Как ментальный коучинг помогает теннисистам управлять эмоциями
В основу поста легла свежая статья спортивного журналиста Тима Ньюкомба из "Sports Illustrated" и фрагмент из книги "Теннис: ментальная победа" бывшего теннисиста, спортивного психолога и тренера Аллена Фокса.
Не каждое очко в теннисе равновесомо. В футболе, баскетболе – на самом деле, в большинстве видов спорта – очки считаются простым сложением. В теннисе же приходится зарабатывать определенное количество очков в условиях серьезного психологического давления. Например, гейм пойнт. Сет пойнт. Матч пойнт. Чемпионшип пойнт. Выиграйте сет пойнт, и половина дела по взятию матча, считайте, у вас уже в кармане.
«Каждое такое очко может стать важным поворотным пунктом», - говорит Аллен Фокс (Прим. - известный американский спортивный психолог и тренер, в своё время выходивший в четвертьфинал Уимблдона, автор книги «Теннис: ментальная победа»). – Если бы то же самое происходило в баскетболе, то по прошествии каждых пяти минут вы бы говорили «А сейчас на кону десятиочковый бросок». Ух ты, это может круто изменить дело! В теннисе это состояние «Пан или пропал» усиливает давление на игрока, поэтому так важно быть ментально дисциплинированным в ответственные моменты матча, чтобы не упустить преимущество.
Аллен Фокс
Играя под таким давлением, в то время, когда вы находитесь на виртуальном острове своих мыслей, вы нуждаетесь, как в мощной физической, так и в ментальной закалке.
«Лучшие тренеры – все прекрасные психологи, - говорит Фокс. – Контроль эмоций их подопечных – большая часть их работы, поскольку игра - штука чрезвычайно стрессогенная. У игроков нет права на зевок, иначе можно провалить матч».
Поддержание игры высочайшего уровня требует психологической помощи. «Большую часть времени между розыгрышами игроки заняты тем, что сдерживают себя», - говорит Фокс. (С ним согласен спортивный психолог, заведующий лабораторией психологии Института медико-биологических проблем РАН Вадим Гущин в интервью СЭ: «К психологу должны обращаться спортсмены, которые хотят найти дополнительные резервы, когда все другие исчерпаны. Когда ты уже с максимальной скоростью бегаешь и бьешь по мячу. А главное, когда осознаешь свои проблемы, потому что находишься уже на достаточно высоком уровне. Помощи, как правило, просит сильный. А слабак, наоборот, пытается решить свои проблемы самостоятельно, убеждая себя в том, что он лучше всех»).
Джастин Гимельстоб, бывший профессиональный теннисист, ныне комментатор (Прим. и тренер Джона Изнера), считает, что вы должны быть ментально независимы, чтобы концентрироваться в достаточной степени на самых важных аспектах матча, в этом – главные слагаемые успеха.
«Вы только и занимаетесь тем, что шлифуете навыки, мастерство и отрабатываете разные элементы, - говорит Джастин. – Набор навыков, который вам позволяет справиться с ситуацией в условиях высокого психологического давления, является показателем вашего реального мастерства, что и делает вас в конечном счете успешным спортсменом».
Аллен Фокс говорит, что управление стрессом помогает игрокам сохранять рассудочность: «Великие спортсмены – весьма необычные люди, они умеют крепко держать в узде свой пыл». Вместо того, чтобы позволять эмоциям возобладать над логикой, их логическая система подавляет эмоции. Там нет места для уныния или гнева. «Ни одна из обычных эмоций недопустима на корте, - говорит Фокс. – Эмоции должны быть целенаправленны. Великие игроки используют свои порывы, чтобы играть лучше».
Ключ к контролю на корте начинается вне его, за пределами стрессовой ситуации. Фокс говорит, что высококвалифицированные тренеры или спортивные психологи – больше креативщики, чем технологи – дают игрокам ключевые аксиомы для понимания того, что стресс делает с их логической системой. Фокс приводит в пример Роджера Федерера как одного из тех, кто на собственной шкуре познал эту темную власть: «В ранние годы (19 – 20 лет) он понял, что скверный характер и буйная голова не должны позволять эмоциям на корте бить через край, нужно искать на них управу. Надаль, по всей вероятности, усвоил это уже в 17. Иван Лендл понял это несколько позже и стал одним из великих».
