Подписание Месси или Кейна требует большего, чем просто заплатить деньги за трансфер
Как заключаются мега-сделки?
Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS
Есть сделки, а есть мега-сделки. Переход Лионеля Месси в «Интер Майами» стал мегасделкой. Такой трансфер демонстрирует, как много значит такое подписание.
Месси заключил соглашение о проценте прибыли с Apple TV согласно которому он будет получать часть доходов от новых пользователей платформы MLS Season Pass. С этим пришлось согласиться.
36-летний футболист также получит долю в капитале «Интер Майами», которая будет активирована после завершения его карьеры в клубе. Кроме того, он получит компенсацию от Adidas (давнего спонсора аргентинца и производителя экипировки для всех 29 клубов MLS) и Fanatics – еще одна часть сделки, которую необходимо было согласовать до подписания контракта.
По итогу несмотря на то, что Месси покинул «Париж Сен-Жермен» в качестве свободного агента, переход в Майами занял несколько месяцев переговоров, прежде чем американский клуб добился перехода. Такова история мега-сделок.
Крупные трансферы уже не сводятся лишь к согласованию зарплаты и гонорара: необходимо учитывать множество других коммерческих аспектов и иметь на руках рычаги влияния на игроков. По этой причине нередки случаи, когда личные условия согласовываются еще до подачи официального предложения. Однако достичь стадии, когда клуб-покупатель и игрок довольны условиями, стало гораздо сложнее.
Ян Эйр, бывший исполнительный директор «Ливерпуля», ныне работающий в клубе «Нэшвилл» MLS, поделился с The Athtelic тем, что необходимо сделать на ранних этапах сделок: «В «Ливерпуле» и здесь в [«Нэшвилле»] сначала мы бы провели много исследований и анализа данных о том, какая нагрузка окажет присутствие данного игрока с точки зрения зарплаты».
«Мы проводим большую работу, стараясь провести как можно больше сравнительных данных. Такой подход помогает быстрее приблизиться к рациональному обсуждению».
«Волнение от завершения сделки просто потрясающее. Поймать крупную рыбу – вот главная причина того, почему я этим занимаюсь».
До перехода Деклана Райса из «Вест Хэма» в «Арсенал» за £105 млн в июле Джек Грилиш был самым дорогим британским игроком Премьер-лиги, который обошелся «Манчестер Сити» в £100 млн в 2021 году. Бывший игрок «Астон Виллы» находился в поле зрения «Сити» некоторое время, но закрытие сделки было затрудненно более сложными нюансами, чем выполнение условия пункта выкупа.
В пятилетний контракт, который он подписал с «Виллой» в 2020 году, был включен пункт выкупа в размере £100 млн. Ключевым моментов было то, что она была конфиденциальной – юридический вопрос, относящийся именно к Великобритании – что сыграло в пользу команды из Мидлендса, поскольку они не хотели продавать игрока. Однако «Сити» предлагал всю сумму сразу, так что «Вилла» мало что могла сделать.
«Вилла» не отвечала на предложение «Сити» в течение пяти дней, хоть и приняла его. Кристиан Пурслоу, исполнительный директор «Виллы», использовал это время для того, чтобы убедить игрока остаться, предложив новый контракт и повышение зарплаты. Также клуб продемонстрировал ему свои амбиции, совершив ряд трансферов на вход: Эмилиано Буэндиа, Дэнни Ингс и Леон Бейли.
Срок действия пункта выкупа Грилиша истекал 7 августа – почти через неделю после того, как «Сити» отправил предложение в размере £100 млн. Считалось, если «Вилла» сможет потянуть время, то получит больше возможностей за столом переговоров.
Были проведены переговоры с другими клубами, в том числе с «Реалом», с целью вызвать дополнительный интерес и устроить аукцион, но представители Грилиша дали понять, что игрок хочет перейти только в «Сити». В итоге все стороны пришли к соглашению, отчасти благодаря крепким отношениям Грилиша с «Виллой».
«Когда пытаешься подписать топ-игроков, всегда есть присутствие несколько заинтересованных клубов, в этом и заключается разница. Два или три клуба, которые пытаются заключить одну и ту же сделку. Это не значит, что только «Ливерпуль» ведет переговоры с агентом. На топ уровне у агента и игрока гораздо больше рычагов влияния», - делится Эйр.
Лес Рид, бывший вице-председатель совета директоров «Саутгемптона», участвовал в переговорах по продаже Вирджила ван Дейка в «Ливерпуль» в январе 2018 года, хотя сага началась несколькими месяцами ранее.
Во время летнего трансферного окна 2017 года «Ливерпуль» проявил свой интерес к Ван Дейку, причем далеко не без ухищрения. Тогда «Саутгемптон» заявил, что подаст жалобу на «Ливерпуль» в Премьер-лигу за их манеру поведения.
«Ливерпуль» следом опубликовал заявление, в котором извинился перед владельцем, советом директором и болельщикам «Саутгемптона» за «недоразумение» и сообщил о «прекращении всякого интереса к игроку». Но в январе 2018 года Ван Дейк перешел в «Ливерпуль» за £75 млн – на £25 млн больше, чем рассчитывал «Ливерпуль» заплатить семью месяцами ранее, что стало рекордным подписанием защитника.
«В действительности, «Ливерпуль» не делал предложений [летом]. Были устные переговоры о том, что мы готовы заплатить £50 млн».
