Микель Артета, ранние годы: «Все знали, что у него есть шанс в «Барсе», но Хави был выдающимся игроком»
Первая статья из серии публикаций The Athletic о нынешнем тренере «Арсенала».
Три автомобиля выехала из Сан-Себастьяна в сторону Барселоны в июле 1997 года. В каждой из машин находилась семья, в том числе мальчики подросткового возраста, мечтавшие о знаменитой футболке сине-гранатовых. Йон Альварес, Микель Янгуас и Микель Артета, всем по 15 лет, ехали в «Барселону» — они ждали хороших новостей.
Все трое шесть лет играли в одной знаменитой местной молодежной команде Antiguoko, но пришло время совершить пятичасовое путешествие через Пиренейский полуостров: с севера-востока Испании на юго-восток, где их ожидало недельное испытания знаменитой академии La Masia.
По итогу они сыграли в трех матчах, и все получили контракты. «Барселона» стала их новым домом. Им предоставили место в общежитиях, в каждой из которых было от 10 до 12 кроватей. Учеба, тренировки, еда и сон стали новой рутиной, с которой не все могли справиться.
«Мне было трудно. Я не мог спать, поэтому на следующий день я шел в школу очень уставшим, а потом должен был играть», — рассказывает Янгуас The Athletic. «Я так скучал по дому, из-за чего плакал в своей комнате. Я пробыл в академии всего год, чувствуя, что совершил ошибку. Я никогда не говорил Микелю, насколько я был расстроен, так как доволен закрыт в своих чувствах».
«Микел был другим. Он был очень открытым и много со всеми общался. Он умел находить со всеми общий язык. В нем был очень сильный менталитет. Уже тогда было видно, что он на 100% уверен в своих способностях играть и добиваться успеха».
До того момента, пока тоска по дому не стала невыносимой, Янгуас и Артета шли по жизни вровень. «Я видел, как он играет на пляже. Здесь все так начинают, в Сан-Себастьяне, но мы занимались в разных школьных группах», — говорит Янгуас. «Когда мы присоединились к Antiguoko, сразу было видно, что Микель особенный. Его технические способности были потрясающими. Он не был очень быстрым или сильным, но он был умным, играл между полузащитой и нападающим, как сейчас это делает Эдегор. Я был талантлив, но не таким, как Микель».
Роберто Монтьель рассказал свою историю о том, насколько было очевидно то, что Артета не был похож ни на одного мальчика в таком юном возрасте. Его команда Antiguoko играла против своих сверстников из «Реал Сосьедад», одного из двух значимых клубов в баскском регионе. В той встрече Артета перехватил мяч, обвел всех на своем пути и перебросил мяч через голкипера своей слабой ногой. «Мы все переглянулись, это было потрясающе», — делится Монтьель.
Есть еще одна история запутанного дриблинга Артеты, в котором принял в этом участие Альварес – сын Диего Альвареса, который был ключевым полузащитником в чемпионских командах «Реал Сосьедада» сезона 1980/81 и 1981/82. Артета обыграл нескольких соперников и мог пробить сам по воротам, но самоотверженно решил сделать передачу Альваресу. Ранний показатель того, как он уважает свою команду, но ключевым его делало целеустремленность, очевидная с юных лет.
«Для своего возраста он был небольшого роста и довольно застенчив со своими товарищами по команде, но не на поле. Там он был бойцом», — рассказывает Монтьель The Athletic. «Он не был мальчиком, который полагался на своих родителей. Он был уверен в себе с самого начала. В 14 лет нас перевели в возрастную группу. Адаптация для него прошла очень быстро».
Янгуас и Артета в 13 лет поступили в школу Barandiaran Lizeoa, где в одном классе было пять Микелов, но «Атлетик Бильбао», другой футбольный тяжеловес региона, вскоре пригласил их на тренировки с командой. В течение пяти месяцев они ездили на такси до тренировочного центра в Лезами после школы в 15:00, но после впечатляющего выступления на пасхальном турнире против профессиональных клубов пришла увертюра из Барселоны.
На фотографии подростков, сделанная в La Masia, можно увидеть фермерский дом, в котором они жили, а на фоне – легендарный клубный стадион «Камп Ноу».
39 мальчиков позируют для групповой фотографии, состоящей как из футболистов, так и из баскетболистов. Янгуас со смехом вспоминает то, как они обсуждали, как будут играть друг с другом в своих любимых видах спорта. На снимке можно узнать 13-летнего Андреса Иньесту – он спереди и в самом центре. В будущем, он станет препятствием для Артеты.
Оказавшись в напряженной обстановке в одном из крупных клубов мира было всеобъемлющим, но вспоминая своим самые счастливые моменты того года Янгуас рассказал, как они проводили свободное время за играми в карты, походы в кино на «Титаник» с его товарищем по команде и будущим голкипером «Барселоны» и сборной Испании Виктором Вальдесом. В отличие от Артеты, Янгуасу было сложно найти поводы для радости, учитывая переживания из-за разлуки с друзьями и семьей. «В последний раз я ним разговаривал, когда прощался и уезжал домой», — рассказывает Янгуас.