(Пит Сампрас вспоминал в своей книге «Размышления чемпиона. Уроки теннисной жизни»: “Папа был человеком строгих правил. Я слышал, что легендарное самообладание Бьорна Борга выработалось вскоре после того, как его отец на несколько недель лишил сына ракетки, поскольку Бьорн слишком шумно вел себя на корте. Мой отец никогда не отнимал у меня ракетку, но я ощущал его неодобрение, да и недовольство Пита Фишера (первого тренера) тоже, когда переходил границы, и эти важные для меня люди четко и ясно доводили свое мнение до моего сознания”).
Джимми Коннорс и Бьорн Борг
Первое правило игрока, согласно Аллену Фоксу, который считает, что коучинг это 90% менталки и 10% техники, - это начинать розыгрыши без эмоциональной оглядки на счет. Холодный ум в «ноль эмоций» на этом этапе позволяет обстоятельствам не втянуть вас в себя. Если установка дана заранее, то контроль просто становится еще одним инструментом в арсенале игрока. Тем не менее, Фокс поощряет некое разумное исключение из этого правила, позволяющее игроку сжать свой победный кулак, закрепив тем самым психологическое преимущество.
«Итак, хорошо, когда вы: сдерживаете себя, контролируете психическую лабильность и стимулируете себя в критических ситуациях, - говорит Фокс. – Волнение дает вам короткий выброс адреналина и позволяет почувствовать себя хорошо на мгновение, что особенно полезно, когда вы приближаетесь к развязке сета и можете ощутить некоторую скованность». Большие спортсмены устраивают бурное ликование не потому, что потеряли самообладание, а потому что осознанно выбрали это решение после того, как позволили эмоциям блуждать в течение нескольких часов матча на разных уровнях их подвижной психической системы, что само по себе изнуряет больше, чем это нужно для дела.
Гимельстоб говорит, что у разных игроков разные приоритеты в том, как вести себя: играть на свободе, чтобы долго оставаться в матче или расслабиться, когда надо действовать агрессивно в решающие моменты. У всех игроков различные стили и тактики, но контроль должен оставаться целью. («Зрители далеко не всегда понимают замыслы игроков, не все могут распознать тактические ходы. Крис Эверт могла специально проиграть первый сет, чтобы победить во втором и третьем. Билли-Джин Кинг имела свои тактические ловушки, которые она по ходу матча так расставляла, что чувствовала себя охотником, проверяющим капканы на звериной тропе. Кинг умела создавать на корте ту игровую ситуацию, которая оказывалась неудобной для конкретной соперницы, загоняя несчастную на «тропу». При феноменальном таланте и глубоком теннисном мышлении она имела характер такой силы, что могла заставить себя играть в самый трудный момент по строгому тактическому плану. Нет ничего сложнее и важнее в теннисе, чем это умение. Мало достать и отбить мяч. Надо отбивать его в ту точку, которая будет наиболее неудобной для твоего соперника. Надо так всё рассчитать, чтобы на твой мяч или серию ударов соперник в конце концов ответил именно тем ударом, которого ты ждёшь, к которому ты готов, после которого ты уже можешь произвести атаку». Из книги Ольги Морозовой «Только теннис», 2000 г.).
Ментальные способности это больше вопрос выбора, чем тренировки, считает Фокс. После того, как решение принято, достичь цели становится довольно-таки легко.
Но давление никуда не девается. Независимо от того, как сильно вы хотите избавить свой ум от эмоций, стараясь не признавать, насколько важны некоторые очки, за которые нужно бороться. «О, боже, очко у меня в руках, - приводит примеры таких мыслей Фокс. – Я выиграю Уимблдон, если возьму следующее очко… Если вы думаете так, то вам кранты. Вы пытаетесь скользить по очкам, но это никогда по-настоящему не освободит ваш ум».
