Зверев развалился после финала Australian Open. Почему?
Из-за дисквалификации Янника Синнера проигравший ему в финале Australian Open Александр Зверев имел все шансы поддавить на итальянца в рейтинге и, возможно, даже стать первой ракеткой мира.
Но результаты у немца пока ужасные.

В феврале он решил поехать на турниры в Латинскую Америку и перед «Мастерсом» в Индиан-Уэллс сыграл в Буэнос-Айресе, Рио и Акапулько. Его успехи:
● В Аргентине – четвертьфинал, где он проиграл №28 в мире Франсиско Серундоло;
● В Бразилии – четвертьфинал, где он проиграл №86 в мире Франсиско Комесанье;
● В Мексике – второй круг, где он проиграл №83 в мире Лернеру Тьену.
После этого он приехал в Индиан-Уэллс и в первом же матче проиграл Тэллону Грикспору.
Впервые с февраля-2024 Зверев уезжает с турнира, не выиграв на нем ни матча. И впервые с того же отрезка он проиграл два матча подряд.
В целом на четырех последних турнирах у него поровну побед и поражений – 4:4. Для него это самый непродуктивный отрезок из четырех соревнований с весны 2019-го, когда он провалил вообще 6 турниров подряд.
Так что происходит с немцем?
Он отравился дважды за три недели
По его словам, у него было отравление в Буэнос-Айресе, а потом – в Акапулько, где проблемами с животом страдали вообще чуть ли не все топ-сеяные.
Физические проблемы, конечно, объясняют неудачи. Во-первых, когда ты ослаблен, играть на латиноамериканской влажной жаре особенно тяжело.
Во-вторых, такие эпизоды могут сильно выбивать из тренировочного ритма. А когда они происходят дважды за три недели, все вообще может порушиться.
Плюс, теннис Зверева строится на физической подготовке, на умении терпеть и не сбавлять обороты. Так что отравления ему совсем некстати.
Возможно, он порушил себе ритм сезона

У многих возникал вопрос – зачем Зверев вообще поехал на грунт в Буэнос-Айрес и Рио?
Александр объяснил логику. Он понимает, что его лучший шанс выиграть «Большой шлем» – «Ролан Гаррос». Поэтому он хотел получить максимум практики на грунте.
При этом в грунтовый сезон ему всегда втягиваться тяжело – он подметил, что всегда плохо играет на первых двух турнирах. Поэтому он решил в этом году сыграть в Южной Америке, чтобы как бы вывести эти два плохих турнира из организма.
Второе объяснение немного эзотерическое. Потому что первые два турнира на грунте он плохо проводит, скорее всего, из-за непростой смены покрытий. С харда на грунт многие игроки переходят долго и тяжело. Как турниры в Латинской Америке должны помочь Звереву с учетом того, что между ними и основным грунтовым сезоном расположены два двухнедельных «Мастерса» на харде, – большой вопрос.
Поэтому сейчас возможно, что Зверев себя и из хардового ритма выбил – и грунтовый не набрал.

Отзвуки поражения на Australian Open?
После финала в Мельбурне, где Зверев не то что не был близок к победе, но и даже близко к своей лучшей игре не подобрался, он был явно психологически разбит. Например, он на церемонии награждения он сквозь слезы сказал такую вещь:
«Хочу поблагодарить свою команду. Они старались все правильно делать, но я просто не тяну».
В целом лейтмотив того, что он недостаточно хорош, проскакивал у Зверева и в интервью. С учетом того, насколько много теннисистам дают уверенность в себе и безграничная, порой маниакальная, вера в свое всемогущество, слышать такое было странно.
Спустя какое-то время Зверев сказал, что он на самом деле не считает себя нетянущим и что говорить так было неправильно, но, возможно, ущерб уже был нанесен.
Потому что играет Зверев сейчас на уровне самого себя именно в периоды максимальной неуверенности в себе. В первую очередь это проявляется в том, что он боится рисковать и действовать агрессивно. А когда он не атакует, то из игрока элиты превращается в просто крепкого топа. Он становится максимально уязвимым.
На пресс-конференции после поражения в Индиан-Уэллс немца спросили:
– Результаты после Australian Open были не такими, которые мы привыкли от вас видеть. Насколько на вас влияют результаты того финала, а также разочарование и эмоции, которые вы после него продемонстрировали?
– Не знаю. Может быть, немножко. Я могу сидеть и искать оправдания, но сейчас я просто играю плохо. Все банально.
Я не показываю тот уровень, который хочу показывать. Я очень далек от уровня, на котором играл в Австралии. Да, может быть, это результат [поражения в финале] Australian Open. Но я просто разочарован своей игрой. Это самое важное, – ответил немец.

***
Как бы там ни было, о первой строчке рейтинга Зверев сейчас не думает вообще:
«Я постоянно ужасно играю. Так что мне нужно найти свою игру, прежде чем думать о первой строчке. Нужно выигрывать турниры, а я пока не могу пройти первый, второй круг. Сначала нужно с этим разобраться».
При этом шансы стать №1 до возвращения Синнера у Зверева еще сохраняются. До «Мастерса» в Риме, где Синнер вернется в тур, у итальянца сгорит 1600 очков – и останется 9770.
Зверев до тех пор потенциально может заработать 2400 – по тысяче за титулы на «Мастерсах» в Майами, Монте-Карло и Мадриде (3000 минус 600, которые сгорят за прошлый год). И если он выиграет все три этих турнира (или выиграет два, а на еще одно дойдет до финала), то он итальянца обойдет. Плюс он еще планирует играть на ATP 250 в Мюнхене, где тоже может заработать очки.
Но в целом такой сценарий выглядит очень маловероятным.
В теннисе появился оплачиваемый декрет. Это прорыв для мирового спорта
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Marcelo Endelli, Clive Brunskill
Автор правильно выделил вопрос уверенности, раньше Шурик не имел конкурентов в борьбе за титул главного нарцисса тура, со временем это стало выветриваться, особенно сильно ударила травма на РГ22 против Надаля, а теперь он пришел к тому что не верит в триумф на шлемах.
И это было по делу, на АО он играл на высоком для себя уровне, но так и не смог ничего поделать, даже если бы Синнер внезапно просел на тай-брейке второго сета, ничего бы не изменилось, просто вместо 3-0 было бы 3-1.
Мюнхен, вообще-то, стал ATP 500.
А еще Зверев хоть и не заявлен пока в Гамбург 500 до Рима, но может быть заявится еще или возьмет вайлкард — все же домашний турнир.