Янгуас перешел в академию «Атлетик Бильбао», а затем присоединился к «Эйбару», развивая свою карьеру за различные команды из баскского региона до 30 лет. Сейчас он живет за пределами Сан-Себастьяна со своей супругой и детьми, работая бизнес-консультантом, также тренируя местную команду «Вильябона».
Альварес все еще в «Барселоне», но как игрок так и не добился успеха. Он продержался три-четыре года. Сейчас он более известен как физиотерапевт, работая на «Камп Ноу» с 2005 года.
Артета рос как футболист, зажатый между двумя подающими надеждами клубными легендами в лице Иньесты и Хави Эрнандеса.
Обосновавшись в своем новом доме, первые несколько недель научили молодого баскского полузащитника держать себя в руках. «У нас была дедовщина. Мы клали в кровати кнопки, чтобы те укололись», — смеется Роберто Трашорасс, близкий друг Артеты и бывший товарищ по команде.
Трашорасс, сыгравший более 300 матчей за «Сельту» и «Райо Вальекано», присоединился к «Барселоне» за два года до Артеты. Он переехал из Галиции – куда дальше, чем Сан-Себастьян, на северо-западе Испании, к северу от Португалии – и как ни кто другой знал, насколько трудной может показаться адаптация в новой команде.
«Тот год [в академии] был очень хорошим. Приехали игроки со всей Испании. По началу всем было тяжело без семьи и друзей, учитывая также смену города и культуру. Каждый пытался приспосабливаться к другим обычаям. Но проходят недели, и все успокаивается», — рассказывает Трашоррас The Athletic. «Есть стереотип, что галичане и баски очень закрытые люди, но такого нельзя было сказать про Артету. Он был очень общительным, всегда шутил. Он ладил со всеми, но особенно со мной и Нано».
Нападающий Нано вместе с Артетой вошел в состав сборной Испании, который выиграл чемпионат Европы среди юношей до 16 лет в 1999 году. Трашоррас также вспоминает еще один успешный турнир в Южной Африке. «Мы сфотографировались. В то время было очень популярно показывать свой номер. Помню, на нем была футболка с моим номером «4», а я – с его номером «10». Та фотография навевает очень хорошие воспоминания», — делится Трашоррас.
Джофра Матеу был «ветераном» La Masia, когда в академию пришел Артета. Он был на два года старше и находился в системе «Барсы» четыре года. Шесть или семь игроков обычно уходили в конце сезона, а лучшие переходили в команду выше. В этом заключалась система академии, и Артета принял ее. Вскоре после приезда он добрался до команды «Барселона Б».
«Он был очень серьезный парнем для своего молодого возраста», — рассказывает Матеу The Athletic. «К ним позже присоединился Тиаго Мотта. Они были очень схожи. Не экстравагантные, но имели четкие идеи. Они очень хорошо понимали свою роль для своего возраста».
Философия «Барселоны» и воплощение идей Йохана Кройфа, заложенных в клубной «команде мечты», так же важно в La Masia, как и наличие природного таланта. Академия была фабрикой талантов, которая выпускала игроков специально для команды Ван Гала, который сменил сэра Бобби Робсона в 1997 году, когда Артета и компания прибыли из Сан-Себастьяна.
«Мы практиковались, минуя теорию. Каждое упражнение заключалось в понимание того, где ты находишься по отношению к мячу, полю и соперника. Ты должен научиться видеть все, что вокруг тебя. Ты не понимаешь сути схем, но учишься», — объясняет Матеу. «Тогда не было никаких видео-сессий. Была лишь работа над владением мячом. Все было на автоматизме, но этот автоматизм должен быть с соблюдением правил и на небольшом пространстве. Ты должен быстро думать и принимать решение. Суть была в повторение».
«Микель играл под номером «4», он быстро думал, был выносливым и выдерживал высокую интенсивность, по сравнению с другими игроками его позиции. Он был застенчив, но даже без слов его можно было почувствовать. Он был очень уверен в себе».
В молодом Артете горел огонь, это его и отличало от других плеймейкеров академии. Все понимали, когда его нужно выпускать, а когда нет. Матеу рассказывает: «Между двумя игроками [на тренировке] произошла драка. Один совершил жесткий подкат, другому это не понравилось. Он [первый игрок] сказал: «Это мой стиль, что тебе не нравится?..». Подошел Микель и ответил тому: «Нет, ты будешь так играть в воскресенье [на игре]. Здесь мы товарищи по команде, так что прибереги свою энергию и свою жесткость».
«Он был зрелым. Когда он начать брать уроки вождения, я позволил ему взять мою машину для первого опыта. Он сказал: «Жофре, одну минуту, я покажу тебе [какой я хороший водитель]. Я сказал: «Давай», но потом он врезался в машину! Была небольшая вмятина, он просто парковался, но было удивительно, каким он был ответственным парнем. Зная Микеля, я был уверен, что все будет хорошо».
