Игра не мальчика, но мужа. О выступлениях Энди Маррея в 2015
В преддверии главного для всего Туманного Альбиона теннисного турнира в году, мы поговорим о том, на кого будут молиться все подданные британской королевы в ближайшее время. Сезон 2014 для Энди Маррея получился переходным – он восстанавливался после травмы, пытался найти взаимопонимание со своим новым тренером Амели Моресмо. Было также заметно, что британец испытывает серьезные проблемы с верой в свои силы. Матчи первых кругов для него складывались довольно легко, он на классе проходил менее сильных соперников. В играх же против сильных оппонентов Энди начинал дрожать, смягчать удары и слишком откровенно ждать ошибок. Привело это к тому, что все своим матчи против Надаля, Федерера и Джоковича он проиграл, хотя в некоторых и сумел навязать борьбу. С другой стороны, британцу удалось закончить сезон на мажорной ноте – ему покорились турниры в Валенсии и Вене.
Намного лучше Энди заиграл в этом году. Он начал с места в карьер, уверенно пройдя путь до финала Australian Open 2015, где уступил все тому же Джоковичу. Стоит отметить, что серб потихоньку превращается в своего рода Немезиду для нашего героя. Доказательствами тому финал и полуфинал Мастерсов в Майами и Индиан-Уеллсе, где он вновь отправил Маррея паковать чемоданы.
Затем случилось событие, которое заставило Энди стать еще лучше. Он женился на своей многолетней подруге Ким Сирс. Казалось бы, это не должно было слишком повлиять на его игру. Однако с тех пор британец потерпел всего лишь одно поражение – в матче против Новака Джоковича на Ролан Гарросе(36 36 75 75 16). В той игре он показал феноменальный теннис, но не сумел настроиться на решающую партию. И именно полуфинальный марафон, по нашему мнению, стал одной из причин поражения серба в финале. На остальных же турнирах Энди Маррей был просто неподражаем (Римский Мастерс, с которого он снялся, не в счет). Конечно, можно сказать, что соревнования в Мюнхене и Лондоне не обладали слишком сильным составом участников. Но сама игра Маррея на этих турнирах была очень впечатляющей. Кроме того, был еще грунтовый Мастерс в Мадриде, где Энди играючи разобрался с Нишикори, Раоничем и, наконец, Надалем, не затратив более двух сетов. В целом, игра британца на последних турнирах оставляет очень мощное впечатление, чего за ним ранее не водилось. И перед Уимблдоном 2015 его можно рассматривать как одного из очень реальных претендентов на титул.
Давайте попробуем разобраться с причинами такого стремительного прогресса Энди в этом году. По нашему мнению, их можно разделить на две части: психологические и игровые. Важнейшую из первых мы уже, конечно же, называли. Примеры Джоковича и Федерера доказывают тот факт, что крепкая семья и надежный тыл – залог удачных выступлений. Стоит отметить, что Маррей никогда не отличался слишком уж сильным и устойчивым характеров. И именно в этом компоненте он прибавил после своей женитьбы. Ему очень важна поддержка, которую он получает с трибун от близких людей. Именно она позволяет ему играть раскованно и уверенно, что он и демонстрирует на данный момент. Еще одной важной чертой является психологическая сбалансированность – и тут скорее видно руку тренера. Энди не перестал ругать себя между розыгрышами и бормотать нехорошие слова. Однако теперь это нисколько не сказывается на его игре. Амели Моресмо нашла ключ к психологии британца. Ему не нужно быть хладнокровным и держать эмоции в себе или постоянно улыбаться, как некоторые его соперники. Ворчание Энди позволяет выплеснуть негативные эмоции и становиться своего рода мантрой, которой он приводит себя в порядок. Более ранний Маррей частенько накручивал себя до такой степени, когда он легко проигрывал важные геймы или даже сеты из-за своей уравновешенности. Сегодняшний себе такого не позволяет.
Что же изменилось в игре британского теннисиста? Маррей всегда был известен своим тягучим, тяжелым для оппонентов стилем. В самые лучшие для себя сезоны он выигрывал именно за счет того, что соперники не могли подобрать ключи к его железобетонной обороне и теряли терпение. При этом удары Энди никогда не были особо сильны – он брал скорее за счет точности и стабильности. Такой теннис очень энергозатратен и требует хорошей физической готовности. В прошлом сезоне Маррей столкнулся с проблемами, похожими на те, которые сейчас преследуют Надаля. Его организм оказался не готов к тому, чтоб восстановиться после повреждения и заиграть на прежнем уровне. Именно с этим был связан не слишком удачный сезон 2014. Хорошо проведенная предсезонная подготовка и обретенная психологическая уверенность изменили и рисунок игры британца. В первую очередь, стоит обратить внимание на месторасположение Маррея на корте. В прошлом сезоне он располагался очень глубоко за задней линией и играл глубокими ударами с сильным вращением. Такая тактика зачастую не позволяла ему вести игру и именно с этим связаны поражения от соперников с поставленной атакующей игрой. Особенно тут показательны два поражения от Димитрова, плоские и резкие удары которого становились для Энди откровением.
В этом сезоне Маррей располагается гораздо ближе к задней линии и старается больше играть навстречу мячу. Это значительно ускоряет игру и вместе с тем лишает соперников времени для подготовки следующего удара. Также стоит отметить тот факт, что британец стал смелее входить в корт после удачных ударов и использовать не только длину, но и ширину корта. Многие его комбинации заканчиваются косыми короткими ударами, нанести которые, находясь за кортом, практически невозможно. Также бросается в глаза тот факт, что Маррей стал гораздо сильнее пробивать по мячу, как с форхенда, так и с бекхенда. Раньше его игра строилась на силе ударов оппонентов – сам он больше закручивал мячи и раскладывал их по углам. Сейчас же британец начал добавлять силы в свои собственные удары. При этом тягучесть и стабильность все так же остаются верными помощниками британского теннисиста. Налаженная же атакующая игра сделала его еще более опасным и универсальным. Доказательством тому уверенно проведенный грунтовый сезон. Соперники Маррея были сильно удивлены, когда вместо ожидаемых длинных и вязких розыгрышей, получали хлесткие и сильные удары по углам.
Несколько изменился и подход к мячу. Ранее Энди, в основном, занимался челночным бегом вдоль задней линии. Находясь глубоко за кортом и передвигаясь из угла в угол, довольно затруднительно нанести сильный удар. Это связано с невозможностью перенести вес тела навстречу мячу и воспользоваться возникающей силой инерции. При таком стиле передвижения теннисист чаще всего оказывается сбоку от мяча в открытой стойке и играет за счет вращения и силы ударов оппонента. Наиболее характерным примером такой игры является Рафаэль Надаль. Как мы уже отмечали, на последних турнирах Энди располагается намного ближе к задней линии. При этом он старается подходить к мячу таким образом, чтоб иметь возможность «положить» вес в удар. Для этого британец чаще располагается перед мячом. Чтоб иметь возможность использовать этот прием, ему пришлось несколько изменить точку удара. Маррей теперь старается пробивать по только что отскочившему, восходящему мячу, тогда как ранее точка удара была на излете траектории.
Все вышесказанное не означает, однако, что Энди Маррей отрекся от своей излюбленной оборонной манеры игры и стал атакующим теннисистом. Его козырями все так же остаются стабильность и вязкость. Добавив к ним набор атакующих элементов, британец действует в духе пословицы «Лучшая оборона – это атака».