7 мин.

Елена Ристич: «Говорить публично о благотворительности – почему ДА!?»

Просматривая новости о делах фонда Новака Джоковича, я не раз задавалась вопросом: насколько эффективно внесение пожертвований? Существует ли устойчивая система с отдачей? Или это разовые акции? Оказалось, что существует.

 

Так совместный проект Фонда с Центром интерактивной педагогики «Школы жизни», направленный на обучение детей в сельской местности, предусматривает не только добровольные вложения, но и объединение муниципалитетов, педагогов (учителей обучающих семинаров) и граждан. Такой подход не будет приучать людей к иждивенчеству, и каждый будет чувствовать свою долю ответственности в общем деле.

А на днях Елена Ристич, исполнительный директор NDF, в блоге Фонда написала пост, затрагивающий один из этических аспектов деятельности любой благотворительной организации – нужна ли милосердию публичная реклама?

Подождите, захотелось мне сразу прервать ход ее мыслей, если бы не было никакой информации о делах фонда, где бы я нашла ответ на свой вопрос?

Но все по порядку.

(Собственно сам пост. Перевод с английского мой).

 

Говорить публично о благотворительности – почему ДА!?

Осмысленно повлиять на чью-то жизнь - это абсолютная привилегия и честь. И я говорю вам это исходя из собственного опыта. Многие из нас думают, что далеко не каждый способен сделать нечто значимое, так как в нашем мире почти все измерения сводятся к $ $ $. В конце этого поста я покажу, как можно влиять на изменения без привлечения денежных знаков.

Вот то, что я думаю и призываю вас поделиться своим мнением:

Каждое утро я просыпаюсь и включаю компьютер, чтобы проверить, что происходит в моей стране и во всем мире. Я уверена, многие из вас начинают c того же.

Просматривая заголовки, я узнаю, что: «Число людей попало в перестрелку в стране Х», «Новая жертва серийного маньяка найдена убитой», «Вандалы громят школьный двор», «Господин Х купил новую Феррари», «Х носит часы/платье/сумку, которые стоят безумную сумму денег» и т.д.

Да, конечно, подобные новости вгоняют меня в негативное настроение. Там очень много крайностей. Кого-то застрелили, экономика в кризисе, люди бездомные и голодные, студенты не могут найти работу, кто-то чрезвычайно богат и ведет себя так, будто ему/ей нет дела до чьей-то бедности…и пока кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

Мы живем в жесткое время, пытаясь прорваться, но, мне кажется, у хороших новостей даже нет и шанса попасть к нам из-за количества дурных вестей, продвигаемых в топы новостных каналов. Это почти заставило нас поверить в то, что там нет ничего хорошего. Я знаю… вы знаете, что это не так. Я понимаю, что мы должны быть осведомлены об опасностях вокруг нас (убийства, прекращение производства, увольнения, кризис), но мы должны также знать, что есть много людей, которые  работают день и ночь, чтобы помочь другим бескорыстно. Каждый день кто-то делает что-то вдохновляюще хорошее. Разве вы не хотели бы знать об этом больше?

Из этой ситуации родилась новая тенденция. В некоторых странах говорить о благотворительной деятельности стало непринятым. Многие начали полагать, что мы не должны говорить об этом публично. Они говорят: «Если вы делаете это, то делайте от чистого сердца и конфиденциально. В противном случае вы делаете это ради своего PR».

Мы в Фонде Новака Джоковича (NDF) можем сказать вам, что думали то же самое много лет. Мы помогали детям получать доступ к качественным медицинским услугам  и образованию.

Мы помогали спортсменам, спортивным клубам, монастырям и городам, пострадавшим от наводнения. Мы сделали множество вещей, но не говорили о них публично. Интересно, сколько бы улыбок вызвали новости об этих делах, если бы только мы поделились ими с вами? Сколько людей вдохновилось бы сделать что-то подобное?

К сожалению, из-за того, что СМИ уделяют мало внимания благотворительной деятельности, люди склонны полагать, что это происходит по уважительной причине. Это не так! Скандалы, боль, секс, насилие продаются. Мы выучили этот урок.

Почему должно быть более нормальным раскрывать газету на новости о том, у кого сколько денег, кто чем владеет, кто куда направился отдыхать, чем о каком-то добром деле и помощи ближнему. Значит люди  - в порядке, когда говорят о наследстве и богатстве, но благотворительная деятельность почему-то для них становится сразу чем-то очень личным, о чем говорить не следует. Я действительно считаю, что это неверно. Всё должно быть в меру, конечно, но не говорить об этом вообще – слишком радикально, вы не находите?

