6 мин.

8 лучших теннисистов прямо сейчас

У меня тут спор интересный с одним знакомым вышел. Спорили мы о раскладе сил в современном теннисе и спорили, по сути, о форме. Как следует рассматривать когорту лучших?

Мой знакомый утверждает, что делать это нужно «по горизонтали»: первую линию держат Джокович и Надаль, вторую - почти все остальные сильные, а затем неким слабейшим звеном из сильнейших идет Феррер.

Что ж, имеет право на жизнь, и, как бы ни импонировал мне теннис Давида, я готов признать, что Феррер, несмотря на его высокий рейтинг, действительно несколько выпадает из современного теннисного универсализма. Все-таки, как показывает практика и последний турнир в Индиан-Уэллсе в частности, на быстрых покрытиях шансов у него мало даже против какого-нибудь Андерсона. Вы только не подумайте: южноафриканец на этом Мастерсе показал очень приличный теннис, но 37-й номер говорит за себя и говорит он о том, что уж 4-й в мире должен его обыгрывать.

И все же. Пусть Феррер будет «замыкающим», но вот горизонтальное расположение мне уж точно не нравится. Не соответствует оно истине как-то. Современный мужской теннис - это скорее вертикаль. Он словно отражает в себе рейтинг, является его прямым выражением. И, если не случится каких-то экстраординарных вещей, то в конце года с большой долей вероятности все будет выглядеть примерно в таком порядке, как я опишу ниже.

Среди тех, кто сейчас наверху, первыми были лишь три человека. Но двое из них по разным причинам уступают третьему, причем пока уступают прилично. Конечно же, этот самый «третий», то есть первый, - Новак. Он безоговорочный лидер, он зачастую легко выигрывает те матчи, в которых у его прямых конкурентов возникают проблемы. Он победитель - по натуре и в данный момент. Он собрал в своей игре почти все лучшее от других, добавил своего и сделал из этого убийственный сплав.

Как показал Индиан-Уэллс, если Джоковичу и уступает, то совсем немного Рафа Надаль. Можно сколько угодно говорить о травме Федерера, но нельзя не признавать того, что возвращение грунтового короля уже получилось триумфальным. Игра с Роджером в четвертьфинале получилась для Рафы просто блестящей, и самое интересное – в одну калитку, чего он сам, как оказалось, не ожидал.

Мы, конечно, еще посмотрим, справится ли Джокович с Рафой в финале (а в том, что этот финал будет, я практически не сомневаюсь), но все же Надаль – пока первый среди отстающих (а может, все-таки догоняющих?). Здесь и его травма, и чуть меньший, чем у Ноле, универсализм в игре на разных покрытиях, и более разнообразный теннис Джоковича в целом. Впрочем, тут все тонко. Входит, например, Рафа в кураж, набирает форму – и привет, Сербия. Почему нет?

Третьим в своей вертикали сейчас я поставлю, пожалуй, Маррэя. «Этот рыжий» в своих лучших кондициях способен выигрывать «Шлемы», а главное – у него есть потенциал и даже, в отличие от того же Рафы, немного времени для того, чтобы использовать его как следует. Лично я вижу в Маррэе нового Джоковича, только еще более совершенного и непобедимого. Шотландцу до такого статуса, конечно, еще работать и работать, но только в том и дело, что именно пахать он умеет, как никто другой. И этой работой Энди уже не раз топил многочисленный скептицизм по поводу отсутствия у него таланта.

Если вы думаете, что я забыл про Роджера, то вы глубоко ошибаетесь. Во-первых – как о нем вообще можно забыть? Великие остаются с нами навсегда. А во-вторых, даже сейчас, когда подводит «физика», когда уже неизбежна травматичность, да и скорость не та – даже сейчас Федерер по-прежнему входит в «Большую четверку». Впрочем, этого названия для меня тоже не существует – опять-таки, из-за его линейности. Оно подразумевает примерно равную борьбу между этими четырьмя, а это совсем не так. Иначе у Джоковича на старте сезона не было бы нуля в столбике с поражениями.

С четверкой закончили. Остались еще четверо – из тех, кто регулярно проходит далеко и на что-то претендует: Бердых, Тсонга, Дель Потро и Феррер. Наверное, именно в таком порядке их и стоит располагать, но, напомню, – по вертикали, один за другим. По поводу испанца я уже высказывался. Он, конечно, хорош в своей лучшей форме, а Анна Дмитриева называет его ни много ни мало «маэстро», но возраст уже «не торт», да и на своем любимом грунте он тому же Надалю уступает вчистую, почти без борьбы.

Из оставшейся троицы первым мне видится Бердых. Прежде всего потому, что именно он среди них ближе всех к образцу. Как и Джокович, чех старается сочетать в своей игре и мощь, и атлетизм, и комбинационный стиль с интересными идеями и яростными, убийственными атаками. Плюс к тому, у Бердыха великолепная подача, которая в матчах с сильнейшими помогает ему бороться до последнего вздоха и не отпускать какого-нибудь Надаля уж слишком далеко по счету.

Жо-Уилфрид Тсонга – совсем другой теннисист. Его игра построена на животной, в каком-то смысле, агрессии, на эмоциях, на сумасшедшем давлении. Однако горячность француза, которую можно назвать и преимуществом, как мне кажется, его же и подводит. Теннис действительно больших достижений – это для холодных голов, как Федерер и Джокович. Впрочем, лично мне игра Тсонга нравится едва ли не больше всех в туре. Не может не импонировать, когда теннисист настолько получает кайф от процесса, что даже способен посмеяться над тем, насколько блестяще его только что обыграл соперник.

Самый загадочный для меня теннисист во всей этой неразберихе власти – Хуан Мартин Дель Потро. У аргентинца за время карьеры уже было столько взлетов и падений, что я даже запутался, на каком из этих этапов он сейчас. Результаты этого года вроде бы говорят о том, что Дельпо снова начинает карабкаться на вершину, но стоит вспомнить Australian Open, матч с Шарди – и уже как-то не хочется вовсе причислять его к лучшим. Думаю, нужно еще некоторое время, чтобы понять: победа в Роттердаме и полуфинал в Индиан-Уэллсе – это начало чего-то большого и красивого, или на том все и остановится?

Описанная мной вертикаль тенниса в чем-то ограничена, слишком определенна и уж точно не так ярка, каким был мужской теннис в начале 2000-х, что бы там ни говорили создатели рекламных роликов ATP. И тем не менее, в этой стройности тоже есть своя прелесть. Заключается она, прежде всего, в том, что да, сейчас все ясно и понятно – но если хоть кто-нибудь вносит сумятицу в ряды, сразу же рождается сенсация. В общем, мир, полный скучных ожиданий и громких неожиданностей.