После того как сумма в £75 млн была согласована «Саутгемптому» предстояло договориться о структуре выплат и возможных бонусов в случае выполнения определенных условий, связанных с результатами. «Обычно сумма выплачивается равными частями в течение трех лет. Как правило, это нравится финансовым директорам, поскольку это гарантирует доход в бухгалтерском учете. Иногда клуб, который продает, настаивает на большем первоначальном взносе, а затем на меньших выплатах во второй и третий год. Моя позиция – сохранение простоты трансферных соглашений, чтобы все знали, что к чему. Но есть клубы, которые любят включать в них всевозможные детали, и соответственно о них приходится договариваться».
Когда сделка близится к завершению, особенно, если речь о большой сумме, агент или игрок поручают юристу изучить контракт. Как правильно, в агентствах есть штатные юристы, но не всегда.
«Клубы всегда предоставляют всю необходимую документацию», - рассказывает The Athletic Дэниел Ги, партнер спортивной группы юридической фирмы Sheridans.
На данной стадии Дэниел должен убедится в том, что игрок обо всем осведомлен и знает, что подписывает. Обычно в самых крупных трансферах с участием лучших игроков в договор включаются многочисленные пункты и коммерческие соглашения.
«Агенты любят включать многое, требуя больше денег за выход на поле и бонусы за голы», - добавляет Рид.
Существует стандартный контракт, который подписывают все игроки Премьер-лиги при переходе в ту или иную команду, однако большинство агентов и юристов обращаются именно к так называемому «второму приложению». Именно там изложены все дополнительные пункты, такие как бонусы за голы.
«Необходимо учитывать множество коммерческих элементов. Трудовые контракты становятся все более детальными, особенно в топ-клубах, где некоторые приложения к основному соглашению могут занимать 30, 40, 50 страниц. Там фигурируют пункт выкупа, вся информация о бонусах, а также соглашения об имиджевых правах, которые порой могут быть стать отдельным предметом переговоров».
«В некоторых крупных сделках речь может идти о том, кто платит агенту, кто платит налог на те или иные обязательства, а также о том, в течение какого времени будет выплачена сумма перехода. Именно на этом моменте процветает весь юридический жаргон, который важен для меня, но может показаться не самым важным для агента, пока ему не объяснят, почему важно обратить на это внимание».
Одним из нюансов сделки – бонусы за попадание в состав, которые увеличат зарплату, если игрок сыграет определенное количество матчей. Однако один клуб может по-своему трактовать данный бонус, например, как минуты на поле или выход в стартовом составе.
Один из агентов на правах анонимности рассказал, что одна из команд Премьер-лиги пыталась договориться о том, что бонус за выход на поле игрока активизировался бы только в случае выхода на поле до 60-й минуты. Однако посредник привел данные о том, что большинство замен происходят после 60-й минуты, настаивая на несправедливость, если бы это стало ориентиром, по которому оценивают его клиента.
«В «Ливерпуле» нам нравились бонусы за выход с первых минут и последующей победе в матче. Одно дело – выйти в стартовом составе, но, если ты проиграешь, это уже не имеет ценности для клуба», - рассказывает Айр.
Еще один важных элемент, особенно при заключении крупных сделок, - имиджевые права.
«Раньше это было формальностью, но теперь некоторые топ-клубы имеют довольно тонкие взгляды на том, как будет использоваться имидж игрока, через каких партнеров и в течение какого времени», - говорит Дэниел Ги.
Имиджевые права подразумевают имя игрока, его номер на футболке, автограф, голос, а также его имя и фамилию в социальных сетях. В большинстве случает игроки сотрудничают с компаниями по продаже имиджевых правах, при этом деньги, заработанные на имиджевых правах, не включаются в их основной контракт с клубом-покупателем.
«В «Ливерпуле» у нас был человек, который отслеживал все случаи использования изображения игрока в социальных сетях, когда было упомянуто его имя, сколько раз он появлялся в рекламе и т.д.», - объясняет Айр. «Мы были убеждены, что с такой системой мы будет иметь возможность подготовить отчет, в котором говорилось бы, в течение сезона такой-то игрок 700 раз упоминался в различных СМИ и статьях, снялся в таком-то количестве или посетил такое-то количество коммерческих мероприятий. Так мы могли отслеживать, за что платим деньги касательно имиджевых прав».
Помимо переговоров о личных условиях с игроком, клуб, в особенности если речь идет о зарубежном подписании, обязан помочь найти игроку жилье и удовлетворить его потребности, например, найти школу для детей. В клубах Премьер-лиги есть штаб сотрудников, которые готовы оформить переход игрока в новый клуб как можно проще. К каждому игроку обеспечивается одинаковый уровень заботы, но в случае топ-приобретений они готовы пойти на дополнительные меры.
Они могут сказать: «Это наша суперзвезда, поэтому его надо заселить в хороший отель», - рассказал The Athletic один из сотрудников отдела по работе с игроками на правах анонимности.
«Вся философия заключается в том, что ты просто хочешь, чтобы игрок пришел как можно быстрее и как можно меньше получил неудобств, кроме тренировок и игр», - говорит Айр.
При обмене столь крупными суммами денег неизбежно, что переговоры по любой сделке займут некоторое время. Личные условия – ключевой элемент в этой головоломке.
Сделки с Харри Кейном и Беллингемом, которые были заключены этим летом, показали, что искусство получить желаемого игрока – существует. Так же, как и сделка с Месси показало то, чего может добиться игрок, если у него есть достаточно рычагов влияния.
В таких сделках ставки высоки для всех сторон: игроки или их представили ведут борьбу за каждый доллар, а клубы отчаянно пытаются сохранить структуру заработной платы, соответствующую их бюджету.
Но обычно им приходится уступать. Никто не хочет упустить крупную рыбу.
Статья на The Athletic здесь.
Поддержи автора подпиской на новостной телеграм-канал The Athletic: https://t.me/TheAthleticS