Мы должны победить эту тенденцию. Если фонды милосердия могут говорить об этом, то и частные лица могут тоже. В конце концов, мы не должны ждать кого-то еще, чтобы что-то сделать. Каждый из нас может изменить ситуацию и говорить об этом, чтобы воодушевить других.

Если мы начнем требовать больше позитивных новостей, мы их получим. Если подобные события происходят в нашем обществе, мы будем читать о них. Если эти новости генерируют много кликов, привлекают много внимания – они будут первыми в нашей ленте новостей.

Это честная и открытая стратегия, которую нам по силам осуществить. Тогда благотворительная деятельность перестанет быть табу. Это будет нормальной вещью, происходящей вокруг нас.

Это станет чем-то, что определяет нас. Мы будем менее эгоистичными и более ориентированной командой. Мы будем влиять на настроение в обществе и сами просыпаться  с улыбками на лицах, читая о позитивных вещах.

Так следующим утром, когда вы будете просматривать новости, убедитесь, что  вы нашли новость о каком-то благом деле, о помощи другому человеку или даже целому сообществу. И пожалуйста, нажмите на эту новость, оставьте комментарий, поделитесь ею в вашем твиттере или ФБ. Пригласите как можно больше людей сделать то же самое. Давайте начнем наши дни с хороших, позитивных и вдохновляющих новостей

Помните, что мы всегда говорим в NDF?

DREAM BIG!

Это и есть моя большая мечта.  

 (оригинал статьи http://ndfblog.org/talking-publicly-about-the-charitable-giving-why-yes/ )

Откликаюсь на призыв Елены и «делюсь своим мнением» :

В принципе, в евангелиях на эту тему четко сказано (никакого открытия америки) : «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою» «чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». На мой взгляд, всё зависит от истинных намерений человека, вовлеченных в благотворительную деятельность: если для него подобный публичный акт - исключительно ради самопиара, то происходит подмена и вряд ли через такое «милосердие» он спасет свою душу, а если – действенное средство выразить свое сострадание, преображающее мир, то – почему же не поделиться своим опытом?

Несколько примеров. Герцогиня Йоркская напрямую помогает приютам (без привлечения рекламы), но и одновременно является добровольным послом Фонда Джоковича. То есть она сама берет на себя функцию СМИ.

 Самый скрытный в мире филантроп Чак Фини, основатель глобальной сети магазинов Duty Free, 15 лет молчал о своей благотворительной деятельности и только недавно раскрыл ее истинные масштабы. Человек жил по принципу: чем больше зарабатываешь, тем больше отдаешь. Университеты, больницы, научные центры, организации по борьбе со СПИДом, институты страхования, спорткомплексы в разных концах земного шара даже не подозревали кто пересылает им гигантские суммы, исчисляющиеся десятками миллионов долларов.  И теперь благодаря его книге «Миллиардер, которого не было» можно узнать удивительные подробности его жизни и его главное кредо: «Деньги это обязательства» и они должны идти на благие дела, когда вы еще полны сил, имеете связи и влияние…» По-моему, книга, подобная этой, и является той самой большой «позитивной новостью», о которой говорила Елена. А если бы филантроп продолжал и дальше запираться, уникальный опыт и пример для подражания так и остался бы недосягаемым.

И еще один контрастный пример из истории России. Толстой и Толстовцы со своей благотворительностью гремели на всю Россию и на весь мир (хотя реально мало кому чем помогли). А, например, священник Иоанн Кронштадский помогал людям намного больше (немалые суммы переводил в школы, больницы, монастыри, в другие конфессии) - но про это поначалу никто не знал (случай почти как с Чаком Фини). В Ясную Поляну к Толстому приходили по 10 человек в день, а принимал он в лучшем случае одного. А к Иоанну Кронштадскому приходило в день до 1000…И он каким-то образом на всех время находил: спал по четыре часа в сутки, ел на ходу…Но когда про щедрость священника прознало совсем уж много народу, ему пришлось нанять секретарей в помощь.

 

И в продолжение поста Ристич еще одна фотография: обратите внимание, кто штатный фотограф...Это жена спарринг-партнера Новака, Душана Вемича - Елена. Слова Ристич об ориентированной команде - не абстрактный звук...:)