Артета регулярно тренировался с первой командой Ван Гала, где был Гвардиола, Луиш Фигу, Луис Энрике, Клюйверт и Ривалдо. Это был 1999 год – Хави и Карлес Пуйоль уже были в первой команде, а друг Артеты Нано успел дебютировать. Тем не менее, голландский менеджер не пользовался популярностью у болельщиков, несмотря на два титула в первые два сезона. В конце сезона 1999/00 он покинул клуб.
Летом конкуренция в полузащите выросла, когда в первую команду Лоренцо Серра Феррера были переведены Иван Де ла Пенья, Эмманюэль Пети и Жерар Лопес.
Артета конкурировал с Гвардиолой, Энрике, Филлипом Коку, Де ла Пенья, Пети, Лопесом, Симао, Боло Зенденом и Яри Литманеном, а также со старшими выпускниками команды Б Хави, Габри и Серхио Сантамария. Не говоря уже об Иньесте.
«Говоря откровенно, я не думал, что Микель добьется успеха в «Барселоне». Все понимали, что у него есть шанс из-за его качества, но Хави был выдающимся, а Иньеста мог играть на любой позиции. Я не ждал, что он станет звездой «Барселоны» из-за других игроков», — говорит Матеу.
«С Серрой Феррером [который был директором академии до того, как он сменил Ван Гала] мы подписали обычный контракт на 5 лет, согласно которому мы получали зарплату каждый год. Артета, Трашоррас и Нано нарушили это правило, подписав соглашение на меньший срок с большей суммой. Они поняли, что их будущее не в «Барселоне», раньше других. Это положило начало новой эре в академии».
В середине сезоне 2000/01 Артета отправился в «Париж Сен-Жермен» на правах аренды сроком на 18 месяцев с возможностью выкупа в конце сезона. Серра Феррер, который лично наблюдал за его прогрессом в La Masia, не нашел ему места в основной команде.
«Артета был игроком, который обладал личностью и имел нужные способности, чтобы быть игроком «Барселоны», но на тот момент было четыре или пять игроков, которые могли играть на любой позиции в полузащите», — рассказывает Серра Феррер The Athletic. «Он прекрасно понимал концепции и стиль. Он не был экстремально физически развитым, но обладал футбольным интеллектом и умением контролировать мяч и ждать правильной передачи».
«Ван Гал думал, что он еще молод, а Хави сделал прыжок в первую команду, но даже ему потребовалось время. Микель первый заговорил с клубом, дав понять, что если он не пробьется в первую команду, то предпочтёт уйти».
За полтора сезона в Париже он стал игроком звездной команды под руководством Луиса Фернандеса. Ему только исполнилось 18, а он уже делил раздевалку с такими футболистами, как Маурисио Почеттино, Габриэль Хайнце, Джей Джей Окоча и Николя Анелька. А летом 2001 года «ПСЖ» осыпал свою команду еще большей звездной пылью: к команде присоединился Роналдиньо из бразильского «Гремио».
«Я общался с ним несколько дней назад», — делится Фернандес, которого Артета назвал своим самым влиятельным менеджером, учитывая сложность момента в его карьере. «Он не разговаривал по-французки, но в команде был Кристобаль, был Почеттино, я — испанский тренер. В составе «ПСЖ» было много испаноговорящих. Тем не менее, он быстро выучил французский».
В «ПСЖ» он получил роль плеймейкера, которую он жаждал на «Камп Ноу», но так и не дождался. Несмотря на то, что был самым молодым в составе команды, Фернандеса не смущала такая ответственность. «Я был в клубе, где тренеру необходимо было создать команду, в которой игроки хорошо ладили друг с другом, хотели играть вместе, находились в хорошем настроение. У команды был свой стиль, они всегда оправдывали мои ожидания в отношении схемы и организации. Мы поспособствовали их развитию и росту, как игроков, поэтому я счастлив, что смог помочь Микелю и другим молодым футболистам».
Блеск Хави и Иньесты уменьшил шансы Артеты в «Барселоне». Они продолжали быть частью определяющей эпоху полузащиты, наряду с Серхио Бускетсом, но мог ли Артета остаться, а не уезжать в Париж, если бы не было такой сильной конкуренции?
Возможно, это просто тот случай, когда он родился самую конкурентную эпоху из всех – как Энди Маррей в мире тенниса. Наслаждаться карьерой Артеты – немалый подвиг, но теперь, в своей управленческой карьере, Серра Феррер надеется, что сможет осуществить мечту «Барселоны», которую он так и не смог воплотить, будучи игроком.
«Мне нравится наблюдать за его командой [«Арсеналом»] и за тем, как он ведет себя как лидер. Это отражение того, каким он был молодым игроком в «Барселоне». Он уверен в себе и способен передать свои идеи об игре. Если повезет, я надеюсь увидеть его здесь снова, тренирующий первую команду».
Статья на The Athletic здесь.
Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS