но только в ритмическом танце.

Для одиночниц запрета на штаны нет, но так было не всегда. В 1988 году ISU ввел правило Катарины Витт: девушки могли выступать только в юбках, прикрывающих бедра. Немецкая фигуристка любила эпатажные наряды и на Играх-1988 в Калгари выступала в голубом купальнике с пришитыми снизу перьями – это не понравилось пожилым чиновникам. Запрет жил до 2004 года: сейчас фигуристки снова могут кататься в шортах и брюках, а комбинезоны даже стали трендом.

Как сшить удачный костюм?

Мария Евстигнеева: «Часто спортсмены приходят с идеями, что-то может предложить тренер или хореограф. Многое заимствуется с подиумов: и фигуристы, и дизайнеры следят за новыми коллекциями. Полностью перенести костюм от кутюр на лед невозможно, да и не нужно: есть ограничения и по материалу, и по длине юбки, и по украшениям. Например, скользкая ткань или декор на платье может помешать во время исполнения поддержек.

В этом плане создание костюмов для фигуристов сильно отличается от показов, где модель надевает то, что придумал для нее дизайнер. Любой наряд сначала проверяется на льду, исключение – когда до старта совсем не осталось времени и все шьется в последний момент. Если спортсмен говорит, что ему неудобно или не нравится – от идеи придется отказаться.

Свои ограничения накладывает и музыка. Когда спортсмен катается под «Кармен», так или иначе будешь шить что-то испанское. Например, в олимпийский сезон ко мне пришли Алиев и Лазукин с одной и той же идеей – «Маскарад» Хачатуряна. Пришлось договориться, что Дима будет выступать в мундире, а Андрей – во фраке.

 

К примеркам спортсмены относятся по-разному. Девушки любят разглядывать костюм в зеркале со всех сторон, иногда сами предлагают какие-то изменения. Например, Ксения Столбова увлекается модой и активно участвует в создании костюмов и для себя, и для партнера: обсуждает эскизы, вместе с дизайнером ездит выбирать ткань. Мужчины часто приходят с настроением: «Господи, опять эти примерки». Если шьем для дуэта, то лучше, чтобы партнеры пришли на примерку вместе: так можно сразу увидеть, насколько хорошо наряды сочетаются друг с другом.

Можно сшить костюм и дистанционно, но это крайний вариант. Линии и пропорции каждого человека индивидуальны – и даже по меркам нельзя точно сказать, как сядет вещь. Но вообще не бывает спортсменов с плохой фигурой – бывают плохо скроенные костюмы».

***

Конечно, мы назвали далеко не все костюмы, ставшими легендарными. А какой больше запомнился вам?

Ждем ваши дополнения в комментариях!

Фото: globallookpress.com/Alexander Chernykh; РИА Новости/Владимир Баранов; globallookpress.com/Brian Cassella, Dmitry Golubovich, YUTAKA; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Matthew Stockman; globallookpress.com/Mark Rightmire, Paul Kitagaki Jr., Gerry Kahrmann; REUTERS/Action Images; РИА Новости/Александр Вильф

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Без недокрутов
+156

Опрос

голосов
Реклама 18+
Популярные комментарии
Serg.P.
+80
Красная пачка словно создана для Алины. На Жене она смотрелась как на тощем воробьишке.
Михаил Канторов
+73
Мне больше понравилась пачка Алины для "Чёрного лебедя". На мой взгляд, на ОИ "Чёрный лебедь" был шедевром во-всех смыслах - программа, прокат, костюм, музыка.
4ATh
+69
В юниорском сезоне Алина действительно катала в пачке Медведевой (не такой же, а именно той же самой). В олмпийский сезон ей сшили новую. Про первую пачку Полина и написала.
Единственная претензия - программу оставили не для того, чтобы новую не учить (иначе почему тогда сейчас ТЩК ставят новые программы), а потому что очевидно, что это был идеальный вариант для олимпийских игр, к тому же юниоров мало кто смотрит, а эта программа явно заслуживала выход в свет. Точно по такой же причине Валиевой оставляют "девочку на шаре", потому что с ней она не каталась на международном уровне.
Ответ на комментарий Vasily Ivanov
То же самое можно сказать и о пачке Медведевой,якобы перешедшей к Загитовой .хотя внешне они более похожи.
Alana Hamitova
+59
Я тоже не устаю восторгаться Чёрным Лебедем)) изумительное катание талантливейшей фигуристки под гениальное творение талантливого хореографа! И пачка, сшитая для этой программы, просто великолепна (хотя сама ЭТ ее слегка критиковала)). К тому же именно эту КП Чёрного Лебедя не смогли продавить на второе место под грибища Медведевой, как это сделали с Дон Кихотом, прикрываясь компонентами. Этот шедевр был выше на голову всех остальных КП участниц этой Олимпиады вместе взятых и поставить это творение на 2 место было бы полным абсурдом. В итоге благодаря этим нескольким баллам золото справедливо получила достойнейшая!
Ответ на комментарий Михаил Канторов
Мне больше понравилась пачка Алины для "Чёрного лебедя". На мой взгляд, на ОИ "Чёрный лебедь" был шедевром во-всех смыслах - программа, прокат, костюм, музыка.
Анастасия Малиновская
+46
а как же пачка Алины в Черном Лебеде ? легендарный , невероятно эстетичный костюм, настоящая услада для глаз ! мне она даже больше нравится, чем пачка в Дон Кихоте. и эти пайетки😍🖤
Написать комментарий 101 комментарий

Новости

Реклама 18+