Смерть рыцарства. Почему serve-and-volley больше не в моде
Wimbledon 2015 стал очень показательным турниром в плане подтверждения тенденций, существующих в современном теннисе. Новак Джокович и Серенa Вильямс доказали всем, что они являются безоговорочными лидерами современного тура; Федерер показал, что выиграть гранд-слэм ему будет очень тяжело; Маррей не устоял под грузом ожиданий своих соотечественников; Чилич, Нишикори, Димитров, Раонич пока не оправдывают выданных им авансов…А стиль serve-and-volley постепенно уходит в прошлое. Стоит объяснить, в чем же его особенность. Теннисисты этого стиля делают ставку на сильную подачу, после которой выходят к сетке, заканчивая розыгрыш ударом слета. Наиболее известными представителям можно назвать Стэфана Эдберга, Бориса Беккера, Пита Сампраса, Горана Иванишевича. Элементы этого стиля свойственны Роджеру Федереру. Из действующих игроков стоит отметить Сергея Стаховского, Фелисиано Лопеса и Жиля Мюллера. Все указанные теннисисты чем-то схожи между собой. Они высокие, довольно легкие для своего веса и любят атакующий теннис.
Игроков, исповедующих serve-and-volley, сейчас не так уж и много. Тем не менее, каждый их них является ярчайшей личностью и любимцем публики. С чем это связано? Эти теннисисты из каждого своего матча устраивают шоу. Нестандартная, быстрая манера игры, сумасшедшие удары с лета и невероятная реакция – это все про них. Они яркие, запоминающиеся и за это их любит публика на любых кортах мира. По правде, матчи того же Стаховского или Лопеса смотреть часто интересней, чем академичный обмен ударами в играх Джоковича и Маррея. Первые заставляют затаить дыхание и поверить в чудо, вторые же демонстрируют высочайший класс, но не вызывают ярких эмоций. Стаховский, Лопес, Мюллер похожи на Средневековых рыцарей. Они также идут на соперника с открытым забралом. Оппоненты всегда знают, что будут делать эти теннисисты – подавать и идти к сетке при первой возможности. Однако часто ничего не могут сделать с сумасшедшим напором.
Напоминают наши герои рыцарей и в другом. Их предшественники Эдберг, Беккер, Сампрас были правителями своей эпохи. Однако сейчас время сменилось. И, как от красивых железных доспехов и меча было мало толку против огнестрельного оружия, так и от выходов к сетке мало толку против топ спинов современных игроков задней линии. Создается впечатление, что скоро serve-and-volley займет место в истории рядом с таким красивым, но бесполезным обмундированием рыцарей. Подтверждает такой грустный вывод прошедший Wimbledon 2015. Еще одним свидетельством может быть эта картинка, которая показывает, как изменилось передвижение игроков на этом турнире с 1980 по 2014 года:
Попробуем разобраться в причинах таких изменений. Для игроков, которые предпочитают serve-and-volley, главный травяной турнир всегда был самым любимым. Трава по праву считается самым быстрым покрытием в современном теннисе. А значит, принять сильную подачу и обвести выходящего к сетке игрока крайне тяжело. Несмотря на такую особенность травяных кортов, в этом году игроки, исповедующие serve-and-volley, дружно провалились. Сергей Стаховский в драматичном матче уступил молодому сербу Борне Чоричу (6-4, 6-7, 2-6, 6-1, 7-9), Фелисиано Лопес не сумел пройти Николаза Басилашвили (5-7, 6-3, 3-6, 6-2, 4-6), а Жиль Мюллер уступил Ж. В. Тсонга (6-7, 7-6, 4-6, 6-3, 2-6). Из этих трех матчей лишь Ж. Мюллеру откровенно не повезло с соперником. Даже не в самой лучшей форме Жо-Уилфрид может доставить неприятности любому игроку в отдельно взятом матче. Каждый из наших героев не отступал от своего стиля. Украинец, испанец и люксембуржец подавали и мчались к сетке, нередко даже со второго мяча. В геймах на приеме они не мудрствовали лукаво – атакующий удар с форхенда или резанный с бэкхенда и выход к сетке. Результат мы уже описали выше.
