Прыжок матадора. Какой была первая великая победа в карьере Надаля
Вспоминаем легендарный финал Рима с Гильермо Корией.
В четверг о предстоящем завершении карьеры объявил Рафаэль Надаль – 22-кратный чемпион «Больших шлемов», 14-кратный покоритель «Ролан Гаррос» и просто легенда тенниса. Он стал частью легендарных противостояний (двух – в особенности), оформил ряд невероятных рекордов и, конечно, провел множество грандиозных матчей. Уже больше 20 лет прошло с той сенсационной победы над Роджером Федерером в Майами и почти 20 – с замечательного триумфа на Кубке Дэвиса, где юный Рафа сломил сопротивление Энди Роддика. Но годом прорыва стал 2005-й, когда Надаль сперва уступил Федереру в эпичном финале Miami Open, а чуть позже и одержал свою, пожалуй, первую поистине великую победу. Сегодня хочется вспомнить о решающем поединке «Мастерса» в Риме против Гильермо Кории, который некоторые считают лучшим грунтовым матчем в истории.
Стартовый мандраж – не помеха чемпиону
8 мая 2005-го. Гильермо Кория ждет в подтрибунном помещении опаздывающего соперника. Он в хорошем настроении, с улыбкой показывает на время представителю ATP. Еще бы: вчера аргентинец в двух сетах справился с Андре Агасси – который «каждый год, кажется, заканчивает с теннисом, но потом приезжает даже в лучшей форме и невероятно бегает», – тогда как Рафа Надаль едва одолел другого перспективного соотечественника Давида Феррера. У испанца за плечами 16 побед менее чем за месяц (одна – над самим Корией в финале Монте-Карло), поэтому сил на игру пятисетового формата может не остаться. Ведь закончились же они по ходу той встречи с Роджером в Ки-Бискейне.
В то же время Гильермо озадачен тем, как обыграть нового, сильно прибавившего Надаля. Пару лет назад в Монако он не испытал серьезных проблем, однако в апреле 2005-го тот взял реванш в четырех сетах – 6:3, 6:1, 0:6, 7:5. Теперь стоит действовать агрессивнее, не выпуская из рук инициативу.
Рафа как будто нервничает перед началом: забывает о совместном фото у сетки, срывает простые смэши на разминке. Мяч не слушается его. Может, с командой арбитра к старту матча все улетучится?
Но это не тот случай. В первых геймах игра выглядит не очень качественной – вопреки ожиданиям болельщиков. Один из них, кстати, нарушает спокойствие на трибунах уже в четвертом гейме, выкрикивая что-то в рупор, и тут же под покидает их в сопровождении полиции под всеобщий свист. Однако спонтанный перерыв мало отражается на теннисе. В такой нестабильной обстановке Волшебник, как его называют на родине, смотрится чуть увереннее и делает первый брейк – 3:2. А когда партия словно «уплывает» от Рафы, он вдруг возвращается. Пара обводящих, которые скоро станут его фирменным оружием, – и после восьмого гейма счет сравнивается. Динамика резко поменялась, и вот уже Надаль реализует сетбол коротким обратным кроссом с форхенда, который чудом задевает краешек линии. 2:4 превращается в 6:4 по щелчку пальцев.
Спектр эмоций
В Риме облачный день, иногда ощущается ветерок, который, однако не мешает теннису. Публика, заполнившая 10-тысячный главный стадион «Форо Италико», явно не рассчитывает, что он усилится. Им нужен ураган разве что на корте.
И второй сет наверняка радует зрителей. Кория начинает оправдывать свое прозвище магическими укороченными, которые приносят ему дивиденды в третьем гейме: сперва он находит гениальный дропшот при счете 15:15, потом – на брейк-пойнте, где резко обрывает контратаку Надаля одним тонким касанием. Рафа продолжает бороться и быстро ликвидирует брейк, но соперник вцепляется в него в седьмом гейме. При счете «ровно» мяч удобно летит под бэкхенд испанцу, но до корта вдруг доносится отчетливый звук сирены. Помешал этот звук Надалю или нет, знает только он, однако удар получается слишком мягким и Кория обводит соперника. А еще через несколько мгновений тот обидно ошибается с лета – и теряет гейм.
