7 мин.

Внутреннее дело

На турнире «Большого шлема» в среднем проходит 1000 матчей, которые надо тщательно распределить по времени проведения и по кортам. О том, как составляется расписание на US Open – в блоге «С миру по Нитке».

Почему-то получается так, что о расписании часто говорят наши российские игроки и зрители, хотя бы потому, что Николай Давыденко и Светлана Кузнецова являются очень редкими гостями на центральных кортах крупных турниров. Мне всегда было интересно, как это получается, кто принимает решения, как это вообще все технически осуществляется. Ответы на некоторые из этих вопросов я нашла в статье Джона Брэнча из New York Times (вы будете смеяться, но ссылку на эту статью в своем твиттере дал Джим Курье).

«Важнейшие матчи Открытого чемпионата США проводятся на голубом харде стадиона Артура Эша, но эпицентр всего турнира находится в спрятанной в недрах стадиона комнатке без окон, за дверью с надписью «Служебное помещение».

Это место, в котором происходит тонкий, запутанный процесс составления дневного расписания.

Стены покрыты 16-ю большими телевизионными экранами, показывающими последние события на турнире, матчи и, что самое важное – рабочий вариант расписания на следующий день. В центре комнаты находится чертежный стол с клавиатурой и мышкой, которые недоступны никому, кроме высшего руководства турнира.

Телевизионщики и должностные лица турнира ходят туда-сюда весь день. Они входят с просьбами, чтобы конкретный матч игрался на конкретном корте в конкретное время. И они уходят, зная, что окончательное решение примет директор турнира Джим Керли.

«Эти две недели я занимаюсь практически только этим вопросом», – говорит Керли. И это происходит каждый день, практически круглосуточно.

Задача состоит в том, чтобы удовлетворить всегда конфликтующие интересы игроков (которые говорят, в какое время предпочитают играть, еще до турнира), тренеров (у которых не один клиент, и они хотят, чтобы они играли в разное время), телевизионщиков (три в США и намного больше по всему миру, и они все надеются поднять свои рейтинги вовремя показанным матчем того или иного игрока) и покупателей билетов (которые хотят интересного тенниса всю дневную и вечернюю сессию).

В четверг популярный Рафаэль Надаль был поставлен играть свой пятничный матч против Николаса Кифера последним запуском на корте Артура Эша – прайм-тайм, по крайней мере, в США. Шотландец Энди Мюррей был поставлен третьим запуском на Эше – послеобеденная радость для фанатов в Британии.

Понятно, что участники матчей определяются сеткой, но именно Керли решает, на каком из 18 кортов Национального теннисного центра имени Билли Джин Кинг, и в какое время будет сыгран каждый из примерно 1000 матчей. Некоторые поединки начинаются в 11 часов утра, другие – затягиваются до полуночи. Если все идет хорошо, то примерно к 4 часам дня Керли и его команда по составлению расписания, включающая в себя судью соревнований Брайана Ерли и его ассистентку Кейт Кроссланд, выпускают расписание на следующий день. Это происходит тихо, но все этого ждут.

Игроки узнают, когда они играют одиночные, парные матчи, миксты, а это говорит им, когда есть, когда спать, и когда тренироваться. Телевизионщики могут рекламировать трансляции. Владельцы билетов могут составлять стратегию просмотра.

«Это настоящий Кубик Рубика, – говорит Керли, – Очень редко бывает, что все остаются полностью довольны».

В основе всего процесса лежит стремление к справедливости. Игроки должны получать, как минимум 12 часов отдыха между матчами, а еще лучше 16. Но, во-первых, погода может внести сумятицу в расписание, а, во-вторых, игроки, которые играют еще пары и миксты, снижают возможность маневра при составлении расписания.

«Это осложняет нам жизнь», – говорит Керли.

Каждый день в контрольной комнате, которая называется Zim Room в честь Джима Циммермана (Циммерман – судья на вышке финала 1997, супервайзер турнира, умерший в 2001 от рака мозга), в полдень проводится собрание, в котором участвуют представители АТР- и WTA-туров, CBS, ESPN, Tennis Channel и международных вещательных станций, и все они говорят о своих пожеланиях к расписанию на следующий день.

Потом они снова собираются уже в три часа дня, и составители расписания показывают им предварительные результаты работы.

«Мы всегда надеемся, что это будет недолгое собрание, просто чтобы одобрить расписание», – говорит Керли.

До прошлого года процесс создания расписания был низкотехнологичным. Имена прикреплялись к магнитной доске, где перемещались, как на больших демонстрационных шахматных досках. Одна из этих желтых досок осталась в комнате на память.

