10 мин.

20 лет назад Сафин и Федерер провели рекордно длинный тай-брейк на итоговом. Хотя он должен был закончиться раньше

Один из лучших двухсетовых матчей в истории.

Итоговый турнир этого года уже позади: домашний титул в Турине забрал Янник Синнер. А ровно 20 лет назад в Хьюстоне вершилась кульминация ATP Finals-2004. На той неделе среди восьмерки похожим образом выделялся Роджер Федерер, но остановить его в полуфинале пытался Марат Сафин - пожалуй, единственный игрок, которому это было по силам. В результате они выдали достойную битву, где все решилось на историческом тай-брейке. И без драматичных моментов здесь, конечно, не обошлось.

Первый сет уверенно взял Федерер - 6:3. Он сделал брейк в самом начале, удивив соперника парой шикарных бэкхендов, и даже мог заканчивать партию разгромно, но позволил Сафину выиграть третий гейм на подаче. А уже совсем скоро расстановка сил поменялась: россиянин перетерпел натиск швейцарца на старте второй части матча и ушел в отрыв, бесстрашно атакуя на чужой подаче и заколачивая эйсы на своей. Тем не менее счет 1:4, 30:40 для Роджера быстро превратился в 4:4, 0:30 для Марата - и в конечном итоге оба теннисиста могли быть довольны тем, что добрались до решающего гейма. Где и началось самое интересное.

Оба играют бесстрашно, Федерер постоянно чуть впереди

Федерер сразу решил показать, почему его сезонный баланс тай-брейков гораздо лучше (20:5 против 24:26), и повел, выиграв размен на приеме. Сафин моментально очнулся и, подготовив выход к сетке мощным форхендом, довел очко до логического завершения в свою пользу. Потом соперники продолжили проводить перестрелки, по ходу которых буквально «убивали» мяч, словно не придавая значения важности каждого розыгрыша. Особенно впечатлял в этом плане россиянин, который вел борьбу с присущей ему эмоциональностью: то выбивал мяч на трибуны от досады из-за небольшого аута, то отчаянно бросал ракетку под мяч, летевший после неберущегося обводящего от противника. Судьи, казалось, едва успевали за таким темпом.

Судья матча Стив Ульрих

При счете 4:5 Марат отыграл мини-брейк с помощью блестящего приема слева, хотя отскок после крученой подачи Роджера был очень высоким и неудобным. А камера выхватила на трибунах мужчину, активно трясущего российским флагом. Федерер не смутился и тут же заработал первый матчбол идеальной атакой с форхенда. Форхенд же подвел его через пару мгновений: срыв и 6:6. И после смены сторон шанс перевести игру в решающий сет получает Сафин, но ему тоже не удается удар справа: сетка после обратного кросса. Игра становится чуть менее содержательной, теннисистам хватает одного-двух ударов.

При очередном равенстве - 9:9 - четвертый сеяный идет на новый штурм: плотно принимает подачу под заднюю линию, а затем двумя мощными форхендами под лево фавориту вынуждает его обороняться. Но Федерер показывает, что он в отличной форме, двумя резаными восстанавливая баланс в розыгрыше, и в итоге Сафин грубо ошибается, немного поторопившись в попытке обострить. Снова матчбол, уже третий. И здесь из тени выходят те действующие лица, которые должны были остаться незаметными.

Ошибка судей дает Сафину шанс

Конечно, это судьи, в те времена полагавшиеся исключительно на себя (Hawk-Eye в туре ввели в 2006-м). Из двух ударов россиянина сложными для них были оба, но вмешиваться они не стали ни после одного, ни после другого. И если подача, пролетевшая в нескольких метрах от арбитра на вышке Стива Ульриха, скорее всего, и правда зацепила краешек линии, то вот следующий удар однозначно оказался неточным. Однако повтор тогда был доступен лишь телезрителям. Сафину засчитали виннер, и встреча продолжилась, несмотря на недоумение Федерера и его команды.

«Я посмотрел на отметку и посчитал, что был аут, - комментировал Роджер на пресс-конференции. - Но мяч был очень близким, и я подумал: «Наверное, чуть-чуть зацепил линию». Иначе я бы взорвался».

Аут после удара Сафина при 9:10

Марат подарком судьбы, казалось, не воспользовался. При круглом счете он теперь уже бесспорно ошибся и помог сопернику заполучить первый матчбол на подаче. После чего получил подарок в виде неточного бэкхенда. У Роджера разладилась первая подача, что, впрочем, не помешало ему забрать 23-е очко тай-брейка. А дальше случился новый сюжетный поворот.

Федерер готов праздновать - но еще не время

Эпизод трехминутной давности будто бы повторяется: россиянин опять подает под бэкхенд во второй квадрат, опять получает ответ, с которого можно атаковать, и выбирает то же направление. Только теперь линейная фиксирует аут, и Сафин на секунду решает, что все кончено. «Очень спорный мяч», - признавался он потом. И заодно намекал, что протестовать не собирался: «Я далековато стоял, чтобы распознать, если честно. В совсем другой части корта. Там мог быть любой вариант».

На сей раз интригу спасает исключительно Ульрих. Он делает поправку: мяч в корте. Хотя Федерер первоначальным решением был более чем доволен. «Как мне сейчас сказали, мяч попал в линию. Я тоже так подумал и удивился, когда крикнули «аут», - признавался он впоследствии. - Но если бы судья не отреагировал, матч был бы завершен. Я не собирался уступать очко, в этот момент многое стояло на кону».

