Брэд Гилберт: «Стэн Вавринка – идеальный шторм. Давид Феррер – абсолютный хардкор!»
Знаменитый теннисный специалист, человек, тренировавший в свое время таких звезд, как Андре Агасси, Энди Маррей и Энди Роддик, а ныне эксперт и комментатор ESPN, по просьбе издания Tennis Now поделился своими мыслями накануне стартующего в понедельник Уимблдона-2015.
- Какое влияние окажет поражение Новака Джоковича в финале РГ? Будет ли это эффект похмелья или же оно только сильнее замотивирует Новака на защиту титула на Уимблдоне?
- О-о, это серьезный вопрос из разряда «что, если». В серии мастерсов он доминировал абсолютно – в этом нет никаких сомнений. Но на мэйджорах его преимущество не было таким колоссальным, как на других турнирах. Но при той игре, которую сейчас показывает Новак, невозможно заподозрить, что в Лондоне он согласится стать вторым.
До самого последнего момента финала РГ, даже когда Стэн подавал на матч, я все думал: вот сейчас Джокер сделает брейк и разверне игру в другом направлении. И у него был брейк-пойнт в последнем гейме. Хочу быть честным: я был шокирован так же, как все остальные. Думаю, поворотный момент матча случился в начале второго сета. У него был сет и брейк-пойнт, но тут Стэн спас этот бп и впервые в матче крикнул « Allez!», и с этого момента полностью расслабился. И, честно говоря, сейчас мне не столько кажется, что Джокер проиграл, сколько – что Стэн выиграл. Надо отдать должное Стэну. Он играл невероятно. Он заслужил эту победу. Не то, чтобы у Новака был матч-пойнт, но он сбился с маршрута и проиграл кому-то, кто не чемпион.
- Парень за матч наколотил 60 виннеров…
- Это был идеальный шторм. Ты выходишь на корт против парня, который играет в умопомрачительный теннис, имеет преимущество по личным встречам 17-3, и ты, тем не менее, здесь для того, чтобы его победить! Клянусь – при счете 3:4 0:40 в четвертом сете я думал, что он точно сделает брейк и у нас будет пятый сет. Но тут Стэн выдал несколько ударов, реакция на которые могла быть только одна – да ты издеваешься, Стэн?! – и брейканул его в следующем гейме. Каждый раз, когда я думал – ну, вот сейчас Новак надавит, у Стэна находился ответ. Иногда все, что тебе остается, это отдать дань уважения оппоненту и двигаться дальше.
- Каковы перспективы Роджера Федерера на Уимблдоне? Способен он выиграть еще один шлем и на самом ли деле Уимблдон – самое подходящее для этого место?
- Ему почти 34. Он играет в изумительный теннис. Возможно, это кому-то покажется спорным, но на турнирах серии АТР он играет чуть лучше, потому что из-за трехсетового формата это чуть менее обременительно. И я не знаю, на каком мэйджоре у Феда наилучшие шансы на победу. Чаще всего все зависит от жеребьевки. Если бы вы задали мне этот вопрос год назад, я бы ответил - ЮСО был его лучшим шансом, потому что ему, скорее всего, не пришлось бы встретится с Джоковичем и Надалем.
- Но когда он прошел Монфиса, показалось, что у него появился импульс…
- Он никогда не проигрывал этому парню (Чиличу) до этого момента. Думаю, самое тяжелое для Роджера – это побить двух игроков Big Four подряд, без разницы, будет ли это четвертьфинал и полуфинал или полуфинал и финал. То есть хочу сказать – это трудный вопрос. Даже если бы в Париже он выиграл у Стэна, то вышел бы на Тсонга, и, даже постаравшись побить французского парня во Франции, попал бы в финале на Джоковича. Очень-очень тяжелый вопрос.
- Борис Беккер тут недавно заявил, что Джокович и Федерер недолюбливают друг друга. Потом сказал, что его слова исказили. Как думаете – мы придаем спорным комментариям значения больше того, что они заслуживают, или же напряженное профессиональное соперничество – типа Коннорс с Макинроем или Беккер с Агасси – часть спорта, в котором элитные спортсмены обречены на столкновения?
- Беккеру, возможно, хочется большей враждебности между топ-игроками из-за того, что они все классные ребята и между ними нет никаких терок. Нет каких-то стычек вне корта, которые ему, возможно, хотелось бы видеть. Может, он думает, что некая доля враждебности будет хороша для Джокера.
Буду честен: вся загвоздка в равновесии. Ты не можешь просто что-то такое выдумать, чтобы себя зажечь. Серена, возможно, демонстрирует больше эмоций, чем кто бы то ни было, а Фед – мало, так что все сугубо индивидуально. Беда в том, что сейчас все мгновенно становится достоянием твиттера. То есть не думаю, что, коли ребята не говорят друг о друге гадостей на пресс-конференциях, между ними не может быть жаркого и интенсивного соперничества. Беккер всего лишь пытается сделать все, что может, чтобы его игрок стал лучше. Иногда читаешь какое-то высказывание, но не знаешь его точного смысла, ибо не видишь полного контекста, не знаешь, как и почему это было сказано, так что я не могу дать вам какого-то окончательного ответа на вопрос.