Тот гейм предопределил исход второго сета: Гильермо без труда доводит его до победы со счетом 6:3. Но третий начинает на удивление слабо. Рафаэль же проявляет чудеса реакции и берет чужую подачу. В итоге он захватывает матч под полный контроль – и однажды переигрывает противника даже с порванной струной. Первые четыре гейма складываются в пользу одного человека, другой же сорит ошибками: 13 невынужденных к концу добытого с трудом пятого гейма говорят сами за себя. Размены сводятся к паре-тройке ударов, а фанаты в форме футбольной сборной Аргентины начинают волноваться – как и жена Кории Карла, которую камера выхватывает на трибунах чаще всего, наряду с опытным тренером Хосе Перласом. Какие бы противоядия для Надаля ни находил авторитетный испанский специалист, когда-то приводивший к титулам «Ролан Гаррос» Карлоса Мойю и Альберта Косту, сейчас они не работают.
К концу сета житель городка Венадо-Туэрто, чье название звучит так странно для уха испаноязычного человека (главное – не подумать, что выведенная на флаге болельщиков надпись «одноглазый олень» обращена к их кумиру), постепенно оживает и немного сокращает отставание. Но при счете 5:3 Надаль отчаянно хватается за гейм на приеме, как будто для него жизненно необходимо закончить партию прямо сейчас. И судья Ларс Графф 11 раз фиксирует счет «ровно». А Кория испытывает весь спектр эмоций: от разочарования из-за присужденного сопернику спорного очка до легкой боязни получить травму в момент собственного падения, от радости с долей иронии после того, как соперник сыграл ему прямо на ракетку, до негодования от двух крайне везучих попаданий того в трос. Отрицательные эмоции в конце концов превалируют: форхенд на очередном сетболе летит в огромный аут, и с другой стороны корта слышится знаменитый «¡Vamos!».
Футбольная атмосфера
1:2 по сетам – точно не повод сдаваться. Тем более в перерыве Гильермо может заметить хороший сигнал: его 18-летний оппонент вызывает физио. Ему заново перематывают указательный палец левой руки, уже посиневший после пореза. В первых геймах четвертой партии испанец беспокойно смотрит на ладонь, усыпанную мозолями. Он выпадает из игры и к тому же кажется немного уставшим, поэтому Кория активно подключает любимые укороченные. А по ходу третьего гейма, уже уступая 0:2, 0:15, Рафа сигнализирует, что помощь нужна ему снова, и направляется к скамейке.
Он возвращается на корт с замотанной до запястья ладонью и вдруг начинает играть с удвоенной энергией. Аргентинец успевает очнуться лишь при счете 2:2 – и забавно празднует очередной реализованный брейк-пойнт. Порой он выглядит... нет, не как шоумен: он не развлекает публику подобно Гаэлю Монфису или Яннику Ноа – напротив, он даже вступает с ней в конфронтацию (но на чистых эмоциях, а не с целью попасть в заголовки). Он скорее напоминает этакого «дядьку», который вышел показать мальчишке, как когда-то умел играть в теннис, и после выигранных очков показывает: «Видел, что я еще могу?» Мальчишка же постоянно сердится, если не может переиграть «старика». Вот только потом Гильермо вспоминает, что этот хмурый «мальчуган с больным пальчиком» – его главный соперник, который попросту относится к каждому шансу как к последнему, и его способность превозмогать боль в посиневшем пальце говорит лишь о мужестве. Да и сам Кория, впрочем, никакой не «дядька», пусть даже имеет больше опыта, чем его визави. Ему всего 23, и он переживает лучший период карьеры. Поэтому в иные моменты он, снова активируя режим воина, заводится и кричит «¡olé!».
Именно такой возглас слышен после непринятой Надалем подачи в десятом гейме, которая переводит матч в решающий сет. Теннисисты уже почти четыре часа на корте: за это время в Риме успело похолодать, и на город понемногу спускаются сумерки. Но утеплившиеся аргентинские фанаты никуда не уходят (наравне со всеми остальными) и задорно распевают песни, привнося атмосферу футбольного матча – или Кубка Дэвиса, как говорил потом сам Рафа.