Вот, где Фокс одобряет техники, призванные смягчить стресс - он предлагает пристально сосредоточиться на том, что необходимо в ближайшие несколько секунд. «Вы не хотите раздувать из розыгрыша этого очка драму, - говорит Фокс. – Но, конечно, вы не можете избавиться от него, вы не можете себе приказать не думать, что на кону матч пойнт, потому что сейчас вы как раз и собираетесь думать об этом. Вы фокусируетесь на том, чтобы остановить себя».
Ум, по мнению исследователей, может обрабатывать крупным планом одну главную мысль в конкретный момент времени. Таким образом, концентрируясь на том, чтобы, например, подбросить мяч или подготовить удар, вы занимаете мозг полезной информацией.
«Тренер должен дать игроку некую другую пищу для размышления - вместо той навязчивой мысли, что в случае, если он смажет удар, он может потерять матч, - советует Фокс. – Надо думать о том, как сыграть так, чтобы попасть в цель». (“Победители – это те, кто знают, чего они хотят, а проигравшие – те, которые боятся того, что может случиться.. “ Скип Синглтон, профессиональный тренер, автор книги «Искусство игры в теннис»).
Все эти весомые по важности очки значительно обременяют ваш мозг. Эмоция, мощный инструмент, может формировать вашу стратегию. Но игроки, полностью владеющие собой, могут иметь другую панораму развития событий и соответственно иной результат.
Вот перечень основных ментальных теннисных идей/концепций по Аллену Фоксу:
• Теннис – чрезвычайно эмоциональная игра, и главная ее цель – научиться контролировать эмоции. Помните: ваши чувства управляют каждым очком. Фокус именно в том, чтобы максимизировать позитивную эмоцию перед каждым розыгрышем.
• Первостепенный вопрос для каждого игрока найти причину стресса: что победа и поражение значат для вас? (Фокс просит зарубить всех на носу, что теннис это всего лишь ИГРА, и ключевое слово здесь «наслаждение»).
• Стрессу также подвержены игроки, пытающиеся контролировать не поддающееся контролю. Победа в теннисном матче не находится полностью в вашей власти. Примите это.
• В теннисе вы можете сыграть почти идеальный матч и всё же проиграть его. Система подсчета очков «дьявольская», что делает некоторые моменты игры гораздо более важными, чем другие. Это нагнетает давление.
• Признайте тот факт, что матч предлагает много возможностей для победы, а не только одну единственную.
• Золотое Правило: никогда не делайте на корте то, что не помогает вам выигрывать. («Никогда не меняйте выигрышной тактики» и «Всегда изменяйте игру, если вы проигрываете» Билл Тильден).
• В матче «на тоненького» победу могут решить пара мячей. Кто из игроков в данный момент психологически более устойчив, тот и выиграет.
• В теннисе требуется отвага, чтобы держать удар и продолжать идти дальше. Будьте ментально непрошибаемы.
• Оптимизм – одно из ваших главных оружий на корте. Верьте в себя и выжимайте из себя всё, что вы умеете, до последнего. («Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя» Сухомлинский).
В посте использованы материалы:
фотоагентств Getty, AP.
Думаю, что Ольга Морозова знает, о чем говорит (Вполне допускаю, что подобная тактика против конкретной соперницы могла применяться). Тем более, что она играла с Крис Эверт в паре, то есть хорошо ее знала. Интересная деталь: в 1974 году Морозова в финале Ролан Гаррос проиграла Эверт, но с ней же взяла парный титул. В этом же сезоне Ольга дошла до финала Уимба, но опять обожглась на Эверт.
Вот еще интересная подробность из книжки Морозовой про Билли-Джин Кинг и ее психологическую подготовку к матчу (они были в очень хороших отношениях, и Кинг во многом помогала Ольге):
=Думаю, она первая в женском теннисе начала заниматься аутотренингом перед турниром. На мой вопрос, как она это делает, Билли-Джин отвечала: "Каждый день, не менее чем на тридцать минут, я закрываю глаза и мысленно представляю по очереди всех своих основных соперниц и все сложные ситуации, в которые они меня могут завести на турнире. И мысленно ищу, как я должна им ответить. Поэтому, начиная турнир, я почти избавлена от неожиданностей. Если против меня изобрели что-то новенькое, это становится пищей для обдумывания к следующему турниру”=.