С чем же связан такой провал? В первую очередь, с игрой соперников. Борну Чорича, не смотря на многочисленные авансы, пока тяжело назвать теннисистом экстра-класса – для этого у него маловато стабильности, опыта и физики. Николоз Басилашвили, хотя и проводит лучший сезон в карьере, также с неба звезд не хватает. Серба и грузина объединяет игровой стиль – оба они, не обладая мощной подачей, любят комбинационный теннис, который строится на контроле мяча. Оба обладают хорошей техникой, скоростью и виденьем корта. Борна Чорич по игровому стилю весьма напоминает Новака Джоковича – он почти также хорошо меняет направление ударов, достает многие удары соперника и старается заставить того много двигаться. Вместе с тем, его удары сложно назвать мощными – как и его титулованный земляк, он играет за счет вращения и хлесткости. Николоз Басилашвили чуть менее стабилен, но ударом как раз обладает – грузин любит «шальные» выстрелы навылет, которые и стали настоящей проблемой для Фелисиано Лопеса. Еще одной характерной чертой для обоих теннисистов является активная работа кистью при ударе, как справа, так и слева. За счет этого они добиваются хорошего контроля мяча, который и стал решающим фактором в играх против «сеточников». Кроме того Борна и Николоз неплохо принимают подачу оппонентов, особенно второй мяч. Все эти характеристики и складываются в неутешительную для представителей serve-and-volley картину.
Если посмотреть на цифры обоих противостояний, то указанные тенденции становятся очевидными. Сергей Стаховский выиграл лишь 25/59 мячей(42%) на своей второй подаче и 43/76(57%) у сетки. Эти две цифры, без сомнения, связанны. Украинский теннисист чувствует себя на задней линии менее уверенно, чем его сербский визави. Поэтому он старался идти к сетке даже в не самых выгодных для себя ситуациях – как то на второй подаче. Отсюда и не слишком высокий процент выигранных мячей у сетки. В эту же графу можно записать немало из 47 выигранных Чоричем навылет мячей. Многие из них он заработал, обведя бегущего к сетке украинца. Очень схожую статистику мы имеем и в противостоянии Лопес-Басилашвили. Первый выиграл те же 57% у сетки(30/53) и 52% процента на своей подаче. Конечно, можно сказать, что у Сергея и Фелисиано были не самые лучшие дни с точки зрения попадания первым мячом – 64 и 61%. Это совсем не то, что нужно теннисистам, которые стремятся закончить розыгрыш в два удара. Украинец и испанец очень часто были вынуждены играть не в свой теннис, оказываясь втянутыми в затяжные розыгрыши на задней линии. Преимуществом в которых, естественно, владели их оппоненты. Связано это с техническими особенностями наших героев – у обоих не слишком уверенный одноручный бекхенд, с которого они чаще всего отвечают резанными и редко атакуют. Работа ног также не является их козырем – Сергей и Фелисиано хорошо бегут к сетке, но, работая за задней линией, часто банально не успевают обработать мяч ногами. Причиной тому является их комплекция и стиль перемещения по корту. Эти теннисисты, благодаря своему росту, вынуждены двигаться большими шагами, которые не всегда позволяют идеально подойти к мячу.
Постепенное отмирание стиля serve-and-volley, свидетелями которого мы были в матчах Wimbledon 2015, видится логичным следствием развития тенниса в последнее время. В нем доминируют игроки, теннис которых заключается в игре на задней линии. Немало усилий к тому приложили Новак Джокович, Энди Маррей, Рафаэль Надаль. Именно их игра является ориентиром для подрастающего поколения. Даже игроки с агрессивной манерой, такие как Стэн Вавринка, Марин Чилич, Томаш Бердых, не слишком часто ходят к сетке, предпочитая мощный обмен ударами на задней линии. Единственным исключением тут является Роджер Федерер. Однако, как показал финал Wimbledon 2015, даже ему далеко не всегда по силам решить судьбу матча у сетки. Новак Джокович банально не пускал швейцарца вперед, навязывая ему борьбу на задней линии. Теннисисты, играющие в чистый serve-and-volley, становятся все более редким видом. Причиной тому видится тот факт, что игрок, который бежит к сетке, очень уязвим. В случае если он не успевает перекрыть сетку или играет недостаточно жестко перед выходом, его просто расстреливают. Современная техника, построенная на вращении и контроле мяча, позволяет это делать. Процесс увядания стиля serve-and-volley неминуем и абсолютно логичен… И нам остается лишь наслаждается уходящей красотой, которую нам дарят такие теннисисты как Стаховский, Лопес и другие.
Финал Уимблдона показал только то, что Федерер действительно стареет, но для этого вывода не надо было ждать финала Уимблдона. А еще он показал, что агрессивная игра может помочь выйти в финал Уимблдона в столь почтенном возрасте, даже пробив в полуфинале одну из лучших оборон современного тенниса.
Сейчас есть даже маленькие девочки (одну знаю точно), которые играют serve-and-volley. При слабой подаче. При небольшом росте.
Несмотря на это, бежит к сетке и благодаря феноменальной реакции и надёжной игре слёта набирает очки. Но, увы, её обводят.
Впрочем, если бы она играла исключительно на задней линии, то её бы непременно забивали рослые акселератки. Если на юниорском US Open её будут транслировать, то я обязательно брошу ссылку.