Тем временем он снова прибегает к медпомощи из-за пальца. Но сомнения вызывает и физическое состояние в целом. Хватит ли энергии на пятый сет, в который соперник вступает на эмоциональном подъеме?
В стартовых геймах ответ будто бы очевиден и неутешителен: Надаль дважды упускает подачу и однажды даже срывает злость на мяче, прилетевшем обратно с другой половины корта после неудачной первой. Зрители свистят; они на стороне соперника, и группа испанских энтузиастов не способна их заглушить.
«Он посмотрел на свою команду со словами: «Я больше не могу». Мы играли уже более четырех часов. «Это мой матч», – сказал я себе при счете 3:0», – вспоминал Кория в 2020-м.
Тем не менее, как это часто бывает в теннисе, все переворачивается с ног на голову в одно мгновение. 3:0, 30:0 у Кории, Надаль изнурен и промахивается из выигрышных позиций – шансов вроде бы немного. Однако Рафа, похоже, решает не допустить повторения Майами и приводит себя в чувства отчаянными форхендами. Люди это замечают. Стадион встает на сторону европейца, и он запускает камбэк блестящим дропшотом в концовке долгого размена в четвертом гейме – 1:3. Даже филигранный удар Кории слева по восходящему мячу, наводящий теперь на сравнение с Новаком Джоковичем, не сбивает его соперника с пути. Он заводит себя и восстанавливает равновесие в матче.
«Когда я проигрывал 0:3 в пятом сете, публика воодушевила меня своей поддержкой. Я благодарен им, они помогли мне прибавить. Энергии оставалось мало, и ее мне дали болельщики», – говорил потом парень с Манакора.
У публики энергии точно больше. Трибуны веселятся, и веселит их не знаменитый шоумен и скандалист Джон Макинрой, спокойно сидящий в ожидании церемонии награждения (именно ему доведется вручать кубок), а седой мужчина в очках и бежевом костюме, радостно бегающий после выигранного Надалем мяча. И тут уже заметно проседает Кория: удары становятся слабее, доставать мячи все сложнее, концентрация теряется. И все-таки внутренние ресурсы еще есть; они помогают заработать скрытый матчбол в девятом гейме.
Полет длиной в вечность
Вот где наступает первый момент истины. Когда на табло горит 4:40, Рафа вовлекает соперника в невыгодную для того перестрелку с форхенда на бэкхенд, но в какой-то момент решается на слегка неосторожный укороченный. Гильермо отвечает весьма удобно, открывая перед Надалем корт, но испанец неуверенно посылает мяч по линии резаным. Возможно, этот момент полета, когда до последнего неясно, куда приземлится мяч, был самым долгим и напряженным в матче. Рафаэлю повезло: ушибленная рука не подвела его.
Несколько геймов спустя уже Кория пытается отложить конец, отыгрывая матчбол при счете 5:6 связкой безумных форхендов. И даже кусает мяч в напряжении. А вскоре перебрасывает Надаля филигранной свечой, чтобы достичь тай-брейка – пусть даже не совсем осознавая этого (перед 13-м геймом оба уточняли у судьи формат пятого сета, который на многих крупных турнирах тогда был традиционным). Трибуны аплодируют стоя.
Перед тай-брейком Надаль выглядит чуть предпочтительнее – и именно он берет пять из первых шести очков. Но разрыв сокращается, и лишь удивительный промах с хафкорта не позволяет Кории нивелировать его при 4:5. Но Рафа дарит ему два мяча ошибками (в том числе двойной), и еще два матчбола испаряются. Хотя аргентинец словно не может отойти от того своего промаха.
Но следующее очко проходит под диктовку испанца, а при счете 7:6 он выбирается из обороны и вынуждает противника отправить воллей в аут. И римская глина оказывается на его знаменитой безрукавке.
«Я не знаю, где мой предел»
«Я выиграл здесь 10 раз, но воспоминания о пятисетовых победах над Корией и Роджером свежее других, – говорил Надаль о финалах 2005 и 2006 годов в мае. – И людям, думаю, это больше запомнилось. Если выбирать, то я бы поставил первый выше второго.