На моей памяти откровенное проявление эмоций на корте на длинном отрезке матча помогало лишь одному топ игроку - это Фернандо Гонсалес. Из последних примеров: Гулбис, Янович, Фоньини, тот же Налбандян и т.д. и т.п. - всем больше мешало. Про женщин говорить излишне - истерики, неумение справляться с нервами стоили удачных карьер сотням.
Теннисисты постоянно разговаривают сами с собой. Ни в каком другом спорте вы не встретите подобного. Бейсболисты, игроки в гольф, футбольные вратари — все они периодически бормочут что-то себе под нос, но лишь теннисисты разговаривают сами с собой в полный голос, задавая вопросы и тут же отвечая на них. В разгар матча игрок похож на сумасшедшего, бредущего по многолюдной улице: он ругает сам себя, тут же огрызается в ответ, ни на минуту не прекращая оживленные дебаты в одиночку. Почему? Потому что теннис — игра одиночек. Только боксеры, пожалуй, могут понять, сколь одинок теннисист на корте, — но у боксеров есть хотя бы менеджер и помощник, который встречает его в углу ринга в перерыве между раундами. Да и соперник у боксера — вот он, рядом, ты можешь ударить его или огрызнуться.
Теннисист же стоит напротив своего противника, обменивается с ним ударами, но не в состоянии ни дотянуться до него, ни заговорить с ним или с кем-либо другим. Правила запрещают теннисисту, пока он на корте, разговаривать даже с тренером. Много говорят об одиночестве бегуна на дорожке, но бегун по крайней мере чувствует своих соперников, находящихся от него в считанных сантиметрах. Теннисист же как будто находится на необитаемом острове. Из всех игр, придуманных человечеством, теннис более всего напоминает одиночное заключение, во время которого, рассказывают, человек тоже неизбежно начинает беседовать сам с собой. Лично я заговариваю со своим вторым «я» уже во время послеобеденного душа. Сообщаю себе кучу всяких глупостей, в которые в конце концов начинаю верить: хоть я почти калека, смогу играть в Открытом чемпионате США, в 36 сумею победить противника, только вступившего в пору профессионального расцвета. За свою карьеру я выиграл 869 матчей — это пятый результат за всю историю тенниса. И во многих из них победу я одержал еще во время послеобеденного душа.=
(Из книги Андре Агасси "Откровенно. Автобиография". Эпизод в душе предшествовал эпохально-фантастической встрече на корте ЮСО (последнем турнире в карьере Андре) с 20-летним тогда Маркосом Багдатисом, 8-ой ракеткой мира).
В общем аналогий мало, но с моей точки зрения теннис в этом смысле вообще уникален.
=Ещё один полезный побочный эффект моих выступлений в старшей возрастной группе и перехода на новую технику (имеется в виду переход на одноручный бэкхенд), состоял в том, что я научился проигрывать (А проигрывал он всем подряд и длился этот период достаточно долго). Тот, кто хочет стать чемпионом, не должен думать о поражении – в этом я никогда не сомневался. Но я освоил и умение проигрывать так, чтобы не утратить уверенности в себе. Это очень пригодилось мне впоследствии, и не только в общей перспективе, но даже в конкретных встречах, когда на меня сильно давили. Страх поражения парализует игрока=.
Я вот думаю, не переживает ли Рафа сейчас похожую ломку (может быть, конечно, не такую кардинальную и не в прямой аналогии, но всё же значительную, особенно, если учитывать его возраст)? Ему тоже приходится менять привычную манеру игры на более агрессивную, учиться подходить раньше к мячу, у него новая ракетка…. Если он всё преодолеет (научившись проигрывать – ведь тут психология действительно меняется, а Рафа – большой чемпион), то, мне кажется, он вполне сможет выйти на новый уровень игры, как это в свое время удалось Питу.