Сейчас все происходит по клику мышки, и комната сияет. Многие из жидкокристаллических мониторов висят в вертикальном положении, чтобы было лучше видно информацию. А на главном экране только два списка – «споры» и «конфликты».

Для демонстрации Керли и Кроссленд перемещают пятничные матчи, переносят их с одного корта на другой, с одного времени на другое. Расписание, которое окрашено в синий у мужчин и розовый у женщин, поменяет цвет на красный, если компьютер увидит проблему.

Первая причина – игроку запланировали парный матч перед одиночным – это нельзя. В других случаях компьютер указывает на слишком малый промежуток для отдыха, или же когда несколько игроков одного тренера играют одновременно.

По нажатию на команду «пары», компьютер покажет два матча, победители которых встретятся друг с другом в следующем круге. В идеале, такие матчи проводятся одновременно, чтобы игроки получали одинаковое время для отдыха.

Именно поэтому Ким Клийстерс играла свой матч против соотечественницы Кирстен Флипкенс в пятницу четвертым запуском на корте Луи Армстронга. Победитель этого поединка в воскресенье сыграет с победителем пары Винус Уильямс – Магдалена Рыбарикова, которые тоже начинали играть в пятницу в 7 вечера, но на корте Артура Эша.

Керли спокойно относится к критике – он понимал, что, по мнению публики, сестры Уильямс должны были бы в четверг сыграть свой парный матч либо на Эше, либо на Армстронге, но не на Грандстэнде – но решил избежать жалоб по поводу справедливости.

Процесс обычно легче, если все идет, как запланировано, пока сетка не примет управляемые размеры. Берете топ-игроков – Федерера, Надаля, Винус и Серену Уильямс – ставите их на лучшие корты и в лучшее время и заполняете оставшиеся места. Следуйте правилам. Обдумайте все жалобы. Напечатайте расписание. На следующий день повторите.

Но что делать, когда появляется кто-то, нарушающий план, как например, несеяная Мелани Удин, которая обыграла четвертую сеяную Елену Дементьеву в четверг на стадионе Артура Эша и сейчас стремительно становится любимицей публики?

В четверг днем Удин вызвала оживленный разговор в контрольной комнате. Проблема состояла в том, чтобы она смогла сыграть три парных матча (два в паре и один в миксте) перед ее следующим одиночным матчем в субботу. Официальные лица спрашивали, может ли один из них быть перенесен на воскресенье после ее одиночного матча. Это перестало быть проблемой, когда Удин и ее партнерша позже проиграли парный матч (в четверг вечером, а в пятницу она проиграла и в миксте).

Время приближается к семи вечера. Основная часть расписания на пятницу, где записано, как главные матчи распределены по основным пяти кортам, была опубликована несколько часов назад. Наконец, остаток расписания – расписание игр на более мелких кортах – тоже был оглашен.

А затем все внимание переключилось на субботу.

«Как только мы публикуем расписание, мы начинаем работать над новым. Но надо остановиться и посмотреть, что происходит. Пройдет ли Роддик дальше? Пройдет ли Шарапова?» – говорит Керли.

Да, Роддик и Шарапова под освещением на корте Артура Эша выиграли в четверг свои матчи. Они знают, с кем сыграют в следующем круге, но не знают, где и когда. Это решение немного более трудное».

Сейчас уже известно, что и Роддик и Шарапова играли следующие матчи на корте Артура Эша и проиграли. Тут произошло еще одно примечательное событие, связанное с расписанием – из-за долгого пятисетового поединка Роддика с Изнером матч Сафиной с Квитовой перенесли на корт Луи Армстронга. Это вызвало недовольство Динары, которая утверждает, что это чуть ли не одна из причин ее поражения – «С моей стороны я могу сказать, я первая ракетка мира, почему они переставили меня? Они нам просто сказали: «Вы переходите на Армстронга». Вот так. И я считаю, что это несправедливо». Квитова, напротив, заявила, что для нее это неважно: «Да мне все равно. Я не звезда, поэтому…».

Но организаторы утверждают, что здесь причина в той же самой справедливости – матч Робредо с Блэйком нельзя было откладывать, потому что победитель этого матча в следующем круге играет с Федерером, который закончил свой матч намного раньше. «Если бы мы не перенесли женский матч, то он начался бы в 10:30, и кто знает, во сколько закончили бы Робредо с Блэйком?». В принципе, здесь можно понять, что организаторы оказались в сложной ситуации – после матча Роддика с Изнером на центральном корте еще проводилось мероприятие в честь Панчо Гонсалеса. Понятно, что проводить два матча друг за другом времени не было. Но почему перенесли именно Сафину, а не Робредо с Блэйком, это уже вопрос.