Я помню, что мы играли 5 часов 14 минут, я уступал 0:3 в пятом сете. Я помню поддержку трибун. Потрясающая атмосфера. Так что этот матч правда остался в моей памяти».
А что же Рафа говорил сразу после финала? «Это был самый трудный матч в моей жизни. Я хотел поблагодарить болельщиков, потому что без них проиграл бы пятый сет 2:6», – комментировал он в микрофон. И с улыбкой воспроизводил «движение матадора», свой знаменитый прыжок, по просьбе Леа Периколи.
«Невероятный матч, самый захватывающий в моей карьере, – добавлял матадор на пресс-конференции, куда пришел с тарелкой макарон. – Нужно поздравить Корию, потому что он провел отличный поединок и доказал, что является одним из лучших в мире на грунте. Он играл прекрасно. Думаю, я победил на тай-брейке потому, что решил действовать более агрессивно, бесстрашно, мощно бить и направлять мяч под углом. У меня хорошо получилось.
Было бы немного грустно проиграть такой тяжелый пятичасовой матч. Но я доволен своим уровнем. Обиднее было бы плохо сыграть, чем уступить. Но сегодня я играл хорошо, и я не разочарован».
Тем временем журналисты, уже записывавшие Надаля в фавориты «Ролан Гаррос», интересовались у него, может ли он играть лучше. «Я не знаю, где мой предел. Надеюсь, вот он и я смогу не уронить планку. Главное – упорно работать, день за днем оттачивая свои удары. Ведь прибавить можно во всем: я могу лучше подавать, пробивать ближе к линиям».
А Кория снова остановился совсем недалеко от великого триумфа – как и год назад, когда упустил матчболы в парижском финале с Гастоном Гаудио. «Я не удовлетворен, поскольку отбегал пять часов, чтобы проиграть с разницей в два очка. Я очень расстроен. Но это нормально, я проиграл топ-теннисисту, который провел отличный матч. Я вплотную приближался к победе, но он был очень уверен в себе, выполнял невероятные удары. Мало кто способен бить так сильно.
С каждым геймом я все больше удивлялся его скорости и ударам. Но просто не оставлял мысль, что нужно справиться физически и морально. Рафаэль не сдавался, и я тоже».
На тот момент финал Надаля и Кории стал самым долгим в истории ATP-тура, а также Открытого чемпионата Италии (Витас Герулайтис и Гильермо Вилас бились 4 часа 53 минуты в 1979-м). Двукратный чемпион Никола Пьетранджели наряду с легендарными журналистами Рино Томмази и Джанни Клеричи сходились во мнении, что это был лучший из итальянских финалов. И победителю он однозначно помог завоевать более крупный трофей через несколько недель, начав свою невероятно успешную историю на кортах «Ролан Гаррос». А еще эта игра повлияла на многих детей и подростков, среди которых были, например, Маттео Берреттини и Кеи Нисикори. Японец в 2022-м называл ее лучшей среди всех на «Мастерсах».
И пусть Надаля та победа еще не сделала королем грунта или легендой, она расширила границы его возможностей, показав, что как минимум на любимом покрытии он способен выдерживать невероятно затяжные битвы, перебарывать соперников за счет характера, когда руки стираются до мяса, а пальцы ног сводит от усталости.
В тот день Рафа совершил прыжок матадора не только в буквальном смысле – он прыгнул в элиту мирового тенниса, ворвавшись в топ-5, и заодно в историю римского турнира. И если прыжок физический, увы, мы больше на этом корте не увидим – как и энергичную, жизнерадостную Периколи, – то исторический останется в архивах и памяти людей на долгие-долгие десятилетия. Долгие, как тот полет мяча, зависшего над вечерним итальянским грунтом.
Смотрите, предложение составлено так, что вроде корт, а не Надаль, посылает мяч?
Хотя 25 лет назад не редко можно было увидеть после победы первых двух сэтов слив 6:0, 6:1.
__________________________________________________________________________________________________
В этом весь Рафа, он навсегда вписал свое имя в историю спорта золотыми буквами. Спасибо за вдохновение в трудные минуты жизни, Эль Матадор!