- За последние несколько месяцев мы слышали, как величайшие чемпионы, такие, как Серена и Рафа, признавались, что они скованны и нервничают больше обычного. Вы, как тренер, как бы помогли игрокам справляться с этим?
- Все, что можно тут сделать, это разобраться в том, что и почему случилось, и постараться понять, что такого вы делали, чтобы быть впереди, и что вы не сделали, чтобы там быть. Если ситуация повторяется, значит тут действительно что-то неладно. Но такое случается с любым игроком в любом виде спорта.
- Вы когда-нибудь в своей тренерской деятельности пользовались услугами спортивных психологов?
- Нет, никогда. И никогда не говорил: «Если мы сегодня выиграем эти три сета, мы выиграем мэйджор». Я думал об игроке, о сопернике, взвешивал все «за» и «против», обдумывал все, что будет нужно попробовать сделать в этом матче. Каждый божий день тебе нужно искать пути и способы, чтобы выиграть три сета на ТБШ. Все должно быть как можно проще, сосредоточиться на конкретном матче и конкретном исполнении. Не бежать впереди паровоза, сфокурисоваться на данном матче – и только так можно расслабиться и избежать дополнительного прессинга, который и может привести к неожиданным поражениям.
- Мы уже когда-то обсуждали временные ограничения в правилах. Какие изменения в правилах с вашей точки зрения помогли бы теннису?
- Не подлежит никакому сомнению, что некоторые правила, ограничивающие затраты времени, должны присутствовать. Я тщательно слежу за тем, как некоторые ребята дают Рафе предупреждения за превышение времени. Я видел множество раз, как он это время превышал. И видел, как ему давали предупреждения абсолютно неожиданно, из ничего, в решающие моменты, когда он подавал на сет или матч. С моей точки зрения это полное дерьмо. Если ты настроен наказывать за затяжки времени, делай это с первого же очка игры. Простое решение. Есть правило, ограничивающее время. Если на корте играется затяжное ралли в 20 и больше ударов, ты не начинаешь отсчет времени до того момента, пока не озвучишь счет, что дает небольшой буфер. Вот что люди не осознают: нет никаких 20 секунд, если сыграно ралли в 3щ ударов, потому что зрители на трибунах не успокаиваются немедленно. Ты ждешь, пока толпа не успокоится, зрители не сядут на свои места, и только потом начинаешь отсчет.
Во-вторых, у нас должно быть право на тренерское вмешательство на корте. Оно должно быть разрешено на всех турнирах, и на шлемах, и на серии АТР. Думаю, для телевидения это здорово. На матчах НБА они ставят микрофоны, которые позволяют слышать, что говорят тренеры во время тайм-аутов, мы тоже должны сделать наши турниры более привлекательными для тех, кто смотрит по телевизору. Мы должны пробовать что-то разное, думаю, это будет хорошо для спорта.
- Когда вы смотрите на молодых ребят типа Нишикори, Раонича, Димитрова, на кого бы в поставили, если бы речь шла о прорыве и победе в ТБШ, скажем, в ближайшие два года?
- Для меня они все одаренные. Но проблема в том, что сейчас парни из числа топов потрясающе надежны и постоянны. И я начинаю думать, что следующими молодыми победителями ТБШ станут скорее Киргиос, Коккинакис, Чорич, Рублев, кто-то из этих еще более молодых ребят.
- То есть через поколение?
- Да. И станет ли кто-то из тех, кому сегодня еще нет 21 года, следующим Федерером или Надалем? Я не знаю.
- На РГ вы как-то рассказали классную байку. О том, как утром зашли в тренажерный зал и обнаружили Томаза Беллуччи, поднимавшего действительно большие веса. Вы еще подумали, что это его тренировка в день отдыха, а потом узнали, что так он готовился к своему матчу в тот самый день. А кто из игроков, кого вы видели в тренажерном зале, вызвал реакцию типа «вау, вот этот парень действительно крут!»
- Вот что я вам на это скажу: Давид Феррер настоящий зверь в тренажерке. В день игры этот парень работает с весами как бешеный зверь. Так что – Давид Феррер – абсолютный хардкор!
http://www.tennisnow.com/News/2015/June/TN-Interview-Gilbert-on-Federer-s-Challenge,-Sere.aspx
Пока, как поется в песенке, "у нас еще до старта" хоть и не 14 минут, а целых три дня, на Уиме все спокойны, улыбчивы, миролюбивы. Но буря грянет. Совсем скоро! И исчезнут безмятежные улыбки с лиц этих парней...
Бойцы вспоминают...
Если бы молодость знала...
Как там у горцев принято? "Должен остаться только один"? :)
На Уимблдоне с понедельника обещают жару. Не иначе, как Рафа захватил погоду с собой с Майорки.
Ферру: an absolute beast in gym!
=Как там у горцев принято? "Должен остаться только один"? :)= Ага. Им главное - голову не терять :)
Хорошее интервью. Брэда всегда очень интересно читать.
Вопрос с «вызовом тренера на корт» мне кажется не таким уж однозначным, как настаивает Брэд. Надо ли нам всем слышать эту «кухню» взаимоотношений наставника и его подопечного? Сомнительная «привлекательность». И пища для лишних инсинуаций. И судя по опыту wta – далеко не всегда приносит пользу.