«Очень сложная ситуация для Федерера, но он очень хорошо ее принял. Высший класс», - говорит комментатор про швейцарца, на лице которого совсем недавно мелькнула улыбка, быстро сменившаяся серьезным выражением с тенью разочарования. А вот принять две следующих подачи друг друга оппонентам не по силам. Но при счете 13:13 Сафин завязывает розыгрыш, одним глубоким бэкхендом выбирается из защиты, а вторым выдавливает из Роджера ошибку. Снова улыбка - правда, отражает она теперь иные эмоции. У Марата первый сетбол на подаче. Увы, форхенд летит в коридор; однако то же происходит через несколько секунд на другой половине корта. 15:14, у россиянина новая возможность.

Роджеру незаметно дарят очко, а Марат не выдерживает напряжения первым

И Сафин старается за нее ухватиться. После сильного форхенда с середины корта он идет к сетке, но Федерер находит прекрасный обводящий слева. «Это был особый удар. Я просто попытался подставить ракетку под мяч, а потом увидел, что мяч летит идеально и должен попасть в корт. Он приземлился прямо перед линией. Кто знает, может, этот момент стал поворотным».

Марат справедливо видит в этом не только мастерство соперника, но и собственную недоработку. «Нужно очень хорошо готовить выход. Нельзя просто бежать, ожидая его промаха, - у него отличные обводящие с обеих сторон».

Итак, после 30 очков устанавливается равенство. А дальше Роджер невозмутимо кладет эйс. Но почему-то никто не замечает, что первая подача в квадрат не угодила. Это уже вторая результативная ошибка арбитров - на сей раз в пользу фаворита.

В итоге, вместо того чтобы заработать очередной сетбол, российский теннисист опять оказывается на грани поражения... и избегает его двумя уверенными розыгрышами на подаче. При 17:16 его отчаянные попытки решить судьбу сета предотвращает не сдающийся соперник вместе с сеткой, и Сафин смотрит на команду, как бы спрашивая: «Ну что еще я мог сделать?» При 17:18 уже Федерер немного не попадает рискованным ударом и расстраивается, а вот по-настоящему роковой момент наступает сразу после.

Смена сторон - и мяч в руках Марата. Он пробует сильно закрутить вторую подачу, но эта попытка оборачивается диким срывом. Всего вторую двойную в поединке точно не хотелось сделать в такой ситуации. А следом - аут с форхенда, и почти 27-минутный гейм заканчивается в пользу Роджера. Завершается, конечно, и матч - 6:3, 7:6(18).

Кстати, прямо перед двойной Сафин поменял ракетку. Но это не оправдание: «Я мог сделать то же самое и другой», - говорил проигравший, которого публика приветствовала стоячей овацией и полчаса не отпускала со стадиона без автографа.

Теннисисты повторили исторический рекорд. Его побьют только в 2022-м

С момента введения тай-брейка в 1970 году до 38 очков теннисисты прежде доходили лишь три раза. Так, в 1973-м Бьорн Борг со счетом 20:18 взял последний гейм матча с Премжитом Лаллом на «Уимблдоне», а 20 лет спустя то же удалось Горану Иванишевичу в поединке с Дэниэлом Нестором на US Open. В 1997-м хорват проделал аналогичный трюк в полуфинале Queen's Club против Грега Руседски. Таким образом, Сафин и Федерер повторили исторический рекорд, притом значимость их матча была однозначно выше, чем значимость трех вышеупомянутых.

Впоследствии рекорд все же побили, но произошло это только в 2022-м, когда Рейлли Опелка одолел Джона Изнера в полуфинале Далласа - 7:6(7), 7:6(22). Неудивительно, что достижение покорилось двум американцам, входящим в число лучших подающих современного тенниса.

Но вернемся к итоговому-2004. Сафин после полуфинала чувствовал то, что и должен чувствовать человек, только-только упустивший шесть сетболов. «Конечно, это всегда расстраивает. Но я, вероятно, слишком много рисковал, так как, когда на другой стороне Роджер Федерер, требуется что-то особенное. К сожалению, я занервничал - возможно, даже слишком сильно. Я должен был выжидать хороших возможностей, но торопился. А в остальном ни о чем не жалею.

Я наслаждался, но в то же время сильно на себя давил, потому что знал: если я выиграю этот тай-брейк, у меня будут огромные шансы в третьем сете. Такое было ощущение».

Федерер, который едва ли сомневался, что в воскресенье победит Ллейтона Хьюитта и защитит титул, был в восторге. «Я никогда не играл такой тай-брейк в матче, даже на тренировке. Было очень интересно, инициатива переходила туда-сюда. Каждое очко было важным, я отыгрывал сетболы, зарабатывал матчболы, не реализовывал их. И мы держали очень высокий уровень, не отдавали все эти очки просто так. Либо все решала мощная подача, либо завязывались хорошие розыгрыши. Конечно, тай-брейк получился особенным, но я считаю, что и весь матч вышел отличным».

А в конце швейцарца спросили, хотел ли он победить еще и потому, что соперник работает с его недавним тренером Петером Лундгреном. «Нет, ведь мы с Петером расстались по-хорошему, - отвечал №1 в мире. - Если бы разошлись по-другому, то сегодня я был бы очень счастлив. А так все в порядке».

Лундгрен и Сафин на Australian Open-2005

Между тем через каких-то два месяца дела лидера рейтинга уже были не в порядке. Федерер и Сафин встретились в полуфинале Australian Open, и в пяти сетах верх взял Марат, переломивший ход поединка на другом драматичном тай-брейке (в четвертом сете, где у Роджера был матчбол). Он усвоил урок из Хьюстона и не допустил повторения сценария. А спустя несколько дней взял свой последний титул на